?

Log in

No account? Create an account

Вчера | Сегодня


Всем добрый мур!

Среда - и в эфире снова рубрика "Три мысли перед сном". Идею для сегодняшнего материала мне подкинула одна из читательниц на "ЛитЭре". Там я выкладываю написанное до соавторства, и сейчас публикую по главам роман, который был закончен десять лет назад. В аннотации я честно рассказала об этом читателю и предупредила, что эту вещь не стоит сравнивать с тем, что я пишу сейчас, ибо уровень разный. Все же десять лет прошло, за это время я написала не одну и даже не две книги, а о малой форме и говорить не приходится. "Вы стесняетесь своих старых вещей?", спросила у меня читательница.

Я призадумалась. А стесняюсь ли я своих старых вещей? Скорее нет, чем да. При мысли о своем первом романе, написанном больше десяти лет назад, я испытываю противоречивые чувства. Я им недовольна. Но... чтобы вот прямо стесняться, стыдиться? Нет. Это было бы глупо, ведь на тот момент я не могла писать лучше, и то, что у меня есть сегодня - это мой опыт. Разумеется, чем дольше вы пишете, тем лучше становятся ваши вещи. А что насчет тем, поднятых в том или ином романе? Стесняюсь ли я их? Скорее нет, чем да. Даже мой четвертый роман, "Мир между нами" (раньше он носил другое название - "Порошок в зеркалах"), который, в общем-то, не идеален, и вот тогда-то я точно могла написать лучше, не вызывает у меня таких чувств. Нет. Я не стыжусь своих старых вещей. Да и вообще не очень хорошо понимаю, зачем испытывать чувство стыда в творчестве. Это абсолютно неконструктивная эмоция. Если вы постоянно чего-то стыдитесь - вашего слога, ваших персонажей, ваших сюжетов - то вы рискуете навсегда положить ручку. Зачем стыдиться? Лучше сконцентрироваться на том, что следует улучшить. К слову, я не раз замечала, что вещи, за которые авторам стыдно, очень нравятся читателю. Все же мы не можем оценить нашу работу достаточно объективно, да и пишем мы не для себя.

Что скажете, друзья? Есть ли у вас вещи, за которые вам стыдно? Стыдитесь ли вы чего-то в творчестве? Каковы они, ваши три мысли перед сном?

С любовью, Настя
Buy for 10 tokens
***
...

Комментарии

( 23 слов — Сказать )
kilamov
9 май, 2018 20:22 (UTC)
1. За ранние рассказы не то чтобы стыдно, просто я понимаю, что они плохие и никому их показывать не хочу. А если кто-то увидит, то конечно, улыбнусь и скажу так же, как ты «Не судите строго, я тогда был молод и многого не знал».

2. С другой стороны, иногда напишешь что-то, посчитаешь это глупостью и отложишь в сторону, а потом прочитаешь через годик другой и окажется, что это было не так уж плохо.

3. Я человек довольно самокритичный, и когда кто-нибудь говорит, что моя работа плоха, мне сразу становится стыдно за ошибку, хотя ошибки, вполне возможно, там и не было никакой.
era_elto
10 май, 2018 07:27 (UTC)
Тебе нужно работать над уверенностью в себе как автору ;)
kilamov
10 май, 2018 07:30 (UTC)
Похоже на то. Нужно написать об этом :)
blue_vowel
10 май, 2018 13:05 (UTC)
Я вот, например, с трудом себя читаю. Боюсь) А вдруг по прошествии времени, будучи в состоянии объективно оценить написанное, мне покажется, что произведение никуда не годится? Когда собираюсь духом, оказывается не так уж и плохо. У меня есть рассказ, который я нигде не размещаю, потому что в нем есть сцены, которые мне не нравятся. А без них никуда. Так и висит недописанный, без развязки. Идея кажется интересной, но некоторые отрывки никуда не годятся. Есть мнение, что я чересчур критично отношусь к своему творчеству, и ослабить критику и сказать себе: "Как получилось, так и получилось" иногда не мешает.
И как здесь работать над уверенностью? Что может ее дать? Что тебя все время будут гладить по голове и говорить: "Ты очень талантливая, ты себя недооцениваешь, все супер"? Это опасно, потому что здесь можно потерять критическое отношение к себе. Или ориентироваться на отзывы читателей. Но отзывы тоже не всегда могут быть хорошими, ты же не можешь нравиться всем. Оценивать себя популярностью? Тоже не подходит. Здесь очень помогает мнение людей, которых ты уважаешь, ну и внутренне чутье, которое подскажет, что да, здесь, может быть не очень хорошо, но дальше получается все супер. И именно это и придает сил учиться и работать над собой.
era_elto
10 май, 2018 17:00 (UTC)
В случае рассказа ты оцениваешь идею, которая еще не воплощена. Это как судить о супе, глядя только на ингредиенты. Пока не сваришь, не узнаешь ) А вообще я тебя понимаю, я сама очень самокритична. Нужно приучать внутреннего критика, учиться управлять им. При таком подходе ты сможешь работать в разы эффективнее. Ну, если это тебе надо, конечно ) Многих писателей устраивает "пописывать рассказики", они даже писателем себя назвать не могут. Так, будто их покусают ))))

