?

Log in

No account? Create an account

Вчера | Сегодня

Здравствуйте!

До этого мы с вами говорили о кино, потому что оно понятно всем, но сегодня я расскажу о менее привычном — о комиксе. Хотя сам я, напротив, в этом девятом искусстве чувствую себя более органично.

Для начала пара слов о том, что комиксы в России пока что воспринимаются как нечто несерьёзное, в лучшем случае, как исключительно детские истории, а в худшем — как суррогат литературы для тех, кому не хватает мозгов, чтобы читать книги. Так утверждают люди, которые просто ничего не понимают в комиксах. Они видели пару-тройку супергеройских историй не самого лучшего качества и делают на их основе выводы.

Интересно, какой бы вывод сделали эти люди обо всей анимации, если бы посмотрели только пару серий «Щекотки и Царапки»? А что бы они сказали обо всём кинематографе, если бы видели только треш-ужастик «Ночь живых мертвецов»?

Комикс — это отдельный, самостоятельный вид искусства, который позволяет рассказывать самые разные истории и делать это так, как не может ни одно другое искусство (кстати, во Франции его называют BD, а в Японии — манга, но суть от этого не меняется). Например, нигде, кроме комикса, нельзя передать эффект одновременности происходящих событий. В кино, можно сделать параллельный монтаж, но из-за того, что мы вынуждены смотреть движущееся изображение, эффект будет прочувствован не полностью, часть информации пройдет мимо восприятия. В комиксе же мы можем спокойно рассмотреть, происходящее в кадре и ощутить задумку автора в полной мере.

Посмотрим на сценарий комикса

В самой первой статье я уже показывал, как может выглядеть сценарий комикса. Сегодня сделаю это еще раз, потому что обещал показать свой вариант адаптации отрывка из пьесы Ярославы Пулинович «Победила я». Вот ссылка: https://yadi.sk/i/9PwYLwsI3W4CEm. Признаю, я при написании был в более выгодном положении, чем вы, потому что читал произведение целиком, а потому показал и других персонажей.

Сценарий комикса близок к киносценарию, но все же имеет существенные отличия:


  • Невозможны длинные монологи. Место на странице ограничено, много текста поместить не получится даже при большом желании. По этому приходится ограничивать речь персонажей одним-двумя предложениями или разбивать длинный монолог на несколько кадров. Иначе вы рискуете превратить комикс в прозу.



  • Все описания статичные. В отличие от кино, где все движется, в комиксе все замерло. Это значит, что описывая каждый кадр, мы должны представлять себе замершую картинку. Это правило нестрогое, потому что если написать, что герои идут, то художник просто нарисует людей в процессе ходьбы.


Пример:
Экскурсовод стоит у стенда, где изображен первый рубль Алексея Михайловича. Экскурсовод недовольна, чуть поджала губы. Марина и Дима стоят рядом, с азартом смотрят друг на друга.


  • Описание по кадрам. Описание в сценарии комикса происходит по кадрам, причем нужно постоянно держать в голове, что слишком много кадров не поместится на странице и что в кадр невозможно поместить слишком большое количество деталей. С другой стороны, некоторые художники-комксисты любят сами распределять действие по кадрам, так что сценарист может просто описать действие как ему удобно. Ходят слухи, что сценарист Марк Миллар (автор комикса «Секретная служба» по которму снят фильм «Кингсман») места, где герои должны сражаться, описывает так: «А тут эпичная битва!».



  • Распределение информации между изображением и диалогом. Комикс рассказывает историю сразу двумя средствами: изображением и репликами персонажей. Нужно распределять рассказ между ними и не допускать, чтобы описания не дублировали нарисованные действия героа. Как, например, тут.



  • Клиффхенгеры. Думаю, не стоит пояснять зачем нужны сюжетные крючки в произведении, но если в прозе мы добавляем их в конце главы, то в комиксе их приходится делать на каждом развороте и самый мощный крючок на последней странице. Клиффхенгер нужен, чтобы читателю было интересно перелистнуть страницу. Но нельзя забывать о том, что у журнала есть разворот, а значит, крючок нужно «вешать» только на правую страницу разворота (обычно она имеет нечётный номер). Дело в том, что читая, мы невольно заглядываем на соседнюю страницу и крючок на левой странице разворота будет тут же раскрыт, а значит, он там и не нужен.


