?

Log in

No account? Create an account

Вчера | Сегодня



Добрый вечер, друзья!

С вами снова Женя с очередным выпуском практикума «Авторский стиль».

Предыдущие части:

1. Определяемся с понятиями

2. Подражание

3. Как изучают стиль?

4. Сюжет. Часть первая

5. Сюжет. Часть вторая

6. Динамизм

7. Эпизоды


На прошлой неделе мы начали говорить о типах эпизодов в прозаическом произведении. Поступила просьба разобрать подробнее панорамные эпизоды как наиболее трудные в исполнении.

Действительно, признаюсь честно: я панорамные (или несценические, или суммарно-повествовательные) эпизоды никогда не любила. Наверно, по двум причинам:

1) С детства, когда натыкалась в книге на такой эпизод, особенно пространный, страниц этак на пять-семь, повествующий о социальном устройстве в какой-нибудь реальной или вымышленной стране, описание политики, кто что сделал, кто как на что отреагировал, какие этому способствовали причины – сразу пролистывала. Потому что в огромной «простыне» монотонного текста из ровных одинаковых событий взгляду и уму было не за что зацепиться.

2) Потому, что, когда разобралась в писательском инструментарии, сразу и безоглядно поверила тезису Стивена Кинга «Показывай, а не рассказывай»;

3) Я – всегда за динамизм действия, внешний или внутренний, за то, чтобы события происходили «вот сейчас», на глазах у зрителя. А панорамные сцены всегда очень «замедляют» темп повествования и «утяжеляют» его.



Недавно, однако, меня стали все больше интересовать именно панорамные эпизоды. И я стала о них думать. И кое-что придумала:

1. Панорамные эпизоды НЕ следует затягивать!

2. Я предпочитаю не давать панорамные эпизоды от повествователя, а давать их от персонажа: воспоминания, рассуждения, рассказ. Тогда там есть чем расцветить неизбывную скуку «простыни»: речевая характеристика, особенности мышления героя, его эмоции. Да – в отличие от безликого повествователя, герой – субъект речи в панорамном эпизоде вполне может быть ненадежным рассказчиком ;))

3. Если нужно много рассказывать о чем-то или ком-то, я постараюсь «рассыпать» кусочки повествования по разным эпизодам, а не сводить в один длинный и скучный – так меньше вероятность, что читателю захочется перелистать эти нудные страницы ;)

4. …и распределить рассказ между разными персонажами;)

5. Я считаю, что панорамные сцены лучше давать от взрослых персонажей, склонных к размышлениям: ребенок или персонаж, обладающий детской непосредственностью восприятия, панораму выстраивать не будет;

6. Панорамные сцены замедляют темп повествования; поэтому там, где нужна динамика, я их не помещаю.



Домашнее задание:

Сегодня мы не только попытаемся написать что-то свое, но и обсудим уже написанное. Ниже я приведу несколько своих отрывков панорамных эпизодов. Если бы вы читали это в книге, перелистнули бы страницы? или прочли внимательно? а, может, что-то бы изменили, написали по-другому?



1. Покороче:

От нечего делать проверила телефон. Потом ещё раз. Мысли текли тягучие, жгучие, как остывающая на коже карамель. Один раз – лет в восемь – Энги подкараулила, когда мать отошла от плиты, зачерпнула забытой ложкой и плеснула себе на грудь. После этого её и определили к Кейтону. А она не могла понять, почему испытывать боль – это такой уж жуткий проступок.
Шрам на груди у неё так и остался – шершавый и светло-коричневый, как будто ту засохшую карамель так от неё и не отодрали. Стив иногда говорил, что он очень сладкий, но она не верила.


