?

Log in

No account? Create an account

Вчера | Сегодня



Тема неисчерпаема, как неисчерпаема жизнь, поэтому сегодня продолжим.

И я ещё раз напоминаю для вновь прибывших, что в моих контекстах – и не писательских тоже - слова «мужское» и «женское» относится к первоосновам, а не к людям, носителям этих первооснов.
И я ещё раз напомню, что писатель как мастер, должен учиться раскручивать в себе и женские и мужские энергии и грамотно оперировать ими для более точного и более реалистичного отражения своих гениальных образов ))

Первым делом, вперёд, в прошлое – к домашнему заданию.
Как видно из примеров, мужское и женское письмо достаточно хорошо идентифицируется по определённым параметрам.
Первый отрывок –  «Щегол» Донны Тартт – участники отнесли к женской стилистике, второй – Сэлинджер, «Над пропастью во ржи» - к мужской.

look4joy
Первый текст женский, второй - мужской. В женском предложения длиннее, красочнее описания, автор описывает свои чувства - что он испытывал в тот момент, какие эмоции, как переживал. Текст весь более описательный.
В мужском тексте больше конкретики. Фразы короче, язык ближе к разговорному. Красочные описания отсутствуют, если только это не важно для передачи сути истории. Эмоции в мужском тексте не описаны, а присутствуют в виде окраски речи автора.

blue_vowel
Первый тест женский. Много описаний, эмоций, сам по себе текст достаточно мягкий. "Кутаясь в наброшенное на плечи пальто", "песенки, которые хрупко побрякивали" - такие обороты могла написать только женщина. Второй текст грубее по сравнению с первым (таким его делают "крепкие" слова - треклятый, муть и т.д ), как и задумывал автор, но к тому же текст более четкий, хорошо прописана именно психология героя-мужчины.

И даже с примерами! Девчонки, молодца, спасибо!

А теперь проверочный и очень лёгкий тест-экспромт:
1.
Мужская проза характеризуется более короткими, более целевыми и более всеобъемлющими по смыслу предложениями – картина даётся в общем плане: самое главное, без углубления в подробности – самая суть.
Женская проза характерна более изысканно составленными в синтаксическом отношении предложениями; в ней широко используется цветовая лексика с упоминаниями не просто цветов, но и оттенков, уделяется внимание описанию чувств, деталей, подробностей, нюансов.
2.
Мужское письмо тяготеет к глобализации.
Женское письмо тяготеет к детализации.

Какая из двух формулировок принадлежит М и какая – Ж?))
ЗЫ: Пользуйтесь обеими, как напоминалками!


Скачем дальше, к корифеям!
Итак, мастеру свойственно владение обоими стилями.
Например, в стихах Есенина можно найти отличные чередования М-Ж составляющих.

Гой ты, Русь моя родная!
Хаты – в ризах образа.
Не видеть конца и края,
Только синь сосёт глаза.

Чувствуете масштаб вИдения? Вселенское такое видение, захватывающее громадные пространства, хватающее образы высоко в небе, почти в космосе.
Но вот ризы приподнимаются, читатель сваливается на землю, где обнаруживается простая деревенская хата – с морем тонких подробностей внутри, подробностей,  свойственных женскому приметному глазу:

У порога в дежке квас,
Над печурками точеными
Тараканы лезут в паз.
Вьется сажа над заслонкою,
В печке нитки попелиц,
А на лавке за солонкою –
Шелуха сырых яиц.

Именно женский взгляд увидит, что в дёжке именно квас (мужчина его увидит, только если пить захочет), и что дёжка именно у порога. Печурки не простые, а точёные. Тараканы не просто так, а лезут в щели. Шелуха именно сырых яиц и не просто на лавке, а за солонкой…
Так видит женщина. ( Помню одну свою подругу, которая после побывания в гостях могла сказать с возмущением: Ты заметила, какие у неё занавески? Серые все, нестиранные. - А я таращила глаза, потому что вообще занавесок не запомнила и не видела )


Ещё одно традиционное и очень важное отличие: изображение чувств. Тут женщине нет равных. Она их ощущает в тонкостях, она их генерирует, она их и воспевает.
Традиционно сориентированый мужчина любовные чувства описывает с трудом. И выражает с трудом. Или не любит этого по ряду причин, или боится, или слов не находит. Будет мяться, увиливать, вздыхать или сразу признается, что он старый солдат и не знает слов любви.
А вот мужчина артистический, с художественным чутьём – такие, кстати, чаще всего сангвинического темперамента – умеет рассыпается в эмоциях, сложноподчинённых предложениях и без зазрения совести будет использовать вороха эпитетов.


