?

Log in

No account? Create an account

Вчера | Сегодня


В предыдущих сериях:

Вечность длиной в 15 минут.

Писатель-процесс, писатель-результат.

Ничего лишнего, только творчество.

"Нет сил" и как с ним бороться... не следует.

Консервативный сценарий.

Пробежав глазами заголовок, читатель задаст неизбежный вопрос: в чем заключается связь между перфекционизмом и тайм-менеджментом, пусть и для писателей? Что же. Коли есть вопрос – должен быть ответ. Приступим.

Что же он такое, этот таинственный перфекционизм, о котором написано сто двадцать пять книг? Перфекционизм – это всего лишь один из способов откладывать дела на потом. Иными словами, между словами «перфекционизм» и «прокрастинация» можно поставить знак «равно».

Да, знаю. Я поступила жестоко и развенчала золотую мечту многих. Оказывается, перфекционизм – это не типичная болезнь гения, и вообще ни капли не болезнь, а просто красивое оправдание, которое мы для себя выдумываем. Я ощущаю свою вину (честное слово – чуть-чуть есть, я не вру). Но, если уж мы начали, слов обратно не воротишь. Теперь – вперед и только вперед. Обратной дороги нет.

Вот несколько тезисов о перфекционизме, которые я хочу донести до читателя.
Тезис первый. Перфекционизм – это НЕ хорошо.

Многие писатели с гордостью говорят о том, какие они перфекционисты. Когда я слышу такое, мне становится жаль этих людей. Что может быть хуже, чем написать пару абзацев, а потом вылизывать их два часа? Неудивительно, что для таких людей писательство – «тяжелый труд». Для меня писательство – это удовольствие, чего и всем желаю. На самом деле вы не хотите, чтобы вышло идеально. Вам нафиг это не сдалось. На самом деле вы боитесь писать дальше. Подумайте об этом.

Тезис второй. Перфекционизм и любовь к деталям – не одно и то же.

Внимание к деталям необходимо автору, ведь есть столько мелочей, о которых мы должны помнить, и которые мы должны учитывать. Есть огромная разница между «по-быстрому просмотреть абзац на предмет отсутствия запятых» и «плакать над абзацем три часа, подбирая нужные слова». Чуете? Последнее – это фанатизм.

Тезис третий. Идеальное никому не нужно.

Мы выдумываем себе образ читателя. Это такой эстет, который видит каждую запятую, каждую ошибку и морщится, заметив кривой оборот или повтор. Лично мне жаль людей, которые читают книги и видят в них только ошибки. Я вижу много комментариев под постами. Длинный-длинный пост, а в комментариях – «вот тут вы пропустили запятую». В такие моменты хочется отослать читателя к учебнику русского языка. Там точно не будет ошибок, и он сможет наслаждаться.

Ну, а зачем идеальное нужно лично вам? Ответьте честно на этот вопрос. Зачем вам прилизанный текст? Мертвый текст, который выглядит так, словно его написал робот? Все делают ошибки. ВСЕ. И еще раз – ВСЕ. В ЛЮБОМ тексте может появиться кривой оборот, повтор или, упаси боже, может пропасть запятая. Это не повод посыпать голову пеплом. Пропустили – ничего страшного, можно исправить, коли заметили. Если не заметили – пусть так и будет, все хорошо. Идеальный текст – скучный и безжизненный. Я быстро устаю от таких. И что-то мне подсказывает, что не только я.

Тезис четвертый. Как только вы начали сравнивать себя с кем-то другим, вы проиграли.

Самый верный способ подкормить перфекциониста внутри себя – читай «не писать дальше, потому что страшно» - это сравнить себя с кем-то другим. Не суть важно, с кем. С классиком, с современником, с кем-то еще. Когда я пишу такое, на меня всегда сваливается куча камней: «Настя, как ты можешь, ведь нужно учиться на чужих ошибках, учиться у классиков и более опытных писателей!». Но учиться – не значит сравнивать. Учиться – значит наблюдать и брать что-то для себя. Когда вы сели на попу и начали ныть «у Толстого получается лучше», вы долго не сдвинетесь с места. Не потому, что вы хуже Толстого. А потому, что вы – это вы. Вам нужно работать над собственным голосом, над своим стилем. Вот этим и займитесь.

Тезис пятый. Время от времени мы пишем хреновые вещи.

Невозможно выдавать шедевр за шедевром. Если бы мы постоянно писали хорошо, нам бы это дело наскучило. В каждом произведении есть недостатки. В следующих материалах мы эти недостатки исправляем. Роман, написанный год назад, может показаться вам ужасным. Чем дольше вы пишете, тем короче этот промежуток: написанное девять месяцев назад будет казаться вам ужасным. Потом – написанное полгода назад. Чем короче промежуток, тем быстрее вы растете. И в какой-то момент вы достигнете той точки пути, где оценочное восприятие перестанет что-либо значить.

