?

Log in

No account? Create an account

Вчера | Сегодня

Вопрос дня.


Добрый день, друзья!
В обсуждении вопросов Авторской арифметики, в которой, кстати, всё ещё можно отметиться, у нас возник вопрос. И мы решили вынести этот вопрос для обсуждения в сообществе.

Как Вы считаете, можно ли в рукопись включать то, что автором пережито ещё не до конца. Стоит ли это делать? Насколько это этично по отношению к читателю? Что вы думаете по этому поводу? А как поступаете?

Метки:

Buy for 10 tokens
***
...

Комментарии

( 37 слов — Сказать )
sindy11
12 июн, 2018 13:14 (UTC)

Ну если писатель не пишет правдивую хронику своей жизни, типа мемуаров, а художественная литература и свой взгляд и опыт переживаемого, я считаю, что это вполне нормально и уж точно этично.

dona_rosa
12 июн, 2018 13:34 (UTC)
Я засомневалась почему-то. Мне казалось что нужно что -то сначала прожить и пережить, чем касаться темы. Но не знаю откуда возникла такая версия. Она сама ))))
(без темы) - sindy11 - 12 июн, 2018 13:58 (UTC) - Развернуть
(без темы) - zamok_v_lesu - 13 июн, 2018 09:32 (UTC) - Развернуть
(без темы) - sindy11 - 13 июн, 2018 14:41 (UTC) - Развернуть
(без темы) - dona_rosa - 14 июн, 2018 09:36 (UTC) - Развернуть
(без темы) - streletc_art - 12 июн, 2018 18:54 (UTC) - Развернуть
kriya_new
12 июн, 2018 14:21 (UTC)
Из собственного опыта - из травмы писать для читателя не стоит. Потом, из шрама - да.
С позитивными переживаниями так же. но это сугубо мои ощущения.
dona_rosa
14 июн, 2018 09:31 (UTC)
Сугубо мои ощущения с этим абсолютно совпадают. Отсуюда и вопрос возник. Но чисто интуитивно я понимаю, что каждый автор решает сам, но для меня именно так как вы и написали, из шрама да, из боли - нет.
era_elto
12 июн, 2018 14:39 (UTC)
Хороший вопрос. Мне кажется, мы часто делаем это неосознанно. Невозможно полностью разделить между собой и персонажами. Ведь хороший персонаж - это как роль, в которую ты вживаешься, и тут любой личный опыт играет на руку. О себе могу сказать: да, делюсь, причем часто. И ничего против того, что другие авторы делятся, не имею )
dona_rosa
14 июн, 2018 09:33 (UTC)
Я тоже конечно не имею ничего против, но для себя понимаю, что мне лично это не подходит. Я и в разговоры не вступаю и не делюсь тем, что еще переживаю - пока в процессе. Вот когда пережила или хотя бы замаячил свет в конце тоннеля, тогда делюсь. Иначе становится только хуже и сложнее пережить.
Опять же таки это из моего личного опыта.
(без темы) - era_elto - 14 июн, 2018 16:44 (UTC) - Развернуть
(без темы) - dona_rosa - 14 июн, 2018 18:26 (UTC) - Развернуть
streletc_art
12 июн, 2018 18:22 (UTC)
Перенесу ответ из арифметики
Как вариант: если что-то не пережито до конца, это может и в описываемом сюжете остаться непережитым до конца. В жизни часто что-то обрывается, не отыгравшись, и можно только строить догадки, почему от тебя ушли и почему вот этот план весь пошёл не туда.
Мы в жизни больше не узнаём, чем узнаём - и такую мысль можно уложить в замысел тоже.

А можно дожить прямо в рамках романа, устроить такой "следственный эксперимент" и получить опыт виртуально ))
Вообще, в эзотерике считается, что хороший актёр и хороший писатель - это тот, кто набрал большой опыт чувств за предыдущие жизни.
так что надо просто покопаться в подсознанке - и вспомнить ))
streletc_art
12 июн, 2018 18:47 (UTC)
Насчёт своего опыта: у меня самыми яркими и убедительными сценами обычно бывают пережитые. Они пишутся легче - на одном дыхании, потому что ты находишься в потоке впечатляющих чувств. Легче подбираются слова для тонких описаний ощущений и событий. Выше градус эмоций. Больше манёвренности, возможности отследить, что следует вытащить на свет, что притенить - в общем, лучше работает фильтр.
Писателю вообще необходим жизненный опыт - как, собственно, любому творцу...

Но, поскольку всё на свете постичь невозможно, приходится вживаться и в несвойственный тебе опыт.
Я, например, сейчас пишу от лица молодого парня. И это не первый случай, это уже, наверное третья вещь от лица мужчины, первую я начала сразу после института. То есть, я совершенно спокойно перевоплощаюсь, куда-то проваливаюсь и проживаю непережитое.
Это просто надо пережить в себе. Точно так же, как на сцене актёр умирает, хотя в жизни может, вообще не болел ничем, кроме насморка.

Дело в том, что творческий человек обычно обладает достаточно богатой палитрой чувств. Она у него вмонтирована по умолчанию от рождения - иначе он не встал бы на этот путь.
Так что все краски у писателя под рукой - надо просто научиться прокачивать состояния.

Если получится сегодня - принесу два момента из книг на эту тему, этот вопрос достаточно важный, его не одни мы обсуждаем ))

Edited at 2018-06-12 19:47 (UTC)
dona_rosa
14 июн, 2018 09:43 (UTC)
Лара, с тем что пережитое обычно ярче, я пожалуй соглашусь. В том что касается не художественной литературы это тоже так.
Я вообще придерживаюсь позиции что самое интересное - это то что мы наблюдаем в жизни. Она так поворачивается и такие сюжеты покидывает, что закачаешься. Для тех, кто умеет видеть. :)
(без темы) - streletc_art - 14 июн, 2018 10:13 (UTC) - Развернуть
(без темы) - dona_rosa - 14 июн, 2018 18:27 (UTC) - Развернуть
(без темы) - zamok_v_lesu - 14 июн, 2018 19:37 (UTC) - Развернуть
zamok_v_lesu
13 июн, 2018 09:20 (UTC)
1. Конечно, я именно так и делаю. Мало того, у меня такие тексты намного лучше выходят, чем пережитое. Ну что такого я в жизни пережила? Школу, универ, работу? Я никогда об этом и не писала, разве что подружкам в письмах и всяких отчётах по практикам. Даже любовь. Положа руку на сердце, я никогда не влюблялась. То ли требования слишком высоки, то ли ум холодный и трезвый, но не умею я влюбляться. Но мне всегда хотелось испытать, что же они такое чувствуют, от чего так голову теряют? Особенно в юности. И я писала стихи о любви, очень часто и много. Причем и о неразделённой, и о трагической, и о смерти любимого, и т.п. Мне в отзывах писали, что видимо у меня такая любовь была, так меня тронула, а вот нифига ж! :) Одна моя подруга сказала: "Ты пишешь обо мне? Как ты так тонко чувствуешь мои переживания?" А я о ней даже не думала, когда писала. Думаю, просто "ловила её волны".

То же самое, я никогда никого не убивала. Почему я с таким удовольствием пишу о героях, которые это делают, придумываю разные способы. Мне кажется, если бы я кого-то убила, мне в жизни не захотелось бы такое писать.

Вообще мне кажется, человек лучше всего пишет о своих мечтах и желаниях, особенно нереализованных. Откуда тогда все эти принцы на белых конях? Кто-то хоть раз такого встречал в жизни? :)

2. Самый лучший комплимент в своей жизни я получила от профессиональной актрисы театра. Она сказала: "Ты такая же как я. В жизни - самая обыкновенная, в толпе неприметная. А когда выходишь на сцену, ты - уже не ты, уже кто-то другой. Это отличает хорошего актёра от плохого - он "включается" на сцене." Я прекрасно поняла, о чём она. Именно это я и испытывала, выходя на сцену каждый раз: я - больше не я. Тоже самое происходит, когда я пишу. И злодейские роли у меня намного лучше получаются. :)

Для меня игра и писательство - бегство от серой, скучной реальности, где нет никаких приключений и мы связаны нормами морали, закона и социальных норм по рукам и ногам. Здесь же ты можешь все эти правила нарушить. :) Даже законы физики и здравого смысла. :)

Возможно, это и правда идёт из прошлых жизней.

3. Единственное, когда так делать не следует, это если пишешь учебник типа "как надо делать". "Практикуй то, что проповедуешь" - с этим я совершенно согласна. Чтобы писать о здоровом образе жизни, его надо вести. Чтобы писать о бизнесе, надо быть бизнесменом. Чтобы писать книгу о вкусной и здоровой пище, надо уметь её готовить. Но можно делать предположения или приводить чужие примеры, ссылаясь на них. Как-то так. :)



Edited at 2018-06-13 09:40 (UTC)
era_elto
13 июн, 2018 10:52 (UTC)
>> То же самое, я никогда никого не убивала. Почему я с таким удовольствием пишу о героях, которые это делают, придумываю разные способы. Мне кажется, если бы я кого-то убила, мне в жизни не захотелось бы такое писать.

