kilamov (kilamov) wrote in writing365,
kilamov
kilamov
writing365

Мой первый сценарий. Пишем, но не так


Здравствуйте!

В прошлой статье, мы узнали, что такое язык сценариев, но записывали это всё стихийно, без оглядки на правила. В комментариях к перовому посту мы уже немого говорили о литературных сценариях и так называемой «американке». Теперь же поговорим об этом подробнее.

Познакомимся с форматом

Чтобы не изобретать собственный вариант описания формата, приведу цитату с одного из русскоязычных сайтов, посвященных сценаристике (http://www.screenwriter.ru/info/format).

  1. Шрифт: Courier New.

  2. Размер шрифта: 12.

  3. Выравнивание: по левому краю.

  4. Жирный шрифт, шрифт курсивом и шрифт с подчеркиванием НИКОГДА не используются (даже если это ремарка, даже если это чтобы выделить какую-то важную мелочь, даже если это просто ну очень-очень хочется — все равно НИКОГДА)!

  5. Поля страницы: Верхнее — 2,5 см, Нижнее — 1,25 см, Левое — 3,75 см, Правое — 2,5 см. Остальное без изменений.

  6. Параметр «Абзац» блока «Имя героя»: Слева — 6,75 см, Остальное без изменений.

  7. Параметр «Абзац» блока «Реплика героя»: Слева — 3,75 см, Справа — 3,75 см, Остальное без изменений.

  8. Параметр «Абзац» блока «Ремарка»: Слева — 5,5 см, Справа — 4,5 см, Остальное без изменений.

Сложно? Я сам, признаюсь, впал в ступор, когда первый раз увидел эти требования, так что меня не удивляют высказывания людей, активно возмущающихся по этому поводу. Но давай будем честными с собой: возмущаются те, кто привыкает к определенной схеме действий. Любая необходимость ломать устоявшиеся алгоритмы ввергает таких людей в ужас, а требование освоить что-то новое вызывает яростное сопротивление.

Однако существование этого формата более чем оправдано.

Разберемся в необходимости

Во-первых, этот формат позволяет более-менее точно рассчитать хронометраж будущего сценария. Это возможно благодаря тому, что шрифт Courier New — моноширинный, то есть в нем все буквы одинакового размера. Таким образом считается, что одна страница сценария в американском формате равна одной минуте происходящего на экране.

Конечно, это неточно. Если на странице много диалогов, то она на экране займет меньше времени, и наоборот, если на странице много действия, то экранного времени будет больше.

Во-вторых, формат облегчает чтение. При беглом просмотре сценария редактор может опускать блоки описания и читать только диалоги, пытаясь таким образом уловить суть. Если бы они не были выделены, ему бы пришлось читать все. Также это удобно на съемочной площадке, чтобы можно быстро найти нужную реплику нужного персонажа.

В-третьих, в «американке» для каждой сцены используется обозначение ИНТ. — для действия, происходящего в помещении и НАТ. — для действия, происходящего вне помещения. Это нужно при расчете бюджета, чтобы быстро подсчитать количество съемок в павильоне и на «натуре».

В-четвертых, формат «принуждает» сценариста думать правильно. Если писать литературный сценарий, то всегда есть соблазн «улететь» в прозу, а этого, как я объяснял в прошлый раз, делать категорически нельзя.

Пример в студию

Каждая сцена начинается с описания в формате: тип съемки (интерьер или натура), место действия, время действия (утро, день, вечер, ночь).

ИНТ. НОЧНОЙ КЛУБ - ВТОРОЙ ЭТАЖ - НОЧЬ

Затем идет описание действия. Тут нужно без подробностей описать что делают персонажи в этой сцене. Описания могут идти после каждого диалога, если это необходимо для сюжета. Если персонаж впервые появляется в кадре, его имя указывается заглавными буквами.

За столиком сидит компания молодых людей: два парня и две девушки. Один из парней — ГЕНА — активно жестикулируя, говорит.

Диалог. Он всегда начинается в указания имени говорящего и, при необходимости, маленькой ремарки о том, как именно персонаж это произносит. Хотя Аарон Соркин, к примеру, уверен, что хороший актер из содержания диалога и без ремарок поймет как нужно говорить .

ГЕНА
Я под спидами, пить хочу адски, ломлюсь в сортир,
открываю кран, а там — только горячая вода!
Чистый кипяток. Думали, заставят меня воду в баре
покупать втридорога. Хрена! Я иду в бар, и прошу насыпать
мне стакан льда. Вуаля! И клал я на их горячую воду!

Вся компания громко заливисто смеётся. За спиной Гены появляется Паша и кладёт ему руку на плечо. Паша оборачивается и вздрагивает.

    ПАША
Не пугайся, Геннадий. Пойдём, поболтаем.

Гена встаёт из-за столика, натужно улыбается, пытаясь скрыть испуг.

    ГЕНА
Ребят, я на минутку.

Пишем в сценарном формате

Сразу успокою — форматировать вручную ничего не надо! Существует огромное количество специальных приложений, которые автоматически форматируют текст в правильный формат, существенно облегчая жизнь сценаристу.

Вы можете пользоваться любым найденным софтом, но я бы порекомендовал отечественную разработку КИТ Сценарист (https://kitscenarist.ru). Программа совершенно бесплатная, имеет довольно простой интерфейс и главное — умеет экспортировать сценарий в Word и не имеет проблем с кодировкой русского языка. Вторая проблема очень актуальна для зарубежных программ.

Попрактикуемся

Напишите одну сцену в сценарном формате. Сцена — это действие, объединенное временем и местом. Например, диалог в кафе, допрос в подземелье, разговор в постели. Помните, мы сейчас не занимаемся непосредственно сценарным мастерством, а лишь осваиваем рабочие инструменты.

Используйте любую удобную вам программу, главное — потом сделайте экспорт в Word или PDF. Готовую работу загрузите в любое облако и в поместите ссылку в комментариях. Я всё почитаю и дам ответ по каждой работе.

Владимир Максимушкин, сценарист

Tags: Киносценарий, Мой первый сценарий, Писательская магия
Subscribe
Buy for 10 tokens
***
...
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments