?

Log in

No account? Create an account

Вчера | Сегодня


В предыдущих сериях:

Вечность длиной в 15 минут.

Писатель-процесс, писатель-результат.

«Я творческий человек, мне необходим творческий беспорядок», говорит писатель. На его письменном столе – сто двадцать пять блюдечек с печеньем, сто двадцать шесть кружек, сто двадцать семь стаканов и полная окурков пепельница. Рукопись находится в ста двадцати восьми файлах. «Я не могу работать в одном файле», говорит писатель, «мне нужно собирать из кусочков, ищу подходящую мне программу… ой, я такой юзверь, у меня даже Word не встает так, как надо … Неудивительно, что мне не пишется!».

Кто-то жалеет таких писателей. Но у меня в голове мысли две. Первая – я завидую, чувак, у тебя есть время для того, чтобы продираться сквозь этот бардак. Вторая... Вторая – она не очень цензурная. Но, если вспоминать ролик, который не так давно выкладывала у себя Аня, хочется заорать человеку в ухо: «STOP IT!!!!!!!!!!!!!!». Ты реально не вкуриваешь, почему тебе не пишется? И ты на полном серьезе говоришь другим «как вы все это успеваете»? И ты реально не замечаешь, ЧТО не так?

Ну ОК, ОК. Давайте успокоимся. Все поправимо. Предлагаю вам работающую (проверено на практике миллиарды раз) программу по возвращению в состояние «Мне пишется». Она состоит из трех простых шагов.
1 ВЫБРОСИТЕ МУСОР ИЗ ГОЛОВЫ

ВАЖНАЯ МЫСЛЬ. Сложно писать, когда вы выискиваете причины для того, чтобы этого не делать.

Начинающие авторы ищут во всем подоплеку и жаждут получить тайное знание. «Вот сейчас прочту еще сто книг по теории писательства – и вперед, писать». Знаю авторов, которые прочитали практически все книги по теории писательского мастерства, но годами пишут одну рукопись. Знаю авторов, которые не прочитали ни одной книги по писательскому мастерству, но в год пишут по две книги (мы с Аней принадлежим к их числу).

Писательское творчество – это практическое занятие. Теория – это прекрасно, но она не дает вам ровным счетом НИЧЕГО. Все основы теории писательского мастерства можно изложить в мощном двухнедельном курсе, который я когда-нибудь осмелюсь сделать, чтобы подтвердить свои слова на практике. Повторю это еще раз. Теория не дает вам ровным счетом НИЧЕГО. В творчестве теоретическое знание проходит через призму практики и меняется до неузнаваемости. Популярное мнение среди молодых авторов – «читаю теорию для того, чтобы избежать ошибок на практике». Забудьте, такого не будет.

Вы будете писать фигню, херню и даже… полный отстой. Вы будете ненавидеть свои первые книги. Дальше – больше, книги, которые вы написали пару лет назад, будут казаться вам плохими. Это нормальный процесс, это развитие. И вот как раз РАЗВИТИЮ вас не научит НИ ОДНА книга.

У меня часто спрашивают, что лучше – прочитать десять книг и написать свой первый роман или написать три романа? Я отвечаю: сколько бы вы книг ни читали, вода в проруби, куда вы нырнете, будет чертовски холодной. Книги не научат вас плавать. И вам будет чертовски страшно. И неплохо было бы научиться плавать побыстрее, потому что в противном случае вы утонете. В остальном – да. Теория нужна. Свое мнение о том, сколько времени занимает изучение теории писательского мастерства, я высказала выше.

ШАГ ВТОРОЙ. ОСВОБОДИТЕ СВОЙ ПИСЬМЕННЫЙ СТОЛ

ВАЖНАЯ МЫСЛЬ. Творческий беспорядок и бардак – это не одно и то же.

Сегодня сложно найти человека, не имеющего проблем с концентрацией. Есть такой термин – «необходимый раздражитель». К примеру, музыка на фоне, когда вы устали и не можете сконцентрироваться на чем-то одном. Или бубнящий телевизор. Когда на писательское творчество вы можете выделить максимум полчаса в день, проблема с концентрацией превращается в беду. Нас отвлекает все – от пустой кружки, которую мы неделю не можем помыть, до слишком яркого постера, висящего над столом.

