?

Log in

No account? Create an account

Вчера | Сегодня



Предыдущее:
Идейный замысел
Конфликт
Сюжет и композиция

Экспозиция и завязка
Ключ и символ
Финальные структуры
Система персонажей


Когда-то в одной своей статье я писала: если вы открыли незнакомую книгу на одном из диалогов, и поняли из него, не зная содержания, что один из участников - десятилетний мальчик-отличник, а второй – старик-дворник – значит, мастер прекрасно владеет приёмом речевой характеристики.

Речевые характеристики - ещё один важный приём для создания живых персонажей.
Речевые характеристики проще показать на примерах, чем рассказывать о них. Потому что рассказывать придётся банальности: герои должны говорить по-разному))
Но как именно это осуществлять, с каким подходом? Какой принцип брать за основу? Как сделать так, чтобы не переборщить и не замучиться в поисках фактуры?
Сегодня я расскажу, как я выхожу из положения сама, может, такой принцип кому-то пригодится.


Вначале вспоминаем важное: чем ближе герой к основному кругу, чем «главнее» персонаж – тем более нейтральной может быть его речь. Главный герой – он такой: ему больше простят обычную, простую речь, чем отсутствие идеологии, действия и развития.
А вот с второстепенными персонажами, как ни странно – возни больше: у них меньше шансов успешно прозвучать за счёт меньшего задействования в сюжете, а прозвучать они должны выразительно, иначе обрамление главного героя будет невзрачненьким, да и не забываем основной постулат: мастерство – в мелочах!
Парадокс, но это так: второстепенным героям – особое внимание.


У меня в «Рип карренте», например, куча женщин.  Все они относятся каким-то боком к главному герою. Так и было задумано – такой сеттинг.
И все они должны быть разными. Сплошная головная боль. А ещё и мужчины. Что делать? Как выкручиваться?
Я люблю работать со списками и составляю их по любому поводу. В списках я и перебираю всех персов на предмет выявления фактурной речи.
Итак, женщины:
1. Первая любовь и первая женщина Вероника-1 (Вики)
2. Верная подруга детства Нора
3. Нынешняя возлюбленная девушка Вероника-2 (пани)
4. Безответно влюблённая одноклассница Таня.
5. Роковая соблазнительница Зоя.
6. Одноклассница Ирэн
7. Одноклассница Аллочка
8. Повариха тётя Маша
9. Мама
10. Сестрёнка Веруська, Вероника-3.
11. Тётка ГГ, главврач Сама.
12. Сестра-хозяйка.
13. Уборщица.
С двумя последними – по паре реплик.


И мужчины:
Собственно ГГ – сам князь Чеслав
Бармен Арсен
Завхоз дядя Федя
Шеф Городинский


17 говорящих человек. Конечно, нельзя осуществить полную непохожесть прямо всем. И это совершенно нереально – сделать 17 абсолютно индивидуальных речевых потоков.
Значит, выбираем из них наиболее значимые.
Кого легче всего сделать фактурным? Чью речь проще всего выделить из толпы?
Девушки одного возраста – пани, Алла, Ира, Таня, Нора – в принципе, пользуются примерно одинаковым лексическим потоком, и пока этот цветник мы отставим. Там работают нюансы.
А вот кто у нас ярко индивидуален – так это возрастные персонажи: повариха, уборщица и завхоз. Маленькая девочка – тоже в силу возраста. И – разумеется - отставной полковник Городинский.


Вот эти персы должны говорить, как никто другой. Потому что тётя Маша – простая добрая, но хитрая тётка без особенного образования, дядя Федя – старый партизан, уборщица тётя Лида - добродушно-ворчливая особа, ну, а Городинского изобразить проще всего – если хоть раз в жизни ты соприкоснулся с военными на месте службы.
И вот уже из этой кучи рождаются четыре яркие речевые характеристики.


- Ну и чего ты тут шумишь? Шапками всех закидать собрался? Избаловало вас правительство: всё на тарелочке с голубой каёмочкой, а своим-то горбом когда? (дядя Федя)
- Славк, слышь? Про подружку-то твою что говорят? Ну, ты девкам-то скажи про компот! А може, яишенку с помидорчиком? Ой, ну ты глянь, какой ты хлопец-то гарний! Девчата тебя за одни только голубые миндальные глаза раздерут… (тётя Маша)
- Старший сержант Радивилов! А-атставить разговорчики! Р-рас-спустились, понимаешь, на дембеле, чёрт вас возьми-то! С девками, понимаешь, опять прохлаждался, так и перетак! Быстро давай жми к Валентине в лечебную физкультуру! (Городинский)
- От, Славка сердитый ныне… Видать, с левой ноги встал… Видать, не снедал… Та с лестницы-то навернёшься, Добрыня… (уборщица )


В итоге на 17 человек мы имеем 4 фактурные языковые характеристики. При этом, проходные диалоги были только с уборщицей, а с остальными тремя персонажами ГГ беседовал довольно подолгу, это целые отдельные главки, так что наш скорбный труд не пропал зря, и уже на этой стадии можно сказать, что речевая фактура текста вполне себе разнообразна.
Почему на этой стадии, а что ещё можно сделать? Ну, вот лично мне ещё можно добавить диалектизмы, в данном случае - украинские, поскольку дело происходит в Крыму, и у меня тут галочка стоит на будущее.


