?

Log in

No account? Create an account

Вчера | Сегодня


Я не писатель.

Я слышу это на протяжении многих лет в разных вариациях. "Писатель - это тот, кто написал книгу, а я не написал". "Писатель - это тот, кто известен, а обо мне никто не знает". Хм. Хотелось бы сказать - ну так пиши книгу, так становись известным! Но это не сработает. Давайте посмотрим вот на такое убеждение: "Писатель - это тот, кого будут читать через 50 или через 100 лет, а я такого не напишу" (откуда вы знаете, проверяли?).

Для того, чтобы начать писать, вы должны назвать себя писателем - иначе вы не будете относиться к этому серьезно. Но если вы разделяете одно из вышеупомянутых убеждений, то вы себя писателем никогда не назовете. Но - вы хотите писать. Замкнутый круг, по которому бегает огромное - чудовищно - количество людей. Мы еще забыли "а вдруг окажется, что я графоман?", "а вдруг меня перестанут любить, ведь творчество не сочетается с семьей?", "а вдруг у меня не будет читателей?", "а вдруг у меня не будет идей?".

Я хочу задать вам вопрос. Пожалуйста, ответьте на него честно и максимально откровенно. Это можно сделать не в комментариях, а лично для себя, в дневнике, если вам страшно делиться личным.

Вопрос звучит следующим образом: кто вам это сказал? Кто вам внушил эти представления о писателе? Нет, не нужно говорить, что они ваши, потому что это не так, и в глубине души вы это знаете.

Ниже я приведу несколько вариантов. Возможно, один из них - ваш.

1. Преподаватель литературы/русского языка.

Который, в общем-то, ни разу не писатель (но если это не так - пожалуйста, поправьте меня).

А если так, откуда он знает о том, каково это - быть писателем? И, к слову, а откуда он знает, что такое "быть писателем" именно для вас? Да, он может определить ваш уровень владения словом. Может оценить образность вашего сочинения. Но о том, каково это - быть писателем, он ничего не знает. При всем моем уважении. Итак, вопрос: почему его мнение должно определять ваше будущее?

2. Родители.

Мне повезло: родители поддерживали мои творческие начинания, но в этом плане между нами все равно был барьер. Сложно объяснить человеку, который не пишет, что это такое - быть писателем. С точки зрения далеких от творчества людей мы всегда будем ненормальными. Это не хорошо и не плохо - это факт.

Что вам говорили родители? Просили не заниматься дурью и вложить силы в серьезное дело? Говорили, что вы уже взрослый, и пора зарабатывать деньги? Возможно, они читали ваши дневники без спросу, и теперь вы боитесь высказывать свои мысли? Что бы ни происходило, это уже в прошлом. Вы - не ваши родители. Ваша судьба - это не их судьба. Ошибки делают все, и родители - не исключение. Поверьте, они искренне любили вас, пусть и порой не могли найти правильных (с вашей точки зрения) способов выразить эту любовь. Примите и отпустите это. Вам нужно выработать свое представление о себе как о писателе. И будьте уверены: ваши родители будут вами гордиться. Даже если они не найдут способа выразить эту гордость.

3. Муж/жена/парень/девушка.

Самые жестокие люди на свете - это люди, находящиеся в творческом тупике. Почему? Потому что они доводят до совершенства искусство эмоционального шантажа. Я сама была в такой ситуации и могу привести массу примеров. Не реализованный в творчестве человек сделает все для того, чтобы вас унизить и тем самым унять боль, которую ему причиняет отсутствие реализации. К сожалению, все становится еще хуже, если это близкий человек. Рано или поздно у вас нарабатывается чудовищная в своей убийственной простоте нейронная связь: "Если я назову себя писателем, то меня не будут любить".

Сначала вы перестаете показывать любимому человеку свои произведения. Потом все реже выделяете время для творчества: надо помыть посуду, приготовить еду, просто посидеть рядом (вы маскируете это под заботу - удобно, я понимаю). В ряде случаев человек и на этом не успокаивается: он говорит вам, что вы бесталанны, попусту тратите время на ваше творчество и вообще, лучше сходите в магазин, и пол не вымыт.

Скажу прямо, пусть это и неприятно. То, что вы переживаете, называется больными отношениями с очень тяжелой эмоциональной зависимостью. И в этих отношениях вы находитесь в позиции жертвы. Я понимаю, вы боитесь одиночества. Знаю, что вы думаете, что вас больше никто не полюбит. Но из этих отношений нужно выбираться. Немедленно.

