?

Log in

No account? Create an account

Вчера | Сегодня



Здравствуйте!

Итак, мы с вами уже знаем не только каким языком писать сценарий, но и как это оформлять. Теперь пришло время попробовать самое интересное — экранизировать прозу. Мы с вами это уже пробовали делать в прошлый раз, и у вас это отлично получалось. Но в основном вы превращали в сценарий действия, а сегодня мы поговорим про описания.

Превращения описаний

Большая часть прозаических произведений — описания. Мы описываем внешность героев, интерьеры и пейзажи, эмоции и чувства, действие и бездействие. В сценарии это всё изменится до неузнаваемости. Например, яркое остроумное описание внешности героя просто исчезнет — оно станет образом этого героя на экране. То же самое случится с описанием окружающего пространства. А вот с ощущениями и мыслями придётся попотеть.

Вот отрывок из моего рассказа:

Моим первым чувством было позвать отца и срубить эту мерзость, но вместо этого я почему-то подошел ближе и коснулся идола. Дерево наощупь оказалось сухим и холодным, несмотря на то, что вчера прошел сильный дождь, а сегодня солнце немилосердно пекло.

Попробуем превратить этот абзац в сцену. Первое, что приходит в голову, заставить героя сказать что-то вроде: «Какая мерзость! Нужно сказать отцу, чтобы срубил». Но это будет выглядеть странно, ведь мы с вами редко разговариваем сами с собой длинными фразами. Гораздо реалистичнее будет так:

Герой стоит недалеко от идола, смотрит на него с отвращением.

  ГЕРОЙ
Какая мерзость…

Герой подходит к идолу, его ноги ступают по мокрой траве. Герой осторожно дотрагивается рукой до идола. Пальцы прикасаются к сухому, потрескавшемуся от сухости дереву. Герой удивлённо смотрит на руку, трёт пальцы друг об друга.

  ГЕРОЙ
Срубить, и дело с концом.

Герой смотрит на основание идола. Склейка. Отец героя, улыбаясь уголком рта, заводит бензопилу. Склейка. Герой, подражая отцу, улыбается уголком рта.

Советы без примеров

Опишу основные моменты, с которыми может столкнуться сценарист, когда занимается экранизацией.

Огромные монологи. В кино герои нередко произносят длинные монологи, но когда персонаж 10 минут кряду просто стоит перед нами и ничего больше не происходит — это скучно. Нужно или превратить монолог в диалог, или переиграть сцену так, чтобы на фоне происходило какое-то действие.

Рассуждения и мысли героя. Я уже говорил (а если не говорил, то повторюсь), что использовать закадровый голос — это не очень круто, хотя допустимо. Лучше, все мысли героев превращать в диалоги или флешбеки, в которых опять же действует несколько человек. Вообще, персонажи в кино редко говорят сами с собой (всё как в жизни), им обязательно нужен собеседник.

Информация из прошлого. Вот пара предложений из рассказа Сергея Лукьяненко «Стройка века».

Последние пять лет дела у них шли неважно. Особенно с тех пор, как у «Откосов и отвесов» отобрали лицензию на право работы в Солнечной системе.

Чтобы показать это в сценарии, придётся конструировать диалог между компаньонами, где один напоминает другому, что дела у них идут неважно и что лицензию у них отобрали. Ещё можно показать доску с нарисованным графиком заказов, идущим вниз, а рядом приколотое булавкой решение суда о лишении компании лицензии.

Попрактикуемся

Вот отрывок из пьесы Ярославы Пулинович «Победила я».

Она ненавидит меня, я знаю… У нее ничего нет, у этой дуры прыщавой. Восемь классов не закончила…. Была не красавица, а теперь совсем на мертвеца похожа стала. Кому она такая нужна? Сама доигралась… Сама виновата. От нее сейчас даже мать отказалась.

Я сама видела, как мать ее орала в коридоре, а она наша соседка – у нас дом на восемь семей, я тебя знать не желаю, ты мне вообще не дочь, я нормальную рожала, а не наркоманку, и может, ты вообще СПИДОМ больна, так что к тебе прикасаться нельзя, катись отсюда, чтоб я тебя больше не видела и все такое… А у меня как раз на следующий день экзамен по фоно, я сижу, готовлюсь. Поэтому, когда эти крики начались, моя мама вышла, и ее маме сказала – это ваши проблемы, и не надо так кричать, если у вас дочь наркоманка, то почему это на моей дочери должно как-то отражаться, пригрозила милицию вызвать… Мать ее испугалась, видимо, ушла к себе, дверью хлопнула, затихла там у себя. А мама видела, что меня аж трясло всю, накапала мне валерьянки, и в комнату увела. Обняла меня, говорит – теперь ты понимаешь, почему я не хочу, чтобы ты гуляла по улицам? А я это уже давно поняла, даже не то, что поняла, а привыкла как-то…

Попробуйте превратить его в сценарий. А я потом покажу свой вариант, только в формате сценария комикса.


Владимир Максимушкин, сценарист
Buy for 10 tokens
***
...

