?

Log in

No account? Create an account

Вчера | Сегодня



Заговорили в обсуждениях об интерьере, и я в этот раз хочу показать, как грамотное использование описания обстановки может при минимуме возможности подчеркнуть характер героя.
Это цитата из моей любимой повести "Дело было в Пенькове" Сергея Антонова. Автора настоятельно рекомендую к чтению, как мастера, у которого нужно учиться образности речи, тонкому юмору, мастерству использования деталей и точости характеристик. Всего две его повести - "Дело было в Пенькове" и "Царский двухгривенный", друг на друга не похожие, но обе блистательно написанные, дадут громадный материал для развития возможностей литературной речи.
Я хочу обратить ваше внимание на то, как автор практически никакими средствами, однако выразительными мазками создаёт образ опрятной деревенской избы. Посмотрите, какие простые, незамысловатые слова, какие простые, совсем короткие предложения.


Не прошло и трех дней после свадьбы, а избу не узнать стало. И в сенях, и в горнице, и на кухне — всюду аккуратно и чисто. Постель была застлана гладко, без единой морщинки, из-под одеяла свисали зубчатые, ручной работы кружева, тугие подушки лежали друг на друге, словно надутые. Каждая табуретка поняла свое место. На комоде, справа от зеркала — пузырек и слева от зеркала — пузырек. На стене, справа от зеркала — картинка и слева от зеркала — картинка. Не дай бог передвинуть что-нибудь: Лариса сразу подойдет и поставит, как надо. Посуда была вся перемыта и начищена, каждая чашечка на столе улыбалась.


Простенько всё описано, почти примитивно, однако, как точно и уместно ложатся слова, как предмет за предметом глаз читателя послушно обводит избу по самым основным, значимым с древности предметам меблировки. Кровать, комод, стол... И как ненавязчиво и легко среди этих основных мебельных столпов упомянуты мелочи: подзор, подушки, картинки. Но каждая мелочь не просто перечислена, она говорит за себя, она характеризует себя.
Гладко убранная постель - значит, хозяйка аккуратистка и полна сил. Кружевной подзор - признак достатка. Подушки шикарно взбиты - опять сила и здоровье хозяйских женских рук, с дохлым здоровьем тяжёлую подушку хорошо не взобьёшь.
Комод обрисован десятком слов, - но как! Его видишь воочию - и это зеркало настольное толстого стекла, и пузырьки пустые от духов, но красивые же, жалко выкинуть, и вообще, это по-городскому, раз духи в доме.
Характер хозяйки гениально подан в одном-единственном предложении: Не дай бог передвинуть что-нибудь: Лариса сразу подойдет и поставит, как надо.

А теперь проведём маленький эксперимент. Заменим в этом предложении слово "надо" на любое подходящее.
... и поставит на прежнее место.
... и поставит обратно.
... и поставит, где стояло.
Чувствуете, как сдувается образ? Как он теряет свою прочную, деревенскую уверенность в том, как НАДО. Именно, как надо. Так надо - она знает, как правильно. И никто её не собьёт, не усомнит. Никто тут, кроме неё, не знает, как правильно. Она сюда пришла в этот дом, уже зная, как надо, и всё теперь и будет, как надо. Только так. И иначе она не позволит.
Одно слово, одно, единственное, а как раскрывается образ героини.
И симметрия в убранстве совершенно не случайна: порядок хозяйка понимает, как симметрию, значит, и красота для неё - симметрия, значит, и правильные отношения для неё - это симметрия. Раз я тебя люблю, то и ты меня люби. Так надо. Так правильно.


Табуретки же в этом отрывке - это шедевр одной-единственной строки! Каждая табуретка поняла своё место. ПОНЯЛА. Не встала на своё место, не нашла своё место. Именно ПОНЯЛА. То есть, даже табуретка простая, тупая, примитивная, вечная, незаменимая отступила под этим напором, и силой, и энергией, и уверенностью и убеждённостью. Быстренько вся мебель разобралась, кто хозяйка. И присмирела, сдалась со всеми потрохами.


И казалось бы: нда, вот жеж мегера, однако... Ну, всё тут подвернула под себя, даже табуретки построила, печалька, должно быть, в такой атмосфере-то жить солдафонской...
И так и думаешь до самого последнего предложения. Прямо уже проникаешься возмущением к этой сильной и непоколебимой девке.
Но последнее предложение всё меняет, мы вдруг читаем: Каждая чашечка на столе улыбалась.
И словно солнце встаёт над этим предложением и над всей этой комнатёнкой. Оно словно озаряет светом любви всё это пространство и понимаешь: здесь живёт женщина, которая не просто драит и владеет. Здесь живёт женщина, которая любит. Это не просто так она тут взбивает, следит и украшает. Это же она для любимого старается, ждёт, чтобы он пришёл в красоту, чистоту и благость. Всё для него:все стаания, все силы, вся красота, весь смысл и вся жизнь...


А всего одно слово - чашечка УЛЫБАЛАСЬ.
Вот так пишет мастер. Минимум средств, - и максимум чувств...

Комментарии

( 1 слово — Сказать )
vysochina_lera
18 апр, 2017 15:58 (UTC)
Отличный отрывок! Спасибо, что познакомили с автором)))
( 1 слово — Сказать )

Профиль

writing365
Ни дня без строчки
Мы на Facebook
- Сегодня ты писал?

- Да.

- Значит, сегодня ты - писатель.

(с) Джулия Кэмерон, "Право писать"






Яндекс.Метрика





Метки

Календарь

Ноябрь 2017
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  

На странице

Разработано LiveJournal.com