?

Log in

No account? Create an account

Вчера | Сегодня



Добрый вечер, друзья!

Мы продолжаем наш творческий практикум «Авторский стиль», и сегодня мы затронем один из важных пунктов, который упоминали в предыдущем посте .

Речь пойдёт о подражании.

Мы уже говорили о том, что подражать кому-то из других авторов – не всегда плохо, а иногда даже хорошо, если это соответствует вашей цели.

Подражать можно во всем или в чем-то отдельном; можно подражать тем чертам стиля автора, которые нам нравятся, или же тем, которые мы хотим высмеять (пародировать). Наконец, подражать можно с самыми разными целями. Многие современные авторы вводят в свои тексты цитаты – прямые и косвенные – из других художественных и даже нехудожественных текстов.

Сейчас принято считать, что такого рода подражания и заимствования – черта философской и литературоведческой концепции постмодернизма. Однако, на самом деле, она имеет куда-а более давнюю историю :) чего стоят, например, заимствования целых сюжетов античными авторами друг у друга (а чо, копирайт не стоит и ладно), традицией трактовки, истолкования и вольного переложения тестов в Средние века, вольный поэтический перевод XIX века… в общем, думаю, все понятно.

Следует сказать, что взаимоотношения двух текстов совсем не исчерпываются подражанием; более верный и «умный» термин, определяющий отношения двух текстов – интертекстуальность.

Вот основные виды интертекстуальности, которые мы рассмотрим:

1. Цитата. Здесь все просто: это введение куска чужого текста в свой. Это совсем необязательно плагиат, цитирование может быть вполне сообразно вашей художественной цели. В свое время я этим ох как пользовалась ;) естественно, чтобы быть цитатой, чужой текст должен быть оформлен в кавычки и снабжен ссылкой.

Пример цитаты в одном из моих текстов (цитата оформлена курсивом). Все равно этот текст давно и окончательно забракован и будет радовать отныне только мои очи – время от времени:

«Вскоре я совершенно позабыл о страхе перед приви¬дениями, невольно залюбовавшись красотой природы. Перед нами расстилалась зеленая, покрытая лесами и дубравами местность; то здесь, то там вздымались круп¬ные холмы, увенчанные группами деревьев или же фер¬мами, белые остроконечные края крыш которых были видны с дороги. Везде по дороге встречались в изо¬билии всевозможные фруктовые деревья в цвету - груши, яблони, сливы, вишни, и проезжая мимо, я ясно видел, как трава под фруктовыми деревьями была сплошь усеяна опавшими лепестками.
Посреди этих зеленых холмов пробегала дорога, то изгибаясь и кружась, то свободно и широко вновь по¬являясь у опушки сосновых лесов. Дорога была неров¬ная, но тем не менее мы неслись по ней с невероятной, прямо феерической скоростью. Тогда я не понимал при¬чины этой быстроты; по-видимому, кучеру был отдан приказ не терять времени и поспеть в определенный час в…

Пару секунд я невидяще смотрел на дорогу, не понимая, что только что вынырнул из омута памяти – чужой? нет; своей…
…Ладно; остановимся на слове «общая»; все равно мы были там вместе.
Ни цветущих деревьев, ни яркой зелени, ни живописных крыш я, собственно, не наблюдал: время года не то. Не то чтобы это печалило: зеленовато-бурые октябрьские сумерки вполне меня устраивали.
Вверх по последнему отрезку, привычный прощальный взгляд на долину внизу – на нее уже наползал туман – аккуратный поворот к…»

2. Аллюзия, или реминисценция, она же парафраз. Это введение измененного. преобразованного чужого текста в свой: заимствование символов, образов, описания предметов или эпизодов, присутствующих в другом тексте. Да, да, это тоже художественный прием ;)

Пример аллюзии я тоже вполне могу отыскать в собственных текстах:

