?

Log in

No account? Create an account

Вчера | Сегодня



Добрый вечер, друзья, соклубники, единомышленники!

Сегодня вторник, а значит – мы продолжаем наш зимний практикум «Авторский стиль!»

Предыдущие части:

1. Определяемся с понятиями

2. Подражание

3. Как изучают стиль?

4. Сюжет. Часть первая

5. Сюжет. Часть вторая

Идея этого поста родилась в беседе с look4joy; спасибо ей за это большое! Раньше здесь должен был быть пост про композицию, но я поняла, насколько важен и сложен тот аспект, который я хотела бы обсудить сегодня.

Итак, сегодняшняя тема – динамизм!

Как написать произведение так, чтобы оно «цепляло»? Как написать так, чтобы читатель не пролистывал половину текста? Как добиться того, чтобы текст не закрыли на десятой странице и не подумали – «ой, скучно…»?

Забегая вперед, отвечу сразу и коротко – точно этого никто не знает ;)) Но все мы часто задаемся этими вопросами и пытаемся искать оптимальные для нас пути. И что-то находим – но, как сказал мудрый профессор Толкин, совсем необязательно то, что искали 

Вообще, если честно динамизм нужен далеко не всем и не всегда. Можно написать невероятно крутое (на мой взгляд) произведение, захватывающее дыхание и леденящее кровь, в котором действие будет развиваться со зловещей неспешностью, и с персонажей (да и с нас, читателей) семь потов от страха сойдет, пока опасность, наконец, не подойдет на расстояние удара или хотя бы видимости.

Но иногда динамизм, действительно. нужен или желанен.


Здесь я приведу несколько советов из разных источников, которые показались мне любопытными, иногда с собственными комментариями в скобках.

1) Помним, что сцены у нас – динамичные. Поэтому самый главный совет – НЕ ЗАТЯГИВАЕМ!!!

2) Динамичные сцены – драки, погони, разрушения и катастрофы – нужны нам не просто так – они нужны нам для раскрытия персонажа. Поэтому перед тем, как писать такую сцену. нам стоит подумать, что и как в персонаже должно измениться, для чего ему это нужно и т.д.


3) В динамичных сценах не увлекаться описаниями, не «заваливать» текст мелкими деталями (Комментарий: а можно и выбрать самые «говорящие», бросающиеся в глаза – или наоборот, «случайные», казалось бы, незначительные детали и фрагментировать картину – ведь в минуту напряжения персонажи не склонны видеть целостную картину – они запоминают произвольные «кусочки».

4) Укорачиваем предложения и абзацы.

5) Меньше мыслей, больше восприятия и эмоций! (Комментарий: А также меньше глаголов мыслительной деятельности, да и глаголы восприятия в таких сценах я использовать не люблю – даешь неполные, назывные предложения!)

6) Если пишем бой, не стоит слишком увлекаться описанием того, кто куда отшагнул и как ударил. Помним, что мы пишем литературное произведение, а не трактат по боевым искусствам ;) (Комментарий – я, например, вообще могу заменить динамичную сцену какой-нибудь развернутой метафорой или другим образом).

7) Совет от меня лично: в динамичных сценах я часто перехожу с прошедшего времени на настоящее. Может, кому подойдет такой лайфхак ;))

Источники:

1. Ворон О. Как писать динамичные сцены // Мастерская писателей: https://writercenter.ru/blog/school/kak-pisat-dinamichnye-sceny-dlya-nachinayuschih.html

2. Как описывать экшн-сцены, чтобы читатели остались довольны // Epic Writing: https://epicwriting.ru/protagonist/ekshn-sczenyi.html

3. Боевые сцены в книге: не будьте педантом! // Литнет: https://litnet.com/ru/blogs/post/557



А теперь - домашнее задание!



Сегодня я хотела бы предложить вам такое упражнение (кстати, оно хорошо подойдет и для тренировки любых других сцен, кроме, пожалуй, диалогов):

1. Смотрим прикрепленные внизу видеоролики;

2. Выбираем понравившуюся сцену из фильма (бои, драки, погони). Если не понравилась ни одна, лезем в Сеть и выбираем свои - больше видео, хороших и разных!

3. Пытаемся описать происходящее на экране динамично;

4. Выкладываем сюда (со ссылкой, если использовали свое видео) и хвастаемся!

5. Да – можно приукрашивать происходящее на экране, опускать фрагменты, добавлять их, если это добавит динамизма ;)

6. Стараемся держаться в пределах 2000 - 5000 знаков, оптимально - 3000 - 4000. Помним: если динамичная сцена затягивается - она становится скучной.

1. Сцены боя из фильма "Меч короля Артура" (можно описать любую из сцен):



2. Сцена погони из фильма "Миссия невыполнима: племя изгоев":



3. Сцена штурма крепости из фильма "Великая стена"



Удачи и вдохновения!

Ваша

Женя
Buy for 10 tokens
***
...

Комментарии

( 31 слово — Сказать )
look4joy
16 янв, 2018 17:10 (UTC)
Уррра!!! Вижу!!!!)))))
arico_samaa
16 янв, 2018 19:13 (UTC)
А вот ;)

Я уже знаю, какую буду писать... хотя могу и несколько.
look4joy
17 янв, 2018 10:29 (UTC)
Я тоже хочу. Но вообще ничего не успеваю(((((((. А когда срок домашки?
(без темы) - arico_samaa - 17 янв, 2018 10:49 (UTC) - Развернуть
garetty
16 янв, 2018 21:50 (UTC)
А-а, я тоже на особенно динамических действиях перехожу на настоящее время! Ещё иногда меняю фокус: со взгляда персонажа на авторский или наоборот. Это помогает визуально "растянуть" или "укоротить" текст. И яркие детали - наше всё))

У меня другая проблема. Рассказы сами по себе динамичные по сравнению с романами, и сцену драки, например, надо сделать не слишком короткой, чтобы она не пролетала мимо сознания, но и не растягивать, иначе выбьется из общего ритма рассказа. И я иногда упираюсь в то, что ключевая сцена занимает всего один абзац.
arico_samaa
17 янв, 2018 06:33 (UTC)
Бро ;))

По поводу "слишком короткой ключевой сцены": думаю, это не беда, если она производит должное впечатление. Тут объем не решает, по-моему ;)
streletc_art
17 янв, 2018 14:10 (UTC)
Насчёт скучно, я у себя сейчас выложила, что не скучно мужчинам, поимейте в виду - именно про динамику))

Насчёт остального по теме - нужно учиться у авторов-мужчин маскулинного типа. Например, у Дика Френсиса при всей беллетристике хорошая мужская составляющая. У Стругацких хорошо описаны драки, но их надо искать. Драка в "Гадких лебедях" и схватка с Хинкусом в "Отеле" - прямо любимые сцены с хорошей эстетикой.
У Чейза хорошие драки. У Хемингуэя настолько наполненные, что я даже пропускаю - мне всех жалко )
Сама ещё ни разу не прописывала драк, но они у меня будут, и мне интересно, что получится ))
Драки в фентези меня не трогают, потому что там всегда магия, и в итоге живого ничего не бывает у авторов. Но если кто знает впечатляющее - киньте ссыль, посмотрю.
arico_samaa
17 янв, 2018 14:26 (UTC)
Ты думаешь, динамизм - это черта "мужской" прозы?..

И еще про магию в фэнтези и отсутствие "живого": мне кажется, дело не в магии, а именно что в отсутствии динамизма и психологизма в изображении подобного рода сцен. Почему-то авторы фэнтези ограничиваются "эпиШными" штампами типа "взрывы огненных шаров... звон мечей и топоров... сеяли смерть... блаблабла". И на этом успокаиваются. От этого и возникает желание "изжеванности" сцен, и хочется пролистать.
streletc_art
17 янв, 2018 14:50 (UTC)
Динамика - конечно, мужское, женское - это подробности. А в динамике минимум подробностей, а чаще вообще нет.
Но как я уже тут писала, владеть нужно обеими руками ))

Насчёт фентези - чёрт иво знает. Может, от неумения и незнания, конечно. Но лично у меня ещё приклеивается автоматическое ощущение ненастоящности всего. Я к тому, что вообще не умею переживать в фентези. Чувства скользят поверх. Это всё равно что переживать, читая про Василису Премудрую. Всё уже, прошёл тот возраст.
Сейчас я уже не могу переживать за несуществующих героев. Разве что они должны быть описаны совершенно сногсшибательно, гениально живо. Чтобы можно было поверить в то, чего нет. Например, как у Лукьяненко веришь в Сумрак...

Но если подходить с точки зрения анализа, то есть, не как читатель, а как аналитик со своим спортивным интересом, я вполне буду читать что угодно.
(без темы) - arico_samaa - 17 янв, 2018 19:44 (UTC) - Развернуть
(без темы) - streletc_art - 17 янв, 2018 19:59 (UTC) - Развернуть
(без темы) - arico_samaa - 17 янв, 2018 20:09 (UTC) - Развернуть
(без темы) - streletc_art - 17 янв, 2018 20:18 (UTC) - Развернуть
(без темы) - arico_samaa - 17 янв, 2018 20:21 (UTC) - Развернуть
(без темы) - streletc_art - 17 янв, 2018 20:26 (UTC) - Развернуть
(без темы) - arico_samaa - 17 янв, 2018 20:28 (UTC) - Развернуть
(без темы) - streletc_art - 17 янв, 2018 22:07 (UTC) - Развернуть
(без темы) - arico_samaa - 18 янв, 2018 11:45 (UTC) - Развернуть
(без темы) - streletc_art - 18 янв, 2018 11:58 (UTC) - Развернуть
(без темы) - arico_samaa - 18 янв, 2018 12:04 (UTC) - Развернуть
streletc_art
17 янв, 2018 14:23 (UTC)
Ролики крутые, респект! )) Взяла бы второй, но у меня реально сейчас аут. Плюс я ещё улезла в пародии.
Но погоня отличная. Мой байкер лёг на бок, моё колено почти чиркнуло по асфальту ))
Долго писать, чтобы красиво было... Времени совсем нет, жаль...
arico_samaa
17 янв, 2018 14:24 (UTC)
Правда жаль.

