?

Log in

No account? Create an account

Вчера | Сегодня



Добрый вечер, друзья, соклубники, единомышленники!

Сегодня вторник – а значит, в эфире очередной выпуск нашего практикума «Авторский стиль»!

Предыдущие части:

1. Определяемся с понятиями

2. Подражание

3. Как изучают стиль?

4. Сюжет. Часть первая

5. Сюжет. Часть вторая

6. Динамизм

Текущая неделя, думаю, выдастся и веселой, и непростой для многих из нас. Многие участники Клуба бегут с нами писательский марафон. Чтобы позволить всем участникам совмещать два мероприятия, если им этого хочется, сегодня мы рассмотрим не особенно объемную и сложную, но, тем не менее, достаточно важную тему.

Как мы уже упоминали в постах, посвященных сюжету, в основном он строится из эпизодов.

Эпизод – это основная «единица» повествования, рассказывающая об одном значимом для сюжета событии или наглядно «показывающая» его. Событие происходит в каком-либо определенном месте в определенное время, а также характеризуется непрерывностью действия.



А теперь главное – какие бывают эпизоды:

1. Сценический, или повествовательно-диалогический. Такой эпизод показывает нам во всех подробностях, что и как делает герой, что и кому он горит, что происходит вокруг него (если это, конечно, важно для развития сюжета, характеристики персонажа, создания атмосферы и т.д.). Особенность такого типа эпизода – он представляет все происходящее так, как будто мы видим его непосредственно перед нами.

Вот пример сценического эпизода из романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»:

Когда мы выбрались на берег, то все пустились рысью. Княжна удержала
свою лошадь; я остался возле нее; видно было, что ее беспокоило мое
молчание, но я поклялся не говорить ни слова - из любопытства. Мне хотелось
видеть, как она выпутается из этого затруднительного положения.

- Или вы меня презираете, или очень любите! - сказала она наконец
голосом, в котором были слезы. - Может быть, вы хотите посмеяться надо мной,
возмутить мою душу и потом оставить… Это было бы так подло, так низко, что
одно предположение... о нет! не правда ли, - прибавила она голосом нежной
доверенности, - не правда ли, во мне нет ничего такого, что бы исключало
уважение? Ваш дерзкий поступок... я должна, я должна вам его простить,
потому что позволила... Отвечайте, говорите же, я хочу слышать ваш голос!..
- В последних словах было такое женское нетерпение, что я невольно
улыбнулся; к счастию, начинало смеркаться. Я ничего не отвечал.

- Вы молчите? - продолжала она, - вы, может быть, хотите, чтоб я первая
вам сказала, что я вас люблю?..

Я молчал...

- Хотите ли этого? - продолжала она, быстро обратясь ко мне... В
решительности ее взора и голоса было что-то страшное...

- Зачем? - отвечал я, пожав плечами.

Она ударила хлыстом свою лошадь и пустилась во весь дух по узкой,
опасной дороге; это произошло так скоро, что я едва мог ее догнать, и то,
когда она уж она присоединилась к остальному обществу. До самого дома она
говорила и смеялась поминутно. В ее движениях было что-то лихорадочное; На
меня не взглянула ни разу.


2. Панорамный, или несценический, или суммарно-повествовательный. Такой эпизод кратко сообщает нам о том, что происходило, возможно, в разных местах и в течение определенного – достаточно долгого – промежутка времени. Особенность этого эпизода – он оставляет впечатление, что мы не видим происходящего, но нам о нем кто-то рассказывает.

Вот пример панорамного эпизода из романа Л.Н. Толстого Война и мир»:

После столкновения при Вязьме, где Кутузов не мог удержать свои войска от желания опрокинуть, отрезать и т. д., дальнейшее движение бежавших французов и за ними бежавших русских, до Красного, происходило без сражений. Бегство было так быстро, что бежавшая за французами русская армия не могла поспевать за ними, что лошади в кавалерии и артиллерии становились и что сведения о движении французов были всегда неверны.