На этом, пожалуй, на сегодня закончу и даже не будут давать задания. Если же кто-то захочет попробовать свои силы, то попробуйте взять любую сцену из своих произведений и превратить в сценарий комикса.

Владимир Максимушкин, сценарист
Buy for 10 tokens
***
...

Комментарии

( 9 слов — Сказать )
sindy11
20 май, 2018 10:08 (UTC)

Я так и не поняла, кто говорил, про ненависиь и про прыщавую Скворцову, это слова Наташи или ее мамы или еще кого?
А что такое крючок? Типа интрига?

kilamov
20 май, 2018 10:18 (UTC)
>>Я так и не поняла, кто говорил, про ненависиь и про прыщавую Скворцову, это слова Наташи или ее мамы или еще кого?

В комиксе есть возможность использовать внутренний монолог героя, как в литературе. Он обычно обозначается в кадре баллонами (облачками) другой формы, чаще прямоугольными. В этом случае слова о ненависти именно такой внутренний монолог главной героини.

>>А что такое крючок? Типа интрига?
Ага, что-то вроде того. Вы же смотрели хоть один сериал, тогда знаете, что серия обычно заканчивается на самом интересном месте. Вот это и есть крючок.
sindy11
20 май, 2018 10:45 (UTC)

В электронике, есть тоже такое название-балоны и обзночают почти тоже самое, только на чертежах😊
Так это внутренний монолог Наташи?
Не знала что, эта интрига называется "крючком", в принципе верно подмечено.

kilamov
20 май, 2018 10:52 (UTC)
Понятие "крючок" более узкое. Интрига — относится ко всему сюжету, когда нам интересно читать дальше. Крючок же относится именно к моменту вынужденного прерывания повествования, чтобы зритель выдержал ожидание и продолжил смотреть / читать / слушать дальше.
sindy11
20 май, 2018 11:15 (UTC)

А что первично в сценарии над комиксом? Текст или картинки? Или рисуют и пишут одновременно?

kilamov
20 май, 2018 11:16 (UTC)
Если комикс авторский и художник делает его один, то тут неважно. А если это индустрия, как Марвел или ДиСи, то всё как в кино: сначала сценарий, потом рисунок.
luisa_sp
22 май, 2018 04:13 (UTC)
Доброе утро! Попыталась сделать психотерапевтический комикс по статье М.Хасьминского. Не знаю, получилось ли то, что нужно. Посмотрите, пожалуйста.

https://www.dropbox.com/s/owkxqa7u1csz6wq/%D0%9F%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B0%D0%BF%D0%B5%D0%B2%D1%82%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9%20%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%B8%D0%BA%D1%81_%D0%BD%D0%B0%D0%B2%D1%8F%D0%B7%D1%87%D0%B8%D0%B2%D1%8B%D0%B5%20%D0%BC%D1%8B%D1%81%D0%BB%D0%B8.docx?dl=0
kilamov
22 май, 2018 20:16 (UTC)
Прочитал.
Вы очень точно ухватили суть сценария комикса! Идея визуализировать облачко негативных мыслей, придать ему характер — отличная, как раз подходит для комикса.

Конечно, не обошлось и без недочётов.
Например, стр. 1, кадры 5 и 6. По описанию там должна быть нарисована только Мария, а текст произносит Психолог. В этом случае нужно указывать, что персонаж говорит за кадром. Или вообще их оформить как текст от автора.

А на 2-й странице у Вас получилось сразу 7 кадров, причём в каждом кадре довольно большое действие. Может не поместиться на страницу. Но это чутье приходит с опытом.

В целом, повторюсь, для первого сценария комикса — великолепный результат!
luisa_sp
23 май, 2018 02:17 (UTC)
Спасибо большое!
( 9 слов — Сказать )
- Сегодня ты писал?

- Да.

- Значит, сегодня ты - писатель.

(с) Джулия Кэмерон, "Право писать"

Метки

Разработано LiveJournal.com