?

Log in

No account? Create an account

Вчера | Сегодня



Друзья, всем добрый мур!

Я продолжаю брать интервью, и теперь переключаюсь на участников Клуба (бойтесь, я иду к вам, и приду в тот момент, когда вы будете ожидать этого меньше всего!). Володя милостиво согласился стать первой "жертвой". Ну, если уж совсем честно, я выбрала его намеренно. В свое время мы познакомились благодаря Ане, моему соавтору. Потом Володя пришел в Клуб. В начале года в сообществе писали пост - а не будем ли мы выкладывать что-то, связанное со сценариями? Володя пишет сценарии, и я, недолго думая, предложила ему написать серию статей о сценарном мастерстве. И Володя, недолго думая, согласился (люблю, когда люди говорят "а почему бы и да?!", а не задают разные вопросы, оттягивая время, прямо мои люди). Я вместе с остальными желающими попробовала свои силы в сценарном мастерстве. Ох, и непростое это дело, скажу я вам! Тот случай, когда писательский опыт мешает, а не помогает... и тот случай, когда вам очень хочется узнать, что же у сценаристов в голове. Мы с Володей говорим о его любимых комиксах, об отношении русскоязычной публики к этому жанру и о том, что же нужно знать начинающему сценаристу.

Скажи, когда ты начал писать?

Где-то в средней школе. Классе в 6-м. Точно не помню. Мы с другом решили написать фантастическую повесть. Понятное дело, дальше первой главы дело не ушло, но начало было положено.

Ого, ты начал прямо с соавторства? Круто. Как оцениваешь этот опыт?

Трудно сказать. Думаю, это было просто развлечение. Сейчас в памяти остались только несколько образов. Например, как мы с ним на улице сидим на каких-то ступеньках с толстой тетрадкой и что-то записываем.

Потом ты продолжал писать фантастику - или переключился на другой жанр?

Продолжал с фантастикой. Я и читать люблю фантастику.

У тебя есть готовые книги?

Нет. Только комиксы.

Когда ты начал писать сценарии - и почему именно их, почему не сделал выбор в пользу «классических» книг?

Я уверен, что рассказы сейчас никому не нужны. Издают только романы, а для того, чтобы написать роман у меня духу не хватает. С другой стороны, мне очень полюбились комиксы в свое время, и я решил посвятить себя им. Отчасти потому, что там, как мне казалось тогда, результат будет ближе, а с другой стороны — там платили деньги.

Мне кажется, сценарий для комикса - это целый роман!

Нет, ты что. Один выпуск комикса — это всего 24 страницы. Там и действию-то развернуться негде. Вот я сейчас адаптирую роман в комикс. Роман выходит на 240 страниц комикса.

А за роман, если не секрет?

Пока секрет. Могу сказать только, что это современный известный российский писатель-фантаст.

Будем ждать! Какой из твоих комиксов у тебя любимый?

Наверное, «Багряница». Она самая независимо-творческая.

Что это за процесс? Ты пишешь сценарий, потом ищешь художника... или?

Большая часть моих работ — коммерческая. То есть, я нанятый сценарист. С «Багряницей» вышел удивительный творческий тандем. Алексей — художник, хотел что-то нарисовать, тут я подвернулся, мы познакомились и вот. А вообще сценаристу комиксов туго приходится. Потому что художнику требуется гораздо больше сил вложить, а бесплатно мало кто готов работать. Только если идея очень сильно понравится.

Действительно удивительный случай - и результат вышел очень крутой! Для чего ты пишешь сценарии, помимо комиксов?

Рекламные ролики, пытался писать сценарий сериала, полного и короткого метра.

Давай поясним для читателей, что такой полный и короткий метр (и для меня заодно).

Кино бывает полнометражное, длиной 1,5–3 часа. То, что показывают в кинотеатрах. Бывают фильмы короткометражные — минут 5, 10, 15, 20.

Среди них у тебя есть любимые работы?

Нет. Потому что ни одного фильма по моим сценариям еще не снято. Да и законченных сценариев, за которые не стыдно, тоже нет.

Скажи, каково это вообще - писать сценарий для кого-то? Что нужно обязательно учитывать?

Первое, что нужно понять любому сценаристу: кино — искусство коллективное. Это значит, что сценарий в любом случае придется переделывать. По-другому просто не бывает. Только если сам написал сценарий и сам снял.

Словом, командная работа и умение принимать критику решают все.

Точно!

У тебя есть забавные или странные истории? К примеру, ты не сошелся с заказчиком во мнениях, и...

Хм... Забавных не припомню. Был у меня опыт работы на компанию NARR8, которая запускала для планшетов проект с анимированными комиксами. Там был продюсер, у которого самым мягким эпитетом относительно моего творчества было слово «говно». Но меня обрадовал один факт. Когда меня уже уволили и взяли другого сценариста, я прочитал следующую серию и понял, что она написана по моему синопсису. Вот тогда я даже слегка возгордился.

Он запоздало тебя заценил…

Я склонен думать, что сам раскачивался слишком долго. Все же тогда опыта у меня было маловато.

Это в любом случае профессиональный урок. Мы все такое переживаем, это делает из нас воинов. У тебя есть идеи сценариев для собственных фильмов?

