?

Log in

No account? Create an account

Вчера | Сегодня



Добрый вечер, друзья, соклубники, единомышленники!

Новогодние каникулы закончились, и мы продолжаем беседовать об авторском стиле!

Предыдущие части:

1. Определяемся с понятиями

2. Подражание

3. Как изучают стиль?

4. Сюжет. Часть первая

Сегодня мы продолжаем разговаривать о сюжетах, какие они бывают и как лучше выбрать свой вид сюжета, подходящий вашему произведению.

Об основных частях сюжета упомяну только вскользь, так как уже не раз обсуждали. Экспозиция (опционально, если это большое произведение или того требует атмосфера), завязка, развитие событий, кульминация, развязка.

От себя скажу, что дальше можно этими частями жонглировать, как вам понравится: переставлять местами, начиная произведение с кульминации, с развязки, «распылять» экспозицию по тексту сколь угодно тонким слоем. Кульминаций может быть несколько. И развязок тоже :) В общем, экспериментировать не вредно :) а если получится непонятно, или слишком подробно и неинтересно, или еще почему-то не понравится – всегда можно «переиграть», переставить по-другому, дополнить или заменить. Иногда меньше, чем вы ожидаете – говорю по собственному опыту ;)


По типу связи событий сюжеты могут быть:

1. Концентрическими. Такой сюжет имеет четко выраженные завязку и развязку, он связан с определенным событием (местом, явлением) и так или иначе захватывает все и всех, связанных с этим событием .Концентрический сюжет имеет четко выраженные завязку и развязку, связанные с центральным событием. Чаще всего концентрический сюжет включает в себя несколько сюжетных линий. Однако может включать и одну сюжетную линию, если это короткий рассказ.

Хроникальными. хроникальный сюжет концентрируется не вокруг события, а вокруг героя: завязкой обычно является его рождение, развязкой – смерть или такой эпизод, после которого герой изменяется кардинально.

Основой сюжетной структуры любого произведения является эпизод. Эпизод – это повествование о каком-либо событии, происходящем с персонажами, которые важны для сюжета.

Например, в рассказе А.П. Чехова «Дама с собачкой» сюжет строится из следующих эпизодов:

1) Гуров сидит в павильоне у Верне и встречает Анну Сергеевну впервые;

2) Гуров и Анна Сергеевна встречаются за обедом и знакомятся;

3) Гуров у себя в номере думает об Ане Сергеевне;

4) Гуров и Анна Сергеевна гуляют по набережной, любуются морем на закате;

5) Гуров и Анна Сергеевна в ее номере, и т.д., и т.п.

Эпизод состоит из детально описанных сцен или кратких сообщений о событиях. Сочетать первое и второе можно по-разному, в зависимости от вашего предпочтения. Помним, что наша цель – прежде всего, привести читателя в определенное эмоциональное состояние. Если эмоциональную нагрузку несут сами события (или если персонаж, рассказчик эти события сам не видел или видел мельком), можно ограничиться сухим изложением. Если же эмоциональную нагрузку несут детали, ритм повествования более медленный, у рассказчика есть время сосредоточиться на созерцании деталей – их стоит описать подробнее.

Кроме эпизодов, в текст можно вводить такие элементы, как:

1) отступления – рассуждения автора или рассказчика; это уместно, когда рассказчик проявляется в тексте как один из персонажей или личность, стоящая «над» событиями, но не когда они предельно «сценичны» и напоминают сценарий фильма или пьесы;

2) вставные рассказы – рассказы персонажей друг другу, письма, отрывки из прочитанных (или написанных) ими книг. Вставляя такие элементы в текст, следует всегда помнить, что речь повествователя основного текста отличается от речи рассказчика во вставном элементе!

Источники:
1. Ремнева М.Л. и др. Теория литературы: Анализ художественного произведения // http://www.philol.msu.ru/~tezaurus/library.php?view=d&course=3&raz=2&pod=4&par=2




Домашнее задание:



1. Наверняка у вас есть короткие рассказы или маленькие повести. Для исследования подойдут именно они.

2. Выделите в них сюжетные линии: одна или больше, с основными элементами для каждой линии: завязка, развитие событий, кульминация, развязка;

3. Хроникальный или концентрический в этом тексте сюжет? Почему вы выбрали такой тип сюжета, какой цели он служит?

4. Перечислите основные эпизоды произведения. Какую роль играет каждый из них? Зачем введен?

5. Как описаны эпизоды – детально или сухо, минималистично? Почему это проделано вами именно так?

6. Есть ли в тексте вставные элементы? Какие? Зачем введены?



Удачи в творчестве – и до встречи в следующий вторник!

Ваша

Женя
Buy for 10 tokens
***
...

Профиль

writing365
Ни дня без строчки
- Сегодня ты писал?

- Да.

- Значит, сегодня ты - писатель.

(с) Джулия Кэмерон, "Право писать"

Метки

Разработано LiveJournal.com