?

Log in

No account? Create an account

Вчера | Сегодня



Сначала разгребем завал, который я устроила в прошлый раз, вывалив на бедных участников всего помаленьку.
1. Список тропов (художественных средств)
Будет висеть весь практикум в первом посте вместе с разгадками Жени.
Такое народное знамя, под которое мы периодически будем собираться – знание тропов ни одному писателю ещё не повредило.
Сегодня, например, в связи с пейзажными делами, мы наглядимся на эпитеты.

2. Гроза над садом прогремела довольно впечатляюще, судя по коментам ))
 Я обещала огласить всё предложение целиком. Итак:
Ты за руку выдернула меня из дома, прямо из постели, в маленький абрикосовый садик, потерянный в грохоте грозы, и хлещущий ливень оказался вдруг тёплым и ласковым под твоими руками, над нами раскалывалось небо, на нас рушились потоки колкой воды вперемешку с оборванными цветами, твои длинные волосы вдруг пролились рекой по обнажённому телу, с каждой вспышкой молния выхватывала из темноты его беззащитную пронзительную белизну, почти свечение, а потом мы стояли в доме, закутанные в одно полотенце, и я, захлебнувшись непривычной нежностью, снимал с тебя неумелыми губами мокрые смятые лепестки…
Анализировать не буду, я уже на это смотреть не могу, но ужасаться в коментах, конечно, можно ))

3. Домашнее задание - спасибо всем приславшим свои мини-зарисовки. Смотрим их, смотрим!


                № 1
1. Людмила открыла входную дверь и вжалась в изношенную пуховую шаль. По разбитой дороге со скрипом тормозов пронесся старенький грузовик с новобранцами. Ком снова подступил к горлу, и женщина быстро пошла прочь по заваленному опавшей листвой тротуару.

2. Людмила распахнула входную дверь и вдохнула полной грудью теплый не по-осеннему воздух. По разбитой дороге со скрипом тормозов пронесся старенький грузовик с веселыми новобранцами. Она невольно улыбнулась и зашагала по тротуару, любуясь красно-желтым ковром опавших листьев.

Интересно, что использованы абсолютно одинаковые блоки (выделено жирным) - то есть, задание выполнено максимально точно. Не просто один и тот же пейзаж, а буквально одни и те же фразы. Оба начала одинаковы, но мы видим разные глаголы.
Анализируйте сами, найдите эту разницу.
Второй блок: грузовик всё тот старенький, на той же самой разбитой дороге, и в нём всё те же новобранцы. Но. Ищите разницу, анализируйте.
И не только выделенное анализируйте.


            № 2

Здесь я выделила немного по-другому. Посмотрите внимательно: что именно выделено и почему? Угадаете?

 1. Взгляд ее уперся в землю туда, где в мокром асфальте отражались искаженные мутные силуэты домов. Над ними нависали сырые ветки, ожидая возможности сбросить наконец груз бесполезных листьев. И едва заметная морось не давала ответить себе на вопрос: "есть дождь, или его нет? Есть или нет?"
2. Она вышла на балкон, в пряную сырую свежесть осеннего воздуха, оглядела влажную блестящую листву, украшенную гирляндами рыжих ягод. Асфальт отчистился от пыли, и в его блестящем зеркале отражался красный кирпич окрестных домов и яркие всполохи фар.

Первый этюд интересен тем, что сразу задаёт необходимую тональность -  блоком «упёрся в землю»
Как вы думаете, в чём тут дело? Почему этот блок на месте? Можно ли его перенести во второй, позитивный отрывок – и если нет, то почему?



        № 3

Работа интересна тем, что в центре пейзажа стоит героиня. Абсоютно сквозь её восприятие даётся картина, пейзаж буквально пронизан её чувствами, и её очень легко нарисовать во всех подробностях характера..

Попробуйте эту героиню охарактеризовать.


1. И плюс ко всему я ударилась мизинцем о порожек! Боже мой! Дети кричат, собаки лают, скрипят качели на детской площадке... Солнце печет немилосердно! И еще эта грязно-белая двенадцатиэтажка напротив... Листья на деревьях уже начали желтеть, значит, наступает осень. Лето пролетело, как будто и не было его вовсе. Я люблю смотреть на людей, которые бегут по двору куда-то по своим делам, но не сейчас, не сейчас... Прочь, прочь...

