?

Log in

No account? Create an account

Вчера | Сегодня





Доброго воскресенья всем! Рубрика "Разговор по душам" снова с нами. Напоминаю: суть ее в том, что я беру у членов команды Клуба интервью. Мы говорим о писательстве, о Клубе и о литературе в целом. Сегодня моя собеседница - Лара.

Как, когда и почему ты присоединилась к Клубу?

Осенью 2016 года. Искала материал по «НаНоРайМо» и вышла сюда. Была приятно удивлена увиденным.

Что именно тебя удивило? Помнишь свое первое впечатление?

Удивило, что в ЖЖ есть какое-то свежее и живое дыхание. Здесь ведь очень много брошенных, замороженных, молчащих клубов. И вдруг – такой любовно сотканный, расшитый бисером, убранный цветами уголок. Первое впечатление помню: я обрадовалась, что можно пообщаться с братьями по классу.

Каков, на твой взгляд, самый большой плюс Клуба (максимально объективно – для аудитории)?

Здесь в свое время проведена грандиозная организаторская работа и накоплен для пользователей громадный архив. Все аккуратно рассортировано с максимальным удобством для читателей. Масса материалов по писательскому мастерству – приходишь, как в библиотеку. Ну и очень всегда красивый, нарядный, привлекательный дизайн, сориентированный по временам года. Это важно в сети, где не только ум, но и глаз, и душа радуется. Так что это не только библиотека, но еще и очень уютная и комфортабельная библиотека. Постарались создатели.

А самый большой минус?

Вряд ли он большой. Для меня, как для автора клуба – это планомерность для постов. Специальные дни и специальное время, очередность, заблаговременность и прочие приметы плановости, с которой я не монтируюсь. Хотя для меня, как для читателя, это отлично: ждешь определенных публикаций в определенное время. Иногда не хватает дискуссий по анализу текста. Обычного, простого, старого, доброго текстуального анализа. Как это сделано, как другое сделано, что работает, что не работает, почему не работает.

Что, на твой взгляд, текстуальный анализ даст нашей аудитории?

Это опыт тонкой работы с текстом и подтекстом – необходимая авторская кухня. Теоретически такой опыт школьник должен получить на уроках литературы. Практически в школе на это почти не остается времени. И все - больше с этим человек не столкнется. Если он дальше не будет учиться на филолога, такой опыт он больше нигде не получит – только если сам будет изыскивать какие-то статьи или искать платные курсы.

Что дает Клуб лично тебе? Почему ты остаешься здесь, тогда как в сети есть много других писательских ресурсов, более известных?

Ну, положим, я не знаю в ЖЖ других, более известных. На ФБ есть, да, у Дарьи Корж и Эльвиры Барякиной, я в оба подписана, но там не очень привлекательный функционал самой социальной сети. Нет такого красивого видеоряда, непонятно, как содержится архив. Это не минусы сообщества, это минусы самой площадки – она не заточена под блогерство. Но народ там отличный – веселый и отзывчивый, много интересных авторов и нужных тем.

Время от времени нам приходится выслушивать критику со стороны других членов команды. Порой эта критика звучит обидно и жестко. Как ты с этим справляешься?

Критика чего? Морального облика? Отрывков выкладываемых? Я, наверное, все это пропустила (смеется).

Я имею в виду критику в твой адрес как профессионала. Предположим, необязательность, поверхностное отношение к своим обязанностям или что-либо в этом духе. Мы разные, и иногда коса находит на камень, это вполне естественно. Что ты делаешь в такие моменты для того, чтобы не уйти, хлопнув дверью?

То есть, не как автора? Обязанности… так обязанностей нет там, где нет зарплаты. Следовательно, и критики быть не может. А что делать, если коса на камень и эмоции? Ну… смотреть в потолок и ждать, когда эмоции кончатся и начнется опять конструктив.

Какое критическое замечание в адрес того, что ты делаешь в рамках Клуба, ощутимо задело бы тебя?

Ну, меня лично трудно задеть, я непробиваемая. И, как я сказала выше, какие могут быть побуждения для замечаний: деятельность в клубе - это не служба, это чистой воды добрая воля. Как можно критиковать за добрую волю?

Чего, на твой взгляд, больше всего не хватает современному поколению писателей?

