?

Log in

No account? Create an account

Вчера | Сегодня



Добрый вечер, дорогие друзья, соклубники, единомышленники :) Сегодня с вами очередной выпуск зимнего практикума «Авторский стиль»!

Предыдущие выпуски:

1. Определяемся с понятиями

2. Подражание

3. Как изучают стиль?


В предыдущий раз мы схематически очертили основные стороны, или элементы, из которых складывается стиль, и способы их изучения. Теперь, думаю, пришло время рассмотреть каждый из них отдельно, понять, как можно использовать его так или иначе, чтобы найти наилучший вариант для каждого из ваших стилей – которые, напоминаю, у всех уже есть, только не все пока их нашли и научились использовать ;)

Начнем мы с самого сложного (по крайней мере, для меня) и проблемного аспекта – с сюжета.

Вопрос, который мучает большинство из нас (и меня тоже) – «о чем писать?» Как придумать интересный, цепляющий читателя сюжет?



Универсальный ответ на этот вопрос, увы, пока не найден ;) но мне показалась интересным концепция Кристофера Букера, в соответствии с которой, любая история в своей основе имеет один из семи элементарных сюжетов. Каждый из сюжетов хорош для достижения определенных целей, выражения определенных идей, и в этом плане книга К. Букера особенно полезна:

1. Преодоление монстра. «Монстр» здесь может быть как буквальным, как это происходит в романе С. Кинга «Оно», так и метафорическим, как в фильме «Аватар» или в тех же «Звездных войнах: Новой надежде». В любом случае, двигателем сюжета является антагонист. Герою предстоит преодолеть его – не обязательно убить или другим образом уничтожить, заметьте!

Темы и идеи, которые лучше всего можно выразить данным сюжетом:

- Рассказ о следовании к цели, несмотря на все трудности встречающиеся на пути.

- Обсуждение жизненных уроков, чему учит преодоление препятствий.

- Демонстрация того, как вы, ваша команда или компания стали сильнее благодаря преодолению трудностей.

2. Из грязи в князи. Двигатель сюжета здесь – сам главный персонаж. В начале сюжета он обычно беден, имеет низкий социальный статус и дерзкую мечту, над которой чаще всего смеются окружающие его циники. Однако по ходу событий, в результате везения или же упорного труда (смотря что вам нужно подчеркнуть) он этой цели добивается: богатство, признание, права, слава, ответственная должность… И вот тут героя поджидает «обратная сторона» его мечты: он не может справиться со своим новым статусом, не имея опыта, его «заносит», и, вероятно, он всё теряет или оказывается под угрозой потери. Ему предстоит понять, что даже в его исполнившейся мечте не все так гладко и сладко, нужно развивать в себе новые личностные качества, чтоб сохранить и закрепить успех.

Темы и идеи, которые лучше всего можно выразить данным сюжетом:

- Рассказ о важности учиться на своих ошибках и приобретать счастье через преодоление трудностей.

- Обсуждение умения рисковать и принимать неудачи.

- Демонстрация того, как герой заслужил свой успех.

3. Путешествие и возвращение. Герой отправляется в дорогу, и дорога эта так же важна, как и цель, которая ждет в конце (если не больше). По пути герой приобретает новых друзей, новый опыт, личностный рост, веру в себя…

Темы и идеи, которые лучше всего можно выразить данным сюжетом:

- Рассказ о пользе открытости новому опыту.

- Рассказ, о том, чему герой научился в своём путешествии, как изменился

- Демонстрация силы дружбы.

4. Квест. Чтобы понять, чем этот тип сюжета отличается от предыдущего, можно сравнить путешествия героев в романах Дж.Р.Р. Толкина «Хоббит, или Туда и Обратно» и «Властелин колец». Если в первом произведении у героя нет никакой объективной необходимости отправляться в путь, и он делает это только из внутренней потребности, то во втором случае героя побуждает идти его судьба и объективная необходимость (здесь этот тип сюжета связан с типом №1 – проявлением антагониста). В этом сюжете цель имеет первостепенно значение для героев, хотя это не умаляет опыта, получаемого в пути.

