?

Log in

No account? Create an account

Вчера | Сегодня




Добрый вечер!

Продолжаем наши беседы о развитии авторского стиля.

1. Определяемся с понятиями

2. Подражание

3. Как изучают стиль?

4. Сюжет. Часть первая

5. Сюжет. Часть вторая

6. Динамизм

7. Эпизоды

8. Эпизоды: Панорама

9. Точка зрения

10. Описание

Тема, которую мы затронем сегодня, - эмоции и чувства наших персонажей.

Здесь я, основываясь на личном читательском опыте, могу сказать только одно: об эмоциях персонажа не следует рассказывать, их следует показывать. Рассказы об эмоциях – скука (хотя вы вполне можете со мной не согласиться, дело вкуса; тогда мне – да и всем нам – было бы и приятно, и полезно увидеть в комментариях, например, описание способов рассказать об эмоциях так, чтобы произвести на читателя впечатление).

Вот несколько основных способов показывать эмоции персонажа:



1. Мимика и другие невербальные средства общения. Самый очевидный вариант. Мимических реакций множество, и «читать по лицу» можно много не высказываемых эмоций – как персонажа, так и реального человека.

Мимические реакции невероятно разнообразны: это улыбка, движение глаз, бровей, губ, ноздрей, изменение цвета лица, направление взгляда. Их множество, на самом деле, и нет никакого смысла приводить здесь их все. При желании можно посмотреть здесь или в любом пособии по психологии или актерскому мастерству. Что я считаю важным: следует помнить, что, даже если вы проштудировали кучу учебников и умете читать человеческие лица, как открытую книгу – это не значит, что читатели тоже это умеют. Не стоит перегружать текст описанием мелких мимических реакций.

Мимику можно изобразить непосредственно, например: «Она покраснела», или через восприятие другого персонажа, например: «А чего это ты покраснела? – поинтересовалась Оля».

2. Изображение действий и жестов героя.

Во-первых, героя во многом «делают» его привычные позы, жесты, движения: он разминает пальцы, приглаживает одежду, курит, накручивает на палец прядь волос. В моменты эмоциональных переживаний эти жесты проявляются более интенсивно или вообще пропадают. А, может, проявляются, хотя герой всю жизнь их старательно подавлял?..

Во-вторых, об эмоциях героя могут говорить единичные действия. Девушка осторожно, расправляя лепестки, хранит полузасушенный цветок? Ей очень дорог тот, кто его подарил. Герой в ярости разрывает вещь, а потом плачет или пьет? Значит, подаривший ему все равно дорог, но он всеми силами старается это отрицать. Герой лихорадочно шарит а своей спиной и никак не может найти ручку двери? Ему жутко страшно!

3. Обстановка. Хотите, чтобы читатель понял, что за эмоции испытывает герой? Заставьте его разделить их с героем! Задействуйте его восприятие, знакомые ему образы, его мысли!

Замечание: этот способ подходит больше для точки зрения персонажа, чем отвлеченного повествователя.

Источники:

1. Описание эмоций персонажа // Форум Фантасты.Ру. – URL: http://www.fantasts.ru/forum/index.php?showtopic=228
2. Отображение эмоций и чувств в тексте // Форум «ЭКСМО». – URL: http://forum.eksmo.ru/viewtopic.php?f=97&t=33744



А теперь – домашнее задние!



Ниже я приведу три отрывка текста (текст мой). Стараемся как можно более подробно описать эмоции персонажей и средства, которыми эти эмоции изображены.

1.
Она равнодушно – сухим ноябрьским листком – прошуршала мимо. По белым пальцам стекали алые струйки. Мер обернулся ей вслед. Она стояла над Баки, не глядя на тело; смотрела куда-то между дальней стеной и полом

2.
Когда со стороны пустыни потянуло холодным ветерком, Мер забрал свечу, оставив на настиле под перилами каплю остывающего воска и вернулся в дом. Тихо притворил дверь, прошел в свою комнату, поставил свечу на стол и потянул за лямки дорожную сумку.

За приоткрытой дверью что-то слабо блестело.

Мер вынул из кармана небольшой сверток, повертел в руке, потом аккуратно положил во внутренний карман. Застегнул клапан, проверил. Потом поднял голову:

- Заходи, открыто.

Дом молчал.

- Ты что-то хотел мне сказать? – спросил светловолосый. Отложил сумку, положил руки на колени. – Говори.

Блик в темноте за дверью мигнул.

- Ну, или не стой там.

- Нечего мне тебе говорить, - хрипловато ответил мальчик. – Только если захочешь уйти – я тебе не дам.

- Ну, пока что я никуда не ухожу.

- И хорошо.

Баки помолчал в темноте снаружи, переступил по полу. Дом поскрипывал, остывая. Мер встал и положил сумку на стул.

- Ну, не хочешь говорить – не надо. Я спать. А ты хоть до утра там стой.

Сначала на свет появился тусклый длинный ружейный ствол. Потом выдвинулась неловко обхватившая его смуглая рука. Ружье смотрело вверх.

- Я не вооружен, - напомнил Мер.

- Ты маг, - хмуро напомнил Баки. – Значит, всё равно что вооружен.

- Хм. А ты откуда знаешь?

Мальчик чуть дернул уголком рта.

- Догадался.

- Ты тоже маг?

- Может, и так.

- Может. Но тогда ты не с ружьем бы пришел, правда?

- Может быть, - бесстрастно ответил мальчик. – А может, и нет.

- Иди-ка выспись. Не собираюсь я обманывать Рэй.

Баки промолчал.

- Не веришь?

- На Страттера много кто работает.

