?

Log in

No account? Create an account

Вчера | Сегодня


Любовь, как роза красная, цветёт в моём саду.
Любовь моя, как песенка, с которой в путь иду.
Сильнее красоты твоей моя любовь одна.
Она с тобой, пока моря не высохнут до дна.


Роберт Бёрнс простенько, почти наивно, но довольно точно обозначил любовную расстановку - вообще в мире.
Именно так: любовь сильнее красоты любимого человека. Любимая состарится, растолстеет, истощает, заболеет, облысеет – а любовь, если она, конечно, истинная, а не погоня за попками за антуражем или спасение от страха смерти – будет сильнее. Она не исчезнет. Потому что параметры любви лежат уровнями выше распадающейся материи.

Короче, сегодня занимаемся любовью.

Как я уже писала, любовь – одна из самых трудных тем для современного автора. И вот тут-то как раз на коне писатели-женщины. Мужчины, конечно, умеют любить. Но – они не умеют о ней говорить )) А если умеют, то говорят мужским языком, часто грубым. Для тонкого языка должна быть сильная женская составляющая. И опыт должен быть. То есть, писатель-мужчина должен быть бабником, чтобы адекватно писать о любви )) Но если он бабник, то когда ему романы писать? ))
Поэтам проще. Стихотворение, оно маленькое. Женщины не помешают творческой реализации ))

Ладно, это всё шуточки, а всерьёз – это то, что любовь описывать сложно. Нужно хорошо видеть расклад взаимоотношений и его проявление в людях – и владеть текстуальными возможностями.
Но мы опять эту сложность попробуем разложить на простейшие составляющие. Хотя, конечно, с точки зрение непосвящённого человека – раскладывать любовь на простейшие - это кощунство )

Но алгоритм и правда простой: в одной стороне будет любовь, в другой – не-любовь. А всякие другие маскирующиеся под неё чувства.
Собираем эти чувства в кучку:
- дружба
- партнёрство
- интерес
- очарованность
- влюблённость
- увлечение
- ревность,
- страсть,
- собственничество
- физическое притяжение
- контроль
- кармическая зависимость

- похоть

Я все назвала? Основные вроде все. Добавляйте.

Желательно этот список иметь вообще приклеенным в черновики. И сразу решить, у кого с кем что будет.
Особенно в отношение главных героев.

Главные герои – носители авторской идеи, поэтому с любовью в их жизни, как с основной нравственной ценностью, должно быть всё чётко продумано. Герой может заблуждаться и ошибаться, но автор должен  привести своих персонажей к логическому финалу: они либо так и не научились любить, либо потеряли любовь - и читатель должен понять, почему - либо они что-то поняли, и теперь им ясно, куда двигаться дальше. Иначе произведение своих целей не выполнило.

Поэтому ещё на стадии расстановок в системе образов нужно бы прописать, какие формы отношений будут связывать людей. Это азы для опытных, а для начинающих – хороший совет. Спросить себя в лоб: вот эти персы друг друга любят? Или что там между ними – смотрим по списку.

А дальше надо придерживаться выбранного – до тех пор, пока персонажи не забунтуют и не начнут ломать замысел под себя. Все, наверное, знают, что так бывает: герою А автор запланировал любить Б, а он взял и разлюбил или оказалось, что он просто притворялся или заблуждался.
Но, это уже другая тема, это тема управления персонажами, я сейчас не об этом, я о том, как поддерживать выбранную парадигму любви. Подчиняются ли герои авторскому замыслу или они отвоевали свой формат, суть всё равно одна – этот формат нужно поддерживать.
Поддержка выбранного формата, естественно, выражается через текст.
Если герои искренне влюблены – текстуальные возможности будут одни. Если они просто спарились по ряду причин – текстуальные возможности будут другие.


И в этом контексте очень важно начало отношений. И кстати, в любовном дуэте именно начало бывает самым интересным – надо его не пропустить. Оно вообще может быть захватывающим, интригующим - если автор решает это неоднозначно.

Смотрим у Толстого - до зевоты навязший первый бал Наташи. Вроде, всё знакомо, однако, там масса интересного, если положить под микроскоп.

...Князь Андрей, желая поскорее отделаться от политических и умных разговоров, пошел танцовать и выбрал Наташу, потому что на нее указал ему Пьер и потому, что она первая из хорошеньких женщин попала ему на глаза; но едва он обнял этот тонкий, подвижной стан, и она зашевелилась так близко от него и улыбнулась так близко ему, вино ее прелести ударило ему в голову: он почувствовал себя ожившим и помолодевшим...

Ничего пока особенного, правда? Ну, надоела молодому человеку заумная светская болтовня, попросили его протежировать девушку, девушка мила – ну а в танце, когда юное существо рядом – естественно, это увлекает и волнует, тем более девушка так незаурядна.

Всё типично, вроде. Но дальше!