Темы и идеи, которые лучше всего можно выразить данным сюжетом:

- Рассказ о важности придерживаться своих убеждений.

- Если нужно показать как, стараясь преуспеть, герой эмоционально растет.

- Демонстация силы командной работы.

5. Комедия Двигатель сюжета в этом случае – непонимание, путаница, недоразумение, в результате которого герои оказываются не на тех местах, на которых ожидали быть или привыкли себя видеть. Однако, возможно, именно это непривычное место, непривычная ситуация подходит герою больше, чем та, к которой он привык?..

Темы и идеи, которые лучше всего можно выразить данным сюжетом:

- Рассказ о начале трудностей партнёрских отношений — романтических, дружеских или деловых.

- Обсуждение того, какой опыт получил ваш герой в сложившейся сложной ситуации.


- Демонстрация того, как обе стороны начинают принимать и поддерживать друг друга.

6. Трагедия. Как и в комедии, в трагедии основным двигателем сюжета являются обстоятельства, внешние по отношению к герою. Однако чаще всего герой трагедии – это типичный антагонист любого другого сюжета. По сути, трагедия – это развернутое «почему» антагониста, рассказ о том, как он пришел к этой роли.

Темы и идеи, которые лучше всего можно выразить данным сюжетом:

- Использование сильного, принципиального характера для освещения проблем в обществе.

- Сопоставление своих собственных принципов с принципами отрицательного персонажа.

- «Дидактическую» идею, которая приведена Букером, лично я не считаю применимой в данном случае, потому что трагедия антагониста в том, что в его судьбе определяющую роль играют обстоятельства, а не он сам.

7. Перерождение. В определенном смысле, это сюжет, обратный трагедии по направлению развития личности героя. Если трагедия – это «вход» в роль антагониста, то перерождение – это «выход» из него, иногда самостоятельный, иногда с чьей-то помощью.

Разумеется, эти сюжеты могут соседствовать, переплетаться, сочетаться в одном произведении.

Темы и идеи, которые лучше всего можно выразить данным сюжетом:

- Рассказ о поучительном опыте.

- Когда нужно показать важность наличия поддержки со стороны близких.

- Демонстрация того, что каждый человек может измениться к лучшему.



Источники:

1. Семь универсальных сюжетов: вольный перевод статьи К. Букера «Семь основных сюжетов: почему мы рассказываем истории» // http://tutinfografika.ru/pantry/7-universalnyx-syuzhetov-kotorye-uvlekayut-zritelej/


А теперь – домашнее задание:



1. Возьмите произведение, над которым вы сейчас работаете или которое обдумываете чаще всего.
2. Выделите в нем основные сюжеты и кратко опишите их.

В вашем тексте основных сюжетов один или несколько?

Какие они?

С линиями каких персонажей они связаны?

Для чего они введены именно вами?

Каково соотношение между ними?



В следующий раз мы продолжим беседовать о сюжете и его элементах!



Удачи и до новых встреч, друзья!

Ваша

Женя
promo writing365 january 30, 14:25 6
Buy for 10 tokens
Приветствую, дорогие мои. Книга, которую некоторые из вас, насколько мне известно, ждали. Я собрала все материалы практикума "Пишем роман" под одной обложкой. Вы можете скачать файл в двух вариантах: >> PDF (для чтения с компьютера или для распечатки и последующей работы);…