Скажу секрет братьям по перу )) Городинский вначале был штатским. Просто шеф и всё. Но когда я стала редактировать диалог по телефону, я увидела, что он бледноват. Одновременно мне нужно было оправдать ГГ, готорый смывался от Тани под предлогом. Предлог должен был быть веским. А у такого раздолбая веским мог быть только военный контекст.
И Городинский стал настоящим полковником. Сцена сразу раскрасилась и засияла динамикой и яркой речевой характеристикой, которой раньше не было в помине. Так что дарю идею: даже во время редактирования можно поменять незначительного персонажа на значительного и яркого, если это не будет деструктивным для контекста.


В следующий раз мы вернёмся к списку персонажей, и я дорасскажу, как работать с менее отличимыми друг от друга характеристиками - в данном случае - у остальных женщин.


Послесловие. Вот пишу я и думаю: всё это, конечно, интересно, но как это можно соотнести с жанром фэнтези, где характерное и нехарактерное – даже вообще нечеловеческое порой? Как это всё отделить и отклассифицировать?
Трудно вам, братцы, с речевыми характеристиками )) Расскажите хоть, как вы в этой сложной теме выходите из положения ))


Послсловие-2.
У меня родилось предположение, что у читателей могут возникнуть свои акцентированные интересы.
Я иду по некоему своему плану, и возможно, этот план вовсе не исчерпывающий и вообще излишне эпичный.
Поэтому у меня предложение: может, заостримся конкретно на ваших акцентах? Раз уж я тут хвасталась, что люблю себя редактировать, я в любой момент могу прервать дозволенные речи и углубиться в то, что вам интереснее. И КПД увеличится.
Давайте, может, вы напишите тут свои конкретные вопросы, которые можно обсудить крупным планом? Редактирование чего именно у кого представляет наиболее сложный случай?
Как вам идея?


Всем творческих успехов!
(Картинку подписывала не я! Это так и было! :))
-----------------------------------------------------------------------
статьи предназначены для пособия по редактированию, просьба при цитировании и копировании указывать автора - Лариса Ритта.
https://vk.com/mgroup365

Комментарии

( 26 слов — Сказать )
Галина Кирсанова
5 май, 2017 19:59 (UTC)

Статья отличная и идея тоже ))) У меня огроменный провал именно в голосе персонажей. Так что было бы очень интересно углубиться. Идея с табличкой мне очень понравилась. Я сама люблю это дело, так что на досуге займусь. ))


Вы полагаете, что ГГ может и без инд.голоса? А словечки? Нужно ли как-то выделять его?



Edited at 2017-05-05 20:00 (UTC)
streletc_art
5 май, 2017 20:42 (UTC)
Не-не, индивидуальные нюансы должны быть обязательно. Просто ГГ чаще всего не может быть носителем сильного акцента - если это только не рассказ, где всё коротко. В крупных произведениях, если ГГ всё время будет говорить акцентированно индивидуально, от него просто устанут, будет выглядеть перебором.
Ему нужны будут более тонкие лакировки, о которых я в следующий раз поговорю.
vysochina_lera
6 май, 2017 13:29 (UTC)
Я тоже за углубление темы! Голосовые характеристики - это интересно и полезно, а информацию по ним фиг найдешь.
streletc_art
6 май, 2017 14:22 (UTC)
Ну, отлично, тогда мы на них подзадержимся. И я примеров насобираю ещё.
Галина Кирсанова
6 май, 2017 17:24 (UTC)

А можно даже небольшое упражнение для закрепления!;-)) Я обеими руками за!!!

streletc_art
6 май, 2017 17:29 (UTC)
Упражнение в каком смысле? Что-то конкретное сочинить или что?
Галина Кирсанова
7 май, 2017 08:37 (UTC)

В смысле для закрепления материала задание. Например 5 персов- сделать непохожими по речевым хар-кам. Или приведены примеры речевок - создать под них образ и пр. Т.е. чтобы не просто прочитали, но и закрепили еще.

