?

Log in

No account? Create an account

Вчера | Сегодня



Добрый вечер, друзья!

С вами снова Женя с очередным выпуском практикума «Авторский стиль»!

Предыдущие части:

1. Определяемся с понятиями

2. Подражание

3. Как изучают стиль?

4. Сюжет. Часть первая

5. Сюжет. Часть вторая

6. Динамизм

7. Эпизоды

8. Эпизоды: Панорама

С вопросом о том, какой тип эпизода выбрать, связан такой важный вопрос, как точка зрения в вашем тексте.



Итак, какую точку зрения мы можем выбрать:

1. «Я»-повествование. В этом случае персонаж рассказывает сам о себе, своим голосом, своими словами, с характерными словечками, оборотами, ошибками, запинаясь, если волнуется, ругаясь, если злится, неся полную чушь, если он в нее верит.

Вот пример «я»-повествования:

«Стучали колеса, и меня мотало из стороны в сторону. Туда-сюда, туда-сюда. Перед глазами были мои волосы, а еще какие-то тускло поблескивающие металлом трубы и поручни.

На откидном столе, на который я опирался всем телом, стоял мутный стакан; в него кто-то сунул – видно, очень давно – увядший теперь цветок.

Старая развалина поезда двигалась с противным ржавым скрежетом. Я ощупал себя; одежда и содержимое карманов никуда, похоже, не делись. Значит, есть еще немного денег и – что гораздо важнее – мой музыкальный чип. С остальным можно было смириться. Я вздохнул и вытянулся на вытертой лежанке.

Интересно, каких демонов ты опять натворил, Рэл.»
(Замок-на-Утесе)

2. Повествование от персонажа в третьем лице. В таком повествовании мы можем видеть мир глазами персонажа, как и в «я»-повествовании, но его речевая характеристика не передается, его голос читатель не слышит.

Вот пример повествования от персонажа в третьем лице:

«Финвен замешкалась на полу возле большого скелета; она уходила последней, глядя им в спины, когда неподвижная, закаменевшая в холодном воздухе Лада пошевелилась. Эльфийка обернулась и напоролась на взгляд – насквозь, но не навылет; остановился на полпути, уперся во что-то внутри нее.

- Ты вернешься, - проговорили мраморно-серые губы.

Нет, - ответила Финвен.

Да, - ответил тот, внутри.»


(Замок-на-Утесе)

3. Отвлеченное повествование. В этом случае в структуре текста присутствует повествователь, который не является героем, но которому доступен внутренний мир каждого из героев, а также то, чего ни один из них видеть не может. В тексте присутствует эмоциональная оценка событий, но субъекта оценки в художественном мире нет. Отвлеченный повествователь одновременно внутри и снаружи персонажа, там и здесь – он, в конце концов, может себе это позволить ;)

Пример отвлеченного повествования:

«…Мирей видит, как падает Райнер. Улыбка – пламя на ветру – дрожит и колеблется на ее лице. Она уже поняла, что произошло непоправимое, что скоро весь мертвый город и живое хмурое войско под городом, и высокая тонкая женщина на стене, и широкоплечий мужчина во главе войска – все придет в тяжеловесное, неумолимое движение, но еще соображает, раздавит ли оно ее или нет. Она не движется, боясь потревожить камень, который увлечет ее за собой. Пальцы ее впиваются в края плаща, зубы ее впиваются в нежные розовые губы.

…Александретта видит, как падает Райнер – и надламывается тонкая серокаменная башня, и рушится перед телом, и дрожат руки, шарят по синему шелку и путаются в белых прядях.

- Райнер… - срезанной камышиной по ветру, одинокой трубой над пустым морем, - ну зачем ты, Райнер?.. Зачем?..

…Стефан видит, как падает Райнер – и каменеет широкоскулое лицо. Король валуном возвышается на разъезженной дороге, среди втоптанной в грязь травы; не смотрит на стену, не смотрит вокруг – смотрит в моросящий дождь перед собой и как будто тяжко думает. Мокрые бока, руки, плечи скользят мимо него и не исчезают в зарослях, не задевая.»


(Госпожа Александретта)

4. Сценическое (нейтральное) повествование. Ничего лишнего, никакой субъективной оценки – только слова героев и их жесты.

Пример сценического повествования:

- А правду говорят, - спросила Идрис негромко, - что их строили на мертвых телах?

- Я откуда знаю, - хохотнул Оз; невесело хохотнул, глуховато. – Я эти тела не раскапывал. И не собираюсь.

- Ну, может, ты что-то слышал. Ты ж местный, вроде как.

Он фыркнул.

- Да ну. Тут и местным быть не надо. Тут, если хочешь что-то построить – особенно если хочешь, чтоб выстояло – не трупы нужны, а прочные сваи. Или строить подальше от долин, в скалах. Иначе первый сель – и привет.

- В скалах мы вчера уже были.

- Значит, не там были, - Оз на секунду прижал уши. – Или их вообще нет, этих башен, разрушились давно и сгнили к демонам.

- А почему ты тогда согласился?

Пригнув плоскую бронированную голову, железная тварь продралась через заросли, выбралась с той стороны, облепленная листьями. Идрис моргнула. Потом еще раз.

- Так, Оз, стоп. Что-то на линзе, обзор перекрывает.

Танк остановился. Что-то хлюпнуло. Машина мягко покачнулась, когда ожил и разложился согнутый вдоль корпуса манипулятор. Оз раздраженно дернул ухом.

- Нет там ничего. Лист, наверно, какой-то.
- Ты его уберешь?

- Как я тебе его уберу.


(просто зарисовка)



А теперь – домашнее задание:



1. Возьмите текст, над которым сейчас работаете.

2. Какая точка зрения в нем преобладает? Почему? Какую цель преследует выбор именно этой точки зрения?

3. Возьмите один из характерных эпизодов текста (не больше 1000-2000 знаков)

4. Попробуйте сменить в нем точку зрения. Что изменилось? Что стало лучше / хуже видно?


Удачи в творчестве и – до встречи!

Ваша

Женя
promo writing365 january 30, 14:25 6
Buy for 10 tokens
Приветствую, дорогие мои. Книга, которую некоторые из вас, насколько мне известно, ждали. Я собрала все материалы практикума "Пишем роман" под одной обложкой. Вы можете скачать файл в двух вариантах: >> PDF (для чтения с компьютера или для распечатки и последующей работы);…

Профиль

writing365
Ни дня без строчки
Мы ВКонтакте
- Сегодня ты писал?

- Да.

- Значит, сегодня ты - писатель.

(с) Джулия Кэмерон, "Право писать"

Метки

Календарь

Май 2018
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
Разработано LiveJournal.com