2. Подлиннее, с речевой характеристикой:

Я подумывал попросить у него закурить – для этого надо было только напрячь голосовые связки; рано или поздно я собирался дать себе этот труд. Курить, честно говоря, хотелось – жуть, а у Свана всегда водились сигареты – хорошие настоящие сигареты. У него вообще много чего водилось, чего только может захотеться среди здешней грязи и дыма, кроме, разве что, женщин. А он, дурачина, даже не приторговывал, сам покуривал понемножку, вроде как даже без особого желания. Кто б знал, какие сокровища без дела валялись у него по карманам…
Знал один я, помалкивал и посмеивался.
Да, Сван с самого детства имел всё – и потому, наверно, так и не понял, что это значит. Я вырос на улице; только когда с ним познакомился, понял, как это – дом, семья, тёплое молоко перед сном, банка варенья в тёмном углу кухонного серванта… Простые, что называется, буржуазные радости.
Мне сразу и навсегда запомнилось – у него в кухне пахло колбасой. Не куревом, не псиной, не грязными носками и не сухими птичьими перьями, как бывало в местечках, где мне приходилось ночевать. Нет – колбасой. Если подумать, не ахти какой изысканный запах, но мне, голодному, он показался неземным ароматом, сладким, как амброзия.
Бунтарём он был уже в семилетнем возрасте, мой самый первый и самый лучший друг. Мелким, нескладным, ещё более тощим и белобрысым, чем сейчас – но уже бунтарём. Другой бы и не стал со мной, бродягой, водиться. Сван мне рассказал, во сколько отец уходит на службу, а мать – на рынок или в гости к подруге. Я приходил и бросал камешки ему в окно, а он отпирал мне дверь. Тайком приводил меня прямо в кухню – святая святых его напыщенной матушки, и я думал, что она сказала бы, если б узнала, и видел свои грязные следы на её любимых уродливых половиках, и веселился – гадко и мстительно веселился. А потом он приводил меня к себе в комнату – светлую, аккуратненькую, всегда такую прибранную комнатку – и давал свои игрушки. Я не раз их ломал – специально, напоказ ломал, и смотрел, что он скажет. А он смотрел и задумчиво улыбался – как улыбался и сейчас, сидя над траншеей среди грязи и дыма, беспечно показывая спину ничейной земле.


3. А вот те же события, но с другой точки зрения:

Еду всегда готовили свежую, натуральную, диетическую и питательную. А на праздники дарили дорогие игрушки. Если подумать, эти игрушки я видел чаще родительских лиц. Я злился – да, чёрт подери, я до смерти злился – на отца, на мать, на машинки, и солдатиков, и мягких медведей. Игрушки я ненавидел особенно – потому что они, бессловесные, ничем не могли себя защитить. О, как же мстительно я радовался, когда отдавал их Карлу, а потом смотрел, как он их разламывает, жжет или расплавляет на горелке – в общем, развлекается в меру своего немудрёного понимания. Судя по выражению восторга на его чумазом лице, он тоже этим искренне наслаждался.
В общем, обходился я родителям недёшево; вскоре маме пришлось тоже найти работу, хоть у неё разрывалось сердце при мысли, что она оставит меня одного. Так в доме появилась няня. Внушительная, скажу вам, была женщина. Я бы даже сказал – монументальная. Но это сегодняшний я, взрослый, сижу тут на виду у вражеских снайперов, на сквозняке и в жуткой грязи по самые уши – сижу и смеюсь над ней. Сейчас-то я могу себе это позволить, она далеко. А тогда я боялся её до жути.



Обсудим вместе, предложим свои варианты!

Ваша

Женя
Buy for 10 tokens
***
...

Комментарии

( 17 слов — Сказать )
streletc_art
30 янв, 2018 19:04 (UTC)
С этим марафоном забыла выложить домашку. А ведь сделала. Ну, тогда сюда принесу...
arico_samaa
31 янв, 2018 09:31 (UTC)
Приноси, ждем жы ж!
streletc_art
31 янв, 2018 12:02 (UTC)
Ну, щас прям вот клинуся! ))
Я на ФБ-то выложила первый пункт аж два варианта и что-то успокоилась ))
И по твоим скажу. Это очень здорово, что ты их принесла...
zamok_v_lesu
30 янв, 2018 19:47 (UTC)
"Мысли текли тягучие, жгучие, как остывающая на коже карамель."
Понравилось сравнение.
Да, интересный подход с противоположных сторон. Прочитала легко, на одном дыхании.
Сама недавно использовала подобное, в описании внешности. Он смотрит на неё, как бы описывает её от себя и делает свои выводы, то же самое делает она. Хотя у меня описательный, как я поняла, т.к. в "здесь и сейчас". :)

arico_samaa
31 янв, 2018 09:33 (UTC)
:)) спасибо!

А про описательные, кстати, может, позже тоже поговорим ;)
streletc_art
31 янв, 2018 12:29 (UTC)
эпизоды эт цэтэра
Да, тоже хуже всего у меня с панорамными. Но если бы я знала, что такое красивое название, я б может, повернулась ))
Думала - почему. Оказалось, я не люблю рассказывать, а тут приходится.

Но - по порядку:
1. Сценический
(этих больше всего, и у меня они все длинные, пришлось искать и резать)
Она подходила, улыбаясь.
Я смотрела на неё почти с облегчением. Сейчас я ей был даже рад. Она приблизилась и встала передо мной, сцепив уроненные вниз руки.
- Золотистая женщина Зоя, - произнёс я вместо приветствия утвердительно и без улыбки.
- Добрый вечер, - она очень мило склонила голову: волосы растеклись по плечу. – А я тут проходила мимо и совершенно случайно встретила вас.
Я понимающе покивал головой.
– Что-нибудь с ночником? – преувеличенно невинно спросил я.
- Нет. Со мной.
- Тогда вам не сюда.
Я уже понимал, что на этот раз открутиться не удастся, но всё-таки облокотился рукой так, чтобы перекрыть проход в своё жилище. Сдаваться, так по всем правилам.

2. Панорамный
( Наверное. Я до сих пор не уверена, что прониклась понятием)
Ах, мама-мама… Друзья в гостях – это, к твоему сведению, не утончённое разглядывание книжных корешков и благоговейное поглаживание переплётов.
Друзья в гостях – это когда все спят вповалку в одной комнате, потому что в спальне - парочки, и им деликатно не мешают. Друзья в гостях – это когда во втором часу ночи раздаётся неожиданный звонок, и ты открываешь ещё одному утончённому другу, и он, войдя и оглядевшись, качает головой и извиняющимся тоном говорит: Ребят, у меня только пол-литра с собой…
Друзья в гостях - это вылетевшие пробки, и душераздирающий на весь дом "Черный кофе", и разъярённые соседи, и девчонки в одних лифчиках и без, с визгом прячущиеся за дверь.
Нет, на корешки-то, кстати, книжные смотрится и даже книги вынимаются из шкафа и листаются. И даже зачитываются вслух цитаты. Так что, тут всё как раз очень интеллигентно. Но лучше, мама, тебе не знать, что именно зачитывается в эпицентре дружеских вечеринок и каким образом художественно, хотя и не вполне цензурно, домысливается прочитанное под дружный гогот светского общества.

3.Описательный.
(Эти любимые, поскольку я обожаю детали и подробности)
Мы вошли в боковую комнатку, здесь уже всё было по-новому.
Мать всё-таки молодец: бывшая бабушкина келья, темноватая, тесная и, на мой взгляд, совершенно бесперспективная, преобразилась неузнаваемо. Старенькую мебель переставили, и всё выглядело непривычно с новыми обоями и новыми занавесками – светло и весело. Сразу видно, что здесь теперь обитает ребёнок, и этот ребёнок – девочка: кругом куколки, пушистые игрушки, на стене на вешалке – розовое танцевальное платье с широкой юбочкой, на столе, на стульях - цветные книжки, цветные карандаши, цветные тряпочки…

4. Психологический.
(их тоже навалом)
В глубине души я понимал, что весь тот разговор теперь так и останется со мной навсегда.
Я не знал, что с этим делать. Единственное, что было мне доступно – это выпихивать из памяти всю встречу. Теоретически у меня это получалось – делать вид, что ничего не было сказано. Практически же мне приходилось делать некий внутренний прыжок: я делал усилие и перепрыгивал через целый кусок времени. Не было его, этого разговора. Утонул он, растаял, провалился в чёрную дыру.
Я не знал, правильно я делаю или нет, но не мог придумать ничего другого.