streletc_art
7 май, 2017 08:52 (UTC)
Отлично, давайте! Я за! ))
Я только не знаю, в какой рубрике. В этой или есть что-то более заточенное под практику?
Галина Кирсанова
7 май, 2017 16:43 (UTC)

Уточнила у Насти: В писательской магии

streletc_art
7 май, 2017 16:53 (UTC)
Ладно, я тогда что-нибудь придумаю на днях ))
И вы сами тоже придумайте ))
arico_samaa
10 май, 2017 10:28 (UTC)
О, я тоже за! Правда, не знаю, успею ли сама - но хотелось бы невероятно!
streletc_art
10 май, 2017 10:35 (UTC)
Ну так давайте тогда, раз тема животрЯпещет )) у меня, кстати, тоже масса внимания уходит. Знать - это одно, а уметь - другое ))
Надо просто продумать, как это сделать проще и эффективнее. И где именно - ВК или здесь.
Я сама-то за мелочи и тонкую отделку, сама знаешь. И хотелось бы делиться и достижениями и промахами.
arico_samaa
10 май, 2017 10:27 (UTC)
Да, речевая характеристика - это одна из моих "больных" тем. Очень остро чувствую, когда ее не хватает.
streletc_art
10 май, 2017 10:47 (UTC)
Ну так она у всех. Я потому притащила кусок, где диалог с тем полковником - у меня неожиданно вышла живая речь, даже муж сказал, что персонаж хорошо ощущается даже без портрета.
Я на радостях на каникулы и ушла :))) гуляю ))
arico_samaa
10 май, 2017 10:48 (UTC)
Гуляй, гуляй)) но смотри же - не загуливайся! ;)
streletc_art
10 май, 2017 10:55 (UTC)
Я в пятницу, как обычно, выложу пост - и попробую придумать задания мелкие по речи. Я только не знаю, как их оформлять дальше. В коментах писать или где? Их же надо ещё и проанализировать.
arico_samaa
10 май, 2017 11:00 (UTC)
Давай в комментах, это отлично!
Смотри, у меня была такая идея для первого задания: автор поста придумывает ситуацию, авторы комментариев придумывают (выбирают из своих) пять (ну, или можно три для начала) разных персонажа и пишут от их лица, как бы они отреагировали на эту ситуацию. А потом желающие (и автор поста в том числе) дедуктивным методом пытаются как можно больше рассказать об этих персонажах по их речи.
streletc_art
10 май, 2017 11:14 (UTC)
Хорошее задание, но, мне кажется, оно слишком сложное для начала. Мне кажется, это такие должны быть яркие персы, чтобы их ещё и со стороны угадали... Реально из своих не найдём, если у нас нет кадавров )))
Придумывать придётся посторонних ))

Но ты думаешь, что потянем сразу, без разминки? ))
arico_samaa
10 май, 2017 11:18 (UTC)
Думаешь, слишком сложное?
Ну, давай тогда по одному, самому яркому.
Или еще вариант - давай ты выставишь кусочек, а мы постараемся побольше узнать о твоем персонаже -у тебя-то это получается)) выбирай))
streletc_art
10 май, 2017 11:43 (UTC)
Я все эти варианты сейчас записываю, можно дальше сочинять )) Упражнений вообще много должно быть.
Потом выберу, чего попроще )) Я просто даже ещё и возможностей аудитории не знаю толком.
arico_samaa
10 май, 2017 11:49 (UTC)
Ну да, ты права. Давай я еще подумаю, и ты подумаешь, и подберем упражнений.
Галина Кирсанова
10 май, 2017 17:56 (UTC)

Девочки, а мне кажется лучше упражнения отдел ным постом делать. Так и назвать: Практикум по теме:название, а ниже ссылка на тему. Так понятнее будет.



Edited at 2017-05-10 17:56 (UTC)
streletc_art
10 май, 2017 19:18 (UTC)
Вот по организации я ничего не решу. Если не будет отдельных административных указаний, надо искать, как всем лучше и удобнее.
Галина Кирсанова
11 май, 2017 17:36 (UTC)

С Настей согласовали. Отдельные посты на задания. По разным темам разные посты.

streletc_art
11 май, 2017 18:04 (UTC)
Ага, отлично! )) А день специальный, или всё по настроению?
Галина Кирсанова
10 май, 2017 17:57 (UTC)

И можно по всем интересным темам потом так же выложить отдельными постами заданиями.

( 26 слов — Сказать )

Профиль

writing365
Ни дня без строчки
Мы на Facebook
- Сегодня ты писал?

- Да.

- Значит, сегодня ты - писатель.

(с) Джулия Кэмерон, "Право писать"






Яндекс.Метрика





Метки

Календарь

Ноябрь 2017
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  
Разработано LiveJournal.com