3. Беззвучно, как будто робко приоткрылась дверь. По белой поверхности сполз солнечный зайчик; отскочил от косяка и задорным купальщиком прыгнул в стакан.

– Давай, - сказала жена. – Уже ехать пора.

Ехать ему не хотелось. Второй стакан стоял напротив на столе. День был яркий, солнечный; озорные зайчики скользили по полированной столешнице, гляделись в резные хрустальные стенки – и сразу смирели, тускнели и бочком, бочком отодвигались. Маленькие, а понимают.

– Ну что ты сидишь, - вздохнула жена. – Костюм помнёшь. А тебе ещё выступать.

Он не ответил; не обернулся даже. Сидел, сгорбившись в кресле, щурился на солнце, щурился на молчавший напротив полный стакан. За спиной шелестело – мялся в нервных руках нарядный шёлковый шарф. И ещё слышно было, как кто-то гомонит внизу, за окном, и подъезжает машина.

А день был солнечный до безобразия. Подходящий день для смерти, нечего сказать.

– Поехали.

– Сейчас, - вздохнул. - Подожди.

– Слушай, я всё понимаю.

Да что ты там понимаешь.

– Давай потом. Вечером. Я уйду, а ты… - подходит, трогает за плечи, что-то там разглаживает. Прихорашивает. – Или нет. Останусь с тобой. Вдвоём выпьем, посидим… раз уж его теперь нет… А сейчас соберись, пожалуйста. На тебя ж вся страна смотреть будет. Вон, уже приехали… опоздаем, пошли.



Удачи в творчестве и до встречи через неделю!

Ваша

Женя
promo writing365 january 30, 14:25 6
Buy for 10 tokens
Приветствую, дорогие мои. Книга, которую некоторые из вас, насколько мне известно, ждали. Я собрала все материалы практикума "Пишем роман" под одной обложкой. Вы можете скачать файл в двух вариантах: >> PDF (для чтения с компьютера или для распечатки и последующей работы);…

Комментарии

( 12 слов — Сказать )
streletc_art
20 фев, 2018 17:36 (UTC)
*Хотите, чтобы читатель понял, что за эмоции испытывает герой? Заставьте его разделить их с героем!
- Сразу представилось: Сидит в кресле чел, читает в книге, как преступник занёс нож над героем. А из-за кресла крадётся автор с ножом и заносит его над читателем ))

Ну, правильно! Нечего его жалеть, читатель должен страдать! :))

"Беззвучно, как будто робко приоткрылась дверь. По белой поверхности сполз солнечный зайчик; отскочил от косяка и задорным купальщиком прыгнул в стакан"
- безраздельно царящий стиль Арико ))


arico_samaa
20 фев, 2018 17:51 (UTC)
Канеш, пусть страдает, а то чо...
streletc_art
20 фев, 2018 17:44 (UTC)
Слушай, такие хорошие кусочки... Первые два похожи на Брет Гарта, а третий на смесь Дика Френсиса и французских детективов.
Общее ощущение от атмосферы в третьем - 50-70е годы )) Такое всё неторопливое, наполненное, устойчивое, качественное.
Диалоги хорошие.
arico_samaa
20 фев, 2018 17:51 (UTC)
Мрррр :)) спасибо ;)

Брет Гарта не читала... А в 3-м так и есть, условные 60е.
streletc_art
20 фев, 2018 18:07 (UTC)
правда? надо же, угадываются.
Это есть гуд ))
А почему условные?
arico_samaa
20 фев, 2018 18:10 (UTC)
Условные - потому что я старалась стереть все конкретные маркеры места. Там что-то от СССР, что-то от США, что-то даже от КНР...
streletc_art
20 фев, 2018 18:15 (UTC)
У тебя сама сильная стороны - это атмосферность. Ты её умеешь какими-то совершено скупыми штрихами создавать - я даже затрудняюсь их найти. Это всё разлито. Напитано.
Я так не умею )) Я так чувства умею прописывать - нипойми чем )) А атмосферу нет. Но поскольку у меня другие главные косяки, я ей не заморачиваюсь.
А у тебя атмосфера просто пружинит, она материальна, можно руками пощупать... очень здорово.
И это не потому, что ты олицетворяешь свет или там солнечные зайчики. Это и без этих тропов ощущается. Вот как-то через обычные слова это происходит))
arico_samaa
20 фев, 2018 18:20 (UTC)
Захвалила, захвалила.. :)) мрррр :3

на самом деле очень приятно )))

А это потому, что я всегда от атмосферных сцен начинаю плясать. Сажусь и думаю: хочу написать текст, от которого будет пахнуть вот так... Может, в синестезии дело?..
streletc_art
20 фев, 2018 18:37 (UTC)
Я думаю, дело в том, как человек видит мир. Если он видит его, как атмосферу, он будет прописывать обстановку, картинку, запахи, цвета, звуки, неясные предначертания.
Если он видит мир, как чувство, его будет захватывать впечатления о человеке или от взгляда случайного и в итоге он придёт к любовной истории.
Если он видит мир, как действие, он захочет показать сюжет.
И, кстати, выиграет марафон у первых двух, прямо на старте, гг )))))
arico_samaa
20 фев, 2018 18:46 (UTC)
Наверно, так и есть :)

Интересно, кстати, в силу каких причин формируется такое видение...
zamok_v_lesu
21 фев, 2018 12:13 (UTC)
Реально здорово. Про зайчики так вообще. :)

( 12 слов — Сказать )

Профиль

writing365
Ни дня без строчки
Мы ВКонтакте
- Сегодня ты писал?

- Да.

- Значит, сегодня ты - писатель.

(с) Джулия Кэмерон, "Право писать"

Метки

Календарь

Апрель 2018
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     
Разработано LiveJournal.com