?

Log in

No account? Create an account

Вчера | Сегодня



Добрый вечер, друзья! Предлагаю сегодня подумать над ограничениями.

Очень часто можно услышать, что они существуют только у нас в голове. И я по- большому счету с этим согласна. Однако полезно знать врага в лицо и знать свои ограничивающие убеждения. Или обстоятельства. Или всё то, что мешает полноценно жить и творить.

Что вы думаете по этому поводу, друзья. Буквально три мысли.

Желаю вам доброй ночи и преодоления любых преград!
Buy for 10 tokens
***
...

Комментарии

( 14 слов — Сказать )
kilamov
30 май, 2018 19:11 (UTC)
1. Если говорить об ограничении в истории, то это только заводит. Например, сказано придумать историю, где должно быть не больше трёх героев, не больше четырёх локаций и никакой магии, хотя мир фентезийный. Вот тут голова начинает работать на полную, чтобы решить этот кроссворд.

2. Ограничения физические раздражают. Только увлечёшься, только поймаешь мысль, а тут нужно за ребёнком в школу ехать. Злюсь, но делаю. Иногда мысль теряется, а иногда — о чудо! — приходит новая, ещё более интересная. Такой вот вынужденный перерыв порой подстёгивает творческое мышление.

3. А вот ограничения по темам для меня просто данность. Может быть, потом я их и изменю, но сейчас очень хорошо понимаю, что не смог бы написать мелодраму или молодёжную комедию с пошлыми шутками.
streletc_art
30 май, 2018 19:22 (UTC)
1. Стрельцы вообще не переносят никаких ограничение, условий, правил и рамок. Поэтому они первые там, где надо что-то поломать. Какие-нибудь ограничения. И будут вдохновенно об этом говорить: как необходимо это всё сломать ))
Отсюда может сложиться убеждение, что у меня вообще нет ограничений.
Со стороны я произвожу впечатление совершенной разгильдяйки, подчиняющейся исключительно своим правилам каким-то, неведомым другим.

2. Но это не так.
В писательстве я всё время преодолеваю одно устойчивое убеждение, которое вообще-то как раз работает ограничением.
Оно заключается в том, что я отделяю серьёзную литературу от лёгкого чтива. Ну, это профессиональное у меня.
И вот когда я пишу, я всё время спохватываюсь, что у меня получается лёгкое чтиво - и это очень плохо. Что, наконец-то надо засесть за серьёзную, глубокую вещь.
При этом лёгкого чтива у меня уже набралось на две небольшие книжки (надеюсь за лето выпустить) И все, кто читал, смеялись и хвалили. Но у меня всё равно чувство, что это как-то плохо ))))

3. Мне самой смешно, что приходится всегда себя настраивать. Но вот приходится ))
То есть, пишу я, пишу роман - и вдруг хватаюсь за голову: чёрт, опять у меня всё какие-то любовные разговорчики пустые, блин, что ж я пишу-то всякую чушь :)
И реально беру себя в рука и говорю: так. Ты никому не клялась на Библии, что будешь писать что-то глубоко идейное. Пиши, что пишется, и уймись.
И вот так я себя уговариваю - и это уже не один год ))


streletc_art
30 май, 2018 20:03 (UTC)
А, ещё же у меня сознательные ограничения есть, совсем забыла.

1.Я, например, не описываю процесс убийства, всякие отвратительные наклонности, например, садистские, и вообще упивания кровишшей и извратом у меня нет.

2. Ну, и нет ненорматива. Я воспитывалась в языковой среде, свободной он ненорматива, поэтому банально не воспринимаю мат. Он мне не нужен в общении.
Но моим персонажам позволено ругаться - мужчинам и малообразованным персам. Но я не цитирую это. Мне интереснее придумывать для этого образные двусмысленности.

3. Но эти ограничения мне не мешают, наоборот - помогают сохранить настрой.
dingoblues
31 май, 2018 04:14 (UTC)
У меня такое мнение:

1. Ограничения, которые формулируешь для себя сознательно, исходя из своих целей, ценностей, приоритетов - помогают. Порой спасают даже в сложных ситуациях.

2. Сюда же относятся ограничения, сформулированные кем-то другим, но укладывающиеся в мою собственную "картину миру", сформулированную в соответствии с личными взглядами на мир (опять же цели-ценности-приоритеты).

3. Клинч получается там, где сталкиваются разные картины мира, один из носителей которых заявляет свою как единственно верную. Сложнее всего это в первой половине жизни, когда личные ценности еще или вообще не сформированы, или сформированы под влиянием взглядов близких/авторитетных людей без учета собственных моментов (иногда даже до определенного моменты и не знаешь для себя, что их можно учитывать, к этому тоже придти надо))). Причем вообще не важно, Насколько чужая "картина мира" мудра и разумна, важно, что она не моя. После осознания этих моментов я довольно долго жила "на отрицании" (что тоже накладывает ограничения, причем сильно тормозящие, по факту, как это начинаешь видеть со временем). Еще "замечательнее", когда сталкиваются несколько противоречащих картин мира от в разной степени близких/важных людей и ты, с несформированной еще собственной, оказываешься "на линии перекрестного огня". Но когда нащупываешь свой путь, то все, так или иначе приходит в равновесие. Постепенно.
zamok_v_lesu
31 май, 2018 08:31 (UTC)
О да, по третьему пункту - вот один в один просто. Я еще считаю что мне повезло, что я росла в такое переменчивое время, моим маме и бабушке было куда сложнее, у них одна идеология и всё, вот так надо и никаких вопросов. А меня вопрос "так где же правда" очень долгое время мучил. Но это и мотивировало много читать, изучать разные точки зрения, взгляды на мир. Пока не поняла для себя, что в принципе всё равно, все по-своему правы, а я могу выбрать то, что ближе мне. А пока нет видения общей картины, это сильно мучает, да.
zamok_v_lesu
31 май, 2018 08:47 (UTC)
1. Вот я сегодня как раз думала над этим в утренних страницах. У меня всё куда прозаичнее: почему я с лёгкостью катаю полотна в комментах в этом клубе и не могу выжать из себя пост в своём ЖЖ, даже просто скопировав свой коммент и немного его подчистив. И отчёты по Путь Художника бросила писать, хотя здесь исправно пишу и помногу. А там с начала мая ничего, прямо пытка какая-то.

И поняла, что это и перфекционизм, и желание комментов, и в то же время нежелание читать свою ленту и ходить "выпрашивать" комменты по друзьям, которые, не приди я к ним "в гости", даже и не заметят в большинстве своём, что я что-то написала. А тут, в клубе, живое общение каждый день, и оно ничего от меня не требует. Когда я была в одном фотосообществе, было то же самое, я всегда исправно делала фотки по темам, а у себя их выкладывать забывала или было лень. А если и заставляла себя, то через силу. Там как-то сразу много было внимания, и посмотреть их варианты мне тоже было интересно, как и здесь читать рассказы и "блохастые" кусочки. Т.е. меньше усилиц вкладывается, всё как-то легко, без принуждения. А ходить по чужим ЖЖ мне далеко не всегда интересно, и потому усилия как бы умножаются, а отдачи мало.

Сколько мне раз мои учителя говорили "убери калькулятор из своей головы", а я никак не могу. Можно просто писать для себя (ведь пишу же я так роман, утренние страницы и дневник героини (последнее вообще никто не читает, я чисто для себя пишу). Что мешает мне так же писать в ЖЖ - для себя? Почему здесь мне внимания хочется? В общем, вот такая поломка мозга. :) Бредовая, но как есть уж. У меня это ещё с тех времён, как я сайт свой вела, на его раскрутку уходило в сто раз больше времени, чем на написание контента, оформление и веб-дизайн, вместе взятые. И это то, что печалит меня уже много лет. Не люблю заниматься раскруткой, а из-за этого торможу собственное творчество.

