?

Log in

No account? Create an account

Вчера | Сегодня


Всем добрый мур!

Понедельник, восемь вечера по Москве, друзья. С вами Настя и рубрика "Три мысли перед сном". И сегодня я предлагаю поговорить о такой неоднозначной вещи, как творческий кризис.

Некоторое время назад я любила говорить о творческих кризисах так: "Да это просто творческая лень!". Или: "Да вы просто не умеете собраться и работать!". Или еще что-нибудь в таком духе, но неизменно категоричное. Но работа с писателям помогла мне понять, что все далеко не так однозначно. Творческие кризисы случаются регулярно. Причем чем активнее писатель работает над собой, тем чаще он сталкивается с ними!

Когда эта мысль впервые пришла мне в голову, то я возмутилась: "Да ну, чушь полная". Но давайте посмотрим на это с другой стороны. В жизни явный показатель застоя - отсутствие проблем. Если у вас нет никаких кризисов, то это означает, что вы стоите на месте и застряли в зоне комфорта. Люди, которые постоянно продвигаются вперед, каждый день решают проблемы. Иногда - очень серьезные проблемы. Кризис=рост! Так Вселенная обеспечивает нам возможности и пространство для роста! Не удивительно ли? Тем не менее, это так.

Задумавшись об этом более глубоко, я поняла, что в моей жизни было достаточно много творческих кризисов. Просто я предпочитаю называть их не кризисами и даже не проблемами, как это принято в мире, а вызовами. В свое время я приняла решение именовать проблемы именно так, и это решение здорово повлияло и на мои результаты, на мое мировоззрение. Вызов - это что-то увлекательное и интересное. Что-то, что приведет к изменениям. А изменения я люблю! А проблема - это что-то очень подавляющее. Кризис - так вообще из серии "ойвсееее, пойду жаловаться всем на то, что я бесталанен".

Мои творческие кризисы - это остановки на пути, во время которых я могу осмыслить происходящее и понять, куда направиться дальше. Открыть в себе источник новых сил. Пополнить свои ресурсы. Возможно, пополнить колодец вдохновения. Но - ни в коем случае не пассивная жалость к себе! Это то, чего следует избегать всеми силами! Благо мы люди сознательные и всегда можем сделать выбор в пользу более позитивных аспектов ситуации.

А что вы думаете о творческих кризисах, друзья? Ваши три мысли перед сном?

Слушайте свое сердце,

С любовью, Настя
Buy for 10 tokens
***
...

Комментарии

( 45 слов — Сказать )
kilamov
29 май, 2018 07:27 (UTC)
Задумался над своим творчеством и вдруг понял, что ни разу не испытывал творческих кризисов. Но это вовсе не из-за того, что я такой гениальный, нет. Просто у меня никогда не было достаточно много времени чтобы писать что-то своё, долго работать над каким-то собственным произведением. Всё время мне приходилось работать урывками, выбирая время между основной работой. Именно по этому, каждый раз, когда мне удавалось заняться своим творчеством, голова уже была полна идей.

Возможно, если когда-нибудь я смогу отбросить всё и засесть за написание романа или сценария полнометражного фильма, то столкнусь с творческим кризисом. Конечно, не хотелось бы.

А твой подход, называть кризис вызовом, мне понравился. Возьму на вооружение.
era_elto
29 май, 2018 11:38 (UTC)
Я поняла. Да, в таких ситуациях действительно даже мыслей о кризисах не возникает ))) Спасибо за то, что делишься!
sindy11
29 май, 2018 13:50 (UTC)
Мне тоже понравился твой подход, про кризис-вызов, я люблю вызовы самой себе и смотреть на проблемы, под разными углами зрения, тоже люблю.
Ну вот могу обрисовать сегодняшнии мини-кризис:)
Вчера меня конкретно перло и я для себя много написала и в Игру и в свой роман, а сегодня тишина в голове, я даже не могу решить, что дальше написать, как будто вчера выплеснулась, а сегодня отдыхает моя муза, у нее отгул:) Кстати заметила, что после бурных всплесков, временные затишья, раньше я как то огорчалась по этому поводу, пыталась понять, что же не так, сейчас решила отпустить все на волю творческого бога и дать возможность себе созреть, я не думаю, что это лень, это именно какой то временый спад.Три мысли не вышло, получилась, одна:)
era_elto
30 май, 2018 06:40 (UTC)
После всплесков затишья, конечно же. Это естественно ) В жизни дела обстоят точно так же )
sindy11
30 май, 2018 12:26 (UTC)
ну да, наверно именно так
zamok_v_lesu
29 май, 2018 15:41 (UTC)
1. Для меня кризис и вызов - вещи совершенно разные. Делать интеллект-карту для меня - вызов, писать по картинке рассказ - вызов. Это связано с трудностями, преодолением, но не всегда, иногда всё идёт как по маслу само. Но кризисом я это назвать не могу, это просто временные трудности.