Вы будете рассуждать так: «Это хорошо! В следующий раз я сделаю лучше, но на данный момент это хорошо». Что вы ни писали, в каком бы жанре вы ни работали, запомните: творческий путь измеряется количеством воплощенных идей и ЗАВЕРШЕННЫХ ВЕЩЕЙ! Мурыжа пять лет одну и ту же идею, переписывая по десять раз один роман, вы стоите на месте, хотя вам может казаться, что вы делаете огромную работу. Нет, никакой работы вы не делаете, потому что не движетесь вперед.

Вот поэтому я говорю: перфекционизм – это отличный способ откладывать дела на потом. Что бы вас ни держало – а обычно это страх, многоликий страх – оставьте все сомнения и просто действуйте.

С любовью,

Настя


Buy for 10 tokens
***
...

Комментарии

streletc_art
5 апр, 2017 12:33 (UTC)
"Пишет он мучительно, буквально по несколько слов в день, потому что вечно в себе сомневается и совершенно искренне исповедует эту бредовую идею о том, что существует якобы одно-единственное слово, точнее всех прочих выражающее заданную идею, и все дело только в том, чтобы постараться, напрячься, поднатужиться, не полениться и это одно-единственное слово отыскать, и вот таким-то манером ты и создашь, наконец, что-нибудь достойное.

И никуда не денешься: литературный вкус у него великолепный, слабости любого художественного текста он вылавливает мгновенно, способность к литературному анализу у него прямо-таки редкостная, я таких критиков и среди наших профессионалов не знаю. И вот этот талант к анализу роковым образом оборачивается его неспособностью к синтезу, потому что сила писателя, на мой взгляд, не в том, чтобы уметь найти единственно верное слово, а в том, чтобы отбросить все заведомо неверные.
А Леня, бедняга, сидит и день за днем мучительно, до помутнения в мозгах, взвешивает на внутренних весах своих, как будет точнее сказать: «Она тронула его руку» или «Она притронулась к его руке»… и в отчаянии он звонит за советом Вале, и жестокий Валя Демченко, не теряя ни секунды, отвечает ему знаменитым аверченковским: «Она схватила ему за руку и неоднократно спросила, где ты девал деньги…».
Стругацкие, "Хромая судьба".
:))
arico_samaa
5 апр, 2017 12:38 (UTC)
>существует якобы одно-единственное слово, точнее всех прочих выражающее заданную идею, и все дело только в том, чтобы постараться, напрячься, поднатужиться, не полениться и это одно-единственное слово отыскать

Ну, для меня оно, кстати, есть. Другое дело, что его поисками совсем необязательно заниматься, склонившись над текстом)) можно это делать во время уборки, прогулки, по пути на работу... и именно поэтому я часто не слышу, что мне говорят
streletc_art
5 апр, 2017 13:05 (UTC)
Аналогично ))
Поэтому я выношу мусор по ночам, вопреки приметам)

arico_samaa
5 апр, 2017 13:19 (UTC)
Меня по ночам бродить не пускают(( зато с утра самое то))
streletc_art
5 апр, 2017 14:04 (UTC)
Меня тоже вообще-то не пускают, особенно после того, как меня осенью ночью хотели украсть на машине ))

Но кроме смеха, должен быть хороший баланс между стремлением к честному хорошему продукту, выходящему из твоих рук, и мучительным неприятием того, что ты делаешь, поскольку оно далеко до совершенства.
Я решаю это просто: смотрю и оцениваю: можно лучше? Если вижу, что можно, я задаю второй вопрос: а я смогу?
Если да - я буду возиться и возиться. Если нет, если это не в моих силах просто - то пускай дальше так и живёт )) Значит, оно так задумано ангелами ))
Тут главное - всё на ангелов вовремя свалить ))
arico_samaa
6 апр, 2017 09:09 (UTC)
>особенно после того, как меня осенью ночью хотели украсть на машине ))

Ох ни фигассе!..

Ну да, если автор интеллектуально и эмоционально человек и если он чувствует литературу, он поймет, нравится ему или нет. А то и друге приходит с возрастом и тренировкой))
streletc_art
6 апр, 2017 10:42 (UTC)
*если автор интеллектуально и эмоционально человек
- это хорошая фраза :)))
Кстати, интересная тема, откуда мы берём то, что пишем. Почему один автор пишет и пишет, а другой иссякает.
А ещё у нас было интересное обсуждение в другой сети: почему продолжения обычно хуже, не такие яркие.
Но в то же время, есть куча авторов, у которых всё одинакового качества.
Собссно, ни к чему толком не пришли ))
arico_samaa
6 апр, 2017 10:43 (UTC)
Блин. Интеллектуально и эмоционально ЗРЕЛЫЙ человек. Я туплю, сорри(((

Бывают продолжения лучше начала. Но редко. Потому что пишут продолжение часто не потому, что есть о чем, а потому что жаль расставаться с персами или потому что продается.
(без темы) - streletc_art - 6 апр, 2017 10:47 (UTC) - Развернуть
(без темы) - arico_samaa - 6 апр, 2017 12:08 (UTC) - Развернуть
era_elto
5 апр, 2017 15:22 (UTC)
А каково лично твое мнение по этому поводу? :)
streletc_art
5 апр, 2017 16:22 (UTC)
Я ниже написала. Как Лёня - это уже патология.
Но если ты понимаешь, что в твоих силах сделать лучше - надо делать.

У меня долго стояла одна глава, я писала об этом, где тема семьи. Ну так она и стояла, пока не стало позарез нужно. И я взяла себя за горло, долго возилась и сделала вполне сносно. Но так она созревала долго, неоправданно долго. Но - у меня была возможность ждать.
А вот сейчас тоже сложная глава, чисто композиционно. Всё есть, но я не могу всё правильно склеить. Но мне не хочется опять чего-то ждать, надоело, и я устала, в общем, ресурсов мало.
Поэтому я не буду её лессировать, как ту, фик с ней, выложу, как есть, чисто чтобы перепрыгнуть через неё.

То есть, я исхожу из каких-то внутренних возможностей. Я вполне могу выложить вообще сырой текст )) Но я всегда знаю, где там сырьё, и так и буду спотыкаться об это сырьё, и рано или поздно при очередном прочтении это сырьё мне поддастся, я его таки допеку ))

Понимаешь, одно дело, когда ты не знаешь, как сделать лучше. И другое дело, когда знаешь, но не получается.
В первом случае надо отпускать и не ломать голову.
Во втором можно отпустить на время, чтобы потом вернуться, или уж корпеть, а потом чувствовать счастье, что паззл сложился ))
Ну, если ты об этом спрашивала ))
era_elto
5 апр, 2017 17:32 (UTC)
Знаешь, но не получается... как это?
streletc_art
5 апр, 2017 19:19 (UTC)
Ну вот я сейчас знаю, где у меня косяки. Но я не знаю, как выстроить композицию, чтобы их исправить. Как раз проблема пэчворка )) Знаю, какие куски соединять, но не получается их слепить: то криво, то косо получается.
era_elto
6 апр, 2017 07:18 (UTC)
М, я, наверное, себя не так пояснила. Я не понимаю, как можно не знать, что делать, когда знаешь, что не так :)) есть варианты. Можно написать новые куски, например. Я понимаю, как человека может тормозить непонимание происходящего. А когда человек знает, что не так - тут уже нужно исправлять и думать в процессе :) Хотя это, конечно, лично мой подход.
streletc_art
6 апр, 2017 10:33 (UTC)
*А когда человек знает, что не так - тут уже нужно исправлять и думать в процессе :)
- Вот это вот "исправлять" и не получается. То есть, думать можно, сколько угодно, а исправлять не получается. Уже много новых кусков написано - и все они не соответствуют нужному.

Например, нужно в текст засунуть в конкретном месте некую информацию через героев. Иными словами, герои должны поговорить о чём-то определённом. И вот этот разговор не получается непринуждённым. Или не получается вообще, потому что к этому моменту герои оказались в других настроениях и не могут говорить о нужном тебе. Или фрагменты, написанные в разное время для этого момента, не монтируются друг с другом.
Уже все варианты перепробованы, а текст всё равно проседает и рыхлится. А должен пружинить. Рыхлый текст - показатель, что в нём либо лишнее, либо скорость подачи информации очень низкая. Ну, это я для диалога.
И вот как раз и получается, что всё знаешь и понимаешь, а итог хороший не выстраивается.
era_elto
6 апр, 2017 17:09 (UTC)
Ты именно пишешь одну и ту же сцену несколько раз, пока не получится? :)
(без темы) - streletc_art - 6 апр, 2017 17:18 (UTC) - Развернуть
(без темы) - era_elto - 6 апр, 2017 17:55 (UTC) - Развернуть
(без темы) - streletc_art - 6 апр, 2017 18:39 (UTC) - Развернуть
(без темы) - era_elto - 7 апр, 2017 09:09 (UTC) - Развернуть
(без темы) - streletc_art - 7 апр, 2017 10:56 (UTC) - Развернуть
(без темы) - era_elto - 7 апр, 2017 13:15 (UTC) - Развернуть
(без темы) - streletc_art - 7 апр, 2017 11:59 (UTC) - Развернуть
(без темы) - era_elto - 7 апр, 2017 13:18 (UTC) - Развернуть
(без темы) - streletc_art - 7 апр, 2017 13:56 (UTC) - Развернуть
(без темы) - era_elto - 7 апр, 2017 17:29 (UTC) - Развернуть
- Сегодня ты писал?
- Да.
- Значит, сегодня ты - писатель.


(с) Джулия Кэмерон, "Право писать"


header by Violet Kashi

Метки

На странице

Разработано LiveJournal.com