Скорее, начинающим авторам. Двух вещей: жизненного опыта из-за стерильного квартирного образа жизни в мегаполисах и правильной начитанности. Чтобы хорошо владеть языковыми средствами, должна быть хорошая начитка классической литературой на родном языке. Языковая энтропия должна быть высокой, и это нужно развивать, этим нужно заниматься. К сожалению, к старшим классам большинство начитаны переводной литературой низкого качества – выпущенной в период 90-е-нулевые. Сейчас качество перевода повышается, но все еще остается низким по сравнению с советскими временами. Однако, именно литература советской эпохи и не пользуется интересом. Отсюда имеем формальный, чуть ли не протокольный молодежный язык почти подстрочников. И как итог – все произведения похожи друг на друга. Это может пройти с возрастом. Но лучше начинать серьезную работу над собой пораньше.

А чего не хватает опытным писателям?

А вот опытным – не знаю. Может, времени и денег? (смеется).

Какие рекомендации ты могла бы дать тому, кто учится воспринимать критику?

Помнить, что какую бы распрекрасную книгу ты ни написал, всегда найдутся тучи народов, которые будут считать ее никудышной.

У каждого из нас бывают периоды «весь мир против меня»: поддержки нет, опускаются руки, хочется на все наплевать и забраться под одеяло. Что ты делаешь в таких ситуациях?

Я иду жаловаться мужу. Как все плохо, как меня не любит МРЗД (мироздание – А.Э.) и какая я никчемная выросла. Он сразу говорит, что я очень талантливая и красивая, поэтому надо не загоняться, а пойти помыть посуду. И я отправляюсь мыть посуду, и это сразу лечит, ибо ты приводишь в порядок Вселенную.

Расскажи об одной из своих творческих неудач. Как ты справилась с ней? Какой урок извлекла?

А у меня нет творческих неудач, у меня есть творческая лень. Я с ней не справилась, я ее с огромным трудом и стонами преодолеваю периодически. Или не преодолеваю. Шутка.

Если всерьез, то таких случаев было два, и обе связаны с газетой. Я пообещала статьи в свою районку, люди их ждали – и я не смогла их написать. Исписала кучу черновиков – и даже пять строчек склеить не смогла. Такое чувство было, что открутили голову. Это было в разное время с разбежкой лет в семь, но похоже идеально. Обе статьи были моей личной инициативой, и мне поверили. И оба раза я подвела. Вот реально ничего не могла написать, при том, что всю концепцию и структуру статьи видела отлично. Это была мистика. Урок извлекла простой: прекратить что-то обещать самой.

Без чего человек никогда не станет писателем (черта характера, навык и т.п.)?

Без любви к людям. Вообще без любви. Ни писатель, ни просто человек без любви в сердце – фактически невозможен, возможен только робот…

Каким ты видишь Клуб через год?

Год – это немного… это быстро. На мой взгляд, революционных перемен не будет, будут эволюционные: обновление, замещение чего-то чем-то. И это вне зависимости от мобильности участников, это бэкграунд в ЖЖ таков– тяжелый на подъем и громоздкий. Бронтозавр такой. Здесь все медленно течет. И, надо сказать, «Клуб 365» приятно отличается как раз свой живостью, движением и идеями. Такая неожиданная цветущая хризантема в пустыне.

Задаем Ларе вопросы!

С любовью, Настя
Buy for 10 tokens
***
...

Комментарии

( 20 слов — Сказать )
Наталья Лукьянова
1 апр, 2018 08:42 (UTC)
Разговор по душам
Впечатлило интервью, с такой душевной открытостью велся разговор, я узнала много интересного, вдохновляющего меня на начальном этапе писательства.
Хотя эта площадка осваивается у меня с трудом, но зато я чувствую притягательность людей и атмосферу, в которой мне очень хочется находиться.
Спасибо огромное организаторам за этот проект.
era_elto
1 апр, 2018 12:26 (UTC)
Re: Разговор по душам
Спасибо, Наташа )

Площадка - она освоится быстро, не такой уж ЖЖ и сложный ) Желаю удачи!
streletc_art
1 апр, 2018 09:08 (UTC)
Эх, вот я не знала, что 1 апреля выйду в свет - я б всех тут разыграла )) Но вообще символично с моим неумеренным ЧЮ появиться в день смеха.
Настя, спасибо!
Всему клубу и участникам - процветания и упрочения, творческих побед и бесконечных надежд на лучшее несмотря ни на что! ))
era_elto
1 апр, 2018 12:27 (UTC)
Ой, да. Сегодня же 1 апреля ) Просто у нас его не празднуют ))) Как-то не подумала.
zamok_v_lesu
1 апр, 2018 12:39 (UTC)
"Отсюда имеем формальный, чуть ли не протокольный молодежный язык почти подстрочников. И как итог – все произведения похожи друг на друга."