 Так что этот момент пометьте себе в закладочку: если вам необходим брутальный персонаж,  меньше вкладывайте в его уста изысканных слов, особенно слов  любви, то есть, женской стилистики.  Если он у вас в романтических отношениях, последите за выражением чувств. Если он изыскан в общении с женщинами, брутальный образ усложнится, и вы должны побыстрее решить: нужен вам сложный брутальный образ, многозначный такой, или вы его попроще задумывали.
На минуточку: ваше слово – решающее тут, и пусть вас не смущают читатели, говорящие, что это не свойственно такому персонажу. Это ваше детище, вы его выводите на сцену и вам решать, что ему присуще. Но. Вы должны понимать весь этот внутренний замес натуры и уметь его обосновывать. Да, он у меня задуман, как брутальный, но он взял и получил образование в филологическом университете. Ну, как-то так ))
То есть, подход у вас должен быть сознательный – по крайней мере, на стадии правки, когда поток сознания и спонтанность должны быть запнуты на последнее место, а на первом должен встать хладный анализ.

То же самое с женскими образами.
Если нам нужно подчеркнуть в женщине женственность, нужно выбирать соответствующую стилистику – подробности, тонкую речь с использованием художественных средств и особенно эпитетов, цветовой лексики. И подчёркиваем утончённость, детальный подход, анализ чувств и вообще богатую гамму чувств. То есть, душевность.

Если нам нужно подчеркнуть в женщине мужественность – например, она начальник, воитель, правитель, - используем «мужской» арсенал. Более короткие и чёткие, нераскрашенные фразы, простые жесты, прописываем решительность и целеустремлённость – то есть, духовность.

Если нужно показать коварство – совмещаем обе стилистики. На одной мужской парадигме ни женский, ни мужской коварный образ не соткать – нужны обе.
Потому что чисто мужское – это всегда прямое до простодушия. Нужны женские черты, потому что коварство – это не только один интеллект, это непременно ещё и чары, утончённость, подтекст, умение обвести вокруг пальца, владение искусством манипуляций, нужна опять женская душевность – просто со знаком минус.

То же для описания отношений: если нужно подчеркнуть сложность отношений, используем женскую парадигму. Чтобы подчеркнуть ясность – мужскую. Если женщина хочет соблазнить героя, она всегда будет действовать по-женски, тонко, обходительно, вкрадчиво. Если женщина не заинтересована в ухаживаниях и прочих гендерных оттенках, она всегда будет вести себя просто, по-товарищески, то есть, проявлять себя по мужскому типу: просто и ясно.



В общем, поводы для создания сложного и противоречивиого персонажа должны быть и вескими, и убедительными.

Сейчас мы рассмотрим, как может быть соткан такой сложный образ на примере гениальной (потому что краткой) осени Токаревой. Это уже знакомая вам фраза из рассказа «Пираты в далёких морях», подробно разобранная в прошлый раз с точки зрения художественных средств.
Сейчас мы её рассмотрим с точки зрения прорисовки образа персонажа, посмотрим, как работает на него пейзаж.
Итак:
Какая красивая осень: прохладная и строгая. Берёзы нежные, ели значительные.

Коротко и ясно по-мужски, да? Мы уже разбирали, что женщина об осени напишет длиннее, введёт цвет и движение. Листья будут цветными, они будут лететь, планировать, трепетать – помните? Здесь ничего не движется – просто замершая картинка. Фотография. Даже не цветная – проверьте, она чёрно-белая. Очень всё мужское – только факты.
Смотрим контекст: рассказ написан от лица мужчины! Ну и как бы всё правильно.