Кстати, у одной моей подруги-интроверта всё наоборот. Она легко писала в свой ЖЖ, когда там почти не было френдов, и забросила, когда их стало слишком много (больше 20, вообще-то), а в сообщества писать для неё вообще пытка.

Вот, одно получилось, пока это актуально, других вспомнить не могу.

Вот, немножко подумала и поняла, что это ограничивающее убеждение из серии "ничто не даётся даром, за всё надо платить". Хочешь, чтобы тебя читали, надо идти и читать их, интересно тебе это или нет. Потому что бывает, мне первыми пишут, а у меня как чувство долго какое-то включается, что надо теперь пойти в гости и тоже что-нибудь им написать, а часто это не интересно и лень.

Edited at 2018-05-31 08:59 (UTC)
sindy11
1 июн, 2018 11:32 (UTC)
прям один в один, прекрасно тебя понимаю, но я для себя решила, если мне не интересно, то не надо себя насиловать и терять на это время, если хочется написатьи высказаться, я это сразу делаю, два раза не думая, а вот в обязаловку, типа мне сделали приятное и я вроде как должна, ни к чему, не стоит.
vysochina_lera
1 июн, 2018 08:10 (UTC)
1. Ограничения - это зло. По крайне мере, если писательство у тебя - просто хобби, способ поговорить с миром, сидя ранним утром за компьютером и попивая чашку кофе. Они реально мешают. И бесят. Потому что ты хочешь что-то сказать, но... но, но! Начинаешь слишком сильно заморачиваться по поводу красоты/серьезности/глубинности смысла (подчеркнуть нужное/добавить свое), и получается... пшик!

2. Мысль, вытекающая из п. 1. Долой ограничения! Творим по-полной! Даем ход буйной, бешеной, цветной, не-такой, полосато-крапчатой фантазии!

3. Не будьте такими серьезными. Вздохните, расслабьтесь, улыбнитесь... и пишите все, что в голову придет!

И, напоследок, вкусный отрывок от Джулии Кэмерон:

"Если слова дают нам силу, когда мы начинаем ее терять? Когда мы впервые предполагаем, что кое-кто «умеет обращаться с языком» и может позволить себе пробу пера, а остальные лишь применяют речь в быту, но не осмеливаются причислить себя к «писателям»?

Мне кажется, для многих эта сортировка происходит в школе. Именно там нам говорят: «У тебя склонность к языкам…» То самое примечание, написанное по диагонали ровным учительским почерком в верхнем углу реферата по географии Скандинавии: «Хорошо написано».

Хорошо написано – что это значит? В школе это обычно означает стройное, ясное мышление. Приличная грамматика. Обилие упорядоченных фактов. Может означать и то, чему нас учат – «тематическим предложениям» и «переходам». Часто это не о словах, что льются, как песня, не о новаторских словосочетаниях, не об абзацах прекрасных свободных ассоциаций и авторских отступлений – юный писатель или поэт хотел и мог бы применить подобные таланты, но что за прок от них в прилежании и строгости научной работы?

Что происходит, когда подобные приемы используются в школьных работах? Слишком часто на полях снова появляется пометка учителя, на сей раз – осуждающая: «Уходишь от темы» или «Пиши по существу». Редкий учитель способен найти время и желание похвалить тексты, не соответствующие образовательным требованиям. Нам будто приходится сидеть на учебной диете: «Не перебарщиваем с перцем».

Поменьше перца. Поменьше пыла. И, уж пожалуйста, поменьше человечного. Чтобы соответствовать общеобразовательным нормам, нам приходится довольствоваться пешеходным текстом без характера и страсти, и даже слегка высокопарным тоном, словно писать допустимо только из самых возвышенных побуждений, и на бумагу просачивается лишь выжимка здравомыслия.

Писательство не запрещают – его не поощряют. За нас это делает «Холлмарк»[3]. Мы покупаем открытки, наиболее близкие по смыслу к тому, что хотели бы сказать сами. В школах нас муштруют выражать свои мысли, уделяя основное внимание орфографии, тематическим предложениям и последовательному изложению, и логика принимает на себя командование, а чувства посажены на короткую сворку. Написание текста превращается в античеловечную деятельность. Мы без конца редактируем, удаляя подробности, которые могут оказаться неуместными. И привыкаем к сомнениям и самокритике там, где должно быть самовыражение.

В итоге мы стараемся писать чересчур осмотрительно. Слишком «правильно». Стараемся выглядеть умно. Стараемся, точка. Писать гораздо проще, если не прикладывать столько усилий. Если разрешить себе прохлаждаться на странице. Для меня писательство уютно, как ладная пижама. В современной культуре этот процесс скорее напоминает военное обмундирование. Мы строим предложения – в шеренги, как послушных детей в частной школе.

Сожгите школу дотла. Оставьте, пожалуй, книги, но уговорите учителя поведать вам подлинные тайны – что он пишет и читает тайком, ради предосудительного удовольствия? Предосудительное удовольствие и есть суть писательства. Она – в притягательности слов, перед которыми вы не в силах устоять, описывая что-нибудь интересное. И забудьте о возвышенных побуждениях."
dona_rosa
1 июн, 2018 09:50 (UTC)
Готова подписаться под каждой из ваших трёх мыслей!
era_elto
1 июн, 2018 10:55 (UTC)
>> Хорошо написано – что это значит? В школе это обычно означает стройное, ясное мышление. Приличная грамматика. Обилие упорядоченных фактов. Может означать и то, чему нас учат – «тематическим предложениям» и «переходам». Часто это не о словах, что льются, как песня, не о новаторских словосочетаниях, не об абзацах прекрасных свободных ассоциаций и авторских отступлений – юный писатель или поэт хотел и мог бы применить подобные таланты, но что за прок от них в прилежании и строгости научной работы?

Что происходит, когда подобные приемы используются в школьных работах? Слишком часто на полях снова появляется пометка учителя, на сей раз – осуждающая: «Уходишь от темы» или «Пиши по существу». Редкий учитель способен найти время и желание похвалить тексты, не соответствующие образовательным требованиям. Нам будто приходится сидеть на учебной диете: «Не перебарщиваем с перцем».

Вот тру вообще. Меня в школе за такое почти в каждом сочинении упрекали. Правда, все равно пятерки ставили, но выговаривали регулярно ))) типа "в следующий раз исправься".
vysochina_lera
1 июн, 2018 13:31 (UTC)
Я до сих пор помню, как во втором классе писала отзыв на книжку в читательском дневнике (это было обязательно!) и отвечала на пункт "чему научила вас книга?" Я была очень озадачена. Ту книжку я читала чисто ради развлечения, а не чтобы чему-то научиться. Хотела бы научиться - читала бы не фэнтези, а научпоп или там учебник по математике, или Жуль Верна. В итоге я вымучила что-то типа доброты и сострадания (ставьте в отзыв к любой книжке, не прогадаете).

Тогда мне казалось, что я никогда по доброй воле не буду писать отзывы на книги. И писать сочинения не буду. И искать глобальный смысл и толкования в книге не буду... И уж тем более, я не буду всем этим наслаждаться! Все оказалось неправдой, конечно, чему я до сих пор радуюсь :)

А смысла того читательского дневника я не постигла до сих пор. Зачем так детей мучить обязаловкой и оценками? И еще ведь учительница требовала читать не все подряд, что интересно, а нечто доброе и вечное. Лучше - классику. И рисунок к книге был обязательным (ладно, это была моя любимая часть, но не всем же так везло). И если он не нравился учительнице, она могла снизить оценку.

Я потом едва не рыдала, когда увидела вот этот дневник от МИФ: https://www.mann-ivanov-ferber.ru/books/chitatelskij-dnevnik/ Ну почему, почему такого не было в моем детстве?! Это же так здорово: придумывать фанфики по прочитанным книгам, рисовать, составлять кроссворды, записывать рецепты блюд и интересные мысли!

Edited at 2018-06-01 13:32 (UTC)
era_elto
2 июн, 2018 12:51 (UTC)
... ибо система образования устарела. И ее главная проблема в том, что она этим гордится.
era_elto
1 июн, 2018 10:52 (UTC)
1. В творчестве ограничения только мешают. Любые. Причем совершенно не важно, как человек их называет. Все "я никогда не"", "неудобно", "не могу", "не умею", "не дано" - это как расписаться в собственном бессилии. А потом люди ходят и думают, чего это у них "нет времени" на творчество. И роман лежит три года.

2. Да, безусловно, есть темы, о которых я на данный момент говорю "я об этом писать не буду". Но это не ограничение, это вопрос личных ценностей. Но чем дольше я пишу, тем лучше понимаю, что таких вещей на самом деле очень мало. Раньше я избегала неприятных тем. А теперь считаю, что их обязательно нужно поднимать. То же семейное насилие, например. Или тема наркотиков. И пусть она будет неоднозначной. Пусть люди сами делают выводы. Пусть учатся думать. Да, понимаю, плохо, "ведь дети". Морализаторов вокруг и так полно, у меня цели чуток другие.

3. А вообще творчество - это постоянный риск. Не рискнешь - не поднимешься на новую ступень. Люди, которые боятся рисковать, ставят себе ограничения.
sindy11
1 июн, 2018 11:57 (UTC)
1. Когда мне говорят, что чего то нельзя, мне сразу этого хочется. оключили воду, у меня сразу пересохло в горле и в следующую минуту, я захочу в туалет, меня ограничили, значит именно этого захочется, прям сейчас, до изнеможения.
2.Меня так воспитали, мой папа запрещал меня пугать всякими бабайками и практически ничего не запрещал, были ли ограничения, да были, но они объяснялись, а я делала свой выбор, быть наказанной если я пойду туда куда мне запретили пойти или сделать, как меня попросили родители. За такой вид воспитания, я благодарна родителям, хоть иногда и считаю, что росла, как сорная трава. Как не странно в моей голове, очень много родилось своих собственных ограничений, которые я с упрямством проходила раз за разом, с возрастом многие ограничения отпали за ненадобностью. Зато поняла одну простую истину, касающуяся воспитания детей, на собственной шкуре, чем больше запретов и ограничений, тем больше, ребенку захочется все поломать и сделать по своему, а как только разрешаешь и говоришь, думай своей головой, если сделаешь, так будет вот так, а если сделаешь так, то получится по другому, это уже право выбора и уже не надо как барану биться в закрытые двери, потому что их закрыли, чтоб тебя не пустить.
3.В школе мне часто писали, "не раскрыта мысль", потому что я пыталась впихнуть не впихуемое в сочинение, т.е свою фантазию и мысли ограничить определенным количеством и временем и к концу, я просто сворачивала разгулявшуюся фантазию в скучный текст, чтоб только уложится во времени. С тех пор, я не умею писать длинно и развернуто, как то все время себя ограничиваю, не даю полностью раскрыться, тому что напридумывала в голове или я так побежала мысленно за героями, что я просто не успеваю, это записать и волшебство пропадает. Но понимая это я пытаюсь обойти собственные ограничения и идти за своей мыслью и фантазией. Когда знаком с проблемой проще ее решить.
( 14 слов — Сказать )
- Сегодня ты писал?

- Да.

- Значит, сегодня ты - писатель.

(с) Джулия Кэмерон, "Право писать"

Метки

Разработано LiveJournal.com