?

Log in

No account? Create an account

Вчера | Сегодня




Неряха с аквамариновыми глазами появится чуть позже, а пока мы осмысляем и переосмысляем текст для домашнего задания.

Текст дружно оценили, как "подробный", но потом, на вопросе о жанре, мнения интересно разделились.
Мужское мнение было за детективный жанр:

Потому что герой осматривает комнату в отсутствии хозяйки (ищет улики?). Для мужчины он подмечает излишне много подробностей - возможно, тонко чувствующая душа, но, скорее, пришел в номер с определенной целью ("чувствовал профессионально"). Да и слово "ловушка" настраивает на определенный лад. Ну и потом - заметил, что флаконы со средствами для солнечных ванн...

Женский взгляд был за любовный сюжет:

Очень подробное описание интерьера красивой женщины и очень важна реакция самого героя. Все это уместно при повествовании о непростых взаимоотношениях и характерах.
Сергей - обслуживающий персонал или техник, которого не просто так позвали в эту комнату, а с определенной целью. Увлечь, соблазнить. Он это чувствует, видит в этом ловушку. Возможно, он не очень смел с красивыми женщинами, а может быть и с женщинами вообще, поэтому стремиться поскорее уйти из комнаты, чтобы не сталкиваться с ее хозяйкой.
Шляпа - важный предмет интерьера, есть связь с предыдущими сценами, поэтому убирать никак нельзя. Синяя летняя туфля - тоже, она должна иметь какое-то значение. "В убранстве преобладали прохладные летние цвета воды и зелени, и только на подзеркальнике сияли солнечными зайчиками оранжевые и жёлтые флаконы со средствами для солнечных ванн" - это, возможно можно и вырезать, так как характеризует гостиничный номер и не имеет отношения к персонажу. А средств для солнечных ванн слишком много)) Кружевное неглиже - тоже очень важная характеристика, основная деталь цели.


Те, кто ещё не читал текста ДЗ, могут ещё поспорить о жанровых многообразиях, а мы идём дальше.
Мы идём в портрет.


Нельзя сказать, что мы нагулялись по помещениям, интерьер - тема большая и многогранная, но в рамках осеннего курса мы касаемся всего слегка - вы просто копите вопросы и идеи, чтобы развернуть их в дальнейшем. А у нас уже люди должны объявиться по плану )) И они объявляются. Пустые интерьеры оживают... уже слышатся звуки шагов - и на сцену врываются персонажи ))

Наташа вошла в дом, огляделась по сторонам и поняла, что следовало захватить с собой палку и лопату — разгребать дорогу. Прежде чем ступить шаг, надо было искать место — куда поставить ногу. В прихожей валялась вся имеющаяся в доме обувь, от джинсовых босоножек до валенок и резиновых сапог. И все в четырех экземплярах. На кедах засохла еще осенняя грязь. Дверь в комнату была растворена, просматривалась аналогичная обстановка: на полу и на стульях было раскидано все, что должно лежать на постели и висеть в шкафу.
Алка была тотальная, вдохновенная неряха. И как жил с ней Гусев, нормальный высокооплачиваемый Гусев, было совершенно непонятно.
Наташа открыла рот, но Алка ухватила ее за руку и увлекла в кухню. На кухне в мойку была свалена вся посуда, имеющаяся в доме. Стены шелушились, потолок потек, и Наташа невольно ждала, что ей на голову откуда-нибудь свалится ящерица. В этой обстановке вполне могла завестись ящерица или крокодил. Завестись и жить. И его бы не заметили.
— Ну и бардак у тебя, — подивилась Наташа.
Ты знаешь… — Алка проникновенно посмотрела на подругу аквамариновыми глазами.
Виктория Токарева, «Лошади с крыльями».


Перед нами опять интерьер. Посмотрите, какая роскошная картина бардака! Как всё узнаваемо и эпохально. Обувь на все сезоны в куче в четырёх экземплярах – нормальные будни советской семьи. Можно уже дальше ничего не рассказывать.
 И совершенно роскошная чувственная женщина посреди этого бардака, как рыба в воде…
 Для описания бардака – два полноценных абзаца. Для описания портрета – три слова: проникновенные аквамариновые глаза…
Вы помните Токаревский пейзаж, мы подробно разбирали его.
Автор не изменяет себе и в описании внешности - лицо, одежда - общий образ персонажей точно так же лепится короткими, точнейшими мазками-метафорами:

- Возник понурый Гусев, небритый, драный, с лицом каторжника.
- Отворила жена брата. Она была бледная, лохматая, охваченная стихией отрицательной страсти.