Вы должны прямо сейчас сказать себе: я не готов на меньшее, чем я заслуживаю. А заслуживаю я того, чтобы мой партнер принимал мое стремление к реализации (ибо я принимаю его стремление). Я заслуживаю уважения, понимания и поддержки (ибо я уважаю, понимаю и поддерживаю). Я больше ни секунды не буду терпеть издевательства и унижения. И я больше никому не позволю причинять мне боль.

Вы должны сделать это приоритетом номер один и больше никогда, никогда, НИКОГДА не размениваться на мужчин и женщин, которые не соответствуют этим критериям. Я повторюсь: ни у кого нет права причинять вам боль и унижать вас. Ни у кого нет права определять, кто вы. Если люди делают такое, уходите и не оглядывайтесь назад.

И запомните хорошо. Творчество - это не синоним одиночества и неприятия другими. Творчески реализованный человек счастлив и полон любви. Эта наполненность позволяет ему отдавать и дарить любовь другим. Творчески реализованный человек способен создавать глубокие и гармоничные отношения.

Для творческих людей без реализации нет НИЧЕГО, и все приносит только боль. Они полны боли - и причиняют другим только боль.

4. Критик.

А критик пишет? И как, он успешен как писатель? Реализован, счастлив?

Ни один критик не способен определить, является тот или иной человек писателем или нет. Почему? Потому что дело критика - это обзоры написанного. Как он поймет, писатель вы или нет? Он что, творческий психолог? Может, он пророк? Ясновидец? Господь бог? Может, он судья на соревнованиях "Только для писателей" и вешает вам на грудь медаль "Теперь вы - писатель"? Совершенно и очевидно нет.

Вы когда-нибудь слышали от критика фразу "не пиши больше"? Так вот, это он о себе. Время от времени я читаю критические обзоры тех или иных писательских конкурсов. И самые забавные рецензии - это такие: "Не знаю, кто дал этому человеку ручку, но я бы на его месте больше не писал". Ну что может быть смешнее, чем открытая декларация критика, в которой он озвучивает свои комплексы, да еще им с такой гордостью? Давайте переведем это на человеческий язык: "Он - писатель, а я - нет, и мне завидно, и я сделаю все для того, чтобы облить его грязью". Кстати, в свое время я перестала быть судьей и рецензентом на писательских конкурсах именно из-за обилия таких критиков.

5. Редактор.

Что мы говорим редактору? Верно. Редактор, ты - писатель? А редактор нам отвечает: да, писатель!

Я много лет работала редактором, параллельно являясь и писателем. И могу сказать, что писательский опыт в этой сфере чаще мешает, чем помогает. Редактор (не путать с человеком, который правит материалы) - это тот, чья задача продавать материал. Точнее, оценивать его с точки зрения интереса для читателя. Редактор обязан знать аудиторию и требования рынка, обязан быть в курсе тенденций. Редактор рассматривает конкретные материалы, и ему нет никакого дела до того, писатель вы или нет. Да, безусловно, писательский опыт может ему помочь в том плане, что он даст вам пару-тройку советов по улучшению материала. Но решать, кто писатель, а кто - нет?.. Ничего подобного.

Скажу даже больше: по-настоящему профессиональный редактор знает, что писать могут все, и писателем может быть любой! Потому что главная ценность для редактора - крутой материал! А если он еще и пишет - как я - так тем более! Именно работа в редакторской сфере в свое время помогла мне освободиться от старых и ненужных представлений о том, кто может писать, а кто - нет.

6. Коллега по перу.

Таких ребят каждый встречал хотя бы однажды. Я называю их "посмотри на обложки в моем профиле в ЖЖ", потому что как-то раз у меня состоялся забавный разговор с одним из таких писателей. На каждый мой вопрос он отвечал "вот я - писатель, посмотрите на обложки в профиле моего ЖЖ, а у Вас нет книг!". Ребята из Клуба у меня потом спрашивали: "Настя, почему ты не показала ему в ответ свои книги?!". И правда, почему? Потому что я оставила человеку его право на собственное мнение, пусть и он мне такого права не оставил. А еще потому, что в таких случаях спорить с людьми не стоит. Вы просто станете мишенью для отбивания комплексов такого автора.

Я предлагаю вам подумать вот о чем. Если вы реализованы и довольны собой, будете ли вы ходить и тыкать в другого пальцем, говоря "ты - не писатель, а я - писатель"? Вот лично у меня такого желания не возникает. Я как-то очень спокойно отношусь к тому, что писатели разные. И очень рада тому, что люди вообще пишут, ибо на каждую книгу найдется свой читатель. Почему? Потому что я реализована как автор. И да, кстати...

7. Читатель.

