?

Log in

No account? Create an account

Вчера | Сегодня


В предыдущих сериях:

Вечность длиной в 15 минут.

Писатель-процесс, писатель-результат.

Ничего лишнего, только творчество.

"Нет сил" и как с ним бороться... не следует.

Консервативный сценарий.

Пробежав глазами заголовок, читатель задаст неизбежный вопрос: в чем заключается связь между перфекционизмом и тайм-менеджментом, пусть и для писателей? Что же. Коли есть вопрос – должен быть ответ. Приступим.

Что же он такое, этот таинственный перфекционизм, о котором написано сто двадцать пять книг? Перфекционизм – это всего лишь один из способов откладывать дела на потом. Иными словами, между словами «перфекционизм» и «прокрастинация» можно поставить знак «равно».

Да, знаю. Я поступила жестоко и развенчала золотую мечту многих. Оказывается, перфекционизм – это не типичная болезнь гения, и вообще ни капли не болезнь, а просто красивое оправдание, которое мы для себя выдумываем. Я ощущаю свою вину (честное слово – чуть-чуть есть, я не вру). Но, если уж мы начали, слов обратно не воротишь. Теперь – вперед и только вперед. Обратной дороги нет.

Вот несколько тезисов о перфекционизме, которые я хочу донести до читателя.
Тезис первый. Перфекционизм – это НЕ хорошо.

Многие писатели с гордостью говорят о том, какие они перфекционисты. Когда я слышу такое, мне становится жаль этих людей. Что может быть хуже, чем написать пару абзацев, а потом вылизывать их два часа? Неудивительно, что для таких людей писательство – «тяжелый труд». Для меня писательство – это удовольствие, чего и всем желаю. На самом деле вы не хотите, чтобы вышло идеально. Вам нафиг это не сдалось. На самом деле вы боитесь писать дальше. Подумайте об этом.

Тезис второй. Перфекционизм и любовь к деталям – не одно и то же.

Внимание к деталям необходимо автору, ведь есть столько мелочей, о которых мы должны помнить, и которые мы должны учитывать. Есть огромная разница между «по-быстрому просмотреть абзац на предмет отсутствия запятых» и «плакать над абзацем три часа, подбирая нужные слова». Чуете? Последнее – это фанатизм.

Тезис третий. Идеальное никому не нужно.

Мы выдумываем себе образ читателя. Это такой эстет, который видит каждую запятую, каждую ошибку и морщится, заметив кривой оборот или повтор. Лично мне жаль людей, которые читают книги и видят в них только ошибки. Я вижу много комментариев под постами. Длинный-длинный пост, а в комментариях – «вот тут вы пропустили запятую». В такие моменты хочется отослать читателя к учебнику русского языка. Там точно не будет ошибок, и он сможет наслаждаться.

Ну, а зачем идеальное нужно лично вам? Ответьте честно на этот вопрос. Зачем вам прилизанный текст? Мертвый текст, который выглядит так, словно его написал робот? Все делают ошибки. ВСЕ. И еще раз – ВСЕ. В ЛЮБОМ тексте может появиться кривой оборот, повтор или, упаси боже, может пропасть запятая. Это не повод посыпать голову пеплом. Пропустили – ничего страшного, можно исправить, коли заметили. Если не заметили – пусть так и будет, все хорошо. Идеальный текст – скучный и безжизненный. Я быстро устаю от таких. И что-то мне подсказывает, что не только я.

Тезис четвертый. Как только вы начали сравнивать себя с кем-то другим, вы проиграли.

Самый верный способ подкормить перфекциониста внутри себя – читай «не писать дальше, потому что страшно» - это сравнить себя с кем-то другим. Не суть важно, с кем. С классиком, с современником, с кем-то еще. Когда я пишу такое, на меня всегда сваливается куча камней: «Настя, как ты можешь, ведь нужно учиться на чужих ошибках, учиться у классиков и более опытных писателей!». Но учиться – не значит сравнивать. Учиться – значит наблюдать и брать что-то для себя. Когда вы сели на попу и начали ныть «у Толстого получается лучше», вы долго не сдвинетесь с места. Не потому, что вы хуже Толстого. А потому, что вы – это вы. Вам нужно работать над собственным голосом, над своим стилем. Вот этим и займитесь.