Вот согласна с этим, но не знаю как с этим быть. И правда, где нам, городским, бывшим детьми в 90-е, другого опыта набраться? Я хоть какую-то активность в жизни проявляла, во всякие кружки и мероприятия втягивалась, но прекрасно понимаю, что основное, что повлияло на меня и то, что я пишу - это просмотренные фильмы, прочитанные книги (опять же, многие с плохим переводом) и с ещё более ужасным переводом, игры. Я вижу истории фильмами, вижу многое во сне, но вначале вообще не могла описать это нормально, чтобы хотя бы понятно было, что именно я вижу. И да, сегодня строчит чуть ли не каждая 14-летняя девочка, и всё на одно лицо. Это одна из причин, по которой я забросила и столько лет не писала. И даже спустя 9 лет и кучу прочитанных книг, я не уверена, что что-то сильно изменилось.

Единственное, что меня заставляет писать, это мысль о самотерапии. Т.е. я не пишу как писатель, а пишу для практики саморазвития, как упражнение, чтобы лучше разобраться в себе. И ещё знаю много филологов, которые всё знают, и классику читают, но ничего почему-то не пишут. Одна особо грамотная вообще экономистом работает, и говорит, что некогда ей писать, да и незачем. Но покритиковать она всегда в первых рядах и поговорить об упадке мировой литературы. В лучшем случае их хватает только на рецензии и редкие посты в блогах.

И вот думаю, это как с рисованием. Одни учились, а сами торгуют на рынке, а другие самоучки становятся признанными мастерами. Да и молодые уже привыкли к такому языку, к тем жанрам, на которых выросли, и они всё равно будут читать сто двадцать пятую версию Гарри Поттера или Властелина Колец, просто потому что не захотят с этими мирами расставаться.

А то, что рынок изобилует всякого рода литературой, и ничего нового уже просто придумать невозможно, очень угнетает, но такова реальность. Был бы дефицит, мы бы радовались и тем двум, решившимся хоть что-то написать. В наше время самый ценный и дефицитный товар - внимание, потому по сравнению с классиками нам намного сложнее пробиться хоть куда-нибудь. Каждого читателя в ЖЖ ещё выбегать надо.
era_elto
1 апр, 2018 12:53 (UTC)
Прочитала твой комментарий и поняла, что у современного писателя две проблемы. Первую я уже озвучивала - это неуверенность в себе. А вторая - это привычка хвататься на прошлое. Мы никак не можем поверить в то, что современная литература - она другая. Нужно заново учиться писать, по-современному, а не по книгам, которые были популярны век назад. И если уверенность в человека еще можно вселить, то "ничего нового уже просто придумать невозможно" - это, как говорит один мой хороший приятель, уже диагноз. Кто-то смотрит на современный рынок как на море возможностей (я), а кто-то - как "раньше было лучше". Печально. В такие моменты я думаю: зачем я вообще затеяла этот Клуб ) Но что-то внутри говорит, что нужно продолжать.
zamok_v_lesu
1 апр, 2018 13:12 (UTC)
Я не говорю, что раньше было лучше. Раньше было проще, это не то же самое. :) С одной стороны, потому как цензура была строгой и каждый писать не мог (ну разве что в стол), и темы были ограничены. Конечно, людям тех времён, особенно филологам и учителям литературы, принять эти перемены тяжело.

