?

Log in

No account? Create an account

Вчера | Сегодня


Всем добрый мур! С вами Настя, в эфире - рубрика "Три мысли перед сном", и сегодня я предлагаю поговорить о неточностях, которые бесят нас в книгах. Или нет. Даже не так. Которые нас БЕСЯТ. Принято считать, что писатели - взрослые серьезные писатели - должны быть очень понимающими. И на такие вещи следует закрывать глаза. Дескать, Дюма вон тоже историю насиловал, но его все равно читают, и он гений.

Предлагаю опустить "взрослого серьезного писателя" и оторваться на полную катушку. Вот мой список.

1. Все, что связано с приготовлением еды и напитков.

Я искренне недоумеваю: зачем люди, которые НИЧЕГО (!) не понимают в кулинарии, принимаются описывать процесс приготовления пищи?И ладно если бы про яичницу писали. Так нет. Пишут про сложные итальянские блюда, про соусы из ста двадцати пяти ингредиентов, про какие-то супер-пупер-рецепты приготовления мяса. Но... пишут таким языком, что сразу понятно: человек с трудом может заварить себе кофе, а от сложных соусов бежит как от огня.

Ну и... да. Про кофе. Точнее, про напитки, если мы уже об этом заговорили. Тут история следующая. После демобилизации из армии у меня образовалось некоторое количество свободного времени, и я не знала, чем его занять. Однажды в почтовом ящике оказалась чудесная книжечка, в которой рассказывалось о курсах со скидками для бывших солдат. Я валялась листала ее и наткнулась на курс барменов. И решила, что хочу именно это. Почему? Просто хочу.

Курсы были классные, и опыт потом был полезный. Но ложечка дегтя в этой бочке все же есть. Теперь я не могу не обращать внимание на огромное количество ошибок, которые делают писатели, рассказывая о работе барменов и об алкоголе. Дорогие авторы! Уделите хотя бы пять минут вопросу "что с чем можно мешать, а что нет". Аперитив - это то, что подают ПЕРЕД едой с определенной целью, а не для того, чтобы наклюкаться. Бренди - это НЕ виски. А "смешать" и "взболтать" - это две разные вещи!!!

2. Хай-тек, информационная безопасность, хакеры, информационные преступления и прочая.

Тут авторам можно многое простить: эту тему нельзя изучить по фильмам или книгам, она специфична. Зато можно найти людей, которые ответят на ваши вопросы, причем с радостью. А люди таких профессий обожают свою работу и могу беседовать об этом двадцать четыре часа в сутки. Я собиралась написать роман о хакерах и торговцах информацией много-много лет, хотя имею смежную профессию, до сих пор работаю в этой сфере и прекрасно знаю изнутри и законный, и незаконный аспекты. Собравшись, я не сразу за него принялась, размышляя о том, что же показать, а что нет. В итоге я решила сосредоточиться на торговле информацией и не парить никому мозги с компьютерными тонкостями, потому что атмосфера была важнее.

Дорогие авторы! Если вы хотите написать роман о хакерах, то подумайте дважды. Или даже трижды. Если вы все же хотите вдаваться в подробности, то проведите ОЧЕНЬ масштабное исследование, причем именно что поговорите с людьми, которые в этом разбираются. В противном случае ляпов у вас будет столько, что мама не горюй. Кстати, сюда можно включить и такие темы, как работа полиции, ФБР, АНБ, УБН, Интерпола. Повторюсь: нет ничего плохого в том, чтобы об этом писать. Но до того, как садиться за рукопись, нужно основательно поработать.

3. Плохо прописанные фэнтезийные миры.

Если в предыдущем пункте можно свалить все на отсутствие источников информации, то тут на лицо авторская халтура. Это особенно актуально для начинающих авторов, которые так увлекаются сюжетом романа, что забывают о главном. Читатель хочет понять, в чем тут дело. В чем суть магии. В чем суть мира вообще. Чем темные эльфы отличаются от светлых, чем вот этот тип вампира отличается от другого. Вот этот металл - какие у него свойства? А почему погода именно такая? А почему у темных фей кожа светлая? Почему у персонажей такие имена? На каких языках они говорят? И еще много, много вопросов.