Вот, кстати, да. Это очень созвучно с моим увлечением ядами )) Я помню, как зачитывалась в университете литературой на эту тему, и как интересно было внимать во всякие интриги, связанные с ядами. Тот случай, когда с пережитым тема никак не связана. Вообще таких много. Те же маньяки, например, тоже очень люблю эту тему, именно людей с проблемной психикой. И не я одна )

И про роли тоже согласна на все сто. Кстати, все известные актеры упоминают об этом.
(без темы) - zamok_v_lesu - 14 июн, 2018 11:11 (UTC) - Развернуть
(без темы) - era_elto - 14 июн, 2018 16:44 (UTC) - Развернуть
dona_rosa
14 июн, 2018 09:50 (UTC)
Вот! Спасибо большое за ответ. Я видимо подразумевала в вопросе то что актуально для меня и это как раз третий пункт, и именно про бизнес. И вот здесь рада совпадению. Мне кажется абсурдным, когда люди о практике бизнеса пишут по учебникам. Или на пике эмоций, когда что то не получилось - пишут другим как все они тоже обречены или что-то в таком духе. Вот здесь и хочется сказать автор, выдержи время, паузу, успокойся, помедитируй в конце концов и потом уже делись выводами, а не вот этим всем, что у тебя накопилось. Понимаешь о чем я? Иначе получается какой-то "слив" и на мой взгляд это вообще последнее чем стоит делиться.
Поэтому как выше написали, из шрама да, из раны нет.
Но это касается именно нашего нон-фикшн, и художественной литературе не знаю. Педполагаю что она сама носит какой-то трансформирующий эффект. Если на примере Достоевского посмотреть. Откуда он писал - из травмы ли, из опыта... он вообще мне кажется из какого-то другого состояния, или измерения :)
(без темы) - zamok_v_lesu - 14 июн, 2018 10:51 (UTC) - Развернуть
(без темы) - dona_rosa - 14 июн, 2018 18:28 (UTC) - Развернуть
dona_rosa
14 июн, 2018 09:41 (UTC)
Про себя могу сказать следующее, это касается даже статей или записей про Азию. Если я в процессе какой то работы или переговоров и сделки и нахожусь на эмоциях, то мне хочется буквально написать одну фразу - не связывайтесь люди в здравом уме и твердой памяти с партнёрами Юго- Восточной Азии, никогда и ни за что. Но потом проходит время, я получаю опыт и научаюсь тому как можно действовать, как справляться с их вечной неопределенностью, вместо того чтобы биться в истерике (и я почти не утрирую сейчас) и мне кажется что в лично моем случае делиться опытом как можно действовать, как можно решить ситуацию - это гораздо полезнее прежде всего для меня самой, и для тех, кто будет мои мысли потом читать.
Но еще раз подчеркну - это не касается художественной литературы. Там я не знаю как дело обстоит, поэтому благодарю тех кто высказались :)
zamok_v_lesu
14 июн, 2018 11:04 (UTC)
О, вот в этом всё дело! Вот для того и пишем утренние страницы (или другие письменные практики), они забирают на себя наши эмоции и остаётся только спокойный трезвый рассудок, который принимает решение. Конечно, если делиться этими эмоциями с другими, можно "заразить" их и быть необъективным. Сами эмоции вполне нормальны. Когда мне тяжело физически взбираться на гору по палящему солнцу, я проклинаю тот день, когда решила идти в поход. То же, когда меня кто-то бесит в компании или меня бесит моё собственное тело. Но я достаю блокнот и пишу, сливаю негатив туда. :)
(без темы) - era_elto - 14 июн, 2018 16:15 (UTC) - Развернуть
(без темы) - dona_rosa - 14 июн, 2018 18:30 (UTC) - Развернуть
(без темы) - zamok_v_lesu - 14 июн, 2018 19:46 (UTC) - Развернуть
era_elto
14 июн, 2018 16:13 (UTC)
Да! Вот тут я соглашусь на все сто! Прямо даже на все двести. Я вообще избегаю писать о работе или о какой-то профессиональной теме вот такое эмоциональное. Хотя многие со мной не согласятся, много вижу постов "ох как клиенты зае...", извините. Вот поделиться опытом по выходу из ситуации - самое то!
(без темы) - dona_rosa - 14 июн, 2018 18:29 (UTC) - Развернуть
(без темы) - era_elto - 15 июн, 2018 05:51 (UTC) - Развернуть
(без темы) - zamok_v_lesu - 14 июн, 2018 19:01 (UTC) - Развернуть
(без темы) - era_elto - 15 июн, 2018 05:54 (UTC) - Развернуть
( 37 слов — Сказать )
- Сегодня ты писал?

- Да.

- Значит, сегодня ты - писатель.

(с) Джулия Кэмерон, "Право писать"

Метки

Разработано LiveJournal.com