Но… Но, господа! Обратите внимание в этом сверхкратком мужском тексте на два интересных слова. «Красивая» и «нежные». Это «женские» слова. Нет, их и мужчина использует. Но слово красивая» будет чаще всего адресоваться женщине. Женщина будет красивая. Ну, может быть платье, но уже красивое платье заметит не простой мужчина, а мужчина с развитым чувством красоты, с неким эстетическим комплексом. Брутальный мужчина вообще может не заметить красот осени или платья. Но он может их заметить, если женщина обратит его внимание, и может, даже, расскажет.

Самостоятельно красоту природы заметит мужчина с развитым эстетическим чутьём, то есть… с женским комплексом в душе.
Следовательно, и характер его получит своеобразные оттенки – умение видеть настроение, чувства, оттенки.

То есть, эпитет «красивая» в данном случае рисует не только осень. Он рисует и героя, придавая ему штрихи личности, которые помогают его понять. Он заметил красоту, возможно, ему свойственны лирически черты. Либо он находится в лирическом настроении.
Смотрим контекст: так оно и есть! Герой не просто любуются видом из окна, он гуляет по лесу с женщиной, в которую давно и безнадёжно влюблён.

Второе слово, выпадающее из мужского – «нежные». Берёзы нежные.
А вот уже более серьёзный задел в характеристике героя. Нежность – то есть, трогательную беспомощность в данном случае увидит не всякие мужчина, а только мужчина, сам реагирующий на трогательную беспомощность, на тонкость чувств, и возможно, сам ими обладающий.
А это полностью соответствует образу героя - во многом нерешительного, живущего в мире своих мечтаний, не способного противостоять управлению, в чём-то плывущего по течению.
Пейзаж, нарисованный от лица мужчины, благодаря подбору слов, полностью прорисовываю его задуманный образ. И всего благодаря двум словам – ни больше, ни меньше.


Тему М-Ж не закрываем – она у нас ещё будет всплывать, но основное  в ней, на мой взгляд, сказано. Так что домашка, думаю, будет по силам ))
Посмотрите на текстик.
Перед вами кусочек интерьера. Вам надо поменять ему пол на противположный))
А вот на какой – не скажу. Это ваше задание.
То есть, вам надо обосновать «половую принадлежность» и переписать текст заново – как бы он звучал в противоположной стилистике.

Горячее солнце заливало просторное помещение кухни, сквозь занавеску распадаясь на тысячу лучиков, превращая шкафы, стены, посуду на столе в калейдоскоп из солнечных зайчиков.
В приоткрытое окно вливалось долгожданное тепло, занавеска слегка колыхалась, пропуская нагретый на солнце воздух. Весна наконец доказала своё превосходство над никак не желавшей уходить зимой.

По отрывку вы поняли, что мы в следующий раз вступаем в новую тему, и тема эта – интерьер в описании. Мы побродили по природе достаточно, что-то, господа, похолодало, пошли-ка мы на следующем занятии домой!


Всем творческих успехов, жду домашки, ваша Лариса Ритта.
А что это вы вопросы-то не задаёте? Неужели всё понятно??? ))

-------------------------------------------------------------------------------------------

При копировании и цитировании отсылка к автору статьи обязательна.

Buy for 10 tokens
***
...

Комментарии

( 10 слов — Сказать )
ivan_malinin
3 окт, 2017 19:55 (UTC)
"Когда ты только успеваешь и в фонтаны нырять и на танцах драться?")))
streletc_art
3 окт, 2017 21:53 (UTC)
Аххах )) Наоборот, ничего не успела, только вот приехали - к сыну срочно надо было.
streletc_art
3 окт, 2017 22:00 (UTC)
кусок-то переделаешь? Попробуешь?
blue_vowel
7 окт, 2017 08:29 (UTC)
Домашнее задание
Текст написан женщиной, ну или мужчиной с тонким художественным чутьем)) "...распадаясь на тысячу лучиков, превращая шкафы, стены, посуду на столе в калейдоскоп из солнечных зайчиков" - очень детальное описание, много распространенных предложений. Соответственно, я попробовала переделать текст в мужской, т.е. менее детальный:

Кухня была залита солнцем, которое пробивалась сквозь занавеску. Воздух наполнился долгожданным теплом, с улицы дул легкий ветерок. Весна наконец доказала свое превосходство над холодной зимой.
streletc_art
7 окт, 2017 10:13 (UTC)
Re: Домашнее задание
Отлично! ))
Какой вариант больше по душе? ))
Именно вот этот конкретный отрывочек?
Я потом скажу, какой там был контекст и, возможно, будет вторая ступенечка задания.
blue_vowel
7 окт, 2017 11:30 (UTC)
Re: Домашнее задание
По душе первый вариант все-таки. Было жалко урезать такую красоту)) К тому же сама часто описываю детально, но чаще эмоции. В плане пейзажей и интерьеров у меня мужской подход - все просто)) Хотелось бы научиться писать более развернуто, если это возможно.
streletc_art
7 окт, 2017 11:58 (UTC)
Re: Домашнее задание
Значит, контекст там такой: героиня сидит в кухне, пьёт чай и одновременно общается по телефону, кажется, СМС-ками. В общем, набирает и читает сообщения. То есть, оправдание текста детализацией обосновано: в центре женский образ.

Но давайте смотреть на текст.
Во-первых, я вижу небольшой температурный диссонанс. Никак не желавшая уходить зима. Это где-то март. В марте обычно такая картина. Но даже в конце марта солнце не бывает горячим. Оно яркое, но ещё не горячее. Горячее солнце - это разгар мая или типичная летняя картинка. И поскольку эти слова - первые - именно лето и представляется в подтексте.
То есть, я читала весь абзац с чувством, что наступило лето, и вдруг - опля - зима ещё еле ушла...
Некая дезориентация есть. Читателю приходится внутри себя додумывать ситуацию. Потому что картина времени года нарисована нетипичная. Зачем это? Это важно сейчас? Это будет важно потом? Это дано в самом начале повести, значит, это зачем-то нужно?
Это всё автор должен отвечать на вопросы...

Солнце, кстати, может быть горячим и весной, особенно, когда оно светит в окно и нагревает окно. То есть, героине жарко. Может, потому что там разговор такой идёт. Может, она спешит. А может, у неё горячий темперамент. То есть, сразу куча ниточек тянется от этого горячего солнца. Ниточек, рисующих образ - а это, повторяюсь, самое начало, а это значит, что задано в начале, то и должно далее подтверждаться.
То есть, у автора назад дороги нет. Или опровергать горячесть или подтверждать.

Это раз.


streletc_art
7 окт, 2017 15:22 (UTC)
Re: Домашнее задание
*Хотелось бы научиться писать более развернуто, если это возможно.

Считается так: автор сначала пишет просто и плохо, потом сложно и плохо, и наконец - просто и хорошо ))
Опять же: краткость - сестра таланта.
Так что всё-таки сначала лучше научиться писать хорошо и просто. Иначе можно увязнуть на второй стадии.
Зато когда осуществлён выход на третий уровень, вырабатывается чутьё на лишние красивости, и многое уже не жалко ))
blue_vowel
7 окт, 2017 17:19 (UTC)
Re: Домашнее задание
О, очень хорошая градация. Я пока на первом уровне)) Красивости пока в голову не идут.
Еще хочется привести цитату Паустовского из повести "Золотая Роза". Когда он был молодым писателем, ему сказал один художник:
" -Вы, мой милый, еще не совсем ясно видите. Несколько мутновато и грубо. Вы замечаете только основные цвета и сильно окрашенные поверхности, а переходы и оттенки сливаются у вас в нечто однообразное.
- Что же я могу поделать, - ответил я, оправдываясь. - Такой уж глаз.
- Ерунда! Хороший глаз - дело наживное."
Работаю над этим)
Галина Кирсанова
10 окт, 2017 16:42 (UTC)
Домашнее задание
Отрывок написан в женской прозе.

Попробую сделать его по-мужски "скупым":

"На кухни становилось жарко. Через приоткрытое окно тянуло нагретый воздух. Весна, наконец, наступила".
( 10 слов — Сказать )

Профиль

writing365
Ни дня без строчки
- Сегодня ты писал?

- Да.

- Значит, сегодня ты - писатель.

(с) Джулия Кэмерон, "Право писать"

Метки

Разработано LiveJournal.com