?

Log in

No account? Create an account

Вчера | Сегодня



Итак, мы нагулялись меж берёз и сосен и пришли домой, в новую тему.

Интерьер в художественном произведении – тема неуловимая.
Он всегда вроде бы есть – потому что автор, пока сочиняет и пишет, довольно подробно представляет себе пространство: планировку помещений, расставленную мебель, направление движения и маневрирования героев – но всё это растворёно, неуловимо, практически не столько прописано, сколько подразумеваемо. Сбегайте к себе в любое произведение, посмотрите, где вы подробно описали интерьер? А неподробно? Штрихами? Мебель? Убранство? Цвет стен? А что на полу? А картины есть? А на окнах что? А из какой ткани у вас там на окнах?
Если такое есть, для какой цели введены эти описания? Что вы этим барахлом интерьером хотели сказать?

ДЗ было как раз построено на теме интерьера: нужно было переделать «женское" описание в «мужское». Посмотрим его.

Исходный текст:
Горячее солнце заливало просторное помещение кухни, сквозь занавеску распадаясь на тысячу лучиков, превращая шкафы, стены, посуду на столе в калейдоскоп из солнечных зайчиков.
В приоткрытое окно вливалось долгожданное тепло, занавеска слегка колыхалась, пропуская нагретый на солнце воздух. Весна наконец доказала своё превосходство над никак не желавшей уходить зимой.


Полученный от blue_vowel
Кухня была залита солнцем, которое пробивалась сквозь занавеску. Воздух наполнился долгожданным теплом, с улицы дул легкий ветерок. Весна наконец доказала свое превосходство над холодной зимой.

Мне лично второй вариант больше нравится. А вам?
А обратили внимание, что второй вариант практически полностью "съел" интерьер? А он вообще тут нужен был, как считаете? Правильно его убрали или нет?
Кстати, не хотите сократить отрывок ещё больше? Можно ещё короче...))


Ну, ладно, сейчас мы собрались-таки  в кухне - и это самое милое место для посиделок. Особенно интерьерных.
Если призадуматься, наверное, цели интерьерные в художественных произведениях будут следующие:

  1. Непринуждённо ввести читателя в описываемую атмосферу.

Мы прошли через сумрачный холл, где ощущался теплый запах погасшего камина и тускло отсвечивали лаком модные низкие столики, свернули в коридор налево, и хозяин плечом толкнул дверь с табличкой «Контора». Я был усажен в уютное кресло, и хозяин распахнул на столе громоздкий гроссбух.
                             Стругацкие: Отель «У погибшего альпиниста»

  1. Придать описаниям жизненность.

Оставшись один, он не без удовольствия взглянул на свою постель, которая была почти до потолка. Когда, подставивши стул, взобрался он на постель, она опустилась под ним почти до самого пола, и перья, вытесненные им из пределов, разлетелись во все углы комнаты. Погасив свечу, он накрылся ситцевым одеялом и, свернувшись под ним кренделем, заснул в ту же минуту.
                                       Гоголь, «Мёртвые души».

  1. Использовать, как средство характеристики образов.

Здесь у меня интересный пример: две комнаты двух родных сестёр, не похожих друг на друга.

Младшая сестра:
В ее комнате было все уютно, миниатюрно и весело. Цветы на окнах, птицы, маленький киот над постелью, множество разных коробочек, ларчиков, где запрятано было всякого добра, лоскутков, ниток, шелков, вышиванья: она славно шила шелком и шерстью по канве.
В ящиках лежали ладонки, двойные сросшиеся орешки, восковые огарочки, в папках насушено было множество цветов, на окнах лежали найденные на Волге в песке цветные камешки, раковинки.
Стену занимал большой шкаф с платьями -- и все в порядке, все чисто прибрано, уложено, завешено. Постель была маленькая, но заваленная подушками, с узорчатым шелковым на вате одеялом, обшитым кисейной бахромой.
По стенам висели английские и французские гравюры, взятые из старого дома и изображающие семейные сцены: то старика, уснувшего у камина, и старушку, читающую Библию, то мать и кучу детей около стола…

Старшая сестра:
Простая кровать с большим занавесом, тонкое бумажное одеяло и одна подушка. Потом диван, ковер на полу, круглый стол перед диваном, другой маленький письменный у окна, покрытый клеенкой, на котором, однако же, не было признаков письма, небольшое старинное зеркало и простой шкаф с платьями.
И все. Ни гравюры, ни книги, никакой мелочи, по чему бы можно было узнать вкус и склонности хозяйки.
                                          Гончаров, «Обрыв»

  1. Заострить внимание на чём-то, на какой-то детали, каком-то предмете, которые впоследствии окажутся значительными.

