?

Log in

No account? Create an account

Вчера | Сегодня

Вопрос дня.



Добрый день, дорогие друзья!

Какое-то время назад у нас с Людмилой garetty возник интересный разговор и мне хотелось бы к нему вернуться и продолжить вместе с вами.

Да, в эфире рубрика «Вопрос дня» и главный вопрос на сегодня - откуда приходят стихи? Где они возникают и куда потом уходят? Где находится тот самый источник вдохновения и по какому расписанию он нам открывается?

Почему для некоторых он доступен в режиме 24/7, а другим может быть открывается только раз в жизни?

Есть ли у вас лично какие-то версии того, как это происходит? Задумывались ли вы об этом когда-нибудь раньше?

Метки:

Buy for 10 tokens
***
...

Комментарии

( 28 слов — Сказать )
kotomyava
26 июн, 2018 18:09 (UTC)
В юности, было дело, писала стихи, даже считала, что неплохие. Ошибалась, конечно. Плохие. К счастью, они полностью стерты.
Но я помню как это было: я подхватывала ритм, и на него, словно сами собой, ложились слова. Но одного лишь ритма мало, слова должны брать за душу, иначе из них уходит магия. Они становятся мертворожденным мороком: недостаточно живые, чтоб захватить чужой ум, недостаточно мертвые, чтоб не быть произнесенными вслух. Печальная участь.

Могу ли я писать теперь? Больше нет. Я слышу ритм. Но магия ушла.
Для этой магии надо очень остро чувствовать и искренне верить, что твои чувства это что-то особенное.
Но в этом смысле я, увы, обыватель, высокий полет чувств мне не свойственен.

как сказал один умный человек, есть мастера, а есть ремесленники.
Я определенно ремесленник, неплохой, но не более того - и потому больше стихов не пишу.
garetty
29 июн, 2018 16:05 (UTC)
Моя подруга, которая пишет чудесные лирические стихи, имеет массу поклонников своего таланта, выигрывает лит.конкурсы и руководит лит.студией, в этом году, в апреле сказала мне: "Я ремесленник. Я не пишу стихов, я пишу рифмованные строки". =)

Возможно, не стоит придавать какое-то особое значение "магии стиха" и пытаться прыгнуть выше выдуманного кем-то потолка? Важно просто писать, особенно, если внутри чувствуется ритм.
kotomyava
29 июн, 2018 20:06 (UTC)
Я не могу делать плохо, не могу делать то, что ощущаю как посредственный результат. Дело не в чужой оценке, дело в том, что я вижу и ощущаю, и магия стиха для меня это вполне четкое ощущение
garetty
29 июн, 2018 20:45 (UTC)
Если дело не в чужой оценке, то, может быть, мы с вами имеем в виду одно и то же ощущение, просто пытаемся описать его разными словами)
kotomyava
29 июн, 2018 20:46 (UTC)
очень может быть=)
miradella
26 июн, 2018 18:44 (UTC)
Из головы они приходят, из пространства, в ответ на чувство, в ответ на возмущение. Если это эмоции, то они приходят легче всего, иногда это бывают и целые маленькие истории. Источник вдохновения - это все вокруг. Случайный предмет, случайная фраза.

А так, чтобы писать более менее постоянно - надо писать почаще. Тогда они и приходить будут часто, пускай и не всегда хорошие. Но даже в писательстве не бывает идеальных дней.

Я никогда не задумывалась, как и почему начала писать. Села и написала, а потом поняла, что это часть меня и пишу до сих пор.

Edited at 2018-06-26 18:45 (UTC)
garetty
29 июн, 2018 16:12 (UTC)
Я тоже так думаю, подпишусь под каждым словом:)
sindy11
26 июн, 2018 19:22 (UTC)
Раньше стихи писались от страданий, тоски, одиночества, невысказанности, стихи юности, все о каком то надрыве и писались именно в таком состоянии души, естественно многие посвященны любви и всем вытекающим. Сейчас же, когда предпочитаю прозу, рождается стих, сначала зреет рифма, а потом уже нанизываются как бусины слова, на первую фразу и дальше уже образуется общий смысл. Никогда не думала откуда берутся и почему сейчас не особо пишутся, наверно нравится больше работать с прозой, смысла можно больше передать и не мучиться с рифмой. Но в принципе в стихи можно играть и это становится тренировкой для ума.
garetty
29 июн, 2018 15:57 (UTC)
Не соглашусь, что прозой можно передать больше, чем стихами. Просто эти формы лежат в разных плоскостях сознания, ими передаются совершенно разные вещи. Это как сравнивать музыку и математику: чем можно суметь больше передать - нотами или цифрами?
sindy11
29 июн, 2018 16:40 (UTC)

Ну я свою творческую передачу чувств описывала, ни с кем не спорю, у каждого свое восприятие, понимание и воспроизведение.

zamok_v_lesu
26 июн, 2018 21:46 (UTC)
Я много стихов писала в детстве, в основном о своих животных или смешные, забавные, глупости всякие рифмовала, переделывала популярные песни и т.п., даже матерные. :) В соавторстве с другими детьми часто писала. С рифмой всегда дружила. В юности много писала о любви, т.к. очень уж мне хотелось испытать это чувство, только никак не получалось. А ещё - и это важно - у меня тогда были две подруги, которые обожали стихи. Одна из них сама писала, другая пыталась, в основном белые, и собирала чужие. Мы любили немножко выпить и часами читать могли, причём по сто раз, уже наизусть помнили. Их всегда хотелось удивить, что-то новенькое сочинить, чтобы прочитать потом. Так что поддержка единомышленников очень важна в этом деле, да.

