kilamov (kilamov) wrote in writing365,
kilamov
kilamov
writing365

Categories:

Мой первый сценарий. Спасите котика и другие советы Блейка Снайдера (продолжение)


Здравствуйте!

Продолжу пересказывать советы из книги Блейка Снайдера «Спасите котика!» (https://www.labirint.ru/books/440810/, https://www.ozon.ru/context/detail/id/27596849/). Если в предыдущем посте советы касались больше отдельных сцен, то в этот они будут для всего сценария целиком. Эти советы универсальны, они касаются любой истории в любом жанре. Итак, приступим.
«Абракадабра в квадрате»

Это правило я встретил впервые задолго до того, как прочитал «Спасите котика!». О нем писал Юрий Никитин в книге «Как стать писателем» (https://www.ozon.ru/context/detail/id/1596629/, https://www.labirint.ru/books/471967/). Представьте себе книгу в которой одновременно действуют инопланетяне, вампиры с оборотнями, разумные роботы, маги, эльфы, гномы, тролли, приведения и боги с демонами. Как вам?

Лично у меня от одного перечисления уже голова пошла кругом. В такой солянке сделать что-то вразумительное будет невозможно. Отсюда и правило: в истории должен быть только один вид волшебства. Или инопланетяне, или вампиры, или роботы, или высший разум.

Это одно из правил, с которым я не совсем согласен. Просто сегодня в попытках нащупать оригинальность авторы все чаще смешивают самые разные фантастические идеи. Взять те же «Звездные войны», где джедаи это своего рода боевые маги, а если взглянуть на комиксы, то там вообще все перемешано. Боги, космические пришельцы, мутанты, маги, ученые потусторонние силы и многое, многое другое, сосуществует вместе вполне органично.

Думаю, мешать можно, только делать это с умом и разумных пропорциях.

«Черный ветеринар»

Название это Блейк Снайдер взял из комедийного сериала 70-х годов, где главным героем был чернокожий ветеринар с армейским прошлым. Слоган звучал так: «Он — ветеран и ветеринар!», что одним звучанием вызывает улыбку. Но суть не в забавном звучании, а в том, что подобным образом порой действуют многие авторы.

Нам хочется порой добавить в историю как можно больше смыслов. Автор приводит случай из собственного опыта, когда он писал сериал про бывшего полицейского с опозиционными взглядами, ставшего частным детективом. Он со своим соавтором придумал название «Левак», которое очень точно отражало мировоззрение героя, но тут соавтор предложил ещё и сделать персонажа левшой. «Перебор», — утверждает Блейк Снайдер.

Это правило гласит: простота — залог успеха. Не усложняйте, не накручивайте. Перчинка в супе — это прекрасно, но будет ли хорошим суп из одного перца?

«Осторожно, ледник!»

В любой истории, пусть это даже будет комедия или мелодрама, герою что-то угрожает. Это может быть догоняющий его маньяк-убийца с дробовиком, а может и целеустремленная бабушка, желающая забрать любимого внука на каникулы в деревню. В любом случае, для героя — это опасность и нельзя допустить, чтобы она подбиралась к герою со скоростью пары сантиметров в год. Иначе зритель просто заснет в ожидании.

Автор приводит в пример фильмы «Пик Данте», где нам приходится долго-долго ждать, когда же вулкан наконец начнет извергаться, и «Эпидемия», где полфильма только говорят об ужасном вирусе, убивающем все вокруг, а сама болезнь никак не начинается. Мне в голову не приходит ни одного собственного примера, так что буду вам благодарен за подсказки.

«Духовное перерождение»

Наверное, самое известное правило: герой в конце должен быть не таким, как в начале. Он должен измениться, стать смелее, сильнее, умнее, красивее, остроумнее — словом должен преодолеть свою главную слабость. Герой должен вырасти. Оставаться прежними Блейк Снайдер позволяет только антагонистам.

Но и здесь есть нюанс. Нужно понимать, что под изменением мы подразумеваем именно преодоление какого-то своего недостатка, но фундаментально герой измениться не может. Маньяк-убийца никогда не превратится в добропорядочного семьянина, как и наоборот. Питер Паркер стал супергероем не потому, что его укусил радиоактивный паук, а потому, что в душе он всегда был героем. Паук лишь дал ему способности.

Мы любим персонажей за их характер, за манеру поведения, за их шуточки и выходки. Если бы доктор Хаус перестал язвить и отпускать мизантропские фразы, мы бы тут же перестали смотреть этот сериал. Итак, повторюсь, герой должен преодолеть свою слабость, сохраняя при этом те черты, за которые мы его любим.


На этом с Блейком Снайдером пока закончим. Это книжка очень информативная, интересная. Всем ее рекомендую. А в следующий раз мы поговорим о совсем уж необычном: сценариях для компьютерных игр.

Владимир Максимушкин, сценарист

p.s. Напоминаю, что я открыт для вопросов. Задавайте и, возможно, я посвящу этому целую статью.
Tags: Киносценарий, Мой первый сценарий, Писательская магия
Subscribe
Buy for 10 tokens
***
...
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 24 comments