Другая проблема: автор так увлекается написанием мира, что забывает о романах. И, понятное дело, далеко не все описания выйдут в книги. НО. Вы должны четко представлять, как работает ваш мир. Если у вас есть вопросы, читатель почувствует вашу неуверенность. Кроме того, вы легко можете запутаться в собственной истории. Глоссарий! Глоссарий - наше все. Заводите его как можно раньше и не повторяйте наших с Аней ошибок.

А что БЕСИТ вас в книгах, друзья? Ваши три мысли перед сном?

Слушайте свое сердце,

С любовью, Настя
Buy for 10 tokens
***
...

Комментарии

( 36 слов — Сказать )
miradella
22 июн, 2018 17:57 (UTC)
1. Предложения длинной в несколько строчек.

Просто, зааачем? Дочитываешь до конца и понимаешь, что начало уже забыл.

2. Длинные полотнищи описаний.

Особенно, если это занимает больше половины главы. Да, и такое встречала.

3. Описания в стиле текстов из научных диссертаций.


Edited at 2018-06-22 17:59 (UTC)
dona_rosa
22 июн, 2018 19:42 (UTC)
Да, длинные предложения - это безплатная проверка памяти читателя :)
(без темы) - miradella - 22 июн, 2018 19:43 (UTC) - Развернуть
(без темы) - dona_rosa - 22 июн, 2018 19:44 (UTC) - Развернуть
(без темы) - era_elto - 23 июн, 2018 13:20 (UTC) - Развернуть
(без темы) - streletc_art - 22 июн, 2018 20:37 (UTC) - Развернуть
(без темы) - era_elto - 23 июн, 2018 13:19 (UTC) - Развернуть
(без темы) - koldoblin - 23 июн, 2018 16:13 (UTC) - Развернуть
(без темы) - era_elto - 23 июн, 2018 16:40 (UTC) - Развернуть
zamok_v_lesu
22 июн, 2018 18:04 (UTC)
1. Меня такие вещи не бесят, я их либо вообще не замечаю, либо поржать могу, если замечу, вот сюжет важнее. :) Бесят больше психологические вещи, может потому что тема моя-моя. Всё зависит от читателя. Если человек не профи с каком-либо деле, он не заметит (что касается первого, не замечу 100%, и набухаться аперитивом - почему нет, в нашей стране - вполне себе да). :))) А если он в теме (вероятность невелика) то да, заметит, конечно. Знать всё невозможно, но загуглить сейчас вполне реально и почитать материал на тему. Общаться не всегда есть с кем, а в инете инфа бывает крайне противоречивая, потому просто не берусь за сложны темы, или касаюсь их очень поверхностно.

2. Может бесить характер героя или героини, поступки. Очень бесят пассивные беспомощные героини, которых вечно нужно спасать и нужные лишь для того, чтобы показать крутость героя. Но я понимаю, зачем они нужны - мальчики самоутверждаются, отождествляясь с таким героям, исполняют свои мечты. Их же могут бесить сильные героини, потому это вопрос вкуса, "не нравится - не читай" (я так и делаю). Хотя, так закладываются стереотипы, а некоторые из них давно пора забыть.

Самопожертвенность бесит, когда героиня идёт на всё ради любимого, такая овца на заклание. Это тоже личное моё, меня это бесит в жизни, я работаю с женщинами и часто прорабатываем эти темы. Вынуть жертву из себя может, увы, далеко не каждая, и это очень печалит меня.

3. Скучные книги не бесят, они просто скучные. Для меня. О, вспомнила! Депрессуха-чернуха бесит. Когда безысходность и мрачное мировоззрение автора просто в каждой строчке. Как-то писали в какой-то из тем: "Не пишите из травмы, только из шрама". Вот с этим 100% соглашусь. Книга должна поднимать дух, помогать справляться с трудностями, чему-то учить, а не вещать о безысходности и безнадёге. "Автор, выпей йаду" всегда хочется сказать именно таким.