Тезис пятый. Время от времени мы пишем хреновые вещи.

Невозможно выдавать шедевр за шедевром. Если бы мы постоянно писали хорошо, нам бы это дело наскучило. В каждом произведении есть недостатки. В следующих материалах мы эти недостатки исправляем. Роман, написанный год назад, может показаться вам ужасным. Чем дольше вы пишете, тем короче этот промежуток: написанное девять месяцев назад будет казаться вам ужасным. Потом – написанное полгода назад. Чем короче промежуток, тем быстрее вы растете. И в какой-то момент вы достигнете той точки пути, где оценочное восприятие перестанет что-либо значить.

Вы будете рассуждать так: «Это хорошо! В следующий раз я сделаю лучше, но на данный момент это хорошо». Что вы ни писали, в каком бы жанре вы ни работали, запомните: творческий путь измеряется количеством воплощенных идей и ЗАВЕРШЕННЫХ ВЕЩЕЙ! Мурыжа пять лет одну и ту же идею, переписывая по десять раз один роман, вы стоите на месте, хотя вам может казаться, что вы делаете огромную работу. Нет, никакой работы вы не делаете, потому что не движетесь вперед.

Вот поэтому я говорю: перфекционизм – это отличный способ откладывать дела на потом. Что бы вас ни держало – а обычно это страх, многоликий страх – оставьте все сомнения и просто действуйте.

С любовью,

Настя


Buy for 10 tokens
***
...

Комментарии

streletc_art
6 апр, 2017 10:33 (UTC)
*А когда человек знает, что не так - тут уже нужно исправлять и думать в процессе :)
- Вот это вот "исправлять" и не получается. То есть, думать можно, сколько угодно, а исправлять не получается. Уже много новых кусков написано - и все они не соответствуют нужному.

