?

Log in

No account? Create an account

Вчера | Сегодня

Картинки по запросу кошка и книга

Это я о редактировании собралась написать. Оказалось, что начинать разговор о правке невозможно без понятия идеи. Начала писать об идее )) Оказалось, что подробно говорить об идее невозможно без понятия всех прочих основных составляющих художественного произведения.
Поэтому пошла в наброски своей будущей методички, взяла эту главу. Вам, как братьям по классу, можно незавершённое, вы словите ))
В общем, сначала разбираем терминологию для лучшего последующего понимания друг друга, а потом будем проходиться по отдельным пунктам и выуживать всякое прекрасное - и тырить, тырить... ))

Итак, основные моменты, на которых нужно заострять внимание, работая над своим нетленным шедевром.
1.Идея. Идея - это главная мысль. Должно быть что-то, ради чего всё затевается. Если идея неотчётлива, вещь выглядит легковесной. Сюда же, в идейную парадигму я пока запихну проблему и конфликт. Это на самом деле отдельные составляющие, но они относятся к "духу" произведения, поэтому пускай живут в одном пункте. Это - фундамент произведения.

2. Композиция. Это построение произведения, её металлическая конструкция. Чем вывереннее композиция, тем легче и увлечённее чтение и тем великолепнее впечатление. Композиция даёт ощущение завершённости - как всего в целом, так и отдельных частей и глав. Она отвечает за расстановку главных точек концентрации и веса.

3. Сюжет. Сюжет - это последовательность событий. Сюжет отвечает за интригу, остроту и захват впечатления. Если сюжет вялый, то вес должен идти на образы. Недонасыщенные сюжет вполне можно спасать живыми образами, богатством языка и экспрессией. Перенасыщенный - тоже можно спасти разреженностью и бесжалостным выпалыванием сцен.

4. Система образов. Учиться классической, великолепно продуманной и отлично выстроенной системе образов рекомендую у Стругацких - "Отель у погибшего альпиниста" и у Булычёва - "Тайна Урулгана". Потом можно будет подробно поговорить, это очень интересная тема. Там свои важные законы, и если в них разобраться, то даже мелкая мизансцена будет получаться яркой и живой.

5. Язык. Это отдельная тема, совершенный океан. Если автор имеет свою языковую стилистику - он уже на коне. Например, г-н Акунин )) Хоть его и дерут в клочья, но по мастерству языка ему равных нет. По крайней мере в выбранном им жанре. Шикарный мастер и стилист.
Значит, какие важные места в этой сфере.
Описание. Оно должны быть, это такая крепкая проза, основа. В принципе, в большом произведении должны быть все виды описаний: портрет, пейзаж, интерьер, движение, чувства, любовные сцены, детали и пр. Нужно учиться давать описания пространные и концентрированные, буквально отдельными ёмкими штрихами.
Диалоги. Должны быть корректными: не слишком многословными - при этом будет скучно продираться, и не слишком короткими - в этом случае будет непонятно. Мастер коротких рубленых диалогов - Хемингуэй. Но у него всегда много подложено, он пишет, руководствуясь законами айсберга, и его короткие слова - только на поверхности. Но они сильно действуют, потому что в них очень высокая концентрация чувств.
Монологи - такая засада для автора, потому что нужно всё сказать, но чтобы читатель не уснул. Особенно читатель любит спать на внутренних монологах )) Но если ты овладел искусством внутреннего монолога - это может очень хорошо разбить монотонность повествования. Я как раз только что написала такую сложную главу, но подозреваю в ней всё ещё длинноты, буду ещё смотреть, что можно повыдрать ))
Природа, интерьер. Это некие психологические характеристики, необходимые, чтобы нагнать настроение и подчеркнуть образы героев. Плюс они спасают от монотонности - посреди затянувшегося диалога, например. У меня где-то был этюд мой на интерьер, принесу, если будем обсуждать подробно.
Любовные сцены самые трудные, потому что в русском языке не хватает для них адекватной лексики: эта лексика либо с закосом в вульгаризмы, либо с закосом в терминологию, либо она разговорная и не обладает необходимой воодушевляющей эстетикой. В результате выходит либо пошло, либо штампы, либо бездушно, безжизненно. Поэтому хорошие писатели их просто пропускают или дают в намётке, чтобы не испортить хорошую вещь всякой порнографией. В принципе, без них часто можно обходиться, но иногда они необходимы для прочувствования. А иногда из принципа - как вот мне сейчас, хыхы - я сейчас именно этой темой вплотную занимаюсь, интересно, что получится ). Тогда приходится голову ломать. Лично я ломаю голову по нескольку дней, а через месяц возвращаюсь и ломаю уже по мелочам.
Например, сцена, которую принесла Лея, грешит нелогичностью, запутаностью описания. Если развязать в ней все путка-напутки, выстроить действие правильно, вполне она может хорошо восприниматься.
Речевая характеристика. Очень интересная тема - это про создание живых образов. В жизни люди говорят по-разному. И не потому, что голос разный, а потому что у всех своё индивидуальное пользование речью - словечки какие-то, манера переставлять слова, пользование метафорами, междометиями и пр. Поэтому если герои говорят одинаково - это недоработка. Речевая характеристика - это уже тонкая обработка, её можно потом в редакциях разукрасить. Я, например, так и делаю, выставляю речевые акценты на стадии лессировки, если нужно. Акценты тоже должны быть деликатными, чтобы не сделать из героев клоунов. В "Миллиарде лет до конца света" отличные речевые характеристики, а в "Отеле у погибшего альпиниста" - там просто видишь героя воочию. "Отель" - это вообще образец всего лучшего, это такой учебник, как написать роман ))
Музыка речи. Это умение составить идеальные в ритмическом отношении фразы и абзацы. Умение чередовать длинное и короткое, растянутое и плотное, информативное и чувственное. Умение использовать поэтический ритм, менять ритм там, где нужно - то есть, работать с прозаической речью так же, как с поэтической. Умение завершить какой-то отрывок точной в ритмическом отношении фразой. Особенно это относится к финалу. В финале должны быть вообще выверенные во всех тонкостях ритма "золотые" фразы. Это как продуманный выход на поклоны в спектакле - грамотно продуманная церемония выхода на поклоны может спасти незначительные шероховатости самого спектакля, их как бы смоет волной.
Художественные средства - всякие "адорнос" (украшения) речи, которые, собственно, и делают язык - языком художественного произведения. Всякие тропы, которыми нас мучали в школе, но без которых красиво не напишешь. Тоже отдельная большая тема.

