kilamov (kilamov) wrote in writing365,
kilamov
kilamov
writing365

Category:

Мой первый сценарий. Сценарий и проза: найди 10 отличий (часть 1)

Здравствуйте!

Сегодня — стартовая статья про сценаристику, вводная. Для тех, кто хочет попробовать написать свой первый сценарий, но не знает, с какой стороны к этому подступиться. Но прежде чем мы начнем, я расскажу, что судьба сценариста сильно отличается от судьбы писателя.

Все мы, чего греха таить, мечтаем о славе. Пишем в надежде на то, что люди будут зачитываться нашими произведениями. Фантазируем и вычеркиваем, придумываем и редактируем, чтобы в конце концов явить миру законченную книгу. Все в этом деле зависит только от нас. Чем усерднее мы работаем, тем большего добиваемся.

Так вот, если вы решили стать сценаристом, знайте — всего этого вы лишитесь.

Что создает писатель? Рассказ, повесть, роман, словом законченный продукт, который можно сразу демонстрировать конечному «потребителю» — читателю.


Что создает сценарист? Сценарий, читать который, уж будем откровенны, не так интересно, как прозу, а порой и невозможно человеку неподготовленному. Чтобы получился законченный продукт, сценарий должны снять (или нарисовать, если речь о комиксе), а для этого нужны другие люди. Проще говоря, сценарист создает полуфабрикат.

Главная трагедия сценариста заключается в том, что каким бы гениальным ни был его сценарий, без помощи (и вмешательства) других людей его историю никто никогда не увидит. Если вас это не пугает, то в путь!

Разглядываем сценарий

Чтобы было понятнее, рассмотрим примеры.

Пример киносценария в американском формате записи


1. НАТ. ПРИБРЕЖНАЯ УЛИЦА - ВЕЧЕР 
Солнце клонится к закату, на пляже малолюдно. По улице, обгоняя других участников движения, 
едет машина Паши (не слишком дорогая, но и не дешёвая), резко заворачивает, останавливается
 перед магазином «Доступ». Это небольшой сетевой магазин типа 
«Магнита» или «Пятёрочки». 

2. НАТ. ПРИБРЕЖНАЯ УЛИЦА - ВЕЧЕР 
Машина Паши на парковке перед магазином «Доступ». Из машины выходит ПАША, 
быстро направляется в магазин. 

3. ИНТ. МАГАЗИН «ДОСТУП» - ВЕЧЕР 
По магазину идёт Паша. Он оглядывается по сторонам, кого-то ищет. В магазине мало 
посетителей, в основном пенсионеры, все люди среднего и низкого достатка. Впереди 
на стремянке стоит девушка — сотрудник магазина. У неё в руках куча коробок с каким-нибудь
 продуктом. Несколько коробок у неё падает. Паша подходит, поднимает коробки, 
подаёт девушке. 

            ДЕВУШКА НА СТРЕМЯНКЕ
      Спасибо. 

            ПАША
      Вам бы в цирковое пойти.

            ДЕВУШКА НА СТРЕМЯНКЕ 
            (недоумённо и недовольно) 
      Почему это? 

            ПАША
      Уже готовый номер: жонглёр на стремянке.

Паша идёт дальше, девушка на стремянке улыбается. 




Пример сценария комикса

Кадр 1. День, светло. Оживленная людная улица. На переднем плане Молли со спины, она 
прижала рукой к левому уху наушник. Навстречу ей идут люди с разными имплантатами: у одного третья 
рука, у другого удлиненные ноги и т.д. 
1. ГОЛОС ИЗ ТЕЛЕФОНА: Ты дура, Молли! Зачем ты сломала руку тому парню?
2. МОЛЛИ: Он напал на моего клиента. 

Кадр 2. Молли стоит в пустынном грязном переулке перед дверью. Смотрит вверх, держит руки 
на поясе. 
3. ГОЛОС ИЗ ТЕЛЕФОНА: Ты понимаешь, что теперь тебя никто не возьмет на работу? Учти, я 
тебе больше денег не дам! 
4. МОЛЛИ: И не надо. У меня уже есть новая работа.

Кадр 3. Обшарпанная дверь, изрисованная разными надписями, среди которых есть 
«КИБЕРПАНК ЖИВ». Рука Молли лежит на дверной ручке, дверь приоткрыта. 
5. МОЛЛИ: Мистер Баз? Вы здесь? 




Ну как? Увлекательное чтиво? Конечно, же существует и так называемый литературный сценарий, который ближе к прозе, но такими сейчас никто не пользуется. На рынке главенствует требуется исключительно американский формат. Про комиксы особо распространяться не буду, потому что у нас в стране они только-только поднимают голову и ни о каких стандартах не может быть и речи — все пишут, как на душу ляжет. Я придерживаюсь формата записи, который нашел на сайте одного из американских издательств.

Итак, первое, и самое главное отличие сценария от прозы: сценарий — это технический документ. В нем практически нет места для словесных красот, ярких образов, точных сравнений и глубоких метафор. По сути, это простое, ясное описание того, что происходит в кадре, и диалоги персонажей. Все.

Но в этом и состоит прелесть — во время написания сценария, вы полностью погружаетесь в действие, в сюжет и не проводите мучительные часы над тем, чтобы подобрать нужное прилагательное, для описания падающего из окна луча света в предрассветном тумане. Признаюсь, я пошел в сценаристы именно по этой причине — мне сложно даются описания, зато легко придумываются сюжет и диалоги. Если у вас история обратная, то вам в сценарном ремесле придется сложнее.

На этом первую статью закончим. В следующей части я расскажу о более тонких отличиях сценария от прозы, о том, что позволено писателю и категорически запрещено сценаристу и об отличии сценарного и прозаического способов рассказывания историй.

А пока, я с радостью выслушаю ваши мысли по поводу прочитанного. Надеюсь, не отбил у вас охоту становиться сценаристами?

Владимир Максимушкин, сценарист

Tags: Мой первый сценарий, Писательская магия, Сценарий - первые шаги
Subscribe
Buy for 10 tokens
***
...
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 18 comments