>> И как здесь работать над уверенностью?

Точно так же, как и с другими сферами жизни. Хочешь побороть страх публики и научиться уверенно и красиво говорить? Выступай больше. Когда я только начинала работать в сфере журналистики, у меня был ужасный комплекс по поводу слога, а еще я боялась, что меня будут ругать. Есть только один способ это вылечить - действовать. И в писательстве так же. Писать как можно больше и выкладывать написанное.
blue_vowel
10 май, 2018 17:46 (UTC)
Да, согласна, надо быть активнее.
streletc_art
10 май, 2018 21:54 (UTC)
У меня тоже есть такие сцены, которые мне не нравятся. Сначала я на этом прочно застревала и не могла идти дальше. Ну вот не знаю, как правильно прописать - и всё.
А потом я просто плюнула, я сказала себе: я над этой сценой подумаю завтра )) И вставляла её в текст недоделанной, как есть.
А она потом отлёживалась, и становилось ясно, как её улучшить.
blue_vowel
11 май, 2018 08:21 (UTC)
А я, когда пробую улучшить, сталкиваюсь с тем, что из "песни слов не выкинешь". Когда начинаю править, все расползается.
streletc_art
11 май, 2018 09:10 (UTC)
Ну, править - это ж не только выкидывать, это ещё и выравнивать, добавлять, переставлять. У меня старое после правки как раз увеличивается в объёме ))
Раньше я писала менее пространно. Так пишут журналисты - больше фактического материала, чем эмоционального и описательного. В итоге ощущается некая выхолощенность по сравнению с художественными текстами и логические пропуски. Ощущение, что чего-то не хватает в эпизодах.

Но да, дилемма бывает всё равно - стилистика нарушается, а иногда и полностью меняется. Иногда немного жаль. Мой старый "Эликсир" как раз был написан в таком телеграфном, чеховском стиле. Но там был просто рассказ.

Поэтому надо просто решить, что ты хочешь получить на выходе. Не что выбросить, а что получить на выходе.
blue_vowel
11 май, 2018 14:53 (UTC)
Открыла тот самый рассказ с неудавшимися сценами и понятия не имею как его править. Идея мне очень нравится, но видимо придется признать, что рассказ местами хорош, а местами никуда не годится. Если только отключить самокритику и выложить как есть, на суд публики) Вот не знаю теперь...
streletc_art
11 май, 2018 15:07 (UTC)
Ну, вот эти места, которые никуда не годятся, они же по какой-то причине никуда не годятся? То есть, надо выяснить, что в них не так, а потом думать, как это исправить.
Выкладывайте - а почему нет? ))
streletc_art
10 май, 2018 21:49 (UTC)
1. У меня самая первая книжка моя цела - я её начала писать в 12 лет, и начало первой главы написала под влиянием Алексея Толстого. С той разницей, что он написал хорошо, а я плохо )) Но нет, не стыдно. Во-первых, это никто не читал, во-вторых, мне было тогда простительно ))

2. Если мне что-то не нравится в своих старых текстах, а их хочется выложить - я просто быстренько редактирую, и они преображаются.

3. Теоретически мне должно быть стыдно за то, что я свои многочисленные идеи до конца не довожу. Но мне и тут не стыдно: мои идеи, хочу довожу, хочу - брошу ))
era_elto
11 май, 2018 14:34 (UTC)
>> У меня самая первая книжка моя цела

Прямо ностальгия... вспомнила свой древний первый роман, фанфик по "Трем мушкетерам". Примерно в 12, кстати, и начала. Ох сколько воды утекло с тех пор ))

>> Если мне что-то не нравится в своих старых текстах, а их хочется выложить - я просто быстренько редактирую, и они преображаются.