Я имею в виду, что конкуренция высока. Читатель, как покупатель в магазине. Есть такой эффект: когда в магазине выбор слишком большой, меньше вероятность, что покупатель купит что-нибудь, он просто не сможет выбрать. А если предлагается скудный выбор, он сделает его быстрее. Если будет висеть одно платье и всё, он купит его, потому что выбора нет вообще. Люди не любят выбирать на самом деле. :) Я говорю это как читатель больше. У меня на очереди куча книг, которые я хочу прочитать, но не успеваю, и с каждым днём их всё больше. Конечно, для книги моей близкой подруги, например, я могла бы сделать исключение, но опять же, не стала бы "колоться и продолжать есть кактус", хотя и похвалила бы её.

А повторяющиеся сюжеты - в основном так и есть. Уже как писатель говорю: нахожу в своём тексте, что я у кого и где спёрла, причём неосознанно.

А то, что другая литература - да, об этом и речь. Я в школе не могла себя заставить читать классику, нудьга редкая, как казалось. Её вообще нужно во взрослом возрасте читать (большинство книг). А детективы, фантастику и приключения заглатывала тоннами, часто с корявым переводом и даже грамматическими ошибками. То же и с фильмами. Потому, конечно, они на меня намного больше повлияли, чем классика. Хорошо это или плохо? Не знаю, так просто есть. И современному поколению такое ближе, потому что они на этом выросли. Конфликт разных поколений.

Edited at 2018-04-01 13:17 (UTC)
era_elto
1 апр, 2018 13:49 (UTC)
Не вижу ничего плохого в высокой конкуренции. Она же двигает рынок ) Нужно стараться и делать лучшее )
streletc_art
1 апр, 2018 18:59 (UTC)
*Я хоть какую-то активность в жизни проявляла, во всякие кружки и мероприятия втягивалась, но прекрасно понимаю, что основное, что повлияло на меня и то, что я пишу - это просмотренные фильмы, прочитанные книги (опять же, многие с плохим переводом) и с ещё более ужасным переводом, игры.
- Надо мне найти прямо цитаты на эту тему из книг других авторов. Есть об этом моменте в двух повестях: у Тоболяка в "Истории одной любви" и у Трифонова забыла в какой повести, кажется в "Обмене" - но я найду, я помню отлично эти места.
Если выкроится время - я сделаю пост.

Но вообще да, жизненный кругозор в мирное время далеко не у всех широк. Почти одинаковое детство, школа, институт, молодой специалист на работе. Ни скитаний, ни мытарств, ни хождений по Руси с бурлаками )) У девчат ещё к 22 годам накапливается хоть опыт любви - можно об этом писать.

Поэтому я иногда завидую старшему поколению. Моя мама в 19 лет уехала из дома с геологической партией. За 15 лет объездила Среднюю Азию, Кавказ, Байкал. Они с отцом приезжали в голую степь, ставили палатки под открытым небом. А после их отъезда на этом месте вставали новые города.
Родной мамин брат, мой дядя прожил на Севере полжизни - Заполярье, Северная Земля, остров Хейса. Потом служба на судах НИИ с исследовательскими целями. Он несколько раз пересекал экватор, был в районе Бермудского треугольника. Вот им было, о чём рассказать и на каком материале строить свои сюжеты...
К сожалению, это была не я... ))
zamok_v_lesu
1 апр, 2018 20:25 (UTC)
О, цитаты было бы интересно почитать!
Есть такая песня - "Баллада о книжных детях". Вот как-то так, скорее.

Ну и есть ещё прошлые жизни. Я знаю девушку, которая писала поразительные песни об Афганистане. Откуда у неё это, она же там не была и ничего такого своими глазами не видела. Ну да, она могла проникнуться фильмами и книгами, чужими песнями. Делает ли это её творчество хуже, а её песни менее пронзительными? А может, это её прошлая жизнь, или она может "считывать" историю своих предков, или просто "подключиться на нужный канал"?

Вот я когда пишу, это не я пишу. Но конечно, опыт прочитанного - наш багаж. И всё же я не думаю, что обязательно писать именно о пережитом. Вот когда я играю в компьютерную игру, я тоже, можно сказать, "проживаю" какие-то моменты. :)

Кстати, я думала лет в 18, что буду писать мемуары о своих любовных похождениях. Честно, сейчас я их даже не слишком-то помню. Никаких эмоций не осталось. Тогда это было важно, волнительно, сейчас - нет. :)

У моих предков если чего и было, они не сильно-то рассказывали. Дед воевал, у него куча медалей, орденов, но он никогда не говорил о войне. И вряд ли захотел бы о ней писать.

