?

Log in

No account? Create an account

Вчера | Сегодня


Здравствуйте!

Слегка окунувшись в мир комиксов, возвращаемся к более привычному кинематографу. Ближайшие несколько постов я посвящу книге Блейка Снайдера «Спасите котика!» (https://www.labirint.ru/books/440810/, https://www.ozon.ru/context/detail/id/27596849/). Есть мнение, что автор сильно упрощает и заставляет мыслить шаблонами, но кто из нас без греха? При этом он приводит несколько отличных практических советов, о которых я и расскажу.

«Спасите котика»

Это не только название книги, но и один из приёмов, с помощью которого можно сделать так, чтобы зритель полюбил вашего персонажа. Вы наверняка видели, как работает это правило во многих фильмах, хотя даже не подозревали о его существовании.

Итак, что нужно, чтобы мы с интересом следили за происходящим на экране и волновались за персонажа? Этот персонаж должен нам нравиться, мы должны полюбить его. Самый простой способ этого добиться, воспользоваться правилом «Спасите котика». Оно очень простое.

При первом появлении главный герой должен сделать что-то хорошее, совершить какой-то поступок, благодаря которому мы проникнемся к нему симпатией. Например, герой может снять с дерева котёнка и отдать его девочке-хозяйке. Пример, конечно, утрированный, но я специально выбрал такой, чтобы стал понятен смысл названия правила.
А теперь подумайте, встречались вы уже с таким приёмом? Наверняка, потому что в той или иной мере он используется в голливудском кино очень часто. При этом, автор другой не менее полезной книги Нил Ландау считает, что правило это слишком узкое, что его для зрительской любви недостаточно, но об этом в другой раз.

Кстати, спасать кошек могут не только главные герои. Если вам нужно показать, что вот этот персонаж у вас плохой, то пусть он эту кошку на дерево загонит, стуча палкой по стволу дерева. Ну, вы меня поняли :)

«Папа римский в бассейне»

Следующий приём, который я уже пару раз использовал в своих комиксах и заметил отличное его исполнение в недавнем блокбастере «Тор: Рагнарёк». Наверняка вы видели фильмы, в которых были сцены с длинным монологом или диалогом, в которых больше ничего не происходило. Слова героев были очень важны для понимания сюжета, но вот слушать все это было неимоверно скучно.

Чтобы избежать такой скуки и существует приём «Папа римский в бассейне». Обратимся к фильму «Тор: Рагнарёк». Там в самом начале Тор висит вниз головой связанный цепью, а жуткий огненный демон рассказывает ему о том, как он уничтожит Родину Тора (или что там он собирался сделать, я уже не помню). Монолог этот довольно длинный, пафосный и был бы невероятно скучным, если бы не упомянутый прием. Пока демон вещает, Тор, висящий вниз головой, поворачивается на цепи. Конечно же, настает момент, когда он разворачивается и висит к демону спиной. И в этот момент Тор прерывает Демона и просит того подождать, пока цепь не повернётся дальше. Так происходит несколько раз и вызывает непроизвольную улыбку.

В результате создатели фильма убивают двух зайцев:


  1. Передают нам важную для сюжета информацию.

  2. Не дают нам заскучать, развлекая шутками.

«Укладка трубы»

Это правило относится уже не к отдельным сценам, а ко всему повествованию. Я понимаю эту метафору так: чтобы доставить воду в квартиру, нужно проложить трубы. Вода в нашем случае — это основное действие фильма, которое будет разворачиваться в заданных условиях. Но чтобы мы — зрители — поняли в чём дело, нам нужно сперва рассказать о том, в каких условиях существуют персонажи фильма: что это за мир, какие у него законы, кто герои и т.д. Вот это знакомство — труба, которую нужно уложить, чтобы вода полилась из крана.

Правило очень простое: нужно следить за тем, чтобы труба не оказалась слишком длинной. Иными словами, нужно успеть объяснить зрителю все обстоятельства минут за 20 иначе он устанет и захочет уйти.

Я, если честно, не могу припомнить такого фильма за последнее время, потому приведу пример из книги. Блейк Снайдер утверждает, что в фильме «Особое мнение» труба слишком длинная. Прежде чем начинается основное действие проходит целых 40 минут. Конечно, если учесть, что фильм идет чуть больше 2 часов, то «труба» может показаться не такой уж длинной, но это не так. Все нужно было рассказать короче.

На сегодня, пожалуй, хватит. В следующий раз я расскажу про еще несколько правил.

Владимир Максимушкин, сценарист

p.s. Кстати, я вот все рассказываю сам, а может быть у вас есть какие-то вопросы, которые я мог бы осветить? Задавайте! Если вопрос получится объемным, я напишу на него развернутый ответ.

Buy for 10 tokens
***
...

Комментарии

( 4 слов — Сказать )
streletc_art
27 май, 2018 16:38 (UTC)
Почему в "Солярисе" Тарковский сделал такой длинный прогон автомобиля? )) Это часто обсуждают, но я так и не знаю, как на самом деле ))

Очень всё интересно, спасибо! )

Edited at 2018-05-27 16:39 (UTC)
kilamov
27 май, 2018 16:59 (UTC)
Потому что Тарковский снимал так, как того требовала его душа, не оглядываясь ни на какие правила. Его ещё иногда называют поэтом в кинематографе. А Блейк Снайдер пишет для авторов коммерческого популярного кино.

Рад, что Вам нравится!

Edited at 2018-05-27 17:09 (UTC)
sindy11
11 июн, 2018 15:17 (UTC)

Иногда и правда слишком длинная труба и никакого действия, которое бы захватило с первых минут и утянуло бы. Я кстати этот прием применяю в прозе сразу пишу с действия или каких то мыслей героя/ини, а не с долгого повествования, на мой взгляд, так интереснее. Как говорится, пустьсразу спасают котиков и будет понятно, кто есть кто. Спасибо за разъяснения, жалко мало времени, чтоб прочитать вовремя и проникнутся, но тема сценария, благодаря вашим объяснениям увлекла.

kilamov
11 июн, 2018 15:48 (UTC)
>> но тема сценария, благодаря вашим объяснениям увлекла.

В этом и была цель! :)
( 4 слов — Сказать )
- Сегодня ты писал?

- Да.

- Значит, сегодня ты - писатель.

(с) Джулия Кэмерон, "Право писать"

Метки

Разработано LiveJournal.com