Затем я стала делать свой сайт, у меня появились читатели, они тоже стимулировали на написание и стихов, и прозы (тогда я писала только малую форму). И да, этот навык тоже тренируется. Чем больше ты читаешь чужие стихи и пишешь свои, тем больше ты подключаешься к потоку, некоему Хранилищу Поэзии.

Ещё очень помогают любимые песни. Я сильно вдохновилась песнями Мельницы, Тэм Гринхилл и других бардов, а также любимыми книгами и играми, писала стихи-фэнтези. Одно время писала философские стихи, т.к. эти темы меня волновали. Потом как-то прошло, сейчас очень редко пишу.

И ещё, совсем не обязательно переживать какие-то сильные чувства. Достаточно вдохновиться и проникнуться, а поможет и чужое творчество (у меня в основном так). Но у меня и с прозой чаще всего то же происходит. Когда я читаю, стихи или прозу, я как бы перенимаю умения того, кого читаю, хотя специально копировать не стремлюсь. Конечно, наслаиваются личные моменты, но вдохновляют вовсе не они, а именно впечатления от прочитанного, услышанного, просмотренного. Плюс погружение и практика.

У одной моей знакомой в сети был классный сайт "Союз Неравнодушных", там был форум, где мы рифмовали всё подряд, просто общались в стихах. И у меня в гостевой книге сайта тоже такое проделывали. Если пообщаться, путь даже неловко и кое-как, в стихах, потом и говорить так будешь. :)
garetty
29 июн, 2018 15:53 (UTC)
Здорово, мы с тобой сказали об одном и том же, только разными словами! Я сначала свой коммент написала, а потом прочла твой.

Мельницу раньше тоже очень любила, и Тэм, и других мерестрелей)
zamok_v_lesu
30 июн, 2018 19:01 (UTC)
Да, правда, прочитала. :)

Про менестрелей - нас тут много, оказывается! Приятно! :)
era_elto
27 июн, 2018 07:50 (UTC)
Пожалуй, единственный вопрос, который вечно остается без ответа - у меня ) Возможно, это какой-то особый язык для выражения каких-то особых мыслей. Вот чтобы именно в стихотворной форме - и никак иначе. Это прямой контакт с Творцом. Говорят, что первым словом, из которого был создан мир, было слово на особом языке, нечто среднее между стихами и прозой. Наверное, это отголосок этого слова.
garetty
29 июн, 2018 16:21 (UTC)
Знаешь, я тоже часто об этом думаю, что стихи - прямой контакт с Творцом. Какой-то особый язык, которым очень много можно сказать, на самом деле, хотя выразится это всего в паре строк.

В какой-то книге мне встречалась фраза, что стихотворения - это нечто среднее между музыкой и литературой (прозой, имелось в виду). То есть, это слово, несущее в себе музыку. А ещё я заметила, что если к любым своим стихам относишься именно так - как к молитве, уважительно и бережно, - то это помогает сохранить их "магию" (я имею в виду то, что заставляет читателя залипать на стихах).
era_elto
29 июн, 2018 16:42 (UTC)
>> Какой-то особый язык, которым очень много можно сказать, на самом деле, хотя выразится это всего в паре строк.

Именно так. То, что нельзя сказал прозой, как ни стараешься. Стихами всегда можно сказать больше. В том смысле, что глубже )

>> В какой-то книге мне встречалась фраза, что стихотворения - это нечто среднее между музыкой и литературой (прозой, имелось в виду). То есть, это слово, несущее в себе музыку.

Очень хорошая фраза. Согласна, так и есть )

>> А ещё я заметила, что если к любым своим стихам относишься именно так - как к молитве, уважительно и бережно, - то это помогает сохранить их "магию" (я имею в виду то, что заставляет читателя залипать на стихах).

Эх. Вот тут я грешна, конечно. Я к ним как к мусору отношусь, написал - забыл ( Аня меня ругает за это всегда ( Шесть лет уже ругает!
garetty
29 июн, 2018 17:37 (UTC)
Не, нормально ты к ним относишься. Забывать свои стихи - обычный творческий процесс)) А вот править по первому комментарию, чтобы кому-то понравиться и угодить, или фразы типа "я тут накарябал на коленке" - вот это как к мусору, да.
era_elto
30 июн, 2018 10:37 (UTC)
>> А вот править по первому комментарию, чтобы кому-то понравиться и угодить, или фразы типа "я тут накарябал на коленке"...