Edited at 2018-06-22 18:16 (UTC)
dona_rosa
22 июн, 2018 19:37 (UTC)
Точно-точно. Третий пункт таки да. Я его лаконичненько назвала "соплежуйство", но это вот оно самое. Страдание ради страдания без дна и без выхода. Непроглядная серость, которая ввела всех в отчаяние и в конце концов утомила :)

Про остальные пункты -мне ооочень давно такого не встречалось. И давно не читала чего -то кроме нон-фикшн и справочников по горному делу, и вот вкралось подозрение, что мошт оно и к лучшему :)
(без темы) - zamok_v_lesu - 23 июн, 2018 05:00 (UTC) - Развернуть
(без темы) - era_elto - 23 июн, 2018 13:23 (UTC) - Развернуть
(без темы) - zamok_v_lesu - 24 июн, 2018 06:51 (UTC) - Развернуть
(без темы) - era_elto - 24 июн, 2018 07:16 (UTC) - Развернуть
fox_in_hood
22 июн, 2018 18:18 (UTC)
1. Меня бесит, когда автор берётся описывать, как что-то из техники работает, совершенно не понимая, как оно это делает. Как работает спутниковая связь, например. Я однажды читала, как некий студент-айтишнег в 90е годы связался со списанным космическим спутником через dial-up. Или как работает компьютер и Интренет. Или сложнее - как работают электрические сети в городах, почему-то у многих есть идея, что чем меньше человек дома пользуется электричеством, тем меньше загрязнение окружающей среды. Особенно меня вымораживают попаданцы, которые со школьными знаниями умудряются в отсталом мире изобрести порох, пушки, пистолеты, пенициллин, фотоаппарат, автомобиль и космические корабли.

2. Несоблюдение техники безопасности и такое устройство технически сложных объектов, которое будто специально сделано для того, чтобы всех угробить. Да, у меня высшее образование по специальности "безопасность жизнедеятельности в техносфере", и я обычно вижу много косяков. Но. Я помню сцену в фильме про затопление мира, где огромную дверь, закрывающую вход в спасательный ковчег, после какого-то там сбоя можно было закрыть только рубильником, находящимся СНАРУЖИ. Кому и зачем пришло в голову его там размещать, и почему бы не сделать ещё один рубильник внутри? Вообще авторы любят размещать жизненно важные элементы, которые по идее должны быть легкодоступны, в местах "хрен доберёшься" только для того, чтобы кто-то мог героически всех спасти. И это бесит. Или вот - главная героиня, которая хорошая, умная, красивая и вообще владелец железнодорожной компании, едет в поезде. Поезд встаёт, потому что ему светит красный. Путём каких-то умозаключений героиня понимает, что это подстава, и приказывает машинисту всё равно ехать. На красный. Это п...ц.

3. Неуместное использование запахов и вкусов. Когда любимая девушка героя постоянно пахнет корицей, или когда в эротических сценах кому-то чудится сладкий вкус ванили. Что вообще такое вкус ванили? Вы когда-нибудь ели ванилин отдельно от другой еды? Да и запахи духов порой описаны так, будто человек просто набросал каких-то случайных названий пахучих веществ. Лучше уж берите реальные составы.
dona_rosa
22 июн, 2018 19:34 (UTC)
Да-да, есть такое. Особенно на безтолковое описание ароматов и запахов остро реагирую потому что сразу понятно когда автор с миром ароматов знаком или по чужим рассказам или домыслам. Это такая тонкая материя, которую действительно нужно чувствовать и ей проникаться. Или лучше уж тогда не трогать.
(без темы) - fox_in_hood - 23 июн, 2018 06:02 (UTC) - Развернуть
(без темы) - era_elto - 23 июн, 2018 13:30 (UTC) - Развернуть
dona_rosa
22 июн, 2018 18:37 (UTC)
1. Владение языком на уровне второй четверти третьего класса. Отсутствие грамотности. Отсутствие стиля. Примитивизм тоже стиль, но приятных чувств не вызывает.

2. Соплежуйство.

3. Бульварный стиль изложения эротических сцен, пошлость.

4. Претензии автора на "всезнайство"

Edited at 2018-06-22 19:31 (UTC)
era_elto
23 июн, 2018 13:31 (UTC)
Вот, кстати, да. Последнее тоже раздражает весьма.
kotomyava
22 июн, 2018 18:48 (UTC)
1. терпеть не могу "провисший сюжет", когда куски историй остаются болтаться в воздухе и книги, которых не коснулись суровая рука редактора и бесжалостная рука корректора
2. терпеть не могу плоский сюжет и картонных героев, слепленных по шаблону
3. терпеть не могу книги, которые оставляют мерзкое послевкусие (насилие, дурость, ну и тд), мое внимание дает силу стать живым, эдакую дрянь не желаю воплощать в моем мире