Шумели краны. Вода в столовой образовала водоворот. В спальне она стояла спокойным прудом, по которому тихо, лебединым ходом, плыли ночные туфли. Сонной рыбьей стайкой сбились в угол окурки.
Воробьяниновский стул стоял в столовой, где было наиболее сильное течение воды. Белые бурунчики образовались у всех его четырех ножек. Стул слегка подрагивал и, казалось, собирался немедленно уплыть от своего преследователя.
                                     Ильф, Петров, «12 стульев»

Как можно увидеть из приведённых примеров, степень подробности во всех отрывках разная - в зависимости от целеполагания.
Первый отрывок вводит в здание, где всё будет происходить – поэтому интерьер дан лёгкими штрихами: только перечислением по ходу движения ГГ – то, что видит его глаз, у автора ещё будет возможность живописать подробности по мере развёртывания событий.

Второй отрывок описывает не столько интерьер, сколько процедуру укладывания спать, которая, благодаря специфическим домашним правилам, выглядит уморительно. Предметы обстановки лишь призваны обрамлять живую комичную картинку.

Третий пример, описания комнат сестёр, блещет подробностями, поскольку цель автора – охарактеризовать через интерьер два противоположных женских образа: живую, весёлую, открытую и хозяйственную Марфеньку и загадочную, отрешённую, закрытую, почти аскетичную Веру.

Последний отрывок написан решительно из-за стула, которые и является ключевой фигурой сюжета, но авторы тут не могут отказать себе в удовольствии побаловаться сочными метафорами, описывающими наводнение у инженера Щукина: окурки-рыбки, лебеди-туфли…
Кстати, это почерк мастеров. Не пренебрегать никакими второстепенными образами и никакими проходными деталями – всё в работу, все мелочи должны блистать.

И ещё одна отсылка на интерьер – с подробным текстуальным анализом, который я уже помещала здесь отдельным постом.


А теперь самостоятельный анализ.
Перед вами вариант подробного описания интерьера, который я сама когда-то создала специально для этой темы.

Сказать, что здесь чувствовалась женская рука - значило бы ничего не сказать об этом номере. Здесь всё дышало женщиной. И женщиной красивой. Начиная с коврика у порога со стайкой лёгких сандалет, кончая выразительным зеркалом в окружении цепочек и шарфиков.
Два крупных пятна бросались в глаза прямо с порога: букет голубого шпорника в напольной вазе и большая прозрачная шляпа, повешенная за ленту на стену.
Номер был пуст.
Сергей не сделал ни шагу.
Шляпа висела таким образом, что отражалась два раза в зеркалах, и он мог налюбоваться на неё ото всей души. Да, та самая шляпа с зелёными лентами и синими цветами.

В принципе, ловушкой всё попахивало отчётливо, и Сергей это чувствовал профессионально, кожей.
Не сходя с места он наклонился, поднял с коврика синюю плетёную туфлю и рассмотрел. Это была обыкновенная женская летняя туфля без пятки со следом ноги внутри, и была она чуть запылённой.
Сергей поставил туфлю на место и оглядел номер ещё раз. В убранстве преобладали прохладные летние цвета воды и зелени, и только на подзеркальнике сияли солнечными зайчиками оранжевые и жёлтые флаконы со средствами для солнечных ванн. Да возле кровати на спинке шёлкового кресла пенилось тревожным винно-красным цветом кружевное неглиже.
Да, здесь всё дышало красивой женщиной.
И убираться отсюда следовало как можно скорее.



Задание для анализа будет многоуровневое, на все вкусы – и полегче, и посложнее:

1. К какой из выше перечисленных целей этот отрывок можно отнести? А может, ко всем сразу? А, может, ни к одной, а к какой-то совсем другой?

2.В каком жанре худ. литературы этот отрывок уместно употребить целиком?

3. Это женский или мужской взгляд на интерьер?

4. Герой там мужчина. Что вы можете сказать о нём, исходя из отрывка, данного его глазами? Что он за человек, кем он может работать и зачем он, сюда, в этот интерьер, затесался, что его могло привести?

