?

Log in

No account? Create an account

Вчера | Сегодня


Всем добрый час и мур тоже! )) Мы продолжаем!


После речевых характеристик у нас образовался невнятный запросик насчёт тренинга, и этот невнятный тренинг сразу же – ещё до начало внятности – был перенесён на сентябрь ( и я очень этому рада, потому что, может, за это время появится внятность )


Так что Шехеразада продолжает дозволенные речи по поводу редактирования.
Я напоминаю, что мы тут написали шедевр, мы его пролистали, проштудировали и проверили:
Тему и идею
Конфликт
Композицию
Систему образов
Речевые характеристики
В общем, ужасно много чего мы уже отредактировали и теперь углубляемся в язык.
Самое ужасное углубление, какое только может быть в процессе редактирования.
Потому что язык – важнейшее стилистическое средство, создающее неповторимую писательскую индивидуальность.


Когда-то в институте мы, как будущие крутые лингвисты, баловались пародиями. Написать "Колобок", как если бы его написали… и далее следуют те известные писатели, которые… которые…
Которые что?
А вот именно те, которые этим непередаваемым авторским стилем обладали и виртуозно владели.
Который ни с кем не спутаешь. Который видно изделека. Который узнаёшь с трёх нот. Да, это они, непревзойдённые корифеи.
И писателей выбирали, и поэтов. И почему-то именно в сессию мы этим баловались.
А однажды во время сессии, наши «иностранцы»-старшекурсники написали поэму об общаге в таком пародийном стиле и устроили громкую читку. Жаль, что ничего не сохранилось… Это было совместное творчество, над ним трудилось пол-общежития, было много глав, и каждая глава – под какого-то известного писателя-поэта. Начинал там Некрасов:
Общага, колыбель моя!
Любил ли кто тебя, как я…


Ну, мы на своём курсе прямо такие глобальные вещи не сочиняли, но по мелочи баловались довольно часто. У меня, например, сохранилась «Красная шапочка» в стиле Андрея Вознесенского. Стихотворение выстроено в виде анонса спектакля.

Драма в ТЮЗе.

Девятнадцатого, по весне, под Вычегдой
На тропинке, почуяв дичь,
Зверь припал к земле.
Настроен элегически.
Напряжён, как пастуший бич.
Мама!
Готовы к прыжку
70 кэгэ волчьего мяса
С поправкой на клыки и шкуру.
(смотри рыночную конъюнктуру)
Ку-ку!
Драма!
Говорили тебе, сиди дома, не суйся в дверь,
А что теперь?
Баста?!
Как спасти тебя, голенастую,
Тонкую, как свирель?
...Глашатаи, люди, автобусы, рожи, розы!
Кричите! Идите!
Сегодня! Всего один день!
Начало в 16.00. Спешите!
Ваш билет!
Вы, микробы, люди, паровозы,
И вы, дети до шестнадцати лет,
Спасите!!!



Ещё у меня был Чехов и Оскар Уайльд, но это пропало.
С Чеховым было смешно: Наденька Шапочкина, гимназистка выпускного класса Покровской гимназии, сидела за столом в кухне и плакала от несчастной любви.
 Волка она таки встречала, жаловалась ему, рыдала, волк тоже рыдал, вспоминал молодость, они вместе ели пирожки, короче, всё очень по-чеховски.
Оскара Уайльда не помню своего, но у девчат помню Шекспира, где мама выходила к Красной Шапочке и говорила ей, что она в её годы была её матерью, все дрались на шпагах, оставшиеся в живых травились пирожками, в общем, оставался один Волк, ходил среди горы трупов и говорил: ту би онот ту би?
Нет, важным был вовсе не стёб и не антураж, важным был в первую очередь язык, стилистика...
В общем, это очень полезные и часто весёлые упражнения, которые, считаю, должны быть включены в личные занятия по развитию авторской стилистики.


