?

Log in

No account? Create an account

Вчера | Сегодня

Здравствуйте!

Сегодня — стартовая статья про сценаристику, вводная. Для тех, кто хочет попробовать написать свой первый сценарий, но не знает, с какой стороны к этому подступиться. Но прежде чем мы начнем, я расскажу, что судьба сценариста сильно отличается от судьбы писателя.

Все мы, чего греха таить, мечтаем о славе. Пишем в надежде на то, что люди будут зачитываться нашими произведениями. Фантазируем и вычеркиваем, придумываем и редактируем, чтобы в конце концов явить миру законченную книгу. Все в этом деле зависит только от нас. Чем усерднее мы работаем, тем большего добиваемся.

Так вот, если вы решили стать сценаристом, знайте — всего этого вы лишитесь.

Что создает писатель? Рассказ, повесть, роман, словом законченный продукт, который можно сразу демонстрировать конечному «потребителю» — читателю.


Что создает сценарист? Сценарий, читать который, уж будем откровенны, не так интересно, как прозу, а порой и невозможно человеку неподготовленному. Чтобы получился законченный продукт, сценарий должны снять (или нарисовать, если речь о комиксе), а для этого нужны другие люди. Проще говоря, сценарист создает полуфабрикат.

Главная трагедия сценариста заключается в том, что каким бы гениальным ни был его сценарий, без помощи (и вмешательства) других людей его историю никто никогда не увидит. Если вас это не пугает, то в путь!

Разглядываем сценарий

Чтобы было понятнее, рассмотрим примеры.

Пример киносценария в американском формате записи


1. НАТ. ПРИБРЕЖНАЯ УЛИЦА - ВЕЧЕР 
Солнце клонится к закату, на пляже малолюдно. По улице, обгоняя других участников движения, 
едет машина Паши (не слишком дорогая, но и не дешёвая), резко заворачивает, останавливается
 перед магазином «Доступ». Это небольшой сетевой магазин типа 
«Магнита» или «Пятёрочки». 

2. НАТ. ПРИБРЕЖНАЯ УЛИЦА - ВЕЧЕР 
Машина Паши на парковке перед магазином «Доступ». Из машины выходит ПАША, 
быстро направляется в магазин. 

3. ИНТ. МАГАЗИН «ДОСТУП» - ВЕЧЕР 
По магазину идёт Паша. Он оглядывается по сторонам, кого-то ищет. В магазине мало 
посетителей, в основном пенсионеры, все люди среднего и низкого достатка. Впереди 
на стремянке стоит девушка — сотрудник магазина. У неё в руках куча коробок с каким-нибудь
 продуктом. Несколько коробок у неё падает. Паша подходит, поднимает коробки, 
подаёт девушке. 

            ДЕВУШКА НА СТРЕМЯНКЕ
      Спасибо. 

            ПАША
      Вам бы в цирковое пойти.

            ДЕВУШКА НА СТРЕМЯНКЕ 
            (недоумённо и недовольно) 
      Почему это? 

            ПАША
      Уже готовый номер: жонглёр на стремянке.

Паша идёт дальше, девушка на стремянке улыбается. 




Пример сценария комикса

Кадр 1. День, светло. Оживленная людная улица. На переднем плане Молли со спины, она 
прижала рукой к левому уху наушник. Навстречу ей идут люди с разными имплантатами: у одного третья 
рука, у другого удлиненные ноги и т.д. 
1. ГОЛОС ИЗ ТЕЛЕФОНА: Ты дура, Молли! Зачем ты сломала руку тому парню?
2. МОЛЛИ: Он напал на моего клиента. 

Кадр 2. Молли стоит в пустынном грязном переулке перед дверью. Смотрит вверх, держит руки 
на поясе. 
3. ГОЛОС ИЗ ТЕЛЕФОНА: Ты понимаешь, что теперь тебя никто не возьмет на работу? Учти, я 
тебе больше денег не дам! 
4. МОЛЛИ: И не надо. У меня уже есть новая работа.

Кадр 3. Обшарпанная дверь, изрисованная разными надписями, среди которых есть 
«КИБЕРПАНК ЖИВ». Рука Молли лежит на дверной ручке, дверь приоткрыта. 
5. МОЛЛИ: Мистер Баз? Вы здесь? 




Ну как? Увлекательное чтиво? Конечно, же существует и так называемый литературный сценарий, который ближе к прозе, но такими сейчас никто не пользуется. На рынке главенствует требуется исключительно американский формат. Про комиксы особо распространяться не буду, потому что у нас в стране они только-только поднимают голову и ни о каких стандартах не может быть и речи — все пишут, как на душу ляжет. Я придерживаюсь формата записи, который нашел на сайте одного из американских издательств.

