arico_samaa (arico_samaa) wrote in writing365,
arico_samaa
arico_samaa
writing365

Практикум "Авторский стиль": Подражание



Добрый вечер, друзья!

Мы продолжаем наш творческий практикум «Авторский стиль», и сегодня мы затронем один из важных пунктов, который упоминали в предыдущем посте .

Речь пойдёт о подражании.

Мы уже говорили о том, что подражать кому-то из других авторов – не всегда плохо, а иногда даже хорошо, если это соответствует вашей цели.

Подражать можно во всем или в чем-то отдельном; можно подражать тем чертам стиля автора, которые нам нравятся, или же тем, которые мы хотим высмеять (пародировать). Наконец, подражать можно с самыми разными целями. Многие современные авторы вводят в свои тексты цитаты – прямые и косвенные – из других художественных и даже нехудожественных текстов.

Сейчас принято считать, что такого рода подражания и заимствования – черта философской и литературоведческой концепции постмодернизма. Однако, на самом деле, она имеет куда-а более давнюю историю :) чего стоят, например, заимствования целых сюжетов античными авторами друг у друга (а чо, копирайт не стоит и ладно), традицией трактовки, истолкования и вольного переложения тестов в Средние века, вольный поэтический перевод XIX века… в общем, думаю, все понятно.

Следует сказать, что взаимоотношения двух текстов совсем не исчерпываются подражанием; более верный и «умный» термин, определяющий отношения двух текстов – интертекстуальность.

Вот основные виды интертекстуальности, которые мы рассмотрим:

1. Цитата. Здесь все просто: это введение куска чужого текста в свой. Это совсем необязательно плагиат, цитирование может быть вполне сообразно вашей художественной цели. В свое время я этим ох как пользовалась ;) естественно, чтобы быть цитатой, чужой текст должен быть оформлен в кавычки и снабжен ссылкой.

Пример цитаты в одном из моих текстов (цитата оформлена курсивом). Все равно этот текст давно и окончательно забракован и будет радовать отныне только мои очи – время от времени:

«Вскоре я совершенно позабыл о страхе перед приви¬дениями, невольно залюбовавшись красотой природы. Перед нами расстилалась зеленая, покрытая лесами и дубравами местность; то здесь, то там вздымались круп¬ные холмы, увенчанные группами деревьев или же фер¬мами, белые остроконечные края крыш которых были видны с дороги. Везде по дороге встречались в изо¬билии всевозможные фруктовые деревья в цвету - груши, яблони, сливы, вишни, и проезжая мимо, я ясно видел, как трава под фруктовыми деревьями была сплошь усеяна опавшими лепестками.
Посреди этих зеленых холмов пробегала дорога, то изгибаясь и кружась, то свободно и широко вновь по¬являясь у опушки сосновых лесов. Дорога была неров¬ная, но тем не менее мы неслись по ней с невероятной, прямо феерической скоростью. Тогда я не понимал при¬чины этой быстроты; по-видимому, кучеру был отдан приказ не терять времени и поспеть в определенный час в…

Пару секунд я невидяще смотрел на дорогу, не понимая, что только что вынырнул из омута памяти – чужой? нет; своей…
…Ладно; остановимся на слове «общая»; все равно мы были там вместе.
Ни цветущих деревьев, ни яркой зелени, ни живописных крыш я, собственно, не наблюдал: время года не то. Не то чтобы это печалило: зеленовато-бурые октябрьские сумерки вполне меня устраивали.
Вверх по последнему отрезку, привычный прощальный взгляд на долину внизу – на нее уже наползал туман – аккуратный поворот к…»

2. Аллюзия, или реминисценция, она же парафраз. Это введение измененного. преобразованного чужого текста в свой: заимствование символов, образов, описания предметов или эпизодов, присутствующих в другом тексте. Да, да, это тоже художественный прием ;)

Пример аллюзии я тоже вполне могу отыскать в собственных текстах:

«Я высунулся из окна насколько мог, замахал рукой и крикнул. Не удержав равновесия, больно порезался о торчащие отовсюду осколки. Ругнулся, пробежал по коридору, спотыкаясь и поднимая пыль. Задраенная дверь вагона поддалась с пятой попытки. Я вывалился в дождь и ветер.
Поезд был старомодным и причудливым, как все старомодное. Над выступающим проемом, откуда я только что вышел, еще виднелись исполосованные потеками ржавчины буквы - что-то вроде “RIEN…EXP“. Вереница вагонов, полускрытая влажным сумраком, поблескивала осевшими каплями, уходя вдаль. С той стороны снова заскрежетало, мелькнул свет» («Замок-на-Утесе») Думаю, все поняли, о каком поезде речь? ;)))

3. Cтилизация – заимствование формальных особенностей текста без заимствования значительных элементов его содержания, т.е. копирование стиля, но не сюжета, не композиции, не фактического материала; примеры стилизаций – многочисленные романы-продолжения произведений А. Конан-Дойла, Агаты Кристи, Жюля Верна и других популярных писателей.

4. Пародия – сознательное преувеличение черт стиля первичного текста или изменение его элементов так, чтобы эффект менялся на противоположный.

5. Вариация - заимствование какой-либо темы, идеи и ее развитие.

6. Наконец, плагиат, он же аппликация - вставка чужого текста в свой без выделения или указания на его источник.

Источники:

1. Кузьмина Н.А. Интерекст и его роль в процессах эволюции поэтического языка: Монография. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ин-та. – Омск: Омск. гос. ун-т, 1999. – 268 с. (кому нужно, есть PDF)

2. Подражание в литературе: примеры, особенности, виды // http://classlit.ru/publ/teoria_literatury_i_dr/teoria_literatury/podrazhanie_v_literature_primery_osobennosti_vidy/87-1-0-904

3. Пьеге-Гро Н. Введение в теорию интертекстуальности: Пер. с фр. / Общ. ред. и вступ. ст. Г.К. Косикова. – М.: Издательство ЛКИ, 2008 // http://abuss.narod.ru/Biblio/piegegro.htm


А теперь – долгожданное домашнее задание!

Плагиатом мы заниматься не будем, дело это и так нехитрое ;)) сегодня мы задумаемся вот о чем:

1. Есть ли среди наших любимых авторов те, кого мы можем назвать своими учителями? (думаю, есть). Что именно нам нравится в их творчестве – тема, идеи, персонажи, композиция, поэтический язык? Коротко опишите эти черты.


2. Постарайтесь воссоздать эти черты в небольшом кусочке текста (думаю, все же больше всего такой формат подойдет для отражения формы, но можно создать и законченное короткое произведение. Если есть иллюстрации из недавно написанного, можно пользоваться им ;)

3. Пользуетесь ли вы при написании своих текстов каким-нибудь видом интертекстуальности? Какими, с какой целью? Про себя я уже рассказала ))

Удачи!

Ваша

Женя
Tags: Практикум Авторский стиль 2017 - 2018
Subscribe
Buy for 10 tokens
***
...
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 12 comments