«Я высунулся из окна насколько мог, замахал рукой и крикнул. Не удержав равновесия, больно порезался о торчащие отовсюду осколки. Ругнулся, пробежал по коридору, спотыкаясь и поднимая пыль. Задраенная дверь вагона поддалась с пятой попытки. Я вывалился в дождь и ветер.
Поезд был старомодным и причудливым, как все старомодное. Над выступающим проемом, откуда я только что вышел, еще виднелись исполосованные потеками ржавчины буквы - что-то вроде “RIEN…EXP“. Вереница вагонов, полускрытая влажным сумраком, поблескивала осевшими каплями, уходя вдаль. С той стороны снова заскрежетало, мелькнул свет» («Замок-на-Утесе») Думаю, все поняли, о каком поезде речь? ;)))

3. Cтилизация – заимствование формальных особенностей текста без заимствования значительных элементов его содержания, т.е. копирование стиля, но не сюжета, не композиции, не фактического материала; примеры стилизаций – многочисленные романы-продолжения произведений А. Конан-Дойла, Агаты Кристи, Жюля Верна и других популярных писателей.

4. Пародия – сознательное преувеличение черт стиля первичного текста или изменение его элементов так, чтобы эффект менялся на противоположный.

5. Вариация - заимствование какой-либо темы, идеи и ее развитие.

6. Наконец, плагиат, он же аппликация - вставка чужого текста в свой без выделения или указания на его источник.

Источники:

1. Кузьмина Н.А. Интерекст и его роль в процессах эволюции поэтического языка: Монография. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ин-та. – Омск: Омск. гос. ун-т, 1999. – 268 с. (кому нужно, есть PDF)

2. Подражание в литературе: примеры, особенности, виды // http://classlit.ru/publ/teoria_literatury_i_dr/teoria_literatury/podrazhanie_v_literature_primery_osobennosti_vidy/87-1-0-904

3. Пьеге-Гро Н. Введение в теорию интертекстуальности: Пер. с фр. / Общ. ред. и вступ. ст. Г.К. Косикова. – М.: Издательство ЛКИ, 2008 // http://abuss.narod.ru/Biblio/piegegro.htm


А теперь – долгожданное домашнее задание!

Плагиатом мы заниматься не будем, дело это и так нехитрое ;)) сегодня мы задумаемся вот о чем:

1. Есть ли среди наших любимых авторов те, кого мы можем назвать своими учителями? (думаю, есть). Что именно нам нравится в их творчестве – тема, идеи, персонажи, композиция, поэтический язык? Коротко опишите эти черты.


2. Постарайтесь воссоздать эти черты в небольшом кусочке текста (думаю, все же больше всего такой формат подойдет для отражения формы, но можно создать и законченное короткое произведение. Если есть иллюстрации из недавно написанного, можно пользоваться им ;)

3. Пользуетесь ли вы при написании своих текстов каким-нибудь видом интертекстуальности? Какими, с какой целью? Про себя я уже рассказала ))

Удачи!

Ваша

Женя
promo writing365 january 30, 14:25 6
Buy for 10 tokens
Приветствую, дорогие мои. Книга, которую некоторые из вас, насколько мне известно, ждали. Я собрала все материалы практикума "Пишем роман" под одной обложкой. Вы можете скачать файл в двух вариантах: >> PDF (для чтения с компьютера или для распечатки и последующей работы);…

Комментарии

( 12 слов — Сказать )
streletc_art
12 дек, 2017 21:27 (UTC)
А вот интересно, как и чем такая большая цитата предварялась... К чему она там цеплялась, какие были подводки? Или глава ей начиналась?
arico_samaa
13 дек, 2017 09:50 (UTC)
Глава ей начиналась, угадала))
streletc_art
12 дек, 2017 21:45 (UTC)
Хороший вопрос про учителей... ))
1. Марк Твен и Алексей Толстой - с начальной школы. "Детство Никиты" и "Приключения Тома Сойера". Обе перечатала бы, кстати. Такая живая вода...
Твен - за юмор и лёгкость, Толстой - ну, это вообще один из блестящих стилистов русских.

2. Ильф и Петров. Лет с 13-ти. Дома вслух читали "12 стульев". Какие-то кусочки и выражения знала наизусть. В 9 классе в школе писали группой пародию - детектив, каждый по главе. Потерян, жалко.
Тоже юмор и тоже лёгкость и точность стиля. Лаконизм. Ну и уже когда выросла - широта охвата изображаемой картины.

