?

Log in

No account? Create an account

Вчера | Сегодня



Предыдущие статьи:

Идейный замысел

Конфликт

Сюжет и композиция


Экспозиция и завязка


Самое первое, что нужно знать о системе образов – это то, что в неё входят не только люди, звери и вымышленные фантазийные персоналии, но и неодушевлённые участники, а также разного рода одухотворённые природные и философские понятия.
Второе главное, что нужно знать про образную систему -  что где-то в ней должна заниматься заря ))
О заре поговорим позже, а сейчас попробуем рассмотреть суть и принципы образной символики. То есть, мы начнём подбираться к конкретным образам, начиная издалека, от абстрактных.


Образ в искусстве – понятие сложное, в каком-то смысле, голографическое, то есть, пронизывающее весь замысел.
Образ – это всегда обобщение. Или мизерное – в рамках одной личности - или результат многих обобщений – когда автор выводит героев и читателей на философские, космические понятия.
Как строится такой масштабный образ? Опять обращаемся к классике и радуемся, что она у нас есть ))


Начало «Поднятой целины». Ещё ничего не случилось, ни одного события. Но отдельным описанием дан эпичный образ ещё спящей земли. Едва пригревает солнце, земля чуть оттаяла. И так же мирно спит отдалённый донской хутор, ещё не ведая новых перемен. Но наступающая весна должна всё перевернуть. Эту землю вспашет пахарь, на ней развяжется схватка, из-за неё прольётся кровь. И кто-то упадёт на эту землю, чтобы больше не встать. Заложенный в названии образ земли всплывёт и встанет во весь рост ещё не раз – в сценах пахоты, в сценах сева, в сценах жатвы – не один раз автор возвратит нас к этому обобщению, к символу жизни и рождения. И в этом закольцевании весь смысл романа: неподнятая целина дала первый урожай. И весь роман – это рассказ о цене этого урожая.


В пьесе «Вишнёвый сад» ключом к пониманию замысла является гениальный образ цветущего сада. Этот образ, как матрёшка, раскрывается в новые и новые темы: это и символ вечного в природе, и символ старого мира, и одновременно – символ перемен и надежд. Сад сразу – и старое и новое. И уходящее, и грядущее. И старость, и молодость. Сад – он про всё. И возможности - и разрушение. Он – про каждого. Каждый персонаж видит свой сад – и каждый персонаж мучительно прав. Почему мучительно – потому что правд много. А истина одна. И эта истина – в старом саду, опять расцветшем весной.


В «Преступлении и наказании» образом-ключом является город. Преступление Раскольникова зачинается и развивается на фоне громадного полотна – Петербурга, города-мучителя, в котором глохнут светлые, живые мысли, но процветает уродливое и дикое.


«Война и мир». Несмотря на то, что в этом грандиозном романе не один и не два обобщающих образа, в его бэкграунде – вовсе не земное понятие. В бэкграунде у Толстого – небо. Именно там – ответы на вопросы и источник прозрения. В небо смотрит раненый князь Андрей, в небо хочет улететь юная Наташа, в небе перед глазами Пьера предстаёт величественная комета, которая сама - образ-символ.
И взгляд читателя уводится от земных проблем туда, где вечность, а значит - ответы на вопросы.
В принципе, всё это должно разбираться в школе, я просто напоминаю и собираю в кучку тему.


Можно взять аналогичные примеры из кинематографа.
В "Солярисе" ключевой образ - Океан. С одной стороны - это некий космический субъект-объект, который так и не удалось познать. С другой стороны, это образ нашего подсознания, тайны которого до сих пор не изучены и которые столь же глубоки и драматичны.
В культовом американском молодёжном сериале «Холм одного дерева» ключевым образом является кладбище. Америка – страна имперского мышления, и тема связи рода и крепость семьи и поколений – для неё важнейшая, это - идёт от первых переселенцев, которые цеплялись друг за друга, чтобы выжить.
 И в "Холме" на протяжении всех сезонов на кладбище приходят и старые, и совсем маленькие герои. Чтобы вспомнить любимых ушедших, чтобы рассказать, чтобы поделиться, пообещать. Чтобы продумать что-то сокровенное. Чтобы удержаться, не упасть.


Можно вспоминать ещё много других примеров, но если сейчас всё понятно, спускаемся с высот классики к своим произведениям.
И думаем: есть ли у нас образ-ключ? Что у нас лежит в бэкграунде, и сквозит, и связывает, и цементирует всё повествование?