«Ежели она подойдет прежде к своей кузине, а потом к другой даме, то она будет моей женой», сказал совершенно неожиданно сам себе князь Андрей, глядя на нее. Она подошла прежде к кузине.«Какой вздор иногда приходит в голову! подумал князь Андрей; но верно только то, что эта девушка так мила, так особенна, что она не протанцует здесь месяца и выйдет замуж… Это здесь редкость»,

Опля! Вот это уже совершенно нетипичный заход в образ сложившегося и весьма даже суховатого персонажа. Вдруг ни с того, ни с сего – жениться прямо на первой попавшейся! Действительно – какая, право, странная мысль…
И герой сам так думает, и читатель так думает и не верит, но стрела интереса уже запущена. Уже нам хочется не упустить эту сюжетную линию и посмотреть, как там будет?
Любовь? – да нее… Влюблённость – да неее… это что-то мимолётное, лёгкий бальный хмель. Да, но таки Болконскому, не 18, не 20! Да и вообще - он не легкомысленный весельчак.
А вот возьми ж ты – вдруг такое отчётливое загадывание про женитьбу. Значит, это что-то мимо сознания проскочило? Мимо трезвого, сухого, оценочного взгляда? Интересное кино…
И вот, пожалуйста, интрига осуществлена, внимание зацеплено.


А теперь смотрим по выбранной лексике – можно просчитать дальнейшее развитие? Как нарисован женский образ, какими словами, какими эпитетами? О чём они говорят? Как рисуется симпатия? Чем рисуется восхищение?  А оно здесь есть?
Посмотрите, при излюбленном Толстым многословии о Наташе довольно скудно: одна из хорошеньких женщин, тонкий, подвижный стан, прелесть. В общем-то всё. Но обратите внимание: два раза в этом коротком кусочке «близко». И это не случайно. Что-то уже произошло, чего сам герой не отследил, и уже поздно – всё, он уже БЛИЗКО, она уже БЛИЗКО. И именно поэтому всплывает странное – про вдруг женитьбу, как естественное продолжение этого «близко»...

Всё очень естественно. И в жизни такого полно: и во сне видят суженого, и в зеркале во время гадания, а я сама наверное раза четыре наталкивалась на людей таким образом - когда главное идёт мимо сознания - непосредственно в сердце. Это так называемая предначертанность судьбы.
Мы можем своим каким-то парам подарить такой предначертанный союз. Во что он выльется? Каким станет? И как можно ещё читателя помучить небыточными надеждами ))
Толстой хорошо помучил. Довёл-таки до серьёзного, а потом и развалил. И вон, сто лет уже прошло, а десятиклассники всё не могут успокоиться в жарких дискуссиях про вертушку Наташу Ростову ))


Кстати, будет интересно в начало поиграть. Вы притаскиваете сюда сцены встреч своих парочек, - а можно позаимствованных из уже написанных произведений - а кворум угадывает через тексуальный анализ - что у них раскрутится дальше ))
Мне кажется, было бы увлекательно и полезно.

Тем более, всё так просто, как оказалось: выбирай линию поведения и подбирай слова подходящие. Если там любовь, лексика чиста, поэтична, свободна, легка, незаземлена, герои концентрируются на чувствах, а не на земных подробностях.
Чем меньше любви друг к другу, тем больше "опускается" лексика - внедряется материя, физиология, ирония и сарказм.
А если дружба в разнополой паре? Тогда как? Чем отличается?

Согласны поиграть?
Тогда я начинаю микромарафончик "угадай отношения". Пока вы собираетесь ))



1.
Тут что? Дружба возможна? Или уже чувство? Чего не хватает, чтобы получить определённость?

Мы подошли к моему временному дому вполне друзьями, но оказалось, что я пребывала в иллюзиях относительно дружеских чувств.  В темноте подъезда князь внезапно ощутил прилив древних сакральных сил и решил, что пришло время переходить к полонению заезжих Эсмеральд. Он был юн, пылок, нежен - я от неожиданности дрогнула и едва не капитулировала.
Однако, в мои планы не входил интим в первый вечер знакомства с неустановленными княжескими потомками, я быстро спохватилась  и оказала массированное сопротивление.
Мы подрались. Я отпихивала его, а он не отпихивался, зато старался лишить меня маневренности разными хитрыми способами, одновременно шепча вечные, как мир, слова признаний. Было видно, что он расценивает чужой подъезд как свой родовой замок, причём, сориентирован в нём решительно на опочивальню.



2.
А тут что? В каких отношениях персонажи?

Она сидела на краю кровати и улыбалась. Босоногая, весёлая, в моей рубашке, завязанной узлом спереди, с волосами, забранными на макушке. Я подтянул подушку повыше и стал смотреть на неё.
- Со мной ночью была какая-то прекрасная женщина, - сказал я, сонно улыбаясь. – Ты не знаешь, кто это?
- Понятия не имею, - сказала она. – С улицы кого-нибудь притащил, как обычно.
- Представляешь, она меня раздевала… положила на простыню…
- Надо же… кто ж это возился с таким охламоном…



3. А тут впечатление от первой встречи. Можно судить о том, какого уровня интерес? С учётом того, что это художник и того, что знакомство произошло на фоне шального выстрела.

