?

Log in

No account? Create an account

Вчера | Сегодня



Предыдущие статьи:

Идейный замысел
Конфликт
Сюжет и композиция

Экспозиция и завязка


Про зарю я упомянула здесь, в Ключах и символах. «Занималась заря» - это мой такой рабочий мем, взятый из повести Анатолия Рыбакова «Каникулы Кроша». Там вскользь мелькнула девочка, которая в классе «представляла литературу». Она писала рассказы. Цитирую дословно:
Все ее рассказы кончаются одной фразой: «Занималась заря».
    ...Мальчик, сирота, нашел своих папу и маму. Они плачут, целуются, выходят на улицу... Занималась заря...
    ...Другой мальчик, порядочный лодырь, перевоспитывался. Первый раз в жизни сделал уроки и, счастливый, вышел на улицу. Занималась заря...

...Третий мальчик, отличник, оторвался от коллектива. На собрании его прорабатывают, он осознает свои ошибки. Все довольны, выходят на улицу. Занималась заря...


 Момент тут, конечно, чисто юмористический, но в нём заключена большая сермяжная правда: вовремя взошедшее солнце – то есть, правильно выстроенная пафосная структура - спасает многое.


Немного ассоциаций для наглядности.
  Есть выражение: портной гадит, утюг гладит. Смысл его в том, что финишной отделкой можно исправить огрехи, допущенные в процессе.
Когда я занималась театром, ребята учились держать пафосную планку. То есть, помнить: что бы там они внутри, в процессе, ни напортачили, всё можно спасти хорошей презентабельностью в других местах. И ошибки могут забыться. А особенно если зритель увидит красивый, грамотный, эффектный финал. У нас финал с последующим выход на поклоны был отдельным мини-спектаклем, и его готовили особенно тщательно, потому что именно он оставался потом во впечатлении уходящих из зала.
Писатель – тот же режиссер. Он, используя логику впечатлений, свойственную людям, вполне может при итоговой шлифовке утвердить нужные акценты и не просто украсить, но во многом спасти своё детище. Просто нужно знать, в каких местах поднять пафос, а где опустить.


Про эту зарю я говорила и когда готовила к экзаменационному сочинению. Я объясняла, что можно закончить сочинение шаблонно: таким образом, мы увидели, что… А можно закончить художественно – картинкой, красивым выводом на фоне вот такой зари. И мы буквально составляли схемы, где потом им просто нужно было подставить нужное – и качественное заключение было готово.
Но это были школьники. И это было школьное сочинение, которое надо было успеть спасти за шесть экзаменационных часов.
 У нас другая ситуация, но суть приёма та же: если обобщающий образ не найден, а искать и проставлять его долго, но его очень хочется иметь, его можно просто подставить в финал.
Так же, как в спектакле, финал литературного произведения - очень ответственное место. Правильный финал может спасти половину сюжета – ошибки сюжета уже все забыли, и вдруг – правильный, поднятый на нужную высоту вывод – а значит, чувства читателя тоже подняты на нужную высоту.


Распространённая ошибка - неумение «выдержать уровень».
Я кричала из зала на сцену: держи руку! Держи-держи-держи, не опускай! А вот теперь медленно отступай назад.  Не опускай руку, так и отступай с поднятой рукой. А вот теперь можно медленно опустить.
В принципе, такая же вещь должна происходить в литературном финале.
Отступление должно происходить с поднятой рукой. Завершение сюжета должно подхватить читателя и поднять его на высоту – хотя бы на высоту поднятой руки. И только когда читатель проникнется – руку можно опустить.
Можно даже вообще свалить читателя вниз с этой высоты. И пусть душе его будет больно. Но сначала надо непременно поднять.
А можно - поднять ещё выше, чем способна поднять рука. Например, на высоту птичьего полёта. На высоту восхода.


Теперь, чтобы всё это увидеть воочию, обращаемся к классике.
Александр Грин. Его феерия завершается вполне традиционно: героиня всходит под алые паруса «Секрета», прямо в объятия героя.
Мастер образных импровизаций Грин завершает историю любви в своём стиле – просто и красиво:
Теперь мы отойдем от них, зная, что им нужно быть вместе одним. Много на свете слов на разных языках и разных наречиях, но всеми  ими, даже и отдаленно, не передашь того, что сказали они в день этот друг другу.
Прекрасная эпическая фраза, этически и ритмически выдержанная – такая сказочная и глубокая. Казалось бы, чего ещё? Заря встала над влюблённой парой, всё закончилось хорошо, можно счастливо вздохнуть.
Но нет! Грин не удовольствуется таким завершением. Занавес не закрыт. Влюблённые соединились, да, но вокруг них кипит же ещё жизнь, и Грин отступает в эту жизнь:
                    Грэй поднялся вверх, дал знак оркестру и, сняв фуражку, первый зачерпнул граненым стаканом, в песне золотых труб, святое вино.
И теперь и весь народ вокруг празднует, подхватив настроение своего командира. Это общий план.
А теперь ещё один шаг – от общего плана к конкретным образам: не столько слуга, сколько дружище Летика, который был с капитаном в самом начале истории и видел спящую в лесу Ассоль:
        Будьте счастливы, капитан. И пусть счастлива будет та, которую «лучшим грузом» я назову, лучшим призом «Секрета»!