Уберите подальше все, что вам мешает. В том числе, и со стен. Если вы постоянно работаете на одном и том же месте, уберите с письменного стола ненужное. Навестите IKEA и купите там несколько уютных коробочек пастельных тонов/плетеных коробок/бумажных коробок. Не стоит недооценивать чистый рабочий стол, даже если вы ни разу не ловили себя на мысли, что вертите ручку или милую безделушку вместо того, чтобы набирать текст главы.

Отдельно следует поговорить о ритуальных предметах. У меня это бамбук в маленьком стеклянном горшочке и кукла на шарнирах, которую я пару месяцев назад с помощью акриловых красок за сорок минут превратила в чернокожую богиню. Еще я очень люблю свечи. Кто-то предпочитает ароматические палочки, красивые вазы, талисманы… словом, что-либо, ассоциирующееся у вас с творческим или мыслительным процессом.

ШАГ ТРЕТИЙ. НАВЕДИТЕ ПОРЯДОК В СВОЕМ КОМПЬЮТЕРЕ

ВАЖНАЯ МЫСЛЬ. Храните рукописи на рабочем столе. Быстрее пропадут.

Когда я слышу очередную жалобу «я технический кретин», меня так и тянет засмеяться в голос. И ощущение у меня такое, что люди прибедняются. Елки-палки, ты же писатель. Ты создаешь романы, выдумываешь миры, составляешь планы, но не можешь совладать с машиной?..

Кстати, не понимаю, при чем тут технический кретинизм. На минуточку: мы говорим о том, что вы должны разобрать утюг? Починить стиральную машину? Наладить дома проводку? Что-то мне подсказывает, что нет. Все «умные» вещи – творческие. И, скорее всего, ваш технический кретинизм заключается в том, что вы отказываетесь подойти к делу творчески.

Не знаете Word? Изучайте его так, как делали все – методом научного тыка. Вы ведь не думаете, что все проходили курсы Microsoft и получили платиновый диплом лично из рук Билли? Вам не подходит Word? Откройте великий Google и озаботьтесь поиском альтернатив. Таких, как мой любимый Scrivener или его «русскоговорящий» аналог yWriter. Побольше энтузиазма, товарищи! Даже если красная кнопка, способная уничтожить мир, существует, то в вашем компьютере ее точно нет!

Порядок в папках. Об этом можно говорить много и долго, но я скажу одно, банальное: заведите отдельную папку для творчества. И, желательно, не на рабочем столе (но если любите риск – ОК). Я понимаю, что вы – единственный пользователь компьютера или ноутбука. Понимаю, что удобнее, когда одна глава лежит в одной папке, а другая – в другой, и что картинки с образами персонажей лежат там-то и там-то, а архивы – там, где… ой, уже и забыл. Знаю, что люди, потеряв важный документ, превращаются в специалистов по поиску. Но жизнь становится лучше, когда все материалы организованы и рассортированы в одной папке.

Облачные хранилища. Об этом можно писать саги в сотню томов. Страшные истории «я потерял рукопись в двадцать авторских листов» пугают писателей так, как сказки о вампирах в Средние Века не пугали маленьких детей. К сожалению, мысли о резервных копиях авторы боятся сильнее. Лично я предпочитаю не множить съемные носители и отдаю предпочтение облачным хранилищам. Удобно, доступно с любого устройства, практично для пользователей любого уровня. GoogleDrive не кусается. То же самое могу сказать про Dropbox. Честно-честно, не вру, я давно ими пользуюсь – и ни разу не укусили, даже не пытались.

Итак, дамы и господа, подведем итог.

- выбросите из головы мусор и старайтесь ее не захламлять, делая упор на практику, а не на теорию (ибо писательство суть практика);

- уберите лишнее с рабочего стола (да, включая любимую кружку, которую вы любовно не моете вот уже десятые сутки) и не забывайте про ритуальные предметы;

- не бойтесь компьютера: овладейте основами компьютерной грамотности, наведите в машине порядок и озаботьтесь созданием резервных копий ваших рукописей и важных материалов (а еще лучше – всех материалов);

- получайте удовольствие от творчества!

С любовью,

Настя



Профиль

writing365
Ни дня без строчки
Мы на Facebook
- Сегодня ты писал?

- Да.

- Значит, сегодня ты - писатель.

(с) Джулия Кэмерон, "Право писать"






Яндекс.Метрика





Метки

Календарь

Декабрь 2017
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      
Разработано LiveJournal.com