Прежде чем редактировать свой авторский стиль, следует озаботиться, есть ли он вообще.
И в этом пункте я сразу должна заявить о нескольких моментах:
1.Если вы не знаете, если ли у вас индивидуальный стиль – лучше его не ищите. Вы его всё равно не найдёте – и значит, расстроитесь.
2. Чтобы образовался этот стиль, должны пройти годы. Чаще всего, молодой начинающий автор своим собственным неповторимым стилем не обладает – ибо стиль, как и в одежде и жизни – приходит со зрелостью.
3. Первый этап формирования стиля – подражание любимым авторам. Это нормально. И это правильно.
Подражательный период – очень полезный и очень важный. В этот момент формируются какие-то стилистические клише, которые впоследствии могут служить корнями собственного стиля.
Поэтому, с одной стороны – не надо убиваться, что стиля нет, а с другой – нужно писать, понимая, что каждый новый абзац – это кирпичик в построении своей индивидуальности.


Лучший способ отработать стиль – учиться у любимого писателя. Сразу должна предупредить, что подружку лучше в Учителя не брать )) Идеалы нужно искать в классике. Три-четыре любимых писателя – именно писателя, а не автора, как это модно говорить сейчас, у авторов иногда ещё тоже нет своего стиля, и они пишут отражённым – так вот, три-четыре-пять любимых писателей, из которых вы возьмёте что-то отпределённое – могут при правильном выборе дать огромную языковую и стилистическую палитру.
А что у кого брать – решать самим.
Можно завести блокнот, или даже таблицу. Автор – и что именно у него нравится, до того нравится, что ужасно хотелось бы научиться.
Переводную литературу 21 века не советую – плохие переводы.
Иностранную литературу нужно брать до начала 90-х. Не написанную, а именно переведённую в это время - написана она может быть много раньше. В 90-х к нам хлынуло много барахла, и, глотая его, очень легко себе испортить литературный вкус.
Всегда нужно помнить, что под твёрдой обложкой далеко не всегда качественный язык.
Лучший промежуток – вторая половина 19 века – литература критического реализма – наша и зарубежная и до 90-х прошлого.


У меня список выглядит так:
5-6 класс - Аркадий гайдар и Алексей Толстой - я очень любила "Детство Никиты" и писала в этом стиле.
8 класс - Александр Грин и Ильф и Петров. Попыталась писать сатирически.
10 класс - Генрих Бёлль и Ромен Роллан. Пьесы всех, кто попадался: Розов, Арбузов, Ибсен, Шоу.
19 лет - Эрнест Хемингуэй.
22 года - Виктория Токарева, Макс Фриш.
Гм... похоже всё )))
Ну, с учётом всего того, что я прочитала, а к концу института теоретически мы должны были прочитать всю мировую литературу )) На деле, конечно, всю ниасилили, но всё равно много ))
И я учусь до сих пор. У того же Алексея Толстого - мастера языка точного, простого, элегантного и прозрачного. У меня его книга под подушкой ))
А у вас кто Учителя? Расскажете? ))


Разговор о языке автора только начинается, так что можете писать какаие-то вопросы-запросы.

Комментарии

( 3 слов — Сказать )
vysochina_lera
28 май, 2017 09:52 (UTC)
Да, помню я тоже училась у других авторов. Брала приемы, которые мне нравились. Причем иногда это происходило просто по наитию: я читала книгу, затем начинала писать - и стиль получался похожим на ту книгу, которую я читала.

Еще про стиль мне очень понравилась мысль из одной книги, что язык вырабатывается на уровне мышления. И что писать нужно так, как говоришь - и своими оригинальными словами.
Здесь я даже придумала тренировку: писать с натуры или делать дневниковые записи. Не думая о стиле или "литературности", записывать слова как они приходят на ум. Я заметила, что через 3-4 абзаца стиль сам собой выравнивается...

А вообще, конечно, главный совет по стилю: "Думайте, слушайте, пишите."
streletc_art
28 май, 2017 10:32 (UTC)
*Причем иногда это происходило просто по наитию: я читала книгу, затем начинала писать - и стиль получался похожим на ту книгу, которую я читала.
- Воистину так! )) Это ещё и эмпатия хорошая. А не замечала за собой, как начинаешь с человеком после общения говорить на языке этого человека?
И тогда у собеседника возникает ощущение, что его понимают, и о сильнее раскрывается и быстро чувствует симпатию.
( 3 слов — Сказать )

Профиль

writing365
Ни дня без строчки
Мы на Facebook
- Сегодня ты писал?

- Да.

- Значит, сегодня ты - писатель.

(с) Джулия Кэмерон, "Право писать"






Яндекс.Метрика





Метки

Календарь

Декабрь 2017
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      

На странице

Разработано LiveJournal.com