У меня есть знакомые, которые много путешествуют, но не хотят даже блог свой создать, хотя им-то уж точно есть чем поделиться. Так, фотку пришлёт мне по почте и всё. Типа, зачем это нужно?

Так что личный опыт - это ещё далеко не всё. И, кстати, можно написать и о своих предках и об их приключениях, если есть желание. :)
streletc_art
1 апр, 2018 19:31 (UTC)
Что касается языка - я уже говорила - начитанность должна быть книгами, где авторы владеют уникальным своим неповторимым слогом. Подбираем прямо микробиблиотечку, в которую можно нырнуть, если свой взгляд замылился.

У меня, например, именно такое созвездие авторов, которые пишут самобытно.
Толстого-Достоевского я прямо боюсь советовать, эти киты не всем под силу, но вот, например, облегчённый вариант:
"Золотая цепь" или "Бегущая по волнам" Грина
"Угрюм-река" Шишкова
"Деревенский детектив" Виля Липатова
"12 стульев" Ильф и Петров.
"Тимур и его команда" или "На графских развалинах" Гайдара, или любое у него - у него простая, но необыкновенно кинематографично построенная речь, он сценарист и журналист, и это делает его прозу узнаваемой и специфической. У него надо учиться краткости.
Виктория Токарева - тоже любое, у неё та же картина - сценарная речь. Этому надо учиться, это очень выручает в определённых сценах.
"Театральный роман" Булгакова.
"Гиперболоид инженера Гарина" Алексея Толстого.

И в общем-то достаточно - эти авторы всеми секретами литературного языка вполне обеспечат. Просто читать их нужно специфически. Не "что там дальше", а "как они это делают?" )) именно с целью понять "кухню".
Сначала просто набрать эти книги, выбрать из каждой страниц по 5-10, хорошенько вчитаться в маленькие эти отрывки и сравнить стилистику между собой. Я гарантирую - это будет интересный эксперимент.

Сразу будет понятно, что такое авторский стиль - о котором мы тут так много и безрезультатно говорим ))

zamok_v_lesu
1 апр, 2018 20:05 (UTC)
Ну, из списка не осилила только Угрюм-реку (большая очень, но буду иметь виду, она у меня даже есть); Викторию Токареву и "Деревенского детектива". А "Тимур и его команда" - одна из самых любимых в детстве книг! Булгакова обожаю "Мастера и Маргариту", но и другие читала "Белая Гвардия", "Собачье сердце". "12 стульев" - само собой, одесситы же, свои родные. :)))

Я действительно имела в виду Толстого и Достоевского. :) Как-то классика сразу ассоциируется с ними, да. В детстве они мне как-то не читались. :) А вот сказки Пушкина просто обожала! И басни Крылова. :)

Что касается практики, да, это вариант. Потому как читалось и правда ради смысла истории, а не ради самого языка.
streletc_art
1 апр, 2018 21:39 (UTC)
Вот удивительно, что "Тимур" - у разных возрастных пластов любимый.
На ФБ мы даже вспомнили булку с вареньем оттуда )
В "Деревенском детективе" - очень сочный, крепкий самобытный язык. И фактура там потрясающе прописана. Вообще сибиряки отличаются необыкновенной силой слога.
В общем, да, читать всё это надо не для того, чтобы читать, а чтобы разобраться в возможностях языка. Они совершенно неисчерпаемы.
zamok_v_lesu
1 апр, 2018 22:24 (UTC)
Хе, я даже сама что-то такое хотела создать. Гуляла с собакой одной старушки, переводила старушек через дорогу и т.п. Маленьких и девчонок защищала от вредных мальчишек. :)

Почитаю детектива, спасибо!
streletc_art
1 апр, 2018 19:42 (UTC)
А я тоже также писала всю жизнь )) И забрасывала на годы, и опять принималась.
Вот не знаю, может, и терапия. Я в таком разрезе не думала. Мне просто было интересно погружаться в создаваемый мир.
Между прочим, обычно на курсах опытный автор скажет: вы должны представлять аудиторию. Для кого вы пишете?
Я понимаю, это правильный, хоть и коммерческий подход. Но вот я реально пишу для себя )) Мне важно, чтобы мне самой нравилось, чтобы устраивало мой вкус и мои ожидания.
Ну, если кому-то ещё понравится - ради бога, я рада буду. Но если не понравится, я всё равно рада буду, потому что я море удовольствия получила, пока писала, потом пока правила, а потом - когда читала отчищенное. Мне уже было хорошо и прекрасно ))