Итак, первое, и самое главное отличие сценария от прозы: сценарий — это технический документ. В нем практически нет места для словесных красот, ярких образов, точных сравнений и глубоких метафор. По сути, это простое, ясное описание того, что происходит в кадре, и диалоги персонажей. Все.

Но в этом и состоит прелесть — во время написания сценария, вы полностью погружаетесь в действие, в сюжет и не проводите мучительные часы над тем, чтобы подобрать нужное прилагательное, для описания падающего из окна луча света в предрассветном тумане. Признаюсь, я пошел в сценаристы именно по этой причине — мне сложно даются описания, зато легко придумываются сюжет и диалоги. Если у вас история обратная, то вам в сценарном ремесле придется сложнее.

На этом первую статью закончим. В следующей части я расскажу о более тонких отличиях сценария от прозы, о том, что позволено писателю и категорически запрещено сценаристу и об отличии сценарного и прозаического способов рассказывания историй.

А пока, я с радостью выслушаю ваши мысли по поводу прочитанного. Надеюсь, не отбил у вас охоту становиться сценаристами?

Владимир Максимушкин, сценарист

Buy for 10 tokens
***
...

Комментарии

( 18 слов — Сказать )
streletc_art
22 апр, 2018 11:37 (UTC)
Ой, как хорошо, что вы начали тему! Я боялась, что передумаете ))
Всё очень интересно. И плотно по информации - сразу всё ясно.
Вопросы:
1. Я правильно поняла, что литературными сценариями можно уже вообще не заморачиваться, потому что их даже и читать не будут?
2. А это обязательно - помечать в начале: натурная или интерьерная съёмка?
3. Стандартный сценарий имеет какие-то оптимальные форматы по объёму, которых нужно придерживаться?
4. А практика будет? )) Мы будем писать сценарии по своим бессмертным сюжетам? Без которых пропадёт мировой кинематограф? ))
5. Мне не очень понятна логика существования в недалёком прошлом литературного сценария? Зачем он был нужен? Просто как жанр? Помнится, в толстых солидных журналах печатались они, и я их обожала. И ещё отдельные были издания, и кстати, за ними охотились, там были именно киносценарии, но форма была немного другая...
Мне просто интересно, чем вызвана было это промежуточное звено. Литературный сценарий - это же промежуточный носитель. Если сейчас он не нужен, какова была его функция?
era_elto
22 апр, 2018 12:45 (UTC)
Вообще литературный сценарий - это отдельный жанр, а не промежуточный носитель. Он называется "кинодраматургия". Сейчас литературные сценарии тоже есть, и их читают. Володя говорит о требованиях рынка, а не о читательской аудитории )
streletc_art
22 апр, 2018 14:01 (UTC)
Промежуточный относительно киноиндустрии, я имела в виду. То есть, литературный должен трансформироваться в киносценарий. Причём, литературный часто пишет сам автор. А вот киносценарий - это уже другой род, да. Хотя иногда и сам автор умудряется. Например, Гайдар сам писал киносценарии. Или Стругацкие, которые писали литературные сценарии сами, а кино - в соавторстве. А, может, и тоже сами баловались, не помню, это Володя должен лучше знать ))
kilamov
22 апр, 2018 14:04 (UTC)
Стругацике могли и литературный сценарий написать, который потом Тарковский уже правил под себя. И, зная метод работы Тарковского, я догадываюсь, что правки там были ого-го какие :)
kilamov
22 апр, 2018 12:48 (UTC)
Отвечаю по порядку.

1. Действительно, литературные сценарии сейчас читать не будут. Но это, если мы говорим о кино. Например, для анимации подобных стандартов нет.

2. НАТ. и ИНТ. — обязательное условие. Вообще, в американском стандарте прописано всё: шрифт, его размер, отступы для каждого блока и т.д. Может показаться, что это сложно, но сейчас есть куча программ, которые автоматически форматируют текст нужным образом.

3. В американском формате сценария считается, что 1 страница (правильно оформленная, конечно) равна 1 минуте экранного действия. Вот и рассчитывайте, какой фильм вы в итоге хотите получить :)

4. Практика будет. Уже со следующей статьи.

5. Литературные сценарии существовали в СССР, потому что нас просто не было такой как в США развитой индустрии. Ведь формат был придуман именно для того, чтобы упростить работу со сценарием, когда в этом процессе задействовано больше число людей. А литературный сценарий режиссер всё равно потом переписывал под себя :)
era_elto
22 апр, 2018 13:01 (UTC)
>> Вообще, в американском стандарте прописано всё: шрифт, его размер, отступы для каждого блока и т.д. Может показаться, что это сложно, но сейчас есть куча программ, которые автоматически форматируют текст нужным образом.

