?

Log in

No account? Create an account

Вчера | Сегодня



Вы ещё не расстроились после чтения статьи об идее произведения? ))


Сейчас я дорасстрою: в произведении есть ещё тема, проблематика и конфликт.

Для редактирования значение будет иметь именно конфликт, но я всё-таки напомню ради полноты материала, что тема – это тот материал, который выбрал автор для продвижения идеи.
Например, тема «Поднятой целины» - изображение жизни донских казаков на хуторе Гремячий лог в период коллективизации.
У вас, фэнтезистов в большинстве, темой является жизнь в вымышленном мире (подставить) определённых условных рас (подставить названия), в определённое условное время – или в безвременье.


То есть, тут всё просто. О чём вы пишете, кого-что для сюжета наприготовили – это и есть ваша тема.

А проблематика произведения – это ряд вопросов, более или менее глобальных, которые ставит автор, двигаясь по сюжету, заставляя героев эти проблемы решать и делать выводы, более или менее глобальные.


Конфликт – это противостояние двух сил, столкновение чего-то с чем-то.
Если сюжет сравнить с дорогой, то конфликт - это движущая сила транспортного средства, который пустится в путь по этой дороге. Без этой движущей силы мы так и останемся в начале пути.
Чтобы поезд тронулся по рельсам сюжета, нужно топливо. Подкинуть дровишек. Если это автомобиль – нужно включить мотор.
Вот этим топливом - или этим мотором, запускающим всю систему произведения вперёд, является конфликт.
Конфликт – главная движущая сила сюжета, его основа. Это то, что придаёт ему остроту, динамику, жизнеспособность.


Конфликты различают внешние и внутренние.
Внешние: столкновение интересов двух государств, противостояние мировоззрений, противоречия идей в обществе, социуме, столкновение противоположных планов в отдельном коллективе. Или просто столкновение взглядов двух людей. Банальная драка – это тоже внешний конфликт.
Внутренние – это борьба внутри целого. Например, противоречия внутри человека - в его душе, в его сердце, в его разуме.
Один и тот же конфликт может быть и внешним, и внутренним. Например, конфликт в коллективе/семье – внутренний по отношению к самому коллективу/ семье, но внешний по отношению к членам этого коллектива/семьи - если они стоят по разные стороны баррикад.


К слову, о великих писателях: конфликт "Поднятой целины" - столкновение двух мировоззрений: старого, собственнического и нового, социалистического. Это внешний конфликт. Внутренний подробно показан на образе середняка Майданникова, который мучительно страдал, пытаясь выбрать верный путь.
"41-й" Лавренёва: на фоне острого военного конфликта между белогвардейским движением и революционными массами во время гражданской войны изображён личный внутренний конфликт героини, по стечению обстоятельств проникнувшейся симпатией к "врагу": зарождающаяся в её сердце любовь борется с идеологией, с долгом, с миссией и... проигрывает.


Ну, а теперь обращаемся от великих к себе, любимым.
Пробежимся ещё раз по нашему произведению – теперь в центре нашего внимания будет стоять конфликт. Если вы ещё не осознали конфликтную составляющую вашего произведения – сейчас время это сделать и тоже записать на бумажке.



Итак, листаем, вспоминаем и думаем: что у нас чему противопоставлено? Что у нас с чем сталкивается. Или кто с кем. Если у вас в самом начале сталкиваются два героя, даже если они просто банально подрались, следует подумать, что это частное столкновение является выражением каких-то фундаментальных идей, что-то стоит за этими персонажами, которые того гляди погибнут, развязав цепь событий. А может, кто-то? Кто там за ними стоит? Какие серые кардиналы? В чём суть их противостояния?
Даже в простой мелодраме вполне может быть довольно значительный конфликт. Например, мои два героя как раз именно подрались в подъезде. Но почему они подрались? Почему не взялись просто целоваться, как ожидалось бы? Что за силы в итоге отшвырнули  их друг от друга и едва не растеряли в мире? Из этого смешного эпизода вполне можно вытянуть не один внутренний конфликт и связать с психологическими проблемами, через которые проходит молодёжь формируя свои представления об "отношениях".