А еще есть книга, с которой я ржу как со сборника анекдотов уже сколько лет, она называется "Как заработать в Интернете" и содержит плохо слепленный, скомпилированных из разных источников сборник глупых советов, повторить которые читатель без подготовки не сможет, а имеющий подготовку утирает с этих советов скупую слезу умиления. Эта книга - эталон того, что издавать не надо, и лишь потому выжила во всех переборках бумажных книг (так-то вся моя библиотека на 80-90% электронная)
dona_rosa
22 июн, 2018 19:32 (UTC)
Да, особенно присоединяюсь в третьему пункту тоже.
Хотя и с остальными согласна.
streletc_art
22 июн, 2018 20:27 (UTC)
Ну, начну с того, что меня вообще ничего не бесит - ни в книгах, ни в жизни, ни в людях. Я уже умею принимать мир, и мои бесы смирно сидят под лавкой ))
Но я поняла, что имелось в виду в вопросе. Я называю это раздражением. Или возмущением.

Но меня также ничего не раздражает в книгах.
Дело в том, что я подхожу по-другому к чтению. Если мне книга не нравится, я её не читаю. А оценить я могу её по первой странице. Я сразу оцениваю лексику и внутреннюю ценность содержания. И если всё это слабое, то этой книги просто нет в моём мире, поэтому, что возмущаться-то...

Если же всё-таки я берусь читать слабые книги, то обычно у меня есть какая-то цель. Например, я читала Донцову, пытаясь понять, чего она хочет, публикуя эти очевидно пустые повести. Сейчас уже не помню, к какой мысли я пришла. Но меня даже она не раздражала. Мне просто было странно. Недоумение - это не раздражение всё-таки...
Так что у меня нет примеров.
Книга может быть слабой, она может быть пустой, ненаполненной, забивающей эфир, но я знаю, что даже на неё найдётся свой читатель. И может, даже она чему-то его научит.
Автор же, выложивший слабый текст, может быть просто учеником в этой сфере. Ну, не научился он пока блестяще писать. Но надо же ему писать, чтобы научиться.
Когда-нибудь научится. А если не научится - лично я не пострадаю.
Пострадает информационное пространство, да. Наполненное непритязательной литературой, оно и отдавать будет непритязательность, формируя вкус низкого уровня. Но личными эмоциями эту ситуацию всё равно же не изменишь.
Надо делать посильное - стараться писать лучше ))
Вот, я стараюсь ))


era_elto
23 июн, 2018 13:33 (UTC)
То есть, ты читаешь только ради стиля, да?
(без темы) - streletc_art - 23 июн, 2018 14:11 (UTC) - Развернуть
(без темы) - era_elto - 23 июн, 2018 16:41 (UTC) - Развернуть
(без темы) - streletc_art - 23 июн, 2018 21:09 (UTC) - Развернуть
(без темы) - era_elto - 24 июн, 2018 06:46 (UTC) - Развернуть
(без темы) - streletc_art - 24 июн, 2018 20:10 (UTC) - Развернуть
yu_mopeda_luks
23 июн, 2018 05:06 (UTC)
Меня раздражает неясность мысли с первых абзацев,когда нет раскрытия главного замысла книги.Перебирают и перебирают описания.
era_elto
23 июн, 2018 13:35 (UTC)
Да, когда ясность мысли хромает, это действительно проблема. Спасибо за участие, Юль! )
parus28
23 июн, 2018 05:52 (UTC)
Сейчас не приведу конкретного примера. Бесит длинная подводка. Можно сказать конкретно, а человек уходит словно назад, чтобы подвести к данному моменту.
era_elto
23 июн, 2018 13:35 (UTC)
Не поняла, если честно ) В смысле, затянутое начало? Как в классике? Или имеется в виду что-то другое? )
(без темы) - parus28 - 23 июн, 2018 13:57 (UTC) - Развернуть
(без темы) - era_elto - 23 июн, 2018 14:05 (UTC) - Развернуть
( 36 слов — Сказать )

Профиль

writing365
Ни дня без строчки
- Сегодня ты писал?

- Да.

- Значит, сегодня ты - писатель.

(с) Джулия Кэмерон, "Право писать"

Метки

Разработано LiveJournal.com