?

Log in

No account? Create an account

Вчера | Сегодня


В предыдущих сериях:

Вечность длиной в 15 минут.

Писатель-процесс и писатель-результат.

Ничего лишнего, только творчество.

«Нет сил» и как с ним бороться… не следует.

Консервативный сценарий.

Убить перфекциониста.

Кладбище мертвых проектов.

Вдохновение по щелчку пальца.

В названии материала есть слово «сага», потому что для многих из нас погоня за мифом «мой идеальный стиль» превращается в нескончаемое произведение из сотни томов. Нескончаемое произведение, которое в лучшем случае никогда не закончится. А в худшем вы разочаруетесь в себе как в писателе и – это тоже упоминается в названии – навсегда положите ручку.

Предлагаю раз и навсегда разобраться с вопросами поиска стиля.

Как я оцениваю свой стиль сегодня?

Писатели – народ самокритичный. Любовь к самобичеванию в нас воспитали либо родственники и друзья, «желающие добра» (хватит фантазировать, взрослей), либо «особо талантливые» коллеги по перу (тебе до писателя как до Токио ползком), либо «великие гуру» с Олимпов писательских ресурсов (критика должна быть жестокой, иначе это не критика). Писателю, воспитанному в такой среде, свойственно ругать себя ежеминутно. Он фокусируется на недостатках. «У меня картонные герои, мне не дается то, то и это, и вот это мне тоже не дается». Напрашивается вопрос: зачем вы пишете, если творчество для вас – страдание?

Фокус: не «плохо», а «несовершенно».

«Несовершенно» заставляет задуматься о том, как и что можно улучшить. «Несовершенно» опирается на результат. У вас есть результат, а это УЖЕ не «плохо». Вы написали одну главу, а кто-то не написал ни одной. Вы создали одного персонажа, а кто-то ни одного не создал, только бегает и ноет «у меня все плохо». Отталкивайтесь от того, что было сделано, и стройте новое на основе уже готового. Не обесценивайте свои достижения. Кстати, о достижениях…

С кем я себя сравниваю?

В писательской среде бытует мнение, что сравнивать себя нужно с классиками или с известными публикующимися писателями.

Культ классиков неискореним, и в этом кроется забавное противоречие. Писатели, как товарищи читающие, вроде бы должны обладать развитым критическим мышлением и понимать, что литература прошлых веков отличается от современной литературы по одной простой причине: общество меняется. И они это понимают, но все равно трындят «классика – это идеал, классику все должны читать и любить, потому что это – признак хорошего литературного вкуса».

Во-первых, никто никому ничего не должен. Во-вторых, нет такого понятия – «хороший литературный вкус». Существует такое понятие, как «вдумчивый читатель с хорошо развитым критическим мышлением» (практика показывает, что классика далеко не всегда развивает вдумчивость и критическое мышление, ага, а иногда даже и наоборот). В-третьих, худшее, что можно сделать – это сравнивать себя с классиками. Не потому, что кто-то плохой, а кто-то хороший. Это сравнение бессмысленно. Мы живем в современном мире, и классическая подача перестала быть актуальной.

А публикующиеся писатели? Они современные! Стоит ли сравнивать себя с ними? Нет. Он у них у всех абсолютно разный. Вы в любом случае останетесь в проигрыше.

Фокус: собственное творчество.

Себя нужно сравнивать исключительно с самим собой. Регулярно наблюдаю, как многие авторы высасывают из пальца неведомые проблемы со стилем. Ребята, не надо так. Если вы смотрите на других и понимаете, что они делают что-то лучше, не обрушивайтесь с критикой на собственное творчество. Остановитесь на минутку и подумайте: как я могу переложить полученную информацию на свой стиль?

Надо ли мне это изменить? Почему я хочу это изменить? Может, мне нравятся мыслительные глаголы в моих текстах? И наречия нравятся? И длинные предложения? И длинные диалоги? Вероятно, то, что у другого автора мне кажется недостатком, на самом деле изюминка моего стиля? Стиль не должен быть совершенным. Он должен быть… должен быть…

Каким я хочу видеть свой стиль?

Вопрос, который повергает многих авторов в ступор. И неспроста. Вы помните? Нас учили, что себя нужно критиковать и ругать. И еще мы должны стремиться к идеалу, который и другие-то сформулировать не могут, чего уж тут говорить о нашей личной формулировке. Разумеется, мы его никогда не достигнем, ведь мы не понимаем, о чем речь. И – по кругу, ненависть к себе, я бесталанен, лучше пойду лайкать котиков.