- Я ожидал, что мне откроет отрицательный красавец, хозяин жизни, пират в далёких морях. Но дверь отворил невысокий лысоватый и рябоватый человек. Большой головой и тонкими ногами он неуловимо напоминал кузнечика, однако в бархатном пиджачке и с печальным взором.
- В кухне появился её муж Лёвка. Он был заспан и одет, как беженец. Он любил спать среди дня.

Да, да, персонажа можно очень точно описать кратчайшими фразами - если их найти. Если не углубляться в "вишни губ и стебли белых рук". Можно обойтись минимумом средств:

- Округлостью линий она напоминала корпус гоночной яхты, и шерстяной джемпер не скрывал ни одного изгиба.
- Горело электричество. Юноша в костюме матадора стоял очень прямо. Лицо его было строго. Расшитая куртка висела на спинке стула. Ему только что намотали пояс вокруг талии. На нем была белая полотняная рубашка, черные волосы блестели в электрическом свете. Никогда в жизни не видел я такого красавца.
Хемингуэй, "Фиеста".

Здесь два портрета - мужской и женский - при похожем минимуме языковых средств, тем не менее, довольно значительно отличаются друг от друга. В чём?
Женский образ нарисован одной длинной фразой, которая читается плавно и гибко, благодаря сочинительнй связи. Особенно красива ритмически и фонетически вторая часть предложения, она очень хороша при чтении вслух. Рождается образ чёткий, точный, но одновременно изысканный, свободный и гибкий. Слово "яхта" погружает воображение в водную стихию, которая всегда олицетворяла женственность - глубину, стремительность, бесконечность. И одновременно - опасность. Тревожащая русалочья суть образа леди Брет Эшли - современной, городской русалки, падшей чуть ли не при рождении, вынужденной потерять себя несколько раз на страницах романа, и так и не найти. Яхта без руля и ветрил, и без, собственно, рулевого, несущаяся неизвестно куда. Мучительная Лорелея, которая зазывает попадающихся в сети от нечего делать, а потом и сама не рада...

Второй портрет - и здесь совсем другая энергетика, хотя разница практически незначительная. Разницу обнаружит даже школьник: описание состоит из котортких простых предложений. Первые четыре коротких предложения, стоящие цепочкой друг за другом, создают чёткий ритм ударов сердца. Они словно высвечивают лучом создаваемый образ Педро Ромеро, придавая ему торжественность и строгость. Нет ничего лишнего - всё спокойно и просто, но полно ритуальной глубины и значения, и хочется выпрямиться самому читателю при виде этого молодого, гордого, чистого юноши, смелого, прекрасного, достойного продолжателя опасного искусства... Ему веришь, ему доверяешь, и за него уже болеешь, хотя он ещё не сделал ни одного шага... И это при том, что собственно внешность описана в нескольких простых блоках: осанка, строгое лицо, чёрные волосы, необыкновенная красота. Больше ничего, остальное - описание деталей окружения - проверьте. Весь образ соткан именно ритмикой простых предложений.
В этом типичные особенности прозы Хемингуэя.


А вот совершенно другие описания внешности. Судите сами, в чём разница.
Между тем сидевшие в коляске дамы глядели на всё это с выражением страха в глазах и во всем лице. Одна была уже старуха, другая молоденькая, шестнадцатилетняя, с золотистыми волосами, весьма ловко и мило приглаженными на небольшой головке. Хорошенький овал лица ее круглился, как свеженькое яичко, и, подобно ему, белел какою-то прозрачною белизною, когда, свежее, только что снесенное, оно держится против света и пропускает сквозь себя лучи сияющего солнца; ее тоненькие ушки также сквозили, рдея проникавшим их теплым светом.
Н.В Гоголь, "Мёртвые души"
"Лицо матери было еще красиво той блеклой красотой,  которая  вот-вот исчезнет под сетью багровых прожилок; взгляд был спокойный,  но  в  то  же время живой и внимательный. Однако всякий поспешил бы перевести  глаза  на дочь, привороженный  розовостью  ее  ладоней,  ее  щек,  будто  освещенных изнутри, как бывает у ребенка, раскрасневшегося после  вечернего  купанья. Покатый лоб мягко закруглялся кверху, и  волосы,  обрамлявшие  его,  вдруг рассыпались волнами,  локонами,  завитками  пепельно-золотистого  оттенка.
Глаза большие, яркие, ясные, влажно сияли, румянец был природный - это под самой кожей пульсировала кровь,  нагнетаемая  ударами  молодого,  крепкого
сердца.
Фицджеральд, "Ночь нежна"