Когда читатель говорит вам, что вы - не писатель, то это серьезно. Как ни крути, он - конечный потребитель вашего продукта. Итак, вы услышали это от читателя. Такое случается регулярно, но особенно тяжело переживается на первых этапах пути. Что означает фраза "ты не писатель", произнесенная читателем? Это критика книги? Нет. Читателю не понравился сюжет? Нет. Это про персонажей? Нет. Это про все ваши книги? Нет. Есть ли смысл в этой фразе? Нет. Читатель читал ваши книги, вы их написали, значит, вы - писатель. Л=Логика, которая тут даже близко не проходила.

У этого пункта есть частный случай. Если мне не нравятся бананы, то я их не ем, а не ругаю пальму за то, что она кормит нас бананами. Но есть люди, которые ругают пальму. "Фу, любовный роман, как это можно читать?!", или "фу, ненавижу фэнтези, не понимаю, как его читают". Иногда людям нужно прочитать больше десяти авторских листов для того, чтобы это понять! Упорство, достойное уважения. Правда, все равно непонятно, зачем ругать пальму. Вот, дыньку возьмите, или там арбуз. Вот вам детектив, а не любовный роман.

Ну что, друзья? Углядели что-то, что про вас? Поработайте над убеждениями. Но это только первый шаг. Второй и главный шаг - сформировать собственные убеждения по поводу того, кто же такой писатель. "Собственные" - ключевое слово. Прямо сейчас решите для себя, кто такой писатель именно в вашем случае. Пусть это будет первым шагом на новом пути.

С любовью, Настя
Buy for 10 tokens
***
...

Комментарии

( 10 слов — Сказать )
may_traum
28 апр, 2018 11:13 (UTC)
Хочу задать вопрос по пункту 6 :)

Если человек, коллега по перу и известный писатель, чье мнение для тебя важно, раскритикует твои писательские опыты, книги, стиль (и проч.)? Не будет тыкать "ты не писатель", но четко даст понять, что ему совсем не понравилось.

Я думаю, в таком случае уместно повторить про себя "у всех людей свое мнение, и очень жалко, что уважаемый мной человек не относится к числу тех, кому нравится мой стиль" и продолжать писать.

Все же трудно и обидно это перенести. Каковы ваши мысли по этому поводу, Настя?
era_elto
28 апр, 2018 11:40 (UTC)
Что же в этом плохого? Тут есть место для работы над собой. Другое дело, считаете ли Вы это сферой, над которой нужно работать ) И, конечно же, все зависит от того, какие рекомендации человек дал по исправлению. И на основе чего он сделал такие выводы. Одно дело - когда я скажу автору фэнтези, что мне не пришелся по душе его мир с точки зрения того, как он прописан. И совсем другое дело - это когда я дам ему рекомендации. Тут уже нужно понимать, является ли человек профессионалом в Вашем жанре или нет. Если нет, то какие рекомендации он может дать? Это на уровне "понравилось - не понравилось", расстраиваться не стоит ) Чем больше у Вас будет читателей, тем больше будет такого (и тем больше будет положительного, конечно же).
streletc_art
28 апр, 2018 15:31 (UTC)
Пока на свете существует профессия "писатель", всегда будут всякие разночтения и даже заблуждения относительно значения этого слова. И нужно ли с этим бороться, я не уверена.

Если этот статус человеку придаёт солидности и помогает, можно называть себя писателем, конечно. От слова "писать". Но это не изменит отношения к нему со стороны профессиональных кругов. И всегда нужно быть готовым, что любой у тебя тут же спросит: писатель, а где твои книги?
И бесполезно бодаться с системой взглядов в социуме. Её можно только учитывать.

Да, вроде бы если ты пишешь, то всё, ты писатель. Но одной морфологической логики недостаточно. Существует ещё социально-общественная логика. По которой у тебя могут попросить подтверждения заявленному.

Я вот за жизнь поставила около десятка танцевальных композиций. Но я же не хореограф.
Я сделала однозначно больше десятка постановок на сцене. Но это не значит, что я режиссёр. Я составила штук 50 сценариев, но я всё равно не сценарист.
И меня это совершенно не трогает, кстати.
В своё время меня вполне устраивало: "художественный руководитель театральной студии". Ясно, привычно, без натяжек. И никто голову не ломает, как ко мне относиться и не пора ли уже требовать какие-то корочки, удостоверяющие. Нет нужды искать подтверждений.