Если образ-ключ, образ-бекграунд у вас уже есть, если он был задуман – самое время проверить сейчас, как с ним всё получилось.
Не просел ли он, не утонул ли в подробностях. А если не утонул – не свербит ли он настолько надоедливо, что уже завяз во всех печёнках.
Если же его не было задумано, его ещё можно задумать и оформить. Это всегда придаст произведению значительность и вес.
Для контроля берём нашу бумажку - где записаны идея и конфликт и пишем рядом название произведения. И смотрим, насколько эти три записи соотносятся друг с другом. Эти три кусочка сейчас - квинтэссенция вашего произведения.


Показываю этот момент на себе ))
 Была идея - показать, как "любовь с первого взгляда" может вылечить от старых ран. Конфликт в ней простенький: старое умирающее борется с новым чувством. Повесть называется «Эликсир жизни».
Эликсир жизни - обобщённое понятие и достаточно растиражированное. По сути – фразеологизм. Но в контексте повести это – обыкновенный  кумыс. Так называет его простая продавщица, которой не до поэзии, она его продаёт - и всё. Героиня, давясь, выпивает кумыс, он гадкий, ей плохо, и она из чисто женской мести поит им мальчика, который разбудил её чувственность и задел честолюбие. И оба, как в сказке, прозревают. Начинает раскручиваться чувство и оказывается таким сильным, что буквально выпихивает их из старых, отживших любовных историй, которые их держали своими лапами и не давали быть счастливыми. Эликсир жизни-кумыс становится для них живой водой.


Сразу всех утешу: ни о каких космосах я не думала, когда писала. Никаких грандиозных обобщений не планировала. Просто писала, как ошпаренная, как бывает в полосе вдохновения.
Все эти связи, я обнаружила потом – именно про редактировании. И, обнаружив – обрадовалась. Подтянула некоторые места, и получился качественный, цементирующий символ.
Что я там подправила конкретно? Я обнаружила в повести двойную трансформацию: из философского понятия – вниз, в житейскую ситуацию, к тётке-продавщице, в юмор, в иронию, а потом вдруг внезапно снизу опять стремительно вверх, как символ возрождения к жизни.
И я просто ввела эти слова ещё пару раз в определённые места – диалоги и монологи. Чтобы фраза «эликсир жизни» не потерялась в куче событий. И проследила, чтобы она прозвучала и где-то в финале. А в финале героиня летит домой. И словосчетание "Эликсир жизни" оказывается оторванным от земли, оно с ней, но уже над землёй, оно уже прописано в высших сферах, в облаках. А значит - всё правильно ))


Ну, а теперь идём в свои произведения? Мы там порылись? Что у нас получилось? Получились, скорее всего, такие три варианта:


  1. Мы ключевой образ задумали и проводили в жизнь – проверяем, насколько корректно проведение. Если ключ появился на столе один раз – его завалили уже тарелками и салфетками. Если этим ключом махали то и дело – значит, он всем опостылел. Нужна корректность. Проверяем, не замызгана ли ценность.

  2. Ничего мы не задумали – написали и всё. Самое время посмотреть, может он всё-таки есть, но смыт волной вдохновения? Может, полазить под столом и поискать? Если он найдётся – см. пункт первый.

  3. Ничего не задумали и под столом ничего не нашли – надо ли сжечь произведение? Подождите, есть два выхода. Первый – выяснить, насколько он вообще нужен. Существует огромное количество произведений, не претендующих на масштабные выходы в подпространство. Не все же авторы – создатели миров и философий. Есть юмористика, ироническая проза, боевики. Там вполне может сработать другая акцентуация. Может, у вас и без ключей всё блестяще?  Поэтому не торопитесь загружать ключи. Взвесьте всё. Но уж если очень захочется прозвучать аккордом, есть второй выход. Второй выход – ключ бонусом, просто прицепить что-то в дополнение, как вишенку на торт. Простенько и со вкусам ))Но это мы рассмотрим подробно, когда в следующий раз будем говорить про зарю.


Итак, мы рассмотрели наиболее сложный и наиболее ответственный образ, образ-голографию. Философски одухотворённый континуум. Восходящий к вечным истинам: любовь-жизнь-смерть. Тема сложная, и она, конечно, в один пост не уложимая. Так что если что – спрашивайте, откроем дискуссию.
И ценных всем открытий и находок в собственных текстах ))

------------------------------------------------------------------------------
статьи предназначены для пособия по редактированию, просьба при цитировании и копировании указывать автора - Лариса Ритта.
https://vk.com/mgroup365

Профиль

writing365
Ни дня без строчки
Мы на Facebook
- Сегодня ты писал?

- Да.

- Значит, сегодня ты - писатель.

(с) Джулия Кэмерон, "Право писать"






Яндекс.Метрика





Метки

Календарь

Ноябрь 2017
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  
Разработано LiveJournal.com