В общем, листаем черновики и смотрим: есть у нас единственный всеобъемлющий конфликт или налицо много мелких – в каждой главе свой? Вполне так бывает, и это, кстати, отлично, но если это так, не следует ли объединить их под знаменем какой-то великой дилеммы – и может быть, мы тогда успеем написать ещё одну последнюю главу, где это обобщение прозвучит особенно торжественно, словно колокольный звон?


Существуют вечные конфликты, такие Великие Противостояния, породившие множество неумирающих произведений.
Любовь – ненависть.      Добро – зло.
Новое – старое.      Молодое поколение – старое поколение

Опыт – интуиция.    Новаторство – ретроградность.
Храбрость – трусость.    Благородство – подлость.
Гуманизм - варварство.    
Алчность - бескорыстие.
Чувство - разум.
Прагматичность - милосердие.

Можете дальше продолжать сами, добавить свои собственные выстраданные.



Если вы обнаружили какой-то глобальный конфликт (или затеяли его заранее), последите, не иссякает ли он к середине. Не перебивают ли его другие, более второстепенные, но ярче разожжённые. Напряжение конфликта, конечно, может ослабевать, но его инерции должно хватать на определённое время до следующего толчка, до следующей порции дровишек. Если вы увидели проседание конфликта - то есть, все увлеклись другим, нужно подумать, нужен ли он вообще, может, лучше убрать какие-то сцены, чтобы они не сбивали с толку, а конфликт обозначить другой акцентуацией?
Если вы обнаружили высокий градус конфликтности, то может, тоже стоит что-то убрать, чтобы дать читателю вздохнуть - или ничего не убирать, а просто добавить описаний. В общем, всё нужно провентилировать.
И, собственно, зачем я привела список Великий Противостояний: потому что все мелкие конфликты можно волшебно свести к ним. Подвести к ним - это сразу сделает произведение глубже и значительнее.



Теперь посмотрите в конец. Это важно. Мелкие конфликты к финалу должны быть разрешены. Иначе читатель скажет, ааа, ради чего я мучился, чем начали, тем и кончили…Даже если эти конфликты возникли под конец. У меня в "Эликсире" вспыхивают на последней странице аж оба типа конфликта. Уже пора книжку закрывать, а подруги адски ссорятся, а потом героиня в отчании мечется душой, не зная что делать. Но эти мелкие конфликты успевают разрешиться - но они таки и успевают насытить высоким напряжением прямо самый хвостик истории, когда все уже собрались вздохнуть.
Поэтому ещё раз: проверяем завершение местных конфликтов. Все ли убиты, кто планировался, все ли герои сказали друг другу нужное, все ли герои пришли к финалу с чувством выполненного долга? Всё ли мелкие конфликтные ситуации выведены на нуль?
Если не все - должно быть обоснование.
Глобальный же конфликт сохранит свою остроту. Он в любом случае не закроется, он вечен. Но необходимо в финале показать его величие. Показать, что именно в его неразрешимости и кроется великий смысл жизни. Как это ни грустно.


В какую сторону разрешать конфликт? Вообще, это отдельный большой вопрос, и ответ зависит от замысла. От того, что вы хотели показать читателю. Чью победу вы планировали провозгласить, куда хотели толкнуть читателя - в горестное сожаление или в веру в любовь - вот в ту сторону и должено быть решение.


Итак, если мы, пролистав свой черновик, смогли внятно сформулировать конфликт, да ещё и позакрывали попутно какие-то упущенные гештальты - значит, миссия пройдена ))
И у нас на бумажке на холодильнике уже две путеводные звезды, которые должны помочь при дальнейшем редактировании – идейный замысел и конфликт. Мы прямо на коне ))

Ставим вторую галочку и переходим к композиции.
-----------------------------------------
статьи предназначены для пособия по редактированию, просьба при цитировании и копировании указывать автора - Лариса Ритта ))
https://vk.com/mgroup365

Профиль

writing365
Ни дня без строчки
Мы на Facebook
- Сегодня ты писал?

- Да.

- Значит, сегодня ты - писатель.

(с) Джулия Кэмерон, "Право писать"






Яндекс.Метрика





Метки

Календарь

Ноябрь 2017
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  
Разработано LiveJournal.com