?

Log in

No account? Create an account

Вчера | Сегодня


Внимание! "Создаем свой мир" - это цикл статей.

Предыдущие материалы можно прочитать, пройдя по метке "Создаем свой мир"!

Идея этого материала появилась у меня довольно давно, но все руки не доходили. Да и делиться, если уж совсем честно, было нечем. О чем писать? О разработках других авторов? Скучно. Да и смысл писать, если сам не применял и не знаешь, как это делается на практике? Вот рассказать о своей боли и о своих неудачах - это дело другое, это интереснее. Потому что, опять же, практика. Пережили, узнали, поняли. В этом материале я хочу очень-очень кратко, буквально на кончике ножа, поделиться своими мыслями и рекомендациями по работе с глоссарием. Если вы пишете фэнтези, но все еще не начали составлять глоссарий, либо начинали, но безуспешно - этот текст для вас.

1. Глоссарий нужен!

Самое распространенное заблуждение авторов звучит так: "Мне глоссарий не нужен". А все почему? Потому что у вас еще не было достаточно придирчивых читателей. Когда-нибудь вам зададут первый вопрос "а почему мир такой?". А потом - "а почему у ваших эльфов нет ушей?". Узнаете, почем фунт лиха. Ну, это я драматизирую. Что бы там ни было, а глоссарий нужен.

2. Сначала произведения, потом - глоссарий.

Я повторяла, повторяю и буду повторять: глоссарий пишется под произведение, а не произведения под глоссарий. Конечно, если у вас в каждой книге по миру, то вам стоит поступать иначе. Но если мир один, то заполняйте глоссарий в соответствии с тем, что появляется в книгах. Иначе вы попадете в популярную ловушку: будете писать мир ради мира, и в итоге у вас может пропасть желание работать (я знаю такие примеры, и не один).

3. Составляйте списки важных понятий сразу после того, как они появляются.

Ага, глупый совет. Вы ему все равно не последуете. Вот я не следовала - и теперь мне приходится собирать все это удовольствие по крупицам. Спасает только хорошая память. В смысле, не на понятия, а на то, какие термины упоминались в том или ином произведении. Но вообще было бы неплохо вести списки важных понятий, да. А вдруг вы все же более последовательны, чем я.

4. Глоссарий - это книга.

Вы не ослышались. Это книга. Полноценная книга. Причем книга необычная, а посему в Word ее писать не стоит. Идеальный вариант - это Scrivener или Evernote. Эти программы позволяют организовать информацию с помощью карточек и меток так, чтобы вам было удобнее работать. Над рукописями я давно работаю в Scrivener и пришла к выводу, что глоссарий лучше перенести туда же.

5. Сохраняйте всю информацию по глоссарию в одной программе.

О, если бы кто-нибудь дал мне этот совет года четыре назад. Я бы уже давно написала глоссарий... но история не знает сослагательного наклонения, мы все это понимаем (кроме авторов, которые упорно повторяют одни и те же ошибки - да, это я про себя). Так вот. Храните материалы по глоссарию в одной программе. Да, собственно, поэтому Scrivener начинает и выигрывает.

6. Ешьте слона по кусочкам.

Когда автор понимает, что должен написать глоссарий, то он впадает в ступор. В лучшем случае, в легкий - когда у него малюсенький мир и только одна книга по нему. А если у вас мир, которому уже пять лет плюс, и он постоянно развивается и меняется? Верно. Вы впадаете в глубокий жестокий ступор под лозунгом "откуда начать?!". Первый импульс: начать хотя бы с чего-нибудь. Не поддавайтесь. Сначала максимально четко структурируйте все. Все, все, все, все. Разделите информацию на несколько больших частей. Вот пример:

- ключевые термины (потом разберетесь, что с чем едят, кому отдельная статья, а кого - в общий список в статье);

- население;

- религии и культы;

- общественный строй;

- легенды и мифы;

- история, важные периоды, важные даты (потом конкретизируете);

- города, страны;

- климат;

- магия;

- медицина.

После этого вам реально полегчает, и ощущения "я бесталанный бог, который создал мир, а теперь не знает, что с ним делать" не будет. Ну, вы хотя бы слегка его ослабите.

7. Чек-листы спасут вам жизнь.

На полном серьезе. Потому что они экономят 50% времени в работе над статьями. Посмотрите на список, приведенный мной выше. Если у вас несколько рас существ/несколько культов/несколько стран/несколько городов/"серьезные" термины, то будет намного проще составить чек-лист и работать по нему, а не выдумывать каждый раз что-то из головы. На сегодняшний день у меня есть чек-листы для персонажей и культов, потому что именно эти темы - чемпионы по количеству статей повторяющейся тематики.

8. Старайтесь разжевать все по максимуму.

Представляйте, что ваш читатель вообще (!) ничего не понимает в фэнтези. Он впервые взял в руки книгу этого жанра. Он не знает, кто такие эльфы, не в курсе, кто такие феи и что там у вас за эмоциональное обоняние и храмовое серебро. Я люблю говорить: пишите для шестилетнего ребенка. Избегайте страшных терминов (это для медиков и химиков, знаю, вы это любите, ребята). Избегайте сложных объяснений. Просто. Разжевывайте. Вот и весь сказ. Глоссарий для того и нужен - чтобы разжевывать. И, конечно, пишите в максимально дружественном тоне. Все же это не Википедия и не учебник.

9. Регулярно выкладывайте написанное.

Причем в свободный доступ, так, чтобы читатель мог видеть. Я вышла из положения очень просто: выкладываю статьи глоссария в нашем блоге на "Призрачных мирах". Писать глоссарий в стол смысла нет: у вас быстро пропадет мотивация что-то делать. Плюс не будет возможности сослаться на ту или иную статью, если возникнет необходимость. Так что здесь мы убиваем двух зайцев одним выстрелом: и формируем для себя мотивацию на основе социального обязательства, и кормим читателя вкусным и полезным материалом.

10. Не увлекайтесь.

Я знаю. Я прекрасно знаю, что есть соблазн объяснить читателю все до последней детали. Дать ему десять вариантов алфавита древнего эльфийского наречия, например. Но этого делать не следует. Помните о том, что глоссарий обслуживает ваши книги. Но если читатель попросит... да. Придется вам писать древний алфавит эльфийского наречия, а мне нужно будет засесть за алфавит темного языка. Ой, не надо. Пожалуйста, не надо. Я пока что не готова к этому морально.

11. Составляйте план на несколько статей вперед.

Не детальный, конечно. Просто заголовки. Эта простая вещь обеспечит вам мотивацию для работы. Если бы кто-то дал мне такой совет несколько лет назад... но да, история сослагательного наклонения не знает.

12. Приводите в пример книги, где раскрыта тема.

Забавно, но многие забывают об этой очевидной штуке. Магия - это хорошо, но где раскрыта тема? А где можно поподробнее прочитать о вампирах-Незнакомцах? А о служителях Равновесия? А про Великую Реформу вы где писали? А вот тут, вот тут и вот тут! Читай, дорогой читатель, уж коли это тебя заинтересовало.

Помните: глоссарий - это не страшно! Главное - иметь план и регулярно работать!

С любовью, Настя
Buy for 10 tokens
***
...

Профиль

writing365
Ни дня без строчки
- Сегодня ты писал?

- Да.

- Значит, сегодня ты - писатель.

(с) Джулия Кэмерон, "Право писать"

Метки

Разработано LiveJournal.com