Вот всегда завидовала таким людям. Сел и выправил роман, который 10 лет назад написал... а я его только открываю - и сразу же закрываю, потому что править там нечего, только переписывать. Оборотная сторона большого количества написанных книг. Чем больше и упорнее работаешь, тем больше над собой растешь... но и тем хуже твои отношения с древними твоими вещами...
streletc_art
11 май, 2018 15:13 (UTC)
*а я его только открываю - и сразу же закрываю, потому что править там нечего, только переписывать.
- просто желание выложить преображённое иногда сильнее, чем нежелание переписывать :))

Я думаю, это вопрос переоценки ценностей. Если ты видишь, что в старом что-то ценное, то это ценное хочется спасти.
А если ценности не нащупаны, то понимаешь, что овчинка выделки не стоит.
Ну и плюс какие-то личные отношения с героями. Иногда героя жалко, он такой хороший... И вот пытаешься вытянуть его в свет ))
era_elto
11 май, 2018 15:39 (UTC)
Разумеется, это ценно. Но ценно как опыт ) Это как бы пройденный этап.
streletc_art
12 май, 2018 09:11 (UTC)
И так бывает. Что-то - пройденный этап. Но часто что-то ценное обнаруживается. Идея какая-то. Или просто хорошо написанное - жалко оставлять. И начинаешь кружить возле этого ядра и получается что-то новое.
era_elto
12 май, 2018 10:43 (UTC)
Нет, это не про меня. Я всегда двигаюсь вперед. Впереди всегда лучшие и самые крутые идеи. Что прошло - то прошло, так тому и быть. А "хорошо написано" покажется ужасным максимум через год. Я концентрируюсь на том, чтобы писать лучше сейчас )
streletc_art
12 май, 2018 10:58 (UTC)
Э, так зачем же писать так, чтобы через год это было никак?
А идея... так они всегда одни и те же, ничего нового со времён Адама и Евы )) Любовь-смерть, страдание-счастье, предательство-благородство, высота-низость...
era_elto
12 май, 2018 16:03 (UTC)
Читателю нравится - это мне никак ) А для того, чтобы понять, зачем и каково это, нужно написать не один и даже не десять романов )

Идеи одни и те же, а вот воплощение разное ) Кстати, ты перечислила не идеи, а сюжеты.
streletc_art
12 май, 2018 18:21 (UTC)
Не, Насть, сюжет - это вереница конкретных событий. Идея - это основная заложенная мысль.
А я перечислила скорее, заготовки для идей. Очень обобщённые. Развить, конечно, можно по-разному. Но в целом, идеи все уже, в общем-то, исчерпаны, вряд ли сейчас можно придумать что-то новое...
sindy11
11 май, 2018 18:39 (UTC)

Стыдно ли мне за свои работы, скорее нет, хотя вижу их корявость и хочется поправить, но такое сложно править скорее писать заново, поэтому я с трудом сделала  редакцию десятилетней давности рассказу и все таки выложила в жж, коментариев не было, поэтому даже незнаю удобоваримо это чтиво или нет. Скажем я горжусь этой работой, так как я довела ее до логического завершения, у меня есть привычка начинать и не заканчивать, загораться идеей и потом бросить ее, а эту я все таки дописала и она была моей первой дописанной работой.Так что скорее свой стыд и страх преобразила в окончательный результат, когда это свершается я сама собой горжусь и себя хвалю😊

era_elto
12 май, 2018 10:44 (UTC)
Редакция рассказа десятилетней давности!!! Да вы шутите все, как вы это делаете?! ))))
sindy11
12 май, 2018 17:42 (UTC)
Просто сказала себе, что надо и правила ошибки, не вдумываясь в текст, а то точно бы все нафиг переделала, а потом послала подруге учительнице русского и литературы, на окончательную правку и уже после этого выложила, даже не перечитывая, так как меня уже тошнило от этого рассказа, может чуть позже, все таки перечитаю, наверно еще через десять лет:)
( 23 слов — Сказать )
- Сегодня ты писал?

- Да.

- Значит, сегодня ты - писатель.

(с) Джулия Кэмерон, "Право писать"

Метки

Разработано LiveJournal.com