4. Чехов и Горький как драматурги. Про любовь к пьесам писала, я ими обчитывалась, и они меня тоже учили лаконизму диалогов и внутренней наполненности.

5. Хемингуэй. С 19 лет. Я была шокирована его прозой и долго писала в его стиле. Там громадное подводное течение. Сказано пять слов, а видна вся галактика.

6. Виктория Токарева. Практически по сей день. Парадоксальность. Чисто такое мужское свойство смелого отношения к речевым возможностям.

7. Ну и фавориты - Стругацкие. Тоже по сей день. У них просто колоссальная энтропия языковая, сразу видно глубоких интеллигентов. Хотя масса неровных вещей - и, например, часто слабоваты женские образы, но характеры нарисованы потрясающе точно и живо. О проникновении в ткань жизни молчу - это реально прозорливцы и философы.

9. Не то, чтобы учитель, но восхищаюсь слогом у Акунина. Тоже блестящий молодец ))

ну и вот кого терроризировать-то? )))
arico_samaa
13 дек, 2017 10:30 (UTC)
Давай закоси под любого )) под кого приятней ))
andre_gvozd
18 дек, 2017 17:23 (UTC)
В плане стиля я фанатею от Платонова. Мне нравится в нем некоторая парадоксальность и корявость. По-прежнему продолжаю вымучивать антиутопию-сюр о дяденьке с ошибкой в паспорте, там активно подражаю Платонову. Правда, делаю это в сильно смягченном варианте. Характерная особенность - на первый взгляд неуместное использование обобщающих слов вместо конкретных, либо добавление этих слов к и так понятному словосочетанию ("тело", "природа", "погода", "местность"). Например, "вскоре он почувствовал сомнение в своей жизни и слабость тела без истины". Коряво? Да. Можно вычеркнуть "в своей жизни" и "тела" без ущерба для смысла? Может быть, и да, но не без ущерба для стиля. Ну и потом, это же прикольно)))

Отрывок (я использую в гораздо меньшей концентрации, здесь постарался довести прием до предела):
"Женщина взяла мандарин и почувствовала его холодную шершавость. Толстая кожа пальцев проникала среди кожуры и разрывала ее на неравные кляксы. Они быстро падали вниз и успокаивались на гладкой поверхности стола, потому что находили свое предназначение. Дольки попадали внутрь головы и растворялись в теплой атмосфере жизненных соков. Тело женщины насыщалось, освобождая место для мыслей о будущем расписании".

Я вот прямо кайф ловлю от таких сочетаний :) Может, это временное и когда-нибудь пройдет, не знаю.
arico_samaa
19 дек, 2017 08:18 (UTC)
Да, достаточно интересные образы возникают за счет нестандартной метафорики :))

"Толстая кожа пальцев проникала среди кожуры..." - прям обман читательских ожиданий :)) потому что традиционно "толстую кожу" описывают именно у апельсина :))

Кстати, я не думаю, что в словосочетании "сомнение в своей жизни" можно "в своей жизни" убрать без потерь смысла.
andre_gvozd
19 дек, 2017 08:48 (UTC)
Ну, для меня слово "сомнение" обычно идет в связке с чем-то конкретным. Если оно упоминается без контекста, то это сомнение во всем, то есть... в жизни? Но это лично мое восприятие
arico_samaa
19 дек, 2017 09:12 (UTC)
Это да. Но контекст может быть и более широким: даже если написано просто "сомнение", по самой ситуации может быть понятно, в чем.