Люди русского войска были так измучены этим непрерывным движением по сорок верст в сутки, что не могли двигаться быстрее <…>

Быстрое движение русских за французами действовало на русскую армию точно так же разрушительно, как и бегство французов. Разница была только в том, что русская армия двигалась произвольно, без угрозы погибели, которая висела над французской армией, и в том, что отсталые больные у французов оставались в руках врага, отсталые русские оставались у себя дома. Главная причина уменьшения армии Наполеона была быстрота движения, и несомненным доказательством тому служит соответственное уменьшение русских войск.


3. Описательный эпизод. В этом эпизоде практически не происходит действий; наш сюжет они вперед не двигают; однако они создают атмосферу или характеризуют образ персонажа, места, времени и т.д.

Вот пример описательного эпизода из произведения А.Н. Толстого «Детство Никиты»:

…День был мягкий и мглистый. Красноватое солнце невысоко висело над длинными, похожими на снеговые поля, слоистыми облаками. В саду стояли покрытые инеем розовые деревья.
Неясные тени на снегу были пропитаны тем же теплым светом.


4. Психологический эпизод. Такой эпизод изображает эмоции персонажа, его внутреннее состояние, которое или проявляется в поведении персонажа, или описывается напрямую повествователем.

Для разнообразия отвлекусь от классиков и подброшу примеров из собственных текстов:

Когда он выходил к микрофону, под подошвами туфель ощущалась только тугая звенящая лёгкость – оттолкнись, и без труда подпрыгнешь к потолку. Смутно тёрлись о плечи чужие пиджаки, а впереди, стекая по обрезам проемов, сиял свет.

Приближаясь к нему, Малый наконец-то всё понял. Отлегло от сердца, смеяться захотелось от радости, от глупости.

Обман всё, игра на камеру. Не было риска, не было восторженных толп, не было полёта в неизвестность. А значит, и позже не было ничего, не было мутных тягучих лет в отставке, тяжести в стареющих ногах не было. Просто он заигрался – и сам поверил.

Значит, жив Большой, ушёл куда-то вперёд и теперь дожидается у микрофона.

Малый смело шагнул к краю. Плескалось и искрилось перед ним людское море. И он отдался на его волю с радостью.


Источники:

1. Что такое эпизод в литературе? // Ответы на популярные вопросы. URL: http://countries1.ru/%D1%87%D1%82%D0%BE-%D1%82%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%B5-%D1%8D%D0%BF%D0%B8%D0%B7%D0%BE%D0%B4-%D0%B2-%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B5/

2. Введение в литературоведение (Н.Л. Вершинина, Е.В. Волкова, А.А. Илюшин и др.) / Под ред. Л.М. Крупчанова. — М, 2005 // URL: http://www.textologia.ru/literature/teoria-literatury/literaturnoe-proizvedenie/kategorii-hudozhestvennoy-formi-syuzhet-prodolzhenie/3757/?q=471&n=3757



А теперь – домашнее задание!



Задание на этот раз – простое:

1. Пишем и выкладываем в комментарии один сценический эпизод, один панорамный, одно описание и один психологический. Общий объем всех четырех – около 3000 знаков с пробелами, увлекаться необязательно, но, с другой стороны, если пойдет… ;) в общем, вы понимаете, о чем я.

2. Какие из эпизодов вы чаще всего употребляете в своих текстах? Почему?

3. Какой тип эпизода вам труднее всего писать? Почему? По итогам этого задания я постараюсь рассказать подробнее о тех или других типах эпизодов.



Удачи в творчестве – и до встречи в следующий вторник!

Ваша

Женя
promo writing365 january 30, 14:25 6
Buy for 10 tokens
Приветствую, дорогие мои. Книга, которую некоторые из вас, насколько мне известно, ждали. Я собрала все материалы практикума "Пишем роман" под одной обложкой. Вы можете скачать файл в двух вариантах: >> PDF (для чтения с компьютера или для распечатки и последующей работы);…

Комментарии

( 14 слов — Сказать )
streletc_art
24 янв, 2018 01:35 (UTC)
Интересная темка.... Может, застрянем? А то, марафон все ресурсы сожрёт же...
arico_samaa
24 янв, 2018 18:28 (UTC)
Застрянем - это как?