Как в универе, когда писали работы )))) ностальгия )

Володя, я поняла, что в сценариях знаки не считают вообще? Ориентируются только на размер страницы?.. А если у тебя много описаний интерьера/экстерьера, но мало диалогов - или наоборот? Что тогда делать?
kilamov
22 апр, 2018 13:05 (UTC)
>> Володя, я поняла, что в сценариях знаки не считают вообще? Ориентируются только на размер страницы?.. А если у тебя много описаний интерьера/экстерьера, но мало диалогов - или наоборот? Что тогда делать?

Как любая условность, такой подсчёт имеет свои допущения. Вот известный сценарист Аарон Соркин говорит, что из-за того, что у него очень много диалогов в сценариях, то они получаются не 120–160 страниц на двухчасовой фильм, а все 250 :)

Больше диалогов — больше страниц, больше немых сцен — меньше страниц. Идеально точно рассчитать не получится.
era_elto
22 апр, 2018 13:12 (UTC)
Да, я поняла. Искусство целое, конечно ) И намного сложнее писательского творчества, по первым ощущениям!
charlie_gelner
23 апр, 2018 19:13 (UTC)
Я где-то читала, что страница равно минуте фильма, примерно, конечно же :)
streletc_art
22 апр, 2018 14:12 (UTC)
Спасибо, всё ясно ))
Американский стандарт читала пару лет назад, когда решила "экранизировать" свою повесть.
Думаю, как сяду, как напишу за три дня, а что такого? )) Села и написала целых полстраницы вместе с музыкой, запахами моря и криками чаек. И прочно встала :)
Ну, и пошла изучать матчасть, и как раз нашла все эти условия, и отступы, и размеры, и поля. Сразу отрезвилась и благополучно вернулась обратно в прозу ))

В общем, всё очень интересно, с нетерпением ждём следующей главы! ))
era_elto
22 апр, 2018 12:38 (UTC)
Прочитала твой пост - и вспомнила одного моего знакомого писателя с невероятно раздутым чувством собственной важности. Он писал сценарий, хотел, чтобы его фильм поставили в Голливуде и ужасно сокрушался по поводу того, что сценарий никто не читает на литературных сайтах. Я ему объясняла, что сценарий не равно роман. В итоге он на меня ужасно обиделся ))

>> Но в этом и состоит прелесть — во время написания сценария, вы полностью погружаетесь в действие, в сюжет и не проводите мучительные часы над тем, чтобы подобрать нужное прилагательное, для описания падающего из окна луча света в предрассветном тумане.

О да. Это прямо мое-мое! Я уже и Ане сказала - Володя научит меня писать сценарии. Она пока что ничего у меня не просила... а вообще сейчас у нее спрошу, ага. Чтобы был дополнительный стимул заниматься.
kilamov
22 апр, 2018 12:50 (UTC)
>> О да. Это прямо мое-мое!

Отлично!
dingoblues
22 апр, 2018 20:02 (UTC)
>>Главная трагедия сценариста заключается в том, что каким бы гениальным ни был его сценарий, без помощи (и вмешательства) других людей его историю никто никогда не увидит.

Как звучало по этому поводу у А.Молчанова на каком-то из его сценарных семинаров, в несколько ироничном тоне, идеально, когда сценарист и режиссер в одном лице)) Но это, я так понимаю, оч.трудно совмещать, так что редко встречается в живой природе)
kilamov
23 апр, 2018 05:11 (UTC)
Конечно, очень хорошо, когда режиссёр сам себе пишет сценарий. Но ведь есть ещё и продюсеры, операторы, монтажёры, актёры и ещё куча других людей, от которых также зависит появление картины.
sindy11
23 апр, 2018 17:44 (UTC)
мне сложно даются описания, зато легко придумываются сюжет и диалоги.

Вот и я так же. Когда то, когда не давалось расписать очередной роман и получился всего лишь рассказ, но вполне достойный целого фильма,думала сценарии проще и пошла читать, что же такое сценарий и ужаснулась, что это вот так вон по шагам описывать. Но сейчас после вашего объяснения, не все так ужасно кажется, во всяком случае стало как то понятнее. Спасибо за четкое объяснение, в сценаристы наверно надо идти тем кто не любит и не умеет расписывать, но живо видит картинку и все по существу:)
kilamov
23 апр, 2018 18:05 (UTC)
Спасибо! Рад, что смог объяснить достаточно просто. Дальше будет интереснее, обещаю!
sindy11
23 апр, 2018 18:48 (UTC)

С нетерпением жду продолжения.

charlie_gelner
23 апр, 2018 19:14 (UTC)
Отличный пост, как сценарий, четко, быстро и по делу :) Спасибо, жду еще!
( 18 слов — Сказать )

Профиль

writing365
Ни дня без строчки
- Сегодня ты писал?

- Да.

- Значит, сегодня ты - писатель.

(с) Джулия Кэмерон, "Право писать"

Метки

Разработано LiveJournal.com