Но в приведенном примере оно кажется на своем месте как раз.
streletc_art
19 дек, 2017 15:23 (UTC)
Самых узнаваемых покамест ))
№1
Ясный солнечный день. Иван Степановыч Арцыбашев, 69 лет от роду, майор в отставке, бравый, на вид не старый, стоит посреди огорода на своей даче и с недоумением скребёт седой ёжик, глядя на грядку. Перед ним, затмевая весь прочий остальной огородный сброд, красуется невиданной величины репа.
- Глафира! – зычно кричит Арцыбашев, не сводя глаз с грядки.
С крыльца поспешно сходит дородная жена в цветном фартуке, встаёт рядом.
- Ты глянь, мать, выперло-то как, окаянную, - озадаченно говорит Арцыбашев. - Не иначе нечистой силой.
- Ой, батюшки! Сила с нами крёстная! - крестится и ахает Глафира, тихо прикрывая рот рукой.
- Вот те и батюшки-матушки… - Арцыбашев обходит репу кругом, стараясь не помять ничего вокруг. - Чем грядку-то поливала? Наполивают, прости господи, подлостью всякой…
Арцыбашев ещё раз обглядывает репу, наконец, кряхтя, наклоняется и, ухватив шершавые листья посподручнее, делает попытку выдрать её из земли.
Репа не поддаётся.
(А. Чехов)


№2

Всё смешалось в доме Коноплянских. Садовник доложил, что в огороде выросла совершенно невиданных размеров репа, и объявил, что не может более служить в доме. Мучительное положение продолжалось третий день, жена в страхе не выходила из спальни, домработница просила расчёт.
На третий день после раздумий Владимир Андреевич Коноплянский, проснулся по обыкновению в восемь часов утра и вышел в сад. Коноплянский, как человек правдивый и имеющий свойство объяснять всё с хорошей стороны, чувствовал всю тяжесть и ответственность положения, и в таком настроении, озабоченно пройдя между аккуратно ухоженными заботливой рукой грядками, остановился перед могучим растением.
Это была огромная, в три обхвата репа с несимметрично растопыренными шершавыми листьями, презрительно возвышающаяся среди улыбающихся морковок и словно говорящая: Не верю я вашим надеждам!
- Она права, тысячу раз права, эта репа… - думал Коноплянский, не сдерживая слёз. - Боже мой, боже мой! Надо принять это, как искупление. И надо вырвать корень зла из души своей и стать совершенно чистым. Да, да, вырвать с корнем – и простить…
(Л. Толстой)


№3

Левая репа.

Солнце ли светит в зените.
Дождик прольёт ли леевый.
А ну не ленитесь!
Репу тяните!
Левой!
Левой!
Левой!
А ну, не ленитесь, крепче беритесь,
Бабку зовите, деда зовите!
Город призывом оклеивай!
Внучку зовите, Жучку зовите!
Стройтесь в колонны, стяги тащите!
Левой!
Левой!
Левой!
(В. Маяковский)

Зарубежных авторов не успела - тут фотик у меня тестируется, возни много. Но потом напишу ))


Edited at 2017-12-20 00:11 (UTC)
arico_samaa
21 дек, 2017 06:44 (UTC)
Re: Самых узнаваемых покамест ))
Ахаха)) Спасибо! Доставило истинное удовольствие! :))

Жалко я Чехова плохо помню, не узнаю, на какое именно произведение :))

Вот "все смешалось в доме Коноплянских" - просто в учебник надо как пример аллюзии :)))

...а я никогда не баловалась стилизациями под классиков, кстати. Надо попробовать, весело ж как! :))
streletc_art
21 дек, 2017 09:15 (UTC)
Re: Самых узнаваемых покамест ))
У Чехова ни на какое - просто стилистика. Первое предложение, по-моему, из "Шуточки", точно не помню, остальное надёргано, но из Толстого тоже надёргано.
А мы, наоборот, студентами всегда валяли дурака, и часто просто вслух чисто импровизом разговаривали, например, в духе Шекспира по дороге в душ )) Ну, потому что когда читаешь такую тьму литературы ценной насильно, невозможно не пропитаться. Кстати, очень полезные развивающие упражнения. Омолаживают, так сказать ))
arico_samaa
23 дек, 2017 11:56 (UTC)
Re: Самых узнаваемых покамест ))
Интересное упражнение )) жаль, я в свое время не придумала )) ну, да вообще никогда не поздно ))
( 12 слов — Сказать )

Профиль

writing365
Ни дня без строчки
Мы ВКонтакте
- Сегодня ты писал?

- Да.

- Значит, сегодня ты - писатель.

(с) Джулия Кэмерон, "Право писать"

Метки

Календарь

Апрель 2018
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     
Разработано LiveJournal.com