2. Не люблю слово "проблема". У меня нет проблем (чаще всего). :) Но есть задачи, которые нужно решать. Например: интеллект-карта, рассказ, роман, постирать бельё, заплатить за квартиру и т.п. Проблема - это когда что-то выходит у тебя из под контроля. Чем человек осознаннее, чем более его психика стабильна, уравновешена, тем меньше таких ситуаций встречается. Он ко многому в жизни подготовлен, и если у одного человека истерика начнётся, такой человек и бровью не поведёт, просто возьмёт и будет решать задачу, не отвлекаясь на эмоции. В отличие от людей, с которыми жизнь "случается", осознанный человек ею управляет, направляет свою лодку сам, а не ждёт, пока её просто понесёт куда-нибудь течением.

На счёт зоны комфорта, у меня так. Если человек не ставит перед собой новых задач - он не развивается. Либо не усложняет задач, когда он вполне уже может такие потянуть, они ему уже давно по плечу, а выбирает знакомые и лёгкие. И это скучно. Так что скука, рано или поздно, из зоны комфорта выводит на поиски новых приключений. :)

По этому да, какие ещё кризисы и проблемы? Это у тех, кто ноет. :) У нас - вызовы и задачи. :)

3. Есть ещё усталость, истощение. Вот оно, на мой взгляд, ближе всего к понятию "кризис". Это застой, когда ничего не хочется делать. Джулия называет это "засухой". Такое со мной случается, да. Раньше и боролась с этим, и считала себя ленивой жопой, и пилила себя, и обвиняла, и пыталась что-то выжать из себя, как из тюбика. Сейчас я понимаю, что в этом ничего страшного нет, просто пришло время отдохнуть, отвлечься, "наполнить колодец". Иногда надо из творца превратиться в потребителя, и просто читать что-нибудь, смотреть фильмы, или гулять, или заниматься другими вопросами, не связанными с творчеством, а потом возвращаться наполненным. Так что сейчас я позволяю себе отдыхать, главное, чтобы не слишком долго. Наполняться силами.

Так что да, всё так и есть.
streletc_art
29 май, 2018 18:16 (UTC)
НЕт, делать хочется. А не получается. Вот как это называется, когда не рождается творчество? Вот это и есть кризис.
(без темы) - era_elto - 30 май, 2018 06:39 (UTC) - Развернуть
(без темы) - streletc_art - 30 май, 2018 14:38 (UTC) - Развернуть
(без темы) - era_elto - 30 май, 2018 15:36 (UTC) - Развернуть
(без темы) - zamok_v_lesu - 30 май, 2018 07:27 (UTC) - Развернуть
(без темы) - streletc_art - 30 май, 2018 11:36 (UTC) - Развернуть
era_elto
30 май, 2018 06:43 (UTC)
>> Так что скука, рано или поздно, из зоны комфорта выводит на поиски новых приключений. :)

К слову, не всех и не всегда. Я знаю людей, которые признают, что им уже дискомфортно в их зоне комфорта, но все равно не выходят. Ибо "снаружи хуже" )

Поняла твое мнение по поводу кризиса. Я все же имела в виду немного другое, для меня усталость - это не кризис, это вполне естественная вещь после активных периодов работы ) кризис - это когда прямо вот тотально довел себя до ручки (причем не только в творчестве). С другой стороны, это тоже урок - типа не делай так больше ))
(без темы) - zamok_v_lesu - 30 май, 2018 08:11 (UTC) - Развернуть
(без темы) - era_elto - 30 май, 2018 12:14 (UTC) - Развернуть
(без темы) - zamok_v_lesu - 3 июн, 2018 08:37 (UTC) - Развернуть
(без темы) - era_elto - 3 июн, 2018 08:38 (UTC) - Развернуть
(без темы) - streletc_art - 30 май, 2018 14:42 (UTC) - Развернуть
garetty
29 май, 2018 17:50 (UTC)
Кризис для меня - это когда и идеи есть, и желание писать, и даже время и обстановка, но... ходишь вокруг, занимаешься тысячей других разных дел, а за текст себя посадить не можешь. Иногда это быстро лечится пинком в нужном направлении, но чаще всего не лечится. Наверное, что-то внутри происходит? Что не всегда удаётся осознать? Или текст в голове ещё "не дозрел". Не знаю. Потому что проходит какое-то время, потом садишься и пишешь без всяких усилий.
era_elto
30 май, 2018 06:44 (UTC)
Блин, я по-доброму завидую людям, которые могут так носить идеи. Мне идеи жрут мозг так, что я не могу спать. Я просто не могу не воплотить их ) ))
garetty
30 май, 2018 09:37 (UTC)
Ну, у меня тоже бывает, что спать-есть не можешь, пишешь сутками напролёт, хоть потоп, хоть апокалипсис. Я не очень люблю такие творческие запои, потому что из реальной жизни выпадаешь нафиг и упускаешь много возможностей в других сферах. Я за баланс. Но так не со всеми идеями. Стихи, например, очень долго во мне зреют. Я порой успеваю кучу прозы написать, пока родится одно маленькое стихо. Зато хорошо созревшие тексты править почти не нужно, даже большие объёмы - каждое слово встаёт точно на своё место!