2..Вот и наступает осень. Листья уже начали желтеть, и скоро можно будет наблюдать все великолепие сентября на деревьях, раскинувшихся под окном. Но сейчас бабье лето, и солнечные лучи ласково согревают землю. С детской площадки доносится заливистый смех, пахнет свежескошенной травой. Кажется, что можно вечно наблюдать за жизнью, происходящей на улице. Вон неторопливо идет мужчина с собакой, его обгоняют двое молодых людей, спешащих к метро. Ребятня возится в песочнице, их мамочки сплетничают на лавочках. Мироздание дарит нам немного лета, как будто извиняясь за холодную погоду в июне. А впереди осень...

И, наконец, последнее задание: чем все три работы похожи?




Что касается сегодняшней темы, то в центре событий у нас всё ещё пейзаж - на него же особенно щедра осень.
 И без эпитетов у нас никак не получится.

Определений эпитета много, но всё сводится к одному: это художественное, красочное определение, которое украшает определяемое слово и умеет придать ему дополнительное значение – иногда переносное, иногда даже символическое.
Выражается чаще всего прилагательным, то есть, отвечает на вопрос *какой?
Задумчивая река
Волнистые косы
Могучий дуб
Золотая осень
Бархатная кожа
Мне больше всего нравится про эпитет так: это художественное, образное определение предмета (или явления), которое помогает живо представить себе предмет (или явление) и почувствовать отношение автора к нему.
И, соответственно – состояние героя – добавляю я от себя.
Всё просто и понятно.


Чего нельзя сказать о тонкостях использования этого средства ))
Поэтому… поэтому… осторожно: эпитет.

  1. Есть опасность нашлёпать шаблонов.

  2. Есть опасность утонуть в красивостях.

Чтобы избежать первого, надо знать про шаблоны - где их можно применить, где нежелательно.
Чтобы избежать второго, нужно учиться видеть переборы. Нужно учиться взвешивать полученные фразы и целые абзацы. Иногда лучше два простых, расхожих эпитета, чем два кричащих и бьющих себя в грудь. Кстати, женская проза, бывает, иногда грешит красивостями в ущерб вкусу, мужчины обычно более сдержанны в определениях.
Сейчас мы как раз и посмотрим, что там у мужчин. У классиков, разумеется ))


Тургенев. Отцы и дети.

Попадались и крошечные пруды с худыми плотинами, и деревеньки с низкими избенками под темными, часто до половины разметанными крышами

Задача данного пейзажа – передать общий образ захудалого крестьянского бытия.
Смотрим, какими эпитетами это нарисовано.
крошечные пруды
худые плотины
низкие избенки
тёмные крыши
Ничего преувеличенного, все слова-эпитеты – обычного разговорного ряда, ничего не бьёт в глаза. Дополнительно к эпитетам использован уменьшительный суффикс -еньк. Деревенька, избёнка. В тему мизерности идут и крошечные пруды. Всё маленькое, исчезающее… Крошечный пруд – не потому что миловидно-миниатюрно, а потому что плотина худая – и вода просто ушла… Бесхозяйственность, заброшенность на грани исчезновения.
И всё это – при минимуме художественных средств – самыми простыми словами. Которые и эпитетами-то не назовёшь – настолько они обычны…


А теперь зарубежный гость.
Эрнест Хемингуэй, Острова в океане.
одновременно это задание на дом для собственного анализа. Попробуйте сделать текстуальный анализ самостоятельно.

Дом был построен на самом высоком месте узкой косы между гаванью и открытым морем. Построен он был прочно, как корабль, и выдержал три урагана. Его защищали от солнца высокие кокосовые пальмы, пригнутые пассатами, а с океанской стороны крутой спуск вел прямо от двери к белому песчаному пляжу, который омывался Гольфстримом. В безветренную погоду вода здесь была совсем синяя, если смотреть на нее с берега. Но вблизи она зелено светилась над мучнистым белым песком, и тень крупной рыбы мелькала в ней задолго до того, как рыба подплывала близко.


А теперь женщины. Эх, наши русские женщины!... ))
Виктория Токарева. Пираты в далёких морях.

Какая красивая осень - прохладная и строгая.Берёзы нежные. Ели значительные.