Для кино нет. Тот сценарий, который худо-бедно пишется — это совместный проект. Мой московский знакомый мечтает поставить фильм, все обещает найти финансирование, но как-то не выходит. Понимаешь, у меня сейчас не то положение, чтобы тратить много времени на то, чтобы писать в стол.

Я понимаю. А у тебя есть большая-большая мечта по поводу сценария? К примеру, поставить такой-то фильм там-то и там-то, пригласить на главные роли тех-то?

Скорее есть мечта написать комикс, тоже большой-большой. У меня уже придумано 3 сюжетных арки номеров по 10. Мои мечты больше связаны с комиксами.

Фантастический комикс?

Киберпанк.

Звучит круто. Скажи, а что тебя вдохновляет?

Бывает, что сюжет приснится. И из обрывочных туманных событий можно вытащить целую вселенную. Иногда возникают яркие образы при прослушивании музыки. Есть одна композиция, которая натолкнула меня на один из сюжетов, что лежит на полочке с идеями.

Да, музыка – наше все. Да и сны тоже. Что ты делаешь для того, чтобы «раскачать» себя на работу, если не очень хочется?

Мне проще, потому что для меня сейчас написание сценариев — это работа в полном смысле слова. Если не напишу, не будет денег.

А если это что-то твое, а не заказчика?

Давно для себя ничего не писал. Недавно перевел в сценарий один из старых рассказов. Засел за это потому, что попросил знакомый, который хочет выпустить сборник комиксов. Я же еще копирайтер. Пишу разные статьи. Одно дело, когда ты целый день на работе, условно, строгаешь табуретки, а вечером приходишь домой и для души начинаешь неспешно писать книгу. И совсем другое, когда ты целый день что-то пишешь. В этом случае вечером снова писать что-то для себя сложновато.

Но для статей для Клуба ты время находишь…

Это ж не роман.

Кстати, а что тебя побудило их писать (кроме меня)?

Давно лелеял мысль делиться с людьми своим опытом. Но как-то останавливало то, что сам еще мало что знаю. А тут подвернулся такой классный вариант. Вот и зацепился.

Какие три совета ты бы дал писателям, которые пробуют себя в сценаристике? Вот именно писателям. Потому что я сама пробовала - очень сложно переключиться на особый язык....

1. Учиться рассказывать образами, которые можно визуализировать, показать.

2. Прочитать несколько книг по сценарному мастерству. В них многое повторяется, так что не так уж важно, какие именно это будут книги.

3. Быть готовым к многочисленным исправлениям. Есть такая фраза: «Хороший сценарий не пишется, хороший сценарий переписывается».

Как реагируют люди, когда ты говоришь «я пишу сценарии для комиксов»? Многие считают, что это вообще несерьезно и чушь. Да и писатели с этим часто сталкиваются…

А я не говорю. Я веду довольно затворнический образ жизни. А в Сети общаюсь только с теми, кто мне интересен. Вообще, к комиксам в нашей стране относятся очень скептически. Скоро на экраны выйдет фильм «Черновик» по мотивам одноименного романа Сергея Лукьяненко. Я для издательства «Белый единорог» написал сценарий комикса по мотивам этого романа. Автор все одобрил, работа кипит. Так вот, когда сам Лукьяненко рассказал об этом комиксе у себя в Facebook, там были комментарии в духе «Падение до комиксов», «Картинки для дебилов» и т.д. Обидно, конечно, но я понимаю, что это говорят люди, которые просто ничего в этом не понимают. А если ты чего-то не понимаешь, то самое простое — в это плюнуть. Так что, пусть они живут в параллельной реальности. Не в моей.

Кстати, а у тебя есть любимые комиксы? Других авторов?

Конечно. Любовь к комиксам началась с «Хранителей» Алана Мура. Потом могу назвать трилогию Уоррена Эллиса «Не герой», «Черное лето» и «Супербог». Потом из французского БД (так французы называют комиксы) это космоопера Алехандро Ходоровски «Метабароны». Из отечественных авторов очень люблю сестер Конопатовых. Они классные.

А как ты относишься к манга?

Ровно. Читал что-то, но без фанатизма. По сути это те же комиксы, просто немного в другом формате. Точно так же, как аниме — те же мультфильмы.

Как, на твой взгляд, выглядит идеальный комикс? Вот прямо идеально воплощенная твоя идея-мечта?

Никогда не задумывался. У меня с визуализацией плоховато, я, когда книжки читаю почти никогда не вижу лиц героев, даже если их подробно описывают. Так что художник может воплотить мою идею самыми разными способами. Главное, чтобы мне потом понравилось.

А есть типы персонажей, которые тебя больше всего привлекают (которых ты чаще всего пишешь или любишь писать)?

Я люблю героев, склонных к самопожертвованию. Вообще мне эта тема очень нравится. Верность долгу, готовность умереть за идею и т.д. Но самый любимый герой — который умирает, но за счет этого побеждает.

Читатель должен плакать?

Да, но только для того, чтобы потом улыбнуться.
Задаем Володе вопросы, друзья!

С любовью, Настя
Buy for 10 tokens
***
...
- Сегодня ты писал?

- Да.

- Значит, сегодня ты - писатель.

(с) Джулия Кэмерон, "Право писать"

Метки

Разработано LiveJournal.com