А ещё я заметила: есть идеи, которые надо срочно бежать и воплощать, пока тёпленькие, а есть такие, которым надо обязательно дать созреть. В основном, это философии касается, или глубокого анализа характера персонажа. Здесь спешить никак нельзя, это как нож хирурга - спешки не потерпит. У меня зимой был очень печальный пример. Начала воплощать такую недозревшую идею, три дня писала маленький мини (с таким объёмом обычно за час-два справляюсь), кучу раз переделывала, и меня всё равно не устраивал окончательный результат. Текст писался на ФБ, поэтому залила в комсоо как есть, в надежде, что кэп отбракует как негодное. Потом пришла бета, очень тактично и корректно указала как раз на те места, которые меня коробили больше всего, указала верное направление, и я пошла переписывать. Текст пошёл в выкладку команды, его потом даже хвалили в комментах, а у меня всё равно осталось ощущение горечи, неправильности и какой-то тоски, словно я обидела любимого человека. Решила больше так не делать: если идея должна созреть, так пусть и зреет, я пока буду другие воплощать.
(без темы) - era_elto - 30 май, 2018 12:16 (UTC) - Развернуть
(без темы) - garetty - 30 май, 2018 13:41 (UTC) - Развернуть
(без темы) - era_elto - 30 май, 2018 15:35 (UTC) - Развернуть
streletc_art
29 май, 2018 18:07 (UTC)
1. Для меня творческий кризис - это стопор. Я не могу. Ничего не рождается, голова перекрыта. Желание есть, возможности есть - например, время - а ничего не сочиняется. Вообще ничего, ни одного предложения.

2.Воспринимаю спокойно. Чай, не на работе. Пошла заниматься другим: мыть посуду, сажать клумбу, шить куклу, расписывать кошечек.

3. Думаю, что это такой перегруз. Вот была энергия, она вся израсходовалась от интенсивного писания. Выгорела всё. Надо накопить новую. Выжимать её из себя без толку - на обжимках ничего не сочинишь. Просто надо подождать прилива...
era_elto
30 май, 2018 06:45 (UTC)
Может, хотя бы ты объяснишь мне, как вы это делаете - желание есть, возможности есть, но не пишете? )))))
(без темы) - streletc_art - 30 май, 2018 10:18 (UTC) - Развернуть
(без темы) - era_elto - 30 май, 2018 12:17 (UTC) - Развернуть
(без темы) - streletc_art - 30 май, 2018 12:34 (UTC) - Развернуть
(без темы) - era_elto - 30 май, 2018 12:40 (UTC) - Развернуть
(без темы) - streletc_art - 30 май, 2018 12:46 (UTC) - Развернуть
(без темы) - era_elto - 30 май, 2018 15:34 (UTC) - Развернуть
(без темы) - streletc_art - 30 май, 2018 15:41 (UTC) - Развернуть
(без темы) - era_elto - 30 май, 2018 18:56 (UTC) - Развернуть
(без темы) - streletc_art - 30 май, 2018 19:00 (UTC) - Развернуть
(без темы) - era_elto - 31 май, 2018 07:58 (UTC) - Развернуть
(без темы) - streletc_art - 31 май, 2018 09:42 (UTC) - Развернуть
(без темы) - era_elto - 31 май, 2018 09:48 (UTC) - Развернуть
(без темы) - streletc_art - 31 май, 2018 10:01 (UTC) - Развернуть
(без темы) - era_elto - 31 май, 2018 10:22 (UTC) - Развернуть
(без темы) - streletc_art - 31 май, 2018 11:55 (UTC) - Развернуть
Зена Огнева
1 июн, 2018 13:22 (UTC)
А еще кризисы, когда энергии мало всегда. А если навыки формируются, так это вообще. Плюс, когда учишься новому, например, объем повышаешь. Например, мне было раньше не реально 3000 знаков сочинить. Да и сейчас тоже возможно, но уже полегче, чем когда училась по сто слов сочинять. Первую книгу хочу сочинить, а не могу. Тогда подумала - первые книги буду сочинять, чтобы интереснее было. Но споткнулась, что хочется сочинить что-то в духе "боевого континента", "часового ключа" - и все затормозилось. Вообще не пишется, даже рассказы прекратила сочинять. Кризис. Короче, надо заново учиться сочинять и новому большому формату.
era_elto
1 июн, 2018 15:46 (UTC)
>> Но споткнулась, что хочется сочинить что-то в духе "боевого континента", "часового ключа" - и все затормозилось.

А можно поподробнее? ) Я просто не знаю, что это такое )
(без темы) - era_elto - 2 июн, 2018 12:55 (UTC) - Развернуть
( 45 слов — Сказать )
- Сегодня ты писал?

- Да.

- Значит, сегодня ты - писатель.

(с) Джулия Кэмерон, "Право писать"

Метки

Разработано LiveJournal.com