Домашнее задание в практикум тоже засчитается в марафон, если че ))
streletc_art
24 янв, 2018 18:35 (UTC)
В смысле, поговорим ещё ))
arico_samaa
24 янв, 2018 18:36 (UTC)
Пиши домашку - поговорим, хе, хе ))
streletc_art
24 янв, 2018 18:37 (UTC)
Интересное задание, кста )))
arico_samaa
24 янв, 2018 18:47 (UTC)
Ну дык! Старааалсо ;)
streletc_art
25 янв, 2018 01:12 (UTC)
Ты старалсо, а я теперь хожу голову ломаю )) Я даже не знала, что они так обзываются. Я всегда говорила "сцена" или "эпизод", если сцена короткая.
А оно вон оно как сложно-то...
Кстати, у меня 2 и 3 как-то сливаются. То есть, я бы сказала, что панорамный - это просто длинный описательный.
А ты видишь разницу?
arico_samaa
25 янв, 2018 08:00 (UTC)
Ну, а чо. Эпизод и называется )) только они разные бывают ;) Кстати, типы эпизодов еще с точкой зрения повествователя бывают связаны, но это тема для отдельного поста, попозже разберем.

Нене. Панорамный - это когда все происходит, кто-то куда-то идет, что-то там делается, но ты не видишь этого в подробностях, а как в учебнике истории. А описательный - это когда ничего не происходит, а как стоп-кадр или панорама в видео. И идет описание или пейзажа, или портрета, или интерьера...
streletc_art
25 янв, 2018 09:44 (UTC)
Формулировки понятны, но надо на примерах осознать.
Короче, походу у меня преобладают сценические. Ну так я и снимаю фильмы обычно, когда пишу )) Хотя я иногда остервеневаю и пускаюсь описывать какую-нибудь брошку - как вчера - во всех подробностях ))
arico_samaa
26 янв, 2018 16:36 (UTC)
У меня тоже всегда сценические )) а с панорамными была вообще задница Х-( до "Мотылька". После него оно как-то пошло.
streletc_art
26 янв, 2018 17:59 (UTC)
А потому что панорамные - это эпос. А у меня лично драматургия в фаворе и сумбур. Причём даже не в действиях, а в поведении и в чувствах. Ни какие тут панорамы? Для панорамов философия должна быть. Толстой, Гоголь, Некрасов... Уж так ли ты, Русь...

Короче, я с трюдом раскопала панорамый эпизод, сомнительный во всех отношениях )))
arico_samaa
27 янв, 2018 09:12 (UTC)
Э-эпос? Никогда не думала об этом в таком ключе...

Я это еще подробнее это в посте расскажу, наверно, но я панораму от повествователя не даю. Скука потому что. Даю от персонажа - он вспоминает, он рассказывает. Это веселее, там и речевая характеристика, и психология, и личность...
streletc_art
25 янв, 2018 09:53 (UTC)
В общем, после долгого замешательства, в которое меня вогнал наш прекрасный Арико, я поняла, что панорамные для меня - это завал. Я, конечно, поищу ещё у себя, но похоже, у меня напрочь отсутствует желание что-то рассказывать читателю на скорую руку. Пусть мучается и догадывается сам )))

arico_samaa
27 янв, 2018 09:13 (UTC)
+1, бро!

Так, все, во вторник постараюсь рассказать про панорамы. Но получится немного - теории в сети на эту тему фактически фиг, а своего опыта... ненамного больше.
( 14 слов — Сказать )

Профиль

writing365
Ни дня без строчки
Мы ВКонтакте
- Сегодня ты писал?

- Да.

- Значит, сегодня ты - писатель.

(с) Джулия Кэмерон, "Право писать"

Метки

Календарь

Май 2018
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
Разработано LiveJournal.com