Всё. Пейзаж закончен. Три предложения, господа!
Первая часть первого предложения - оценочная. Практически нейтральная пара слов с совершенно расхожим эпитетом красивый. Ничего особенного.
Но что творится дальше! Никаких дальше красивостей, никакой прощальной красы и пушкинского пышного увядания. Два скупых, но выразительных эпитета - прохладная и строгая. Но зато - мы эту осень увидели, и услышали, и почувствовали.
Дальше всего две породы деревьев – но какие! Во-первых, они основные: узнаваемы с детства, рисуемы с детства. Во-вторых, символы русского леса: березняк да ельник. Масштабные обобщения прямо, а не деревья. И их сразу представляешь. Осинку ещё будешь вспоминать. Или орешник там. А потомственный горожанин даже дуб не всегда вообразит. А тут сразу всё ясно при слове берёза и при слове ель.
Интересно и эпитеты для деревьев.
У берёзы полно стандартных:
Белая берёза
Белоствольная берёза
Кудрявая берёзка
Стройная берёзка

Токарева берёт реже употребляемый эпитет нежная. Почему реже? Потому что трогательно нежна берёза бывает с редкой листвой - тогда видны все её беленькие веточки – вот именно нежные на фоне неба или остального леса, а это бывает осенью или весной. Поэтому эпитет нежный не такой популярный, он требует сезонного уточнения.
Но это не всё! Смотрите, что делает Токарева дальше. Она работает нераспространёнными предложениями.
Привычно надо бы так: Нежные берёзы золотились (или трепетали, сквозили и так трам-пам-пам до конца предложения) Имено так и пишут девочки, это традиционно женский стиль.
Но ничего этого нет в помине, никаких трепетных красивостей. Писательница прилагательное засаживает на места сказуемого, то есть, вообще изымает из предложений глагол - всё, нет действия, никто не трепещет и не красуется.
Только свойство – без действия. Только самая суть дерева.

С елями совсем эпично. Ели - ну, тёмные они, ну, густые, треугольные – какие ещё бывают... Традиционно женщины напишут: густо-зелёные, тёмно-зелёные, бархатно-зелёные... А тут на первое место автор выносит не цвет, и не форму, а опять-таки суть дерева: неподвластность времени года, особенно бросающуюся в глаза рядом с оголяющимися беззащитными берёзами.
Берёза подчиняется законам природы, ель – устаивает, противостоит. Поэтому она выглядит сильнее, значительнее среди увядающих лиственных собратьев. Берёза и ель - это деревья-контрасты, а контрасты всегда производят неизгладимые впечатления.

Смотрите, сколько мы говорим об этих деревьях... )) А у мастера всего два слова, всего два эпитета ))
Кстати, это мужской стиль - скупость, но точность.
Нотабене! Я ещё вернусь к этой токаревской осени, когда мы будем говорить о женской и мужской прозе.


По поводу домашнего задания хотела обсудить с участниками. У меня два задания - по эпитетам и по анализу. Маленькое и большое - с учётом того, что текстуальный анализ многими никогда не делался.
Какое оставляем? Может, совместим?
И вообще - с каким размахом давать задания? у всех ведь свои возможности и запасы времени...
Жду ваших вопросов. И... ответов ))

Ваша Лариса Ритта ))


------------------------------------------------------------------------------------
При копировании и цитировании отсылка к автору статьи обязательна.

Комментарии

( 5 слов — Сказать )
blue_vowel
19 сент, 2017 14:12 (UTC)
Извините, но вы мое задание пропустили... Если оно не очень подходит именно для пейзажа, то я могу попробовать написать другое))
streletc_art
19 сент, 2017 14:29 (UTC)
Нет, я не пропустила, я его отложила для демонстрации других средств.
Я вообще планировала брать только по одному примеру на пост, и, наверное, так и надо было - потому что если брать все, пост получается просто огромный.

С другой стороны, вы тоже правы - авторов было трое всего, значит, надо было все задания разместить...


blue_vowel
19 сент, 2017 14:41 (UTC)
не, я не в обиде)) делайте на ваше усмотрение. Я подумала просто, что неправильно сделала задание.
streletc_art
19 сент, 2017 14:55 (UTC)
Вставила )) Пусть для первого раза всё будет до кучи. В конце концов, я ещё раз возьму, если понадобится.
Там у вас очень характерная сама героиня, от лица которой ))

Неправильных заданий у нас не бывает )) Бывают разные ))
Галина Кирсанова
19 сент, 2017 17:02 (UTC)

Хорошая тема! У меня по эпитетам та еще беда *от красивостей к шаблонам*
Понравился анализ - это тоже очень важно - самим голову включать и думать.


По домашкам: для меня подходит два задания, но короткие.

( 5 слов — Сказать )

Профиль

writing365
Ни дня без строчки
Мы на Facebook
- Сегодня ты писал?

- Да.

- Значит, сегодня ты - писатель.

(с) Джулия Кэмерон, "Право писать"






Яндекс.Метрика





Метки

Календарь

Ноябрь 2017
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  
Разработано LiveJournal.com