arico_samaa
1 фев, 2018 17:04 (UTC)
Re: эпизоды эт цэтэра
Панорамный, кстати, и у меня, и у тебя с элементами психологического )) такие уж мы с тобой;)

И описание у тебя с элементами психологии )) потому что от персонажа. Эх, надо все же про точку зрения рассказывать, она вот какие переливы даёт-то!..
streletc_art
1 фев, 2018 17:33 (UTC)
Re: эпизоды эт цэтэра
Слюшай... у мене вообще всё с психологией. Я, как Л. Толстой - не могу молчать )))

Кроме смеха, я не понимаю, какой смысл писать, если психологии нет? Ты знаешь, какой смысл?
arico_samaa
1 фев, 2018 18:24 (UTC)
Re: эпизоды эт цэтэра
Некоторые авторы (и Толстой в том числе) любят "отстраниться" от персонажей, "воспарить" над ними. А мы с тобой все время им в душу лезем ))
streletc_art
1 фев, 2018 18:33 (UTC)
Re: эпизоды эт цэтэра
Так там же самое интересное ))
Отстраниться-то - не фокус. А вот залезть... )) Да ещё так, чтобы было понятно и интересно - это высший пилотаж ))
arico_samaa
4 фев, 2018 15:17 (UTC)
Re: эпизоды эт цэтэра
Нууу. Тут от философии автора зависит. Если есть для автора нечто надчеловеческое, что он хотел бы отразить и описать в своем тексте - он будет стремиться описывать именно это. А если автор уверен, что все самое интересное для него - в человеке, в его частностях, то... он делает, как мы ))

Edited at 2018-02-04 15:17 (UTC)
streletc_art
4 фев, 2018 16:04 (UTC)
Re: эпизоды эт цэтэра
надчеловеческое тем более в душе.
arico_samaa
5 фев, 2018 08:27 (UTC)
Re: эпизоды эт цэтэра
Ну, есть точка зрения, то такие вещи видятся только "на расстоянии".
streletc_art
5 фев, 2018 11:58 (UTC)
Re: эпизоды эт цэтэра
но ощущаются-то изнутри?
arico_samaa
8 фев, 2018 10:24 (UTC)
Re: эпизоды эт цэтэра
Это неразрешимый вопрос об объективности-субъективности знания.
streletc_art
31 янв, 2018 12:50 (UTC)
По сейчасшней домашке.

1. На мой нежный взгляд - это хоррор, прочесть прочла бы, конечно, но очень долго страдала бы и ругалась на автора :))
Не, кроме смеха, всё норм. Ну и потом - объём невелик.

2. Длинно, но достаточно живо. Я подобных книг в институте мульон прочла и очень любила. То есть, на мой эстетский взгляд - тоже норм.

3. Арико такой хитрец: третий кусь уже автоматически интересно читать )) Потому что я не знаю читателя, которому было бы безразлично увидеть ситуацию с другой стороны. Именно эти ракурсы самые захватывающие, я их сама обожаю и как раз использую. А они такие редкие вообще-то у писателей.. Почему это не любят прописывать?..
Короче, если кто увлечётся самим произведением, он, естественно, это всё прочтёт - в них именно соль и смысл.
arico_samaa
1 фев, 2018 17:07 (UTC)
Ну, хоррор - не хоррор, но трэш и чернуха там, даа.

Хорошо, что живо)) это как раз из вещи в работе. И второе, и третье.

Агааа, я везде люблю с разных сторон событие давать))
( 17 слов — Сказать )

Профиль

writing365
Ни дня без строчки
- Сегодня ты писал?

- Да.

- Значит, сегодня ты - писатель.

(с) Джулия Кэмерон, "Право писать"

Метки

Разработано LiveJournal.com