4. Редактирование. Что именно в описании можно урезать без потери смысловых нюансов? Допустим, вы редактор. Что бы вы посоветовали убрать и как обосновали бы?
Если вы бы всё оставили – тоже попробуйте обосновать.

Ну, с богом! ))
Я, конечно, понимаю, что у всех разгар НаНо, но домашнее задание – оно ж чисто для отдыха и развлечения ))
Игры с текстом – это именно игры, относитесь к ним не как к тяжкому наказанию, а как к интеллектуальным головоломкам.
Тогда редактирование повернётся разноцветной стороной.


Всем успехов и творческого настроя!
Ваша Л. Ритта.

---------------------------------------------------------------------------------------------------
При копировании и цитировании отсылка к автору статьи обязательна.
 
Buy for 10 tokens
***
...

Комментарии

( 11 слов — Сказать )
andre_gvozd
13 окт, 2017 17:16 (UTC)
1. Думаю, тут две цели - охарактеризовать образ и дать читателю "эффект ожидания". Ведь интересно теперь - кто эта женщина и когда, при каких обстоятельствах герой с ней встретится (а ведь обязательно встретится, так ведь?).
2. Полностью можно в романе - возможно, детективного жанра. Потому что герой осматривает комнату в отсутствии хозяйки (ищет улики?). Для мужчины он подмечает излишне много подробностей - возможно, тонко чувствующая душа, но, скорее, пришел в номер с определенной целью ("чувствовал профессионально"). Да и слово "ловушка" настраивает на определенный лад. Ну и потом - заметил, что флаконы со средствами для солнечных ванн...
3. Скорее женский. Хотя цвета (зеленый, синий, оранжевый, желтый) - явно "мужские".
4. Боюсь, что уже ответил в п. 2 =)
5. Ох, как раз Никитина начитался, щазз развернусь =)))
5.1. Первое предложение полностью (громоздко, банальный оборот, последующее предложение дублирует по смыслу первое).
5.2. "Номер был пуст. Сергей не сделал ни шагу" - например, на "Сергей замер, не шелохнувшись, в пустом номере" ("был", "сделал" - не звучит).
5.3. "Ото всей души" на "от души".
5.4. "В принципе", "не сходя с места", "это была", "и была она" - кандидаты на удаление.
5.5. "Пенилось... кружевное неглиже" - а вот это круто, обязательно оставляем)))

Спасибо за задание!
streletc_art
14 окт, 2017 10:39 (UTC)
Точно-точно по первым пунктам - именно это для детектива писалось ))
Насчёт мужских цветов - ох ты, какой интересный нюанс... я даже сама это не осознала. А ведь верно!
Ну, тогда мы эту зарубочку с вашего позволения поставим для обсуждения в теме Цветовая лексика, очень интересное замечание! ))

А вот насчёт первого предложения я с вами поспорю )) А также насчёт 5.2. И могу обосновать.
В общем, отлично, спасибо за участие, приходите, а то что-то все пожелтели и опали ))

А кто такой господин Никитин?
andre_gvozd
14 окт, 2017 11:58 (UTC)
Юрий Никитин - один желчный господин, по совместительству писатель. Книжка у него есть, где он учит, как стать писателем. Очень много верного, на мой взгляд, но, с другой стороны, чересчур категоричен в некоторых вопросах.

По редактированию - очень интересно ознакомиться с вашей точкой зрения)
streletc_art
14 окт, 2017 15:03 (UTC)
А написал что? В жанре каком?

Значит, насчёт предложений. Ваш вариант с точки зрения претензий к синтаксису, конечно, правильный, но он может разрушить непринуждённость. Надо посмотреть.
Потому что цель языка художественной литературы - возбудить чувства, а не разум. А для возбуждения чувств зачастую приходится подвинуть правила синтаксиса.
То есть, прозаическая речь должна непременно включать в себе элементы поэтической - живой, чувственной, образной.
Правильность и грамотность же могут уничтожить непосредственность. Потому что чувства живой жизни и правила - вещи, чаще всего несовместимые.
Ну, это такое вступление, прелюдия. Ля-ля диез минор ))
Что там по этому поводу у Никитина есть? ))
andre_gvozd
14 окт, 2017 18:32 (UTC)
В основном фантастика. Вот, можно тут глянуть:
https://fantlab.ru/autor338

Вашу позицию понял. В этом есть смысл, безусловно. У него есть такой пассаж, что дочиста вылизывать произведение нельзя - когда нет ни сучка ни задоринки, текст может перестать быть "живым". Но все-таки он рекомендует всегда убирать слова-сорняки вроде "был", "он", "который" и т.п.
andre_gvozd
14 окт, 2017 19:09 (UTC)
Это, вроде бы, очевидно. Но сорняк он определяет по принципу "если можно вычеркнуть и не потеряем смысл". То есть и некоторые глаголы, и даже предложения, не добавляющие смысла, следует вычеркивать.

