arico_samaa (arico_samaa) wrote in writing365,
arico_samaa
arico_samaa
writing365

Category:

Авторский стиль: Сюжет. Часть первая.



Добрый вечер, дорогие друзья, соклубники, единомышленники :) Сегодня с вами очередной выпуск зимнего практикума «Авторский стиль»!

Предыдущие выпуски:

1. Определяемся с понятиями

2. Подражание

3. Как изучают стиль?


В предыдущий раз мы схематически очертили основные стороны, или элементы, из которых складывается стиль, и способы их изучения. Теперь, думаю, пришло время рассмотреть каждый из них отдельно, понять, как можно использовать его так или иначе, чтобы найти наилучший вариант для каждого из ваших стилей – которые, напоминаю, у всех уже есть, только не все пока их нашли и научились использовать ;)

Начнем мы с самого сложного (по крайней мере, для меня) и проблемного аспекта – с сюжета.

Вопрос, который мучает большинство из нас (и меня тоже) – «о чем писать?» Как придумать интересный, цепляющий читателя сюжет?



Универсальный ответ на этот вопрос, увы, пока не найден ;) но мне показалась интересным концепция Кристофера Букера, в соответствии с которой, любая история в своей основе имеет один из семи элементарных сюжетов. Каждый из сюжетов хорош для достижения определенных целей, выражения определенных идей, и в этом плане книга К. Букера особенно полезна:

1. Преодоление монстра. «Монстр» здесь может быть как буквальным, как это происходит в романе С. Кинга «Оно», так и метафорическим, как в фильме «Аватар» или в тех же «Звездных войнах: Новой надежде». В любом случае, двигателем сюжета является антагонист. Герою предстоит преодолеть его – не обязательно убить или другим образом уничтожить, заметьте!

Темы и идеи, которые лучше всего можно выразить данным сюжетом:

- Рассказ о следовании к цели, несмотря на все трудности встречающиеся на пути.

- Обсуждение жизненных уроков, чему учит преодоление препятствий.

- Демонстрация того, как вы, ваша команда или компания стали сильнее благодаря преодолению трудностей.

2. Из грязи в князи. Двигатель сюжета здесь – сам главный персонаж. В начале сюжета он обычно беден, имеет низкий социальный статус и дерзкую мечту, над которой чаще всего смеются окружающие его циники. Однако по ходу событий, в результате везения или же упорного труда (смотря что вам нужно подчеркнуть) он этой цели добивается: богатство, признание, права, слава, ответственная должность… И вот тут героя поджидает «обратная сторона» его мечты: он не может справиться со своим новым статусом, не имея опыта, его «заносит», и, вероятно, он всё теряет или оказывается под угрозой потери. Ему предстоит понять, что даже в его исполнившейся мечте не все так гладко и сладко, нужно развивать в себе новые личностные качества, чтоб сохранить и закрепить успех.

Темы и идеи, которые лучше всего можно выразить данным сюжетом:

- Рассказ о важности учиться на своих ошибках и приобретать счастье через преодоление трудностей.

- Обсуждение умения рисковать и принимать неудачи.

- Демонстрация того, как герой заслужил свой успех.

3. Путешествие и возвращение. Герой отправляется в дорогу, и дорога эта так же важна, как и цель, которая ждет в конце (если не больше). По пути герой приобретает новых друзей, новый опыт, личностный рост, веру в себя…

Темы и идеи, которые лучше всего можно выразить данным сюжетом:

- Рассказ о пользе открытости новому опыту.

- Рассказ, о том, чему герой научился в своём путешествии, как изменился

- Демонстрация силы дружбы.

4. Квест. Чтобы понять, чем этот тип сюжета отличается от предыдущего, можно сравнить путешествия героев в романах Дж.Р.Р. Толкина «Хоббит, или Туда и Обратно» и «Властелин колец». Если в первом произведении у героя нет никакой объективной необходимости отправляться в путь, и он делает это только из внутренней потребности, то во втором случае героя побуждает идти его судьба и объективная необходимость (здесь этот тип сюжета связан с типом №1 – проявлением антагониста). В этом сюжете цель имеет первостепенно значение для героев, хотя это не умаляет опыта, получаемого в пути.

Темы и идеи, которые лучше всего можно выразить данным сюжетом:

- Рассказ о важности придерживаться своих убеждений.

- Если нужно показать как, стараясь преуспеть, герой эмоционально растет.

- Демонстация силы командной работы.

5. Комедия Двигатель сюжета в этом случае – непонимание, путаница, недоразумение, в результате которого герои оказываются не на тех местах, на которых ожидали быть или привыкли себя видеть. Однако, возможно, именно это непривычное место, непривычная ситуация подходит герою больше, чем та, к которой он привык?..

Темы и идеи, которые лучше всего можно выразить данным сюжетом:

- Рассказ о начале трудностей партнёрских отношений — романтических, дружеских или деловых.

- Обсуждение того, какой опыт получил ваш герой в сложившейся сложной ситуации.


- Демонстрация того, как обе стороны начинают принимать и поддерживать друг друга.

6. Трагедия. Как и в комедии, в трагедии основным двигателем сюжета являются обстоятельства, внешние по отношению к герою. Однако чаще всего герой трагедии – это типичный антагонист любого другого сюжета. По сути, трагедия – это развернутое «почему» антагониста, рассказ о том, как он пришел к этой роли.

Темы и идеи, которые лучше всего можно выразить данным сюжетом:

- Использование сильного, принципиального характера для освещения проблем в обществе.

- Сопоставление своих собственных принципов с принципами отрицательного персонажа.

- «Дидактическую» идею, которая приведена Букером, лично я не считаю применимой в данном случае, потому что трагедия антагониста в том, что в его судьбе определяющую роль играют обстоятельства, а не он сам.

7. Перерождение. В определенном смысле, это сюжет, обратный трагедии по направлению развития личности героя. Если трагедия – это «вход» в роль антагониста, то перерождение – это «выход» из него, иногда самостоятельный, иногда с чьей-то помощью.

Разумеется, эти сюжеты могут соседствовать, переплетаться, сочетаться в одном произведении.

Темы и идеи, которые лучше всего можно выразить данным сюжетом:

- Рассказ о поучительном опыте.

- Когда нужно показать важность наличия поддержки со стороны близких.

- Демонстрация того, что каждый человек может измениться к лучшему.



Источники:

1. Семь универсальных сюжетов: вольный перевод статьи К. Букера «Семь основных сюжетов: почему мы рассказываем истории» // http://tutinfografika.ru/pantry/7-universalnyx-syuzhetov-kotorye-uvlekayut-zritelej/


А теперь – домашнее задание:



1. Возьмите произведение, над которым вы сейчас работаете или которое обдумываете чаще всего.
2. Выделите в нем основные сюжеты и кратко опишите их.

В вашем тексте основных сюжетов один или несколько?

Какие они?

С линиями каких персонажей они связаны?

Для чего они введены именно вами?

Каково соотношение между ними?



В следующий раз мы продолжим беседовать о сюжете и его элементах!



Удачи и до новых встреч, друзья!

Ваша

Женя
Tags: Практикум Авторский стиль 2017 - 2018
Subscribe
Buy for 10 tokens
***
...
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 11 comments