Ну, вот теперь уже точно всё. Не так ли? Красивая фраза простого матроса, человека из народа уж точно должна показать, что всё правильно и хорошо. И слова прекрасны, и чувства искренни. Можно и закончить.
Но опять  нет! Опять это не окончательный конец.
Заря занимается в третий раз!
Когда на другой день стало светать, корабль был далеко от Каперны. Часть экипажа уснула… держались на ногах лишь рулевой да вахтенный, да сидевший на корме с грифом виолончели у подбородка задумчивый и хмельной Циммер. Он сидел, тихо водил смычком, заставляя струны говорить волшебным, неземным голосом, и думал о счастье…


Вот оно. Вот он, наконец – окончательный финал. И настоящая, а не фигуральная заря.
Рассвет, всё кругом спит. Спят влюблённые, усыплённые любовью. Спит команда, усыплённая праздничным вином.
Не спит музыка. И просыпается день.
И сказана важная фраза: корабль был далеко от Каперны. Каперна – это горькое прошлое, и оно теперь позади. Корабль плывёт в будущее. И в мир под волшебную музыку приходит новый день.
Итак, три раза занималась заря: сначала над влюблённой парой, потом – над всем кораблём. И наконец – над всем миром.
Утверждение счастья над всем миром, торжество любви во всём мире – вот что делает своим трёхступенчатым финалом сказочник-Грин.
И теперь можно закрыть книгу.


Ну, а что делать нам? У нас уже всё написано.
Только одно: попробовать поднять зарю в финале )) Не обязательно, разумеется, зарю, любой многозначительный образ, например, луну, или дождь, или снегопад, или звездопад, или, например, дорогу – образ дороги бывает очень красивым носителем смысла. Или просто падающий лист.
И можно ещё успеть попробовать закольцевать финал с названием. Иногда бывает, что завершить произведение можно той же фразой, что вынесена в название. Или в эпиграф.
Посмотрите – есть ли у вас эпиграф.
Попробуйте выстроить свою финальную пафосную структуру, используя строчки эпиграфа. Или само название.
Например, мой рассказ "Цветок, похожий на звезду" закольцован именно на название:
А когда я возвращалась с водой, я увидела, что на том месте, на том самом, где мы вчера стояли - появились цветы. Их было видно издалека - они светились веселой желтизной на голом склоне. Никогда их здесь раньше не было, здесь всегда рос один бурьян. А теперь здесь были цветы. Самые лучшие, самые яркие, самые первые на свете. Цветом и формой похожие на солнце.
              А значит - и на звезду.



У Грина история кончается тремя красивыми значительными аккордами. Я напоминаю, как это было: сначала – главные герои, потом – главное окружение главных героев, и наконец – весь мир вокруг них.
Можно сотворить что-то подобное. Вдруг получится?
Ну и а если сразу не получится – пусть просто взойдёт заря.
Ну а почему бы и нет? Да, это шаблонный приём. Ну так это приём шаблонный, а не сама заря. Заря встаёт ежедневно с сотворения мира, но тем не менее нет одинаковых зорь, как нет одинаковых закатов, как нет одинаковых дождей и листопадов.
Поэтому – пусть это будет только ваша заря ))


Итак, общий - очень общий - обзор ключевых, символических и завершающих образных конструкций подошёл к концу. На очереди любименькое - драгоценные наши персы.
В следующий раз: какой должна бы быть правильно сформированная система персонажей.
-------------------------------------------------------------
статьи предназначены для пособия по редактированию, просьба при цитировании и копировании указывать автора - Лариса Ритта ))
https://vk.com/mgroup365
Buy for 10 tokens
***
...

Комментарии

( 2 слов — Сказать )
vysochina_lera
22 мар, 2017 13:21 (UTC)
Интересная тема!
Моя учительница называла этот прием "изюминка"))) И она тоже использовала его при подготовке к сочинениям в ЕГЭ.
Цитата из Грина - супер!
А что за пособие по редактированию вы пишете?
streletc_art
22 мар, 2017 13:32 (UTC)
Для начинающих авторов, или для тех, кто не имеет опыта редактирования, или для авторов, не имеющих никакого литературного образования, но хотел бы что-то писать.

Пособие по саморедактированию: если нет возможности выйти на профессионального редактора, можно быть редактором себе самому.
Конечно, это не исключает профессиональную редактуру - любое произведение всегда будет и будет редактироваться. Но проверять себя самого на первой стадии нужно уметь - проходя по узловым моментам произведения.
( 2 слов — Сказать )

Профиль

writing365
Ни дня без строчки
- Сегодня ты писал?

- Да.

- Значит, сегодня ты - писатель.

(с) Джулия Кэмерон, "Право писать"

Метки

На странице

Разработано LiveJournal.com