В общем, всё. Точнее, не совсем всё, но само главное в общих чертах. Теперь можно говорить подробно о редактировании.
Чтобы разобраться в каждом пункте подробно - нужно разбираться подробно ))

Комментарии

( 30 слов — Сказать )
era_elto
14 фев, 2017 18:03 (UTC)
>> Любовные сцены самые трудные, потому что в русском языке не хватает для них адекватной лексики: эта лексика либо с закосом в вульгаризмы, либо с закосом в терминологию, либо она разговорная и не обладает необходимой воодушевляющей эстетикой. В результате выходит либо пошло, либо штампы, либо бездушно, безжизненно.

В РУССКОМ языке? Тот, кому не хватает, пусть идет читать книги. Мне вообще смешно слушать вещи типа "в русском языке для того-то и того-то не хватает слов". Русский язык - один из самых богатых языков в мире, уж простите меня за банальность. Читайте больше, товарищи, обогащайте свой словарь. А еще можно просто брать и читать словарь, я не шучу. Словарей онлайн полно. Вот брать, читать и учить слова, прямо как с иностранным языком. Что до других языков (по крайней мере, мне известных) - так "больше слов для любовных сцен" это просто чудовищный миф. Или у нас уже английские слова cunt и prick стали цензурными, и они хорошо подходят для описания любовных сцен? )))
streletc_art
14 фев, 2017 18:28 (UTC)
Ну вот мы сегодня с Леей почитали одну книгу, секс со свитером ))

Если бы всё было так просто, писатели бы не спотыкались на этих сценах.
Не, сложно, чё там...
Я соглашусь, что надо читать и учиться, но если ради эксперимента сейчас дать задание на эротический этюд в определённой стилистике - народ озаботится бы сильно...
era_elto
14 фев, 2017 20:11 (UTC)
Со свитером? Не уверена, что хочу слушать дальше ))))

Сложно не потому, что нет слов в русском языке.
streletc_art
14 фев, 2017 23:37 (UTC)
Вот напрасно не хочешь, там свитер обледенел и рассыпался на сосульки, хех ))
И одновременно это был секс. Очень такой многослойный образ. Я обзавидовалась :)))
era_elto
15 фев, 2017 09:38 (UTC)
Секс, обледенение и сосульки? Зимой?! Ой, нет. Мне, пожалуйста, камин, свечи и шкуру на полу :))
(без темы) - streletc_art - 15 фев, 2017 11:31 (UTC) - Развернуть
(без темы) - era_elto - 15 фев, 2017 15:43 (UTC) - Развернуть
fox_in_hood
15 фев, 2017 04:21 (UTC)
Мне тоже кажется, что дело в том, что люди этих слов просто не знают, и не хотят узнавать.

