?

Log in

No account? Create an account

Вчера | Сегодня


В предыдущих сериях:

Вечность длиной в 15 минут.

Писатель-процесс, писатель-результат.

Ничего лишнего, только творчество.

"Нет сил" и как с ним бороться... не следует.

Консервативный сценарий.

Пробежав глазами заголовок, читатель задаст неизбежный вопрос: в чем заключается связь между перфекционизмом и тайм-менеджментом, пусть и для писателей? Что же. Коли есть вопрос – должен быть ответ. Приступим.

Что же он такое, этот таинственный перфекционизм, о котором написано сто двадцать пять книг? Перфекционизм – это всего лишь один из способов откладывать дела на потом. Иными словами, между словами «перфекционизм» и «прокрастинация» можно поставить знак «равно».

Да, знаю. Я поступила жестоко и развенчала золотую мечту многих. Оказывается, перфекционизм – это не типичная болезнь гения, и вообще ни капли не болезнь, а просто красивое оправдание, которое мы для себя выдумываем. Я ощущаю свою вину (честное слово – чуть-чуть есть, я не вру). Но, если уж мы начали, слов обратно не воротишь. Теперь – вперед и только вперед. Обратной дороги нет.

Вот несколько тезисов о перфекционизме, которые я хочу донести до читателя.
Тезис первый. Перфекционизм – это НЕ хорошо.

Многие писатели с гордостью говорят о том, какие они перфекционисты. Когда я слышу такое, мне становится жаль этих людей. Что может быть хуже, чем написать пару абзацев, а потом вылизывать их два часа? Неудивительно, что для таких людей писательство – «тяжелый труд». Для меня писательство – это удовольствие, чего и всем желаю. На самом деле вы не хотите, чтобы вышло идеально. Вам нафиг это не сдалось. На самом деле вы боитесь писать дальше. Подумайте об этом.

Тезис второй. Перфекционизм и любовь к деталям – не одно и то же.

Внимание к деталям необходимо автору, ведь есть столько мелочей, о которых мы должны помнить, и которые мы должны учитывать. Есть огромная разница между «по-быстрому просмотреть абзац на предмет отсутствия запятых» и «плакать над абзацем три часа, подбирая нужные слова». Чуете? Последнее – это фанатизм.

Тезис третий. Идеальное никому не нужно.

Мы выдумываем себе образ читателя. Это такой эстет, который видит каждую запятую, каждую ошибку и морщится, заметив кривой оборот или повтор. Лично мне жаль людей, которые читают книги и видят в них только ошибки. Я вижу много комментариев под постами. Длинный-длинный пост, а в комментариях – «вот тут вы пропустили запятую». В такие моменты хочется отослать читателя к учебнику русского языка. Там точно не будет ошибок, и он сможет наслаждаться.

Ну, а зачем идеальное нужно лично вам? Ответьте честно на этот вопрос. Зачем вам прилизанный текст? Мертвый текст, который выглядит так, словно его написал робот? Все делают ошибки. ВСЕ. И еще раз – ВСЕ. В ЛЮБОМ тексте может появиться кривой оборот, повтор или, упаси боже, может пропасть запятая. Это не повод посыпать голову пеплом. Пропустили – ничего страшного, можно исправить, коли заметили. Если не заметили – пусть так и будет, все хорошо. Идеальный текст – скучный и безжизненный. Я быстро устаю от таких. И что-то мне подсказывает, что не только я.

Тезис четвертый. Как только вы начали сравнивать себя с кем-то другим, вы проиграли.

Самый верный способ подкормить перфекциониста внутри себя – читай «не писать дальше, потому что страшно» - это сравнить себя с кем-то другим. Не суть важно, с кем. С классиком, с современником, с кем-то еще. Когда я пишу такое, на меня всегда сваливается куча камней: «Настя, как ты можешь, ведь нужно учиться на чужих ошибках, учиться у классиков и более опытных писателей!». Но учиться – не значит сравнивать. Учиться – значит наблюдать и брать что-то для себя. Когда вы сели на попу и начали ныть «у Толстого получается лучше», вы долго не сдвинетесь с места. Не потому, что вы хуже Толстого. А потому, что вы – это вы. Вам нужно работать над собственным голосом, над своим стилем. Вот этим и займитесь.

Тезис пятый. Время от времени мы пишем хреновые вещи.

Невозможно выдавать шедевр за шедевром. Если бы мы постоянно писали хорошо, нам бы это дело наскучило. В каждом произведении есть недостатки. В следующих материалах мы эти недостатки исправляем. Роман, написанный год назад, может показаться вам ужасным. Чем дольше вы пишете, тем короче этот промежуток: написанное девять месяцев назад будет казаться вам ужасным. Потом – написанное полгода назад. Чем короче промежуток, тем быстрее вы растете. И в какой-то момент вы достигнете той точки пути, где оценочное восприятие перестанет что-либо значить.

Вы будете рассуждать так: «Это хорошо! В следующий раз я сделаю лучше, но на данный момент это хорошо». Что вы ни писали, в каком бы жанре вы ни работали, запомните: творческий путь измеряется количеством воплощенных идей и ЗАВЕРШЕННЫХ ВЕЩЕЙ! Мурыжа пять лет одну и ту же идею, переписывая по десять раз один роман, вы стоите на месте, хотя вам может казаться, что вы делаете огромную работу. Нет, никакой работы вы не делаете, потому что не движетесь вперед.

Вот поэтому я говорю: перфекционизм – это отличный способ откладывать дела на потом. Что бы вас ни держало – а обычно это страх, многоликий страх – оставьте все сомнения и просто действуйте.

С любовью,

Настя


Buy for 10 tokens
***
...

Комментарии

arico_samaa
6 апр, 2017 10:43 (UTC)
Блин. Интеллектуально и эмоционально ЗРЕЛЫЙ человек. Я туплю, сорри(((

Бывают продолжения лучше начала. Но редко. Потому что пишут продолжение часто не потому, что есть о чем, а потому что жаль расставаться с персами или потому что продается.
streletc_art
6 апр, 2017 10:47 (UTC)
То есть, ты считаешь, что весь накал ушёл в первую часть и история реально завершена окончательно и бесповоротно?
arico_samaa
6 апр, 2017 12:08 (UTC)
Ну, такое бывает. Просто автор все сказал, и - по правде - добавить ему нечего. А он пытается - по разным причинам. И иногда ему правда кажется, что есть что сказать.
- Сегодня ты писал?

- Да.

- Значит, сегодня ты - писатель.

(с) Джулия Кэмерон, "Право писать"

Метки

На странице

Разработано LiveJournal.com