Ну, может, еще доберешься ;)) я сама щас пытаюсь найти время, чтоб одну расписать - уж очень она "вкусная"...
streletc_art
17 янв, 2018 14:27 (UTC)
Вообще тема очень нужная. И за ссылочки пасибки, уже посмотрела! )
(без темы) - arico_samaa - 17 янв, 2018 14:35 (UTC) - Развернуть
arico_samaa
17 янв, 2018 20:52 (UTC)
Ладно, вот - что получилось...
...не знаю, правда. насколько динамично, половине советов я, кажется, не следовала. Но лично я делаю это вот так.

***
Одинокий удар толкается в уши и уплывает в ясное небо. Не успеваешь вздрогнуть, оглянуться – настигает другой. И третий, и четвёртый. В воздухе над Стеной рассыпается упругая, тревожная дробь.
Когда ты связан, не особенно-то много и увидишь; остается беспомощно задирать подбородок и косить глаза за шершавый серый обрез. Барабаны бьют и бьют. Что же, чёрт его подери, там происходит?.. Привстать бы…
Над обрезом – дальняя горная гряда с острой зеленоватой, как в патине, иглой центрального пика. Между Стеной и горами зеленеют под солнцем травы на округлых холмах. А войско?.. Где же это войско?..
Тишина разлита в долине. Только барабаны гудят, надрываются, рассыпая дробь по пустынным пастбищам.
И тут он понимает.
Холмы. Холмы ожили и ползут к крепости.
Содрогаются камни под ногами: там, внизу, по крытым желобам к пушкам подкатывают каменные ядра. У бойниц сумрачно, дымно и жарко; смотрят в узкие каменные щёлки толстые, как бочки, стволы. Но целиться необязательно: враг везде.
Реют над Стеной золотые плащи. Острыми боевыми веерами ощетинились вышки для войска Журавлей. Внизу обливают маслом и поджигают ядра.
Пушки дают первый залп; дым размазывается по небу. Первая волна уже у Стены: чешуя, пасти, гребни, крики, когти, визг… Залп нацелен не в них. За отхлынувшим авангардом, в отдалении, между двух холмов, сгрудились другие, массивные твари. Нападать они не собираются; медленно, настороженно, один за одним они складывают широкие гребни. Та тварь, что за ними, показывается только на миг – всю группу настигает, накрывает дымом и огнем. Ядра достигают цели.
И беспомощно отлетают в сторону. В долю мгновения раскрылись гребни, превратились в глухой, непробиваемый заслон. Напрасно лижет костяные пластины огонь, впустую звякает о них железо.
Королева невредима.
Мерно, ровным строем проходят мимо пленника Журавли – лёгкие, стройные, ослепительно синие. Одна за другой поднимаются на ступеньку, прикрепляют обруч с канатом себе на пояс и выходят прямо в небо. Низко над обрезом парапета не видно тонкой планки, струной – стрелой - протянувшейся над пропастью; не видно канатов, что преданно ползут следом, обнимают, обвивают, обещают спасение. Ослепительные синие цветы трепещут в дымных небесах на ветру – а потом вспархивают и падают, кружась, в кипящее зеленое, зубастое море.
Эх, привстать бы…
Сидя на камнях, пленник не видит, как волны, накатываясь на стены, треплют – там и тут – синие лоскутки. Как живые огрызаются копьями, клинками, руками, зубами, а потом тонут, окрашивая красным синее, зеленое и белое.
Но он видит, как один за другим бросают на камни рядом с парапетом изжеванные склизкие обручи.
look4joy
25 янв, 2018 01:19 (UTC)
Очень круто.
У тебя получилась прямо песнь битве, возвышенная и поэтичная. Словно человек это говорит-думает не в момент самой битвы, а осмысливая ее, как былину рассказывает.
arico_samaa
26 янв, 2018 16:36 (UTC)
:)

Если так - значит, не получилось. Ну и ладно.
look4joy
26 янв, 2018 17:41 (UTC)
Получилось, но другое. В начале много кинестетики и взгляда из героя, а потом уже эпичная волна все сметает)). Сложное задание. У меня такая сцена в книге висит до сих пор, надо ее писать, и под этим предлогом не пишу сюда. Наверное неправильно.(((((
(без темы) - arico_samaa - 27 янв, 2018 09:37 (UTC) - Развернуть
(без темы) - look4joy - 27 янв, 2018 23:57 (UTC) - Развернуть
(без темы) - arico_samaa - 28 янв, 2018 14:25 (UTC) - Развернуть
( 31 слово — Сказать )

Профиль

writing365
Ни дня без строчки
- Сегодня ты писал?

- Да.

- Значит, сегодня ты - писатель.

(с) Джулия Кэмерон, "Право писать"

Метки

Разработано LiveJournal.com