И снова: регулярно наблюдаю бесконечные метания авторов и бескрайнюю в своем отчаянии рефлексию «как бы мне избавиться от того, от этого и от этого». Возникает ощущение, что люди просто не знают, чего они хотят. И что-то мне подсказывает, что я не ошибаюсь.

Фокус: собственный текст и собственные идеи.

Нет такого: «мой стиль идеален». Ваши идеи меняются, стиль – тоже. Вы выходите из зоны комфорта, создаете персонажей, которых раньше не создавали, миры, которых раньше не было, сюжеты, за которые раньше не брались (да-да, я думаю, что писательское амплуа – это полная чушь, и ничего не имею против авторов, которые в каждой книге придумывают новый мир и абсолютно других героев).

Важно понимать, что стиль – это не что-то статичное, мертвое и доведенное до совершенства. Стиль – это инструмент, с помощью которого вы творите. Каким вы хотите видеть свой стиль здесь и сейчас? Что вам нужно изменить в нем в работе над новой идеей?

Подводя черту

1. Ваш стиль не плох, а несовершенен. То есть, на этом этапе он уже хорош. Да-да, похвалите себя, громко и вслух, и заведите привычку делать это постоянно. Если кто-то назовет вас высокомерным, не спорьте, лучше напишите еще пару абзацев в рукопись.

2. Сравнивайте себя только с собой.

3. Читайте разную литературу и задавайте себе вопрос: чему я могу научиться у автора? А потом моделируйте в соответствии с вашими идеями и вашим стилем.

4. Стиль – это инструмент, который мы постоянно заостряем, совершенствуем. Не думайте о том, насколько ваш стиль хорош в общем, это деморализует. Думайте о том, позволяет ли он вам реализовать теперешнюю идею в полной мере. Если нет, размышляйте о том, что можно улучшить.

Легкого пера всем нам!

С любовью, Настя
Buy for 10 tokens
***
...

Комментарии

( 8 слов — Сказать )
dona_rosa
25 мар, 2018 10:13 (UTC)
Спасибо!

Интересно, что покая я читала, у меня сразу возникла аналогия с чувством стиля в одежде. Например, человек может быть одет совершенно вопреки и наперекор тому, что принято сочетать, но если это соответствует его или её внутреннему состоянию, то это выглядит и гармонично и стильно. А может быть выверенная классическая форма по всем правилам дресс -кода, а смотрится безлико и человек в этой форме просто теряется.

Видимо и с текстами похоже... если текст соответствует внутреннему состоянию автора, то пусть он будет дёрганным или наоборот философски растянутым, он всё равно будет восприниматься.

Эта тема относится и видимо к свободе самовыражения и аутентичности.
Йес?
era_elto
25 мар, 2018 10:33 (UTC)
Совершенно согласна. Это относится ко всему. В случае с одеждой это отражение внутреннего мира в целом и настроения в частности, а в случае с писательством - конкретная идея. Выбор одежды-то, в общем-то, тоже творчество, а стилист - творческая профессия )
dona_rosa
25 мар, 2018 14:40 (UTC)
Вот... спасибо, что напомнила. В альтернативной реальности я мечтала быть и стилистом тоже :))
dona_rosa
25 мар, 2018 10:17 (UTC)
И конечно не ради сравнений или ориентиров, но когда слышу "стиль" у меня сразу возникают две фигуры: Маяковский и Бродский.

Никогда не задумалась об этом раньше, но помимо всего прочего, они мне кажутся очень стильными!
era_elto
25 мар, 2018 10:34 (UTC)
О да, особенно Маяковский. Обожжжжаю его. Яркий пример того, что лучший стиль всегда идет изнутри, опирается на индивидуальность.
dona_rosa
25 мар, 2018 14:41 (UTC)
Хах! Я очень рада, что мы и в этом совпадаем :)
era_elto
25 мар, 2018 14:45 (UTC)
Бродский тоже прекрасен. Но я к нему отношусь иначе, он такой для меня... какой-то заоблачный, что ли, в хорошем смысле. А Маяковский - свой такой пацан )))
dona_rosa
25 мар, 2018 14:49 (UTC)
А я Бродского легко учу наизусть - мне он кажется настолько понятным и образами и ритмом.
А Маяковский - это та самая яркая индивидуальность и страсть и надрыв и ритм. В общем - люблю.
( 8 слов — Сказать )

Профиль

writing365
Ни дня без строчки
- Сегодня ты писал?

- Да.

- Значит, сегодня ты - писатель.

(с) Джулия Кэмерон, "Право писать"

Метки

Разработано LiveJournal.com