Причём, эта беда относится не только к постельным сценам. У меня есть знакомый, умный, образованный человек, который на полньм серьёзе ржёт над выражением "косые лучи солнца" и считает, что слово "страсть" имеет исключительно сексуальное значение. Судя по тому, что я порой вижу в печати, он далеко не один такой.
streletc_art
15 фев, 2017 10:53 (UTC)
Итак, люди этих слов просто не знают. Окей. Я - тот самый людь, который хочет узнать эти слова. Мне нужно пять-шесть слов и синонимических конструкций для понятия "соитие", исключая "соединиться" - его я знаю.
И примерно столько же - для обозначения органов любви.
Для возвышенной стилистики. То есть, это значит, что эти слова и выражения её должны хотя бы поддерживать. Мне, конечно, нужно, чтобы создавали, но я упрощаю задание - пусть хотя бы не разрушают.
phontanka
15 фев, 2017 14:59 (UTC)
Извините, что встреваю, но надоевшие образы типа пещер и стержней суть метафоры, и метафоры для возвышенных описаний как раз подходят. Помню, читала подборку эротических стихов классиков, врезалась в память строка о первом опыте девушки, но с точки зрения мужчины, последняя строка стиха «и каплет кровь с моего живого лезвиЯ». Метафоры. )
(без темы) - streletc_art - 15 фев, 2017 16:45 (UTC) - Развернуть
(без темы) - phontanka - 15 фев, 2017 16:58 (UTC) - Развернуть
(без темы) - streletc_art - 15 фев, 2017 17:53 (UTC) - Развернуть
(без темы) - phontanka - 15 фев, 2017 17:58 (UTC) - Развернуть
(без темы) - streletc_art - 15 фев, 2017 18:17 (UTC) - Развернуть
(без темы) - phontanka - 15 фев, 2017 18:18 (UTC) - Развернуть
(без темы) - streletc_art - 15 фев, 2017 18:01 (UTC) - Развернуть
(без темы) - arico_samaa - 15 фев, 2017 18:44 (UTC) - Развернуть
(без темы) - streletc_art - 15 фев, 2017 19:41 (UTC) - Развернуть
nehama_leah
15 фев, 2017 18:14 (UTC)
О, их знаю я!
Для нежного секса и всякой мурмурмурки я использую вариант "любить друг друга". Вот например (тут, правда про девочек, но я думаю суть не меняется):

"Они любят друг друга в темноте. Любят отчаянно — Кас старается успеть до рассвета, не желая встречаться со своими демонами. Она никогда не оставляет зажженным светильник. Только в темноте она может представить, что целует именно те губы, проводит пальцами по тому самому телу. Рыжая убеждает себя, что голос, хрипло выкрикивающий ее имя, принадлежит другой… И потому она никогда не остается спать в комнате своей ученицы."

Еще я иногда выбираю глагол "наслаждаться" и начинаю его вертеть: наслаждаться друг другом, дарить наслаждение и так далее.

А вот с грубыми вариантами, конечно проще: тут и трахаться, и заниматься сексом, и ебаться, и сношаться. И всякие остальные грубые слова, которыми обозначают процесс и его элементы. Пример приводить?

Из более-менее нейтрального: тискаться и миловаться.



(без темы) - streletc_art - 15 фев, 2017 18:30 (UTC) - Развернуть
(без темы) - nehama_leah - 15 фев, 2017 18:40 (UTC) - Развернуть
(без темы) - streletc_art - 15 фев, 2017 19:23 (UTC) - Развернуть
(без темы) - arico_samaa - 15 фев, 2017 18:55 (UTC) - Развернуть
streletc_art
15 фев, 2017 11:03 (UTC)
Про косые лучи - может, всё-таки он шутит? ))
Но вообще "умный и образованный" - это ведь ещё не "начитанный"? Не?
Потому что начитанный человек всё это прекрасно чувствует.
fox_in_hood
15 фев, 2017 11:15 (UTC)
Не шутит. Доктор наук, занимается ядерной физикой, вряд ли глупый человек умудрится опыты ставить и научные статьи в рецензируемых журналах публиковать. "Косые лучи солнца" в научных статьях, видимо, не встречаются))
fox_in_hood
15 фев, 2017 04:25 (UTC)
Ой, а можно подробней про систему образов? Я даже не знаю, как вопрос конкретней задать. Про систему образов в "Отеле "У погибшего альпиниста" ?
streletc_art
15 фев, 2017 10:58 (UTC)
Да я хотела вообще по всему пробежаться, поскольку речь зашла о редактировании, и я подумала, что начинать надо с самого начала и по всем вот этим узловым моментам пройтись.
А про систему образов в "Отеле" у меня вообще давно ещё планировалась статья, и там уже наполовину материал собран. Я это дело бросила, потому что получилось очень много )) Просто из-за примеров.
Потом я несколько раз возвращалась, потом несколько раз обещала в разных местах, хех ))
Ну в общем, я обязательно принесу ))
fox_in_hood
15 фев, 2017 11:17 (UTC)
Это здорово)) Интересная тема.
( 30 слов — Сказать )

Профиль

writing365
Ни дня без строчки
Мы на Facebook
- Сегодня ты писал?

- Да.

- Значит, сегодня ты - писатель.

(с) Джулия Кэмерон, "Право писать"






Яндекс.Метрика





Метки

Календарь

Ноябрь 2017
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  
Разработано LiveJournal.com