Например, нужно в текст засунуть в конкретном месте некую информацию через героев. Иными словами, герои должны поговорить о чём-то определённом. И вот этот разговор не получается непринуждённым. Или не получается вообще, потому что к этому моменту герои оказались в других настроениях и не могут говорить о нужном тебе. Или фрагменты, написанные в разное время для этого момента, не монтируются друг с другом.
Уже все варианты перепробованы, а текст всё равно проседает и рыхлится. А должен пружинить. Рыхлый текст - показатель, что в нём либо лишнее, либо скорость подачи информации очень низкая. Ну, это я для диалога.
И вот как раз и получается, что всё знаешь и понимаешь, а итог хороший не выстраивается.
era_elto
6 апр, 2017 17:09 (UTC)
Ты именно пишешь одну и ту же сцену несколько раз, пока не получится? :)
streletc_art
6 апр, 2017 17:18 (UTC)
Если что-то не вытанцовывается, конечно. Либо то тех пор, пока не получится, либо до тех пор, пока не станет ясно, что моих способностей сейчас не хватит.
era_elto
6 апр, 2017 17:55 (UTC)
Тогда мне, наверное, понятно, каково это - знать, как, но не мочь )
streletc_art
6 апр, 2017 18:39 (UTC)
Знаешь в общих чертах. Идею и смысл. Это всё ясно. А вот в деталях непонятно. Способы связи, конкретные слова, тональность, последовательность.
Знаешь, КАК должно быть. Но не знаешь, ЗА СЧЁТ ЧЕГО это осуществить ))
era_elto
7 апр, 2017 09:09 (UTC)
У меня такого не бывает, так что понимаю, скорее, интуитивно :)
streletc_art
7 апр, 2017 10:56 (UTC)
Нееее... так не бывает, чтобы такого не бывало )) Всегда чего-нибудь не вытанцовывается )
era_elto
7 апр, 2017 13:15 (UTC)
Я просто не зацикливаюсь на этом. Перехожу на что-то другое. Но, если честно, не припомню, чтобы вот прямо не вытанцовывало. Максимум я просто переписываю кусок.
streletc_art
7 апр, 2017 11:59 (UTC)
Вот тебе пример, свежий-пресвежий.
У меня последняя замороченная глава, после которой у меня прописана вся часть, а потом я себе устрою перекур, потому что устала и хочу переключиться. То есть, я уже данной темой перенасыщена, взгляд замылен, но дело чести - добить часть.
И вот в таких несвежих условиях мне нужно банально перевести героев из одного помещения в другое. Они там вдвоём ходят по квартире туда-сюда по сюжету.
И всё, уже исчерпаны возможности перемещающих глаголов, они вообще должны быть минимизированы, и я это понимаю. Я уже не могу писать: "мы пошли в кухню" или "мы вышли в кухню". Потому что это предложение требует развития действия. Мы пошли в кухню и начали готовить ужин. Можно, но стилистически разит.
Короче, надо было придумать какой-то заменитель описания перемещения в доме.
Когда голова свежая и есть вдохновение, все эти связки получаются сами собой, ты даже не задумываешься.
А тут уже просто ресурсы подсели.
Я у себя написала: выложу главу в конце недели. Конец недели наступает - у меня не готово. Не только из-за этой кухни. Всё еле движется, хотя я знаю, что должно быть в эту главу впихнуто.
Я её делю на привычные части для публикации около 1500 слов. И вижу, что в первой части всё склеено, кроме этой чёртовой кухни.
Можно плюнуть, и написать, как есть: мы перешли в кухню и... Но у меня просыпается спортивный интерес: неужели я не могу ничего сделать, кроме эпичного описания. Параллельно я думаю, почему у меня раньше не было проблем, а сейчас вылезла.
Короче, ничего не выкладываю, просто причёсываю остальное, что само по себе хорошо, потому что всё равно надо.
В итоге я плюю и сажусь постить в ЖЖ. А в ЖЖ есть такой свой синдром: текст в посте выглядит не так, как в Ворде. И это всегда придаёт дополнительный стимул, читаешь, как со стороны.
Ну, и со стороны всё быстренько разрешилось, я с разгона вылезла из этой ямки. Всё получилось нормально, без банальных переместительных глаголов.
То есть, я хочу сказать, соглашаясь с Женей: есть это одно какое-то слово, которое приходит и всё решает.
Это вообще знает каждый деятель пера. У Маяковского было: "изводишь единого слова ради тысячи тонн словесной руды"

Просто это не должно превращаться в фанатизм. Я из "Хромой судьбы" привела пример именно фанатизма.

era_elto
7 апр, 2017 13:18 (UTC)
Даже не знаю, что сказать. Может, у меня и бывали подобные проблемы, но это было много лет назад, возможно, в эру первого-второго романа. Уже не помню. Сегодня у нас несколько параллельных вещей в работе, если одна застряла, можно переключиться. Хотя опять же, чтобы застревала надолго - такого нет. У меня тысяча способов себя переключить. Бывает, что ВООБЩЕ не хочется писать - это да. Но тоже обычно быстро проходит.

Все, кажется, теперь я понимаю, почему у нас с Аней так часто спрашивают "как мы все успеваем" )))))) пишу и понимаю, что вроде о банальных вещах говорю, а у других это иначе, и они элементарно не верят в то, что так бывает :)))))
streletc_art
7 апр, 2017 13:56 (UTC)
На пару в разы проще и быстрее. Очень важен второй взгляд равноценно вовлечённого человека. Если бы я писала с одной из своих пишущих подруг, у меня бы не было незаконченных вещей вообще.
Но у меня бы не было и моих вещей ))
era_elto
7 апр, 2017 17:29 (UTC)
На самом деле, на пару не только в разы проще и быстрее, но и в разы сложнее. Но это уже детали :)
- Сегодня ты писал?

- Да.

- Значит, сегодня ты - писатель.

(с) Джулия Кэмерон, "Право писать"

Метки

На странице

Разработано LiveJournal.com