kilamov (kilamov) wrote in writing365,
kilamov
kilamov
writing365

Category:

Мой первый сценарий. Сценарий и проза: найди 10 отличий (часть 2)


Здравствуйте!
Теперь, когда мы уже осознали, что писатель творит в одиночку, а сценарист лишь является частью большой команды, перейдём к конкретике. Сегодня поговорим о двух фундаментальных отличиях прозы и сценария.

Чтобы подвести вас к осознанию этих различий, я прошу вспомнить, когда в последний раз вы смотрели какую-нибудь экранизацию и возмущенно восклицали: «Ну почему, нельзя было сделать как в книге?!» Именно так говорит половина читателей после просмотра экранизации любимой книги. Думаете, виноваты нерадивые кинематографисты? Отнюдь.

Дело в том, что сценарий и проза — это произведения, написанные на разных языках.
Проза рассказывает чувствами и мыслями

Задумайтесь, какими средствами вы рассказываете историю, когда пишете прозу? Вы описываете мысли персонажа, его чувства, переживания, изменение состояния. Например, так:

Ужас сковал меня. Я будто прирос к полу. В ушах гулко стучало сердце, на лбу выступил холодный пот, тело била мелкая дрожь.

Проще говоря, мы рассказываем о том, что происходило с персонажем в описываемый момент времени.

Еще в прозе мы приводим мысли, протекающие в голове героя параллельно происходящему. Например, так:

Я попрощался и вышел. Уходя, посмотрел на дверь и прочитал: Сергей Олегович Чернов, начальник управления библиотеки. Странно, подумал я, что отец никогда о нем не рассказывал, а они, судя по словам Сергея Олеговича, были хорошо знакомы. Нужно спросить у матери и покопаться в дневниках отца.

Некоторые умудряются построить на одних мыслях-рассуждениях персонажа целые произведения. Как, например, Виктор Пелевин, написавший рассказ «Водонапорная башня», состоящий из одного предложения.

Сценарий рассказывает образами

Кино — искусство визуальное, оно рассказывает историю образами. То есть только тем, что можно увидеть. Мы можем увидеть чувства героя? Только если он сделает что-нибудь, что эти чувства нам продемонстрирует. Мы можем услышать мысли героя? Только если он сам про них расскажет.

Сценарист ограничен в средствах рассказывания истории, он вынужден не рассказывать, а показывать. Кстати, писателям тоже так советуют делать. То есть писать не «Он разозлился», а «Он сжал кулаки, оскалился и сверкнул глазами». Но не будем отвлекаться.

Исходя из этого ограничения есть несколько приемов, которые мы с удовольствием используем в прозе, но которые строжайше запрещены в сценарии.

  • Прошедшее время. Сценарий пишется только в настоящем времени. Герой встает, герой идет, герой падает, герой целует и так далее.

  • Догадки. В сценарии запрещены конструкции вида «и тут он догадывается, что…», «она решает, что…», «они узнают, что…», «он размышляет о том, что…», «она вспоминает то, как…» и так далее. Просто попробуйте представить, как актер без слов должен показать любую из этих фраз, а еще лучше попробуйте сами изобразить.

  • Мысли. Герои в сценарии не могут думать так же, как герои романа. Никаких «Он едет в полупустом автобусе и размышляет о том, почему все сложилось именно так». Тут сразу встает вопрос о закадровом голосе. Все мы знаем отличные фильмы, где этот прием использовался, но его лучше избегать.

Общее правило такое: пишите только то, что можно показать. Если герой о чем-то узнает, значит, это ему или рассказал другой персонаж, или он это где прочитал / услышал / увидел. Если герой о чем-то думает, то он это рассказывает другому персонажу (люди редко говорят сами с собой). Если персонаж что-то чувствует к другому персонажу, то он должен это продемонстрировать действием: любит — обнять и поцеловать, ненавидит — ударить, боится — убежать.

Попрактикуемся

Вот и долгожданная практика. Попробуйте написать «сценарным языком» небольшой текст (именно текст, не сценарий). Объем: не больше 2000 знаков или 300 слов. Это может быть что угодно: законченный рассказ или отрывок из чего-то более большого. Напоминаю, что пишем исключительно в настоящем времени. Файлы в любом формате загружайте на удобное вам облачное хранилище и пишите ссылку в комментарии.

Жду ваших работ!

Владимир Максимушкин, сценарист
Tags: Мой первый сценарий, Писательская магия, Сценарий - первые шаги
Subscribe
Buy for 10 tokens
***
...
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 35 comments