И я думаю, что это вполне спасительный паттерн поведения автора. Мне понравилось - вах, отлично! Уже всё не зря! ))
zamok_v_lesu
1 апр, 2018 20:35 (UTC)
"Мне просто было интересно погружаться в создаваемый мир."

Вот-вот, и я точно так же. Хотя я понимаю, что многие пишут фэнтези получше моего, но в свой мир погружаться приятнее, потому что там всё, как ты хочешь. :)

"Между прочим, обычно на курсах опытный автор скажет: вы должны представлять аудиторию. Для кого вы пишете?"

Ну, на этот вопрос мне достаточно легко ответить. Могу предположить, что для подростков, молодёжи и любителей жанра, таких как я.

"Но вот я реально пишу для себя )) Мне важно, чтобы мне самой нравилось, чтобы устраивало мой вкус и мои ожидания.
Ну, если кому-то ещё понравится - ради бога, я рада буду. Но если не понравится, я всё равно рада буду, потому что я море удовольствия получила, пока писала, потом пока правила, а потом - когда читала отчищенное. Мне уже было хорошо и прекрасно ))"

Да, с этим совершенно согласна. :) В конце концов, мой бложек - мой царство, мои правила. :)))
dona_rosa
1 апр, 2018 15:38 (UTC)
Интересное интервью получилось! Прочитала с удовольствием!
Лара, мне очень интересно понять как это - быть непробиваемой :) Если можно, расскажи пожалуйста, что именно ты вкладываешь в это понятие ?
streletc_art
1 апр, 2018 18:32 (UTC)
Ну, я там немножко пошутила, как всегда, но меня, действительно трудно задеть, если речь идёт о принципиальном вопросе. Например, в холиварах, если тема мне интересна - я просто отметаю все шпильки в свой адрес - я их не слышу, я их просто не читаю, а обсуждаю только суть. В общем, меня очень трудно уязвить чем-то.
Это можно, конечно, сделать, но надо очень сильно постараться. На свете есть только один человек, который делает это виртуозно и быстро - это моя мама. Вот перед ней я совершенно беззащитна))
dingoblues
2 апр, 2018 04:56 (UTC)
Про "язык подстрочника" четко подмечено) Причем меня особенно цепляет, когда простой калькой с английского пользуются, скажем, в лекциях/книгах/статьях по тому же писательскому/сценарному мастерству, например. Есть какая-то в этом злая ирония момента. И почему цепляет меня это, тоже понятно - ибо самой порой легче ограничиваться в обсуждениях "стейкхолдерами", "твистами", "активностями", ведь "люди в теме" понимают же, о чем речь, так зачем "все усложнять". Если вдруг задумываешься об этом, то успокаиваешь себя тем, что ведь куча слов в русском языке были когда-то откуда-то заимствованы и уже настолько "ассимилировались", что давно свои. И тут такая подмена тезиса, конечно, забавная возникает)) А по факту получается отказ от личной работы со словом со стороны людей, которые вроде бы живут и дышат этим делом))) И это при том, что я люблю придумывать всякие "словечки" вообще-то)

_____
Еще понравился момент про "надо пойти помыть посуду")) Мне папу напомнило. Он мне всегда говорил, если я вдруг упоминала про "творческий тупик и метания", мол, это все потому, дочка, что ты, наверно, давно не делала уборку в квартире) А дарлинг мой - реалист. Он в этих случаях говорит мне "иди поспи и все пройдет". Чаще всего так и происходит))
yu_mopeda_luks
2 апр, 2018 04:58 (UTC)
Я тоже посуду люблю мыть - вода направляет.
( 20 слов — Сказать )

Профиль

writing365
Ни дня без строчки
- Сегодня ты писал?

- Да.

- Значит, сегодня ты - писатель.

(с) Джулия Кэмерон, "Право писать"

Метки

Разработано LiveJournal.com