Левой рукой он извлёк из кармана пулю, некоторое время смотрел на неё, но не видел. Он видел Жанну Дюваль на солнце возле дома, в простой розовой косынке, в выгоревшей мужской рубашке с закатанными до локтей рукавами. Видел длинные руки с косточками на загорелых запястьях, видел родинку возле губ с левой стороны рта...  Он видел её живой и прекрасной, и никакой другой она не должна была быть...
Он бросил пулю в пепельницу, и она тут же захлопнулась блестящей крышечкой. Не надо было уезжать, надо было остаться. И что? Простите, мисс, вас собирались застрелить. Джордж говорил, что она француженка. Значит, мадмуазель. Пардон, мадмуазель, вас хотят застрелить, обратите внимание на крайний коттедж...
Кстати, мадмуазель или мадам?
В галерее ему вручили её визитную карточку, но он не подумал обратить внимание на эту подробность. Да, в галерее у него были совсем другие мысли. Он был полон идей, был вдохновлён планами. Спешил вернуться, чтобы засесть за работу. И всё вдруг стало безразличным. Всё расхотелось делать.
Он разыскал её визитку, и ничего она ему не сказала: Галерея « Арт». Жанна Дюваль. Адреса и телефоны. Всё.
Но от имени её, от простых слов на клочке бумаги вдруг пахнуло щемяще и горячо, и впервые за последние три года он пожалел, что бросил курить.


А теперь я закругляюсь, ибо часы пробили полночь ))
Если всё непонятно - задавайте вопросы. Если всё понятно, приводите парочки.
А Шехерезада прекращает дозволенные речи и падает в обморок от истощения, так как весь день сегодня сражалась с взбунтовавшейся техникой и общалась с провайдерами )))
Короче, как пишут у себя в блогах девочки: не судите строго, я впервые испекла этот пирожок ))

Всем творческих успехов и надежд на лучшее!
Ваша Л. Ритта.

Buy for 10 tokens
***
...

Комментарии

( 1 слово — Сказать )
blue_vowel
20 ноя, 2017 17:23 (UTC)
1. Первый вариант угадывать не буду потому, что читала эту историю у вас))
2. Во втором варианте герои влюблены, на начальной стадии отношений
3. В третьем варианте герой довольно сильно заинтересован в таинственной Жанне Дюваль, может быть, даже сам не осознает насколько сильно.

Вот мой отрывочек:

«Вам нравиться смотреть на дождь?»
У Алины не было настроения заводить разговор. До его появления она чувствовала себя вполне комфортно. Но этот человек сидел перед ней, задавал вопросы, и ей приходилось на них отвечать.
«Да, люблю», - ответила она после минутной паузы.
«Я тоже люблю», - сказал он, - дождь создает иллюзию покоя. Его не так-то просто найти в наше время. Евгений», - представился он.
«Алина», - ответила женщина и слегка улыбнулась.
В уголках его глаз заплясали веселые искорки.
«Я не хотел мешать вашему уединению», - начал он.
«Но вы уже помешали, поэтому теперь вам сложно будет отвертеться», - с легкой улыбкой продолжила его фразу Алина.
«Вы недалеко отсюда живете?» -спросил Евгений.
«Да, недалеко», - ответила Алина.
«А я вот к другу в гости приехал. Я сейчас в отпуске, - продолжал он, - вы чем занимаетесь?»
Они разговаривали о тех вещах, о которых люди обычно разговаривают на первом этапе знакомства. Хотя разговаривал больше Евгений. Алине нечего было рассказать о своей жизни. Она жила много лет назад, и ей казалось, что все, что с ней произошло, было в прошлой жизни.
Но Евгений не терялся. Он компенсировал ее молчание рассказами о путешествиях, приводил какие-то смешные случаи из жизни, в общем делал все, чтобы понравится ей.
И он ей понравился. Он был в меру образованным, с чувством юмора, хорошим рассказчиком. Она ни разу не заскучала, слушая его истории. В нем не было мужской бравады, а именно это она всегда ненавидела в мужчинах.
«Знаете, я впервые встретил женщину, которая умеет так хорошо слушать», - наконец сказал он, когда наступила небольшая пауза.
«Это потому что слушать вас очень интересно», - с более смелой и открытой улыбкой ответила Алина.


Edited at 2017-11-20 17:32 (UTC)
( 1 слово — Сказать )
- Сегодня ты писал?

- Да.

- Значит, сегодня ты - писатель.

(с) Джулия Кэмерон, "Право писать"

Метки

На странице

Разработано LiveJournal.com