Я привела эти отрывки не случайно. Хемингуэей - современник Фицджеральда. Это одна языковая эпоха. Однако, смотрите, как сильна стилистическая разница!.
Токарева со своим точным мужским вИдением речевых средства ближе Хемингуэя, нежели Фицджеральд.
В то время, как Фицджеральд по стилистике очень близок нашему Гоголю - несмотря на то, что между романами "Мёртвые души" и "Ночь нежна" - без малого сто лет!
Прочитайте внимательно эти отрывки - две последние цитаты, кажется, написал один и тот же автор...
Интересные выводы, не правда ли?...
Да, мы этими взглядами уже подбираемся к новой теме - авторской стиль, которая брезжит у нас впереди. Но пока мы занимаемся персонажами, не переключайтесь!

Домашнее задание:
1. Посмотрите ещё раз на приведённые в статье портреты. Одни из них коротки, другие - пространны. Какие вам больше по душе? Почему? Вы хотели бы владеть какими приёмами из предложенного? Что у вас получится? Что нет? Почему?
2. По анализу текста. Посмотрите на описание бардака. Подумайте, есть ли в нём что-то, что можно сократить, убрать - в общем, отредактировать? Обоснуйте ответ.
3. Допустим, это ваш текст. Редактор предлагает заменить глагол "ступить" на более употребительный в наши дни глагол "шагнуть" или "сделать". Будет: прежде чем сделать шаг, надо было искать место - куда поставить ногу".
Вы согласитесь? Не согласитесь?
В обоих случаях мотивируйте ))

И традиционно всем творческих успехов и прекрасной осенней ауры ))
Ваша Л. Ритта.

Комментарии

( 8 слов — Сказать )
andre_gvozd
22 окт, 2017 11:13 (UTC)
1. Мне проще короткие, но хотел бы овладеть длинными))) Короткие как читателю мне больше по душе, потому что многое можно додумать самому. Но длинные позволяют через портрет передать какие-то неочевидные черты характера.
2. "Вся имеющаяся в доме" можно убрать - по контексту и так понятно, что разнообразная. В случае с посудой то же замечание. Про ящерицу и крокодила как-то чересчур многословно. Я бы сразу после падающей с потолка ящерки перешел бы к диалогу.
3. Может быть, я старомоден... или, наоборот, новомоден?) Но мне кажется, что либо "ступить" (без шага), либо сделать шаг. Так что соглашусь с условным редактором.
blue_vowel
23 окт, 2017 14:27 (UTC)
Домашнее задание
1. Мне по душе короткие, но емкие описания персонажей. Хотелось бы научиться парами штрихов давать характеристику героям, но чтобы по этим штрихам можно было сразу узнать и внешность, и характер персонажа.
2. Я бы добавила. Аквамариновых проникновенных глаз мало. Надо сказать еще, что Алка красавица. Например, в дополнение к глазам, вьющаяся копна волос или шея. Что-нибудь такое.
3. Можно шагнуть или поставить ногу. Мне глагол ступить кажется немного неуместным. А почему в тексте именно ступить?
streletc_art
23 окт, 2017 14:37 (UTC)
Re: Домашнее задание
Это фразеологизм: шагу ступить некуда.
streletc_art
23 окт, 2017 14:38 (UTC)
Re: Домашнее задание
А вот волосы и шея - это именно сюда, в этот отрывок - или по мере раскрытия образа?
blue_vowel
23 окт, 2017 14:48 (UTC)
Re: Домашнее задание
Чувствуется, что не хватает какой-нибудь детали именно в отрывке. Если на этом описание Алки не заканчивается, а только начинается, то другое дело)
streletc_art
23 окт, 2017 17:36 (UTC)
Re: Домашнее задание
Нет, описания не будет, но детали портрета рассыпаны по разным местам, это хороший, кстати, приём, непринуждённый.
blue_vowel
23 окт, 2017 17:44 (UTC)
Re: Домашнее задание
Да, мне тоже такой прием нравится. Надо будет почитать Токареву, заинтересовали))
streletc_art
23 окт, 2017 23:50 (UTC)
Re: Домашнее задание
Ну вот поучиться краткости и точности формулировок у неё стоит. Она очень концентрированно пишет.
Кстати, "Джентльмены удачи" - по её сценарию.
( 8 слов — Сказать )

Профиль

writing365
Ни дня без строчки
Мы на Facebook
- Сегодня ты писал?

- Да.

- Значит, сегодня ты - писатель.

(с) Джулия Кэмерон, "Право писать"






Яндекс.Метрика





Метки

Календарь

Ноябрь 2017
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  
Разработано LiveJournal.com