Комментарии

( 11 слов — Сказать )
sindy11
15 май, 2018 18:10 (UTC)
Девушка, говорит по телефону, разговор с подругой:
-Она ненавидит меня, я знаю… У нее ничего нет, у этой дуры прыщавой. Восемь классов не закончила…. Была не красавица, а теперь совсем на мертвеца похожа стала. Кому она такая нужна? Сама доигралась… Сама виновата. От нее сейчас даже мать отказалась.
Я сама видела, как мать ее орала в коридоре, а она наша соседка – у нас дом на восемь семей, я тебя знать не желаю, ты мне вообще не дочь, я нормальную рожала, а не наркоманку, и может, ты вообще СПИДОМ больна, так что к тебе прикасаться нельзя, катись отсюда, чтоб я тебя больше не видела и все такое… А у меня как раз на следующий день экзамен по фоно, я сижу, готовлюсь. Поэтому, когда эти крики начались, моя мама вышла, и ее маме сказала – это ваши проблемы, и не надо так кричать, если у вас дочь наркоманка, то почему это на моей дочери должно как-то отражаться, пригрозила милицию вызвать… Мать ее испугалась, видимо, ушла к себе, дверью хлопнула, затихла там у себя. А мама видела, что меня аж трясло всю, накапала мне валерьянки, и в комнату увела. Обняла меня, говорит – теперь ты понимаешь, почему я не хочу, чтобы ты гуляла по улицам?
А я это уже давно поняла, даже не то, что поняла, а привыкла как-то…
Теперь ты понимаешь почему я никуда не выхожу с тобой ? Маму не хочу расстраивать, да и самой уже так спокойно, приходи ты лучше ко мне домой.



kilamov
15 май, 2018 19:24 (UTC)
Нет, так не честно :)
Нужно превратить монолог в действие.
kilamov
16 май, 2018 04:12 (UTC)
Отлично получилось!
Весь рассказ превратили в действия, но упустили одну деталь: девочка готовилась к экзамену по фоно, то есть фортепиано. И в реплике матери оставили без изменения слова "пригрозила милицию вызвать", хотя она это говорит соседке.
Но основное, повторюсь, очень хорошо.
luisa_sp
16 май, 2018 05:41 (UTC)
Ага, точно, не заметила)
Спасибо!:)
luisa_sp
16 май, 2018 16:58 (UTC)
Владимир, подскажите, пожалуйста, можно ли вводить сцену, если герой в ней ничего не говорит, а только оглядывает комнату?
kilamov
16 май, 2018 19:08 (UTC)
Можно. Если, больше в это время и в этом месте ничего не происходит. И, конечно же, если это важно для сюжета.
sindy11
16 май, 2018 19:40 (UTC)
Пока не скачала програмку, пишу тут, ну вот так переделала.

1.Инт.комната, вечер.
Лика, говорит по телефону, ходит по комнате, подходит к пианино, перелистывает ноты, потом садится и в волнении быстро говорит:
-Она ненавидит меня, я знаю… У нее ничего нет, у этой дуры прыщавой. Восемь классов не закончила…. Была не красавица, а теперь совсем на мертвеца похожа стала. Кому она такая нужна? Сама доигралась… Сама виновата. Подожди секунду.Прислушивается к доносящимся крикам.
-Я тебе перезвоню.
За дверью слышится отчетливый крик:
-Ты мне вообще не дочь, я нормальную рожала, а не наркоманку, и может, ты вообще СПИДОМ больна, так что к тебе прикасаться нельзя, катись отсюда, чтоб я тебя больше не видела .
Галина Викторовна, вышла за дверь и до Лики донесся голос ее мамы:
– это ваши проблемы, и не надо так кричать, если у вас дочь наркоманка, то почему это на моей дочери должно как-то отражаться, у нее экзамен по фоно, она готовится, если не перестанете кричать я вызову милицию.
Хлопает дверь. Тишина.
Галина Викторовна заходит в квартиру, видит всю трясущуюся от волнения и страха дочь, капает валерьянки и дает Лике.Обнимает Лику, говорит:
– теперь ты понимаешь, почему я не хочу, чтобы ты гуляла по улицам?
Лика
-А я это уже давно поняла, даже не то, что поняла, а привыкла как-то…
kilamov
17 май, 2018 06:15 (UTC)
Вот, так гораздо лучше!
Не совсем по правилам сценария, в предложении "Галина Викторовна, вышла за дверь и до Лики донесся голос ее мамы" время прошедшее, а не настоящее.
И переход к трясущейся от волнения девочки получился очень резким. В начале она не выглядит сильно взволнованной, просто пересказывает подруге свои переживания, а потом "трясётся от волнения". Возможно, нужно добавить одну сцену, как девочка боится скандала, переживает.
sindy11
19 май, 2018 09:31 (UTC)
И переход к трясущейся от волнения девочки получился очень резким. В начале она не выглядит сильно взволнованной, просто пересказывает подруге свои переживания, а потом "трясётся от волнения". Возможно, нужно добавить одну сцену, как девочка боится скандала, переживает.

Возможно и так, но я в начале подвела к тому, что она разговаривает по телефону и в волнение быстро говорит, этот монолог, уже определеннй стресс и говоря это ее уже должно трясти. Ее слова говорят, о не равнодушии к этой соседке, какие отношения их связывали из этого монолога не ясно, но точно, не равнодушие.
( 11 слов — Сказать )
- Сегодня ты писал?

- Да.

- Значит, сегодня ты - писатель.

(с) Джулия Кэмерон, "Право писать"

Метки

Разработано LiveJournal.com