Комментарии

( 11 слов — Сказать )
streletc_art
27 дек, 2017 15:29 (UTC)
Ну, вапще непреодолимое задание для человека, которому в принципе не нужен сюжет ))
Вот, интересно, есть ещё такие люди, или опять я инопланетянка.
Мне, например, совершенно не нужен сюжет в произведении.
Помнится, я всегда удивляла знакомых, когда приходила в какие-то гости, и, соскучившись от бренных разговоров, брала какую-то любую с холодильника и начинала читать, раскрыв на любом месте.
Ах, как ты так можешь? Надо читать сначала, ты же не знаешь, что в начале.
Господи, мне совершенно всё равно, что там вначале, если это не детектив.
arico_samaa
28 дек, 2017 08:47 (UTC)
А если тебе не нравится, _как_ написана книга -бросаешь?
streletc_art
28 дек, 2017 10:08 (UTC)
Естественно. Зачем читать книгу, которая плохо написана. Она же не захватывает.
arico_samaa
28 дек, 2017 17:19 (UTC)
;))

т.е. ты просто наслаждаешься стилем писателя, а не стремишься узнать, чем же дело закончилось?
streletc_art
28 дек, 2017 17:51 (UTC)
Да, понимаешь, если плохо написано, чем там таким особенным дело может закончиться? Если сильно достанет, посмотрю в конец ))
Понимаешь, интересно-то не чем закончится, а как тебя автор ведёт к этому через всякое. С какой виртуозностью он всё это проходит.
А если он сам еле ползёт-спотыкается, я и не пойду с ним.
Это как с плохим инструктором в горы. Или забудет чёнить, или перепутает, или не в ту пещеру попадём.
Я и сама так могу ))
arico_samaa
29 дек, 2017 11:21 (UTC)
Это да.

Как правило, у кого стиль ниочинь, у того и сюжет ниочинь, хотя я знаю и обратные примеры.

С другой стороны, если следишь, как, очень важно бывает начало.
liapotal1
1 янв, 2018 19:04 (UTC)
Это не совсем "как правило". Хотя стиль рулит. И начало может быть разным. Одним "пойдёт" начало, других "зацепит" на 50-й странице.
Читатели разные. Одни твой опус разнесут в пух и прах, другие поставят на пьедестал.
arico_samaa
5 янв, 2018 11:55 (UTC)
Это, конечно, тоже верно :) но не все будут терпеть до 50-й страницы...
liapotal1
1 янв, 2018 19:01 (UTC)
Книга может быть шикарно написана, но тебе, к примеру, не нравится сюжет. Не нравится тема. Не нравится авторский подход.
Хотя, я с чем-то согласна. Сюжет, может быть, и не главное...
Хотя, чёрт его знает что главное. Сначала говорят, что стиль. Когда стиль отработан "на ура", начинают попрекать сюжетом.
liapotal1
1 янв, 2018 19:13 (UTC)
Когда не знаешь о чем писать, стоит посмотреть интересный фильм. Или почитать что-то... Обязательно будет момент, который не понравится и захочется подать по-своему. Или "родится" идея.
Вообще, все больше склоняюсь к мнению, что "о чём писать" не так важно, чем "для кого писать".
Если для себя любимого в едином лице, то это одно.
Если хотите, чтобы читали - то стоит побродить по сайтам, почитать востребованные сюжеты, оценить, насколько это актуально или насколько "задолбало" публику, насколько занята ниша. Если ты там сто тысяч первый с задуманным сюжетом, то как бы шикарно его не подать, это будет вторично.

arico_samaa
5 янв, 2018 12:00 (UTC)
Насчет вдохновиться чем-нибудь другим - плюсую, я часто так и делаю :)

Насчет ориентации на аудиторию соглашусь частично. Действительно, если есть уже и сюжет, и вид подачи - тогда лучше бы что-нибудь изменить, обновить. Но, допустим, одни и те же сюжеты с разными подачами, углами зрения и т.д. уже много веков бродят по культурному пространству и никого не утомляют :))
( 11 слов — Сказать )

Профиль

writing365
Ни дня без строчки
Мы ВКонтакте
- Сегодня ты писал?

- Да.

- Значит, сегодня ты - писатель.

(с) Джулия Кэмерон, "Право писать"

Метки

Календарь

Апрель 2018
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     
Разработано LiveJournal.com