А вот слово "писатель" таково, что оно автоматически требует подтверждения. По той простой причине, что это, как я сказала в самом начале - считается профессией.
И пока общественное мнение насчёт этого значения не устаканилось, я себя писателем не зову.
Меня вполне устраивает слово "автор".
Да, я пишу. Я автор того-то и сего-то и вот этого. И всем всё ясно ))
era_elto
28 апр, 2018 16:40 (UTC)
>> А вот слово "писатель" таково, что оно автоматически требует подтверждения. По той простой причине, что это, как я сказала в самом начале - считается профессией.

Забавно, что многие так говорят - а у меня (и у многих моих знакомых) ну вааааще не было таких мыслей никогда. Все же многое решает уровень творческой реализации как автора, да. На определенном этапе тебя вообще это парить перестает )))

>> И пока общественное мнение насчёт этого значения не устаканилось, я себя писателем не зову.

А при чем тут твое самоопределение и общественное мнение? о_О
streletc_art
28 апр, 2018 17:32 (UTC)
Я к тому, что надо в этих тонкостях всем пишущим разобраться, чтобы понимать, как именно и где именно эти вещи позиционируются.
Официально, документально такой профессии нет - писатель. То есть, в дипломах выпускников литературного института стоит квалификация - "литературный работник", не писатель.
С логичным учётом того, что выпускник может не быть писателем на момент окончания ВУЗа. А может и вообще так5 и не станет. Однако, он может и быть уже писателем - если вдруг он поступил лет в 30, уже имея напечатанные книги и имя.
С другой стороны, писатель - это именно профессия, когда ты зарабатываешь этим.

То есть, всё многогранно и неоднозначно с одним и тем же словом )) Когда-то это профессия, когда-то это - призвание, когда-то это - статус. И всё это нужно держать на своих местах.

*А при чем тут твое самоопределение и общественное мнение?
- Это чисто пример, как я обхожусь без сомнительных моментов. Автор - и всё )) а писатель или нет - это пусть окружающие сами решают))
Потому что *На определенном этапе тебя вообще это парить перестает )))
- именно ))
ewpati
28 апр, 2018 18:05 (UTC)
Писатель - это тот, кто пишет доносы, а все остальные литераторы или журналисты.
dona_rosa
30 апр, 2018 08:50 (UTC)
Теперь даже сложно представить что несколько месяцев назад я пришла в это сообщество с версией что "я то как раз не писатель, но возможно когда -нибудь им стану". Эта внутренняя позиция уже изменилась и вместе с этим изменились мои действия.

Количество публикаций, статус, мнения других людей - это оказывается второстепенно по сравнению с внутренней позицией, которую мы для себя выбираем.

Может не совсем по теме, но хочется добавить, что творчество это часть жизни и она очень показательная. То как мы относимся к творчеству - это то в принципе как мы относимся и ко всему остальному. На что обращаем внимание, на свой внутренний голос, на мнения других, на ограничения или поиск возможностей.
era_elto
30 апр, 2018 10:37 (UTC)
>> Эта внутренняя позиция уже изменилась и вместе с этим изменились мои действия.

Для таких результатов - в том числе - я Клуб в свое время и организовывала ;)

>> То как мы относимся к творчеству - это то в принципе как мы относимся и ко всему остальному.

Вот да, сто процентов!!! Кстати, многие используют творчество как оправдание. "Я - творческий человек, а, значит, я могу быть...". И подставить все, что угодно: безответственным, одиноким, тем, кого никто не понимает и прочая. Смешно. А самое смешное заключается в том, что все эти вещи - антонимы такого понятия, как "творчество".

Спасибо за то, что поделилась!
miradella
20 июн, 2018 10:43 (UTC)
Пункт 6 мне один раз сказал совершенно гениальную вещь:
"Ты же не писатель. Вот издашь первую книгу полноценно и получишь на нее развернутый положительный отзыв - приму тебя как писателя".
Я бываю в шоке от того, что люди вбили себе в голову, что прям необходимо именно издаваться традиционно, а все фикбуки, литэры и прочее - это ни о чем. А какая разница? Я воспринимаю все это как площадку, а не как рассадник ереси.
era_elto
20 июн, 2018 13:38 (UTC)
Ага, меня такое тоже убивает просто наповал. Причем люди реально верят, что издательства будут вкладываться в рекламу их книг. Смешно даже, прости господи. А рекламировать самого себя, продвигать в сети? Неееет. "Я - творец!". И сижу, жду, когда придут издатели и на коленях будут умолять опубликовать книгу.
( 10 слов — Сказать )

Профиль

writing365
Ни дня без строчки
- Сегодня ты писал?

- Да.

- Значит, сегодня ты - писатель.

(с) Джулия Кэмерон, "Право писать"

Метки

Разработано LiveJournal.com