С другой стороны, оно может не добавлять смысла, но создавать эмоциональный окрас. Возможно, так и с первым предложением? Смысл вроде бы как в первых двух предложениях один, но если он повторяется 2 раза - может, это отражает внутреннее состояние героя?

Так что я согласен: многое зависит от того, намеренно ли что-то сделано или так само вышло)))
streletc_art
14 окт, 2017 23:55 (UTC)
Ну, в общем, да, герой входит в незнакомое помещение, которое ему нужно осмотреть, и естественно, что взгляд его шарит туда-сюда, сканирует - и значит, будут повторы - как выводы. Один вывод, возможно, более поверхностный, другой - более точный... Это внутренний монолог, и одновременно размышление.
Что касается коротких предложений - они там специально выделены - именно как итог осмотра.
Если бы зашёл просто человек - он бы сразу сказал: номер пуст.
Но это заходит сыщик. И он не имеет права делать выводы раньше, чем полностью удостоверится. И он удостоверился прицельно и сделал вывод.
Второе предложение тоже отдельно и тоже короткое - чтобы показать напряжённость героя, сосредоточенность. Он не разгуливает по номеру, потеряв бдительность - он по-прежнему стоит на пороге - значит, что-то заподозрил и уже принял решение быстро.
blue_vowel
16 окт, 2017 09:47 (UTC)
Домашнее задание
1. Характеристика образа
2. Я думаю, что в любовном романе или в драме. Очень подробное описание интерьера красивой женщины и очень важна реакция самого героя. Все это уместно при повествовании о непростых взаимоотношениях и характерах.
3. Исключительно женский))
4. Сергей - обслуживающий персонал или техник, которого не просто так позвали в эту комнату, а с определенной целью. Увлечь, соблазнить. Он это чувствует, видит в этом ловушку. Возможно, он не очень смел с красивыми женщинами, а может быть и с женщинами вообще, поэтому стремиться поскорее уйти из комнаты, чтобы не сталкиваться с ее хозяйкой.
5. Шляпа - важный предмет интерьера, есть связь с предыдущими сценами, поэтому убирать никак нельзя. Синяя летняя туфля - тоже, она должна иметь какое-то значение. "В убранстве преобладали прохладные летние цвета воды и зелени, и только на подзеркальнике сияли солнечными зайчиками оранжевые и жёлтые флаконы со средствами для солнечных ванн" - это, возможно можно и вырезать, так как характеризует гостиничный номер и не имеет отношения к персонажу. А средств для солнечных ванн слишком много)) Кружевное неглиже - тоже очень важная характеристика, основная деталь цели.

Edited at 2017-10-16 09:54 (UTC)
streletc_art
16 окт, 2017 10:12 (UTC)
Re: Домашнее задание
О, очень хороший анализ, я его схвачу и помещу! )) В следующий вторник ))
Ну, как вариант подхода.
blue_vowel
16 окт, 2017 10:02 (UTC)
Оказалось, все-таки детектив. А почему главному герою нужно было убираться как можно скорее? Здесь все-таки прямой намек на взаимоотношения. Вот все равно больше на любовный роман похоже.

Edited at 2017-10-16 10:14 (UTC)
streletc_art
16 окт, 2017 10:18 (UTC)
*Я, пока ответ не напишу, предыдущих комментариев не читаю, чтобы не искажать восприятие)).
Очень правильный подход.
Убираться надо было, чтобы не обнаружить своё присутствие: раз попахивает ловушкой, надо не расследовать, а думать, для кого именно ловушка, может, именно для него, чтобы сбить со следа. То есть, любой его шаг мог быть неправильным.

А насчёт любовной линии - в общем-то угадали, там били какие-то флирты и намёки - не обязательно с ним, с этим героем, но он в курсе.

В общем, у вас хорошее чутьё ))
( 11 слов — Сказать )

Профиль

writing365
Ни дня без строчки
- Сегодня ты писал?

- Да.

- Значит, сегодня ты - писатель.

(с) Джулия Кэмерон, "Право писать"

Метки

Разработано LiveJournal.com