Пшшш, ну на самом-то деле. Я такого никогда не делала и вряд ли буду делать )))
miradella
7 июл, 2018 19:39 (UTC)
>> Именно так. То, что нельзя сказал прозой, как ни стараешься. Стихами всегда можно сказать больше. В том смысле, что глубже )

Да-да! У меня тоже так бывает! Иногда стихами получается глубже, чем рассказом.
streletc_art
27 июн, 2018 08:59 (UTC)
Стихи приходят оттуда, откуда приходит всё - из информационного поля.
Творчество - это контакт с этим полем. Сознательный уровень мешает черпать информацию напрямую с поля, он является естественным заслоном. Фильтром.
В зависимости от того, как работает фильтр, принимается информация. У гениев этот контакт почти непрерывный.
Чтобы получить контакт с информационным полем, нужно притормозить сознание. Люди пользуются для этого всяческими стимуляторами, более или менее этичными.
Самыми этичными считаются православные молитвы.
Дальше идут медитации и мантры
Потом шаманские практики
Потом народные - напиться-накуриться ))
У гениев сознательный уровень вообще приторможен почти всё время - именно поэтому жизнеспособность их зачастую мала, например, Надя Рушева, Ника Турбина...

У природы свои способы балансировки - высокая температура, потеря сознания...
Я помню, что когда болела, всегда очень удачно сочиняла )) Самая первая повесть "И светлые песни Грига" была сочинена и полностью дописана во время гриппа ))
Самое значительное стихотворение "Дети спасения" тоже были написаны под высокой температурой. Я помню это процесс - рифмы подбирались мгновенно и именно такие, которые я бы в нормальном состоянии не нашла.

А вот по какому расписанию... Хм, я думаю, это расписание точно не мы составляем ))
Это как процесс деторождения: душа ребёнка приближается к женщине - и она начинает его хотеть. Божественный план ))
На тонком уровне творчество и деторождение выглядит одинаково. Недаром автор называет своё произведение "детищем". Процесс одинаков: сначала обдумывание - вынашивание, потом рождение - написание. В тех же муках, но счастливых ))
garetty
29 июн, 2018 15:36 (UTC)
Ой, какая близкая тема! Думаю, в стихах нет ничего волшебного. Они кажутся магией только вначале, когда вдруг прорываются словно из ниоткуда на волне сильных чувств. Любовь, ненависть, ностальгия, страсть, возмущение - всё-всё, что сильно_волнует и трогает. Разных людей сильно_волнуют разные вещи, поэтому одни пишут стихи о любви, другие - о Родине, а третьи - матерные частушки)) Но всегда в основе стихотворения лежит ЭМОЦИЯ. И личностная вовлечённость. Без этого стихов не будет. Потому что уметь складывать рифмы - это ещё не поэзия. Точно так же, как если научился грамотно строить предложения - это ещё не значит, что умеешь писать большие красивые романы.

Я уверена, что стихи вырастают изнутри нас самих, а не приходят откуда-то извне. И вся магия заключается вот в чём: позволишь себе отпускать на волю свои чувства - будешь писать стихи. Не позволишь - они "уйдут", как будто в связи с возрастом или со временем, с потерей интереса... да мало ли что можно себе напридумывать! А ещё, чтобы писать стихи, нужна честность по отношению к себе самому. Это помогает сказать себе: сейчас я чувствую то-то и потому-то. Такое "признание" себе самому - своеобразная точка отсчёта, тот таинственный импульс с которого начинается вдохновение. Я так это осознала для себя.

Многие начинают писать, находясь в состоянии эмоционального надрыва. Такие стихи, написанные "кровью сердца" (и особенно от новичков), редко бывают тем, что мы привыкли считать поэзией. И постоянно "кровью чувств ласкать чужие души" (как сказал Есенин) не хочется. Поэтому есть соблазн сказать: не получилось сразу хорошо, значит, не дано.

А умение писать стихи тренируется также, как и умение писать прозу. Техника нарабатывается по той же самой схеме: много читать чужих стихов, анализировать приёмы и методы, писать своё - много, очень много (добрую половину из которого никогда никому не покажешь), участвовать в литературных мероприятиях, где есть возможность почитать, послушать и проанализировать разные тексты в кругу единомышленников. Все биографии известных поэтов говорят об этом. К сожалению, пока оттачиваешь технику стиха, можно легко потерять ЭМОЦИЮ - тот самый огонь, которым стихотворение горит изнутри и который привлекает читателя. А вот когда научился технике и одновременно поймал баланс - умение сохранить своё мироощущение, свою вовлечённость, вот это всё личное и неповторимое - тогда можно сказать, что научился писать стихи.

И ещё такой момент. Красивые, эмоционально насыщенные стихи можно писать не только о себе, о любви и о своих реальных чувствах. Я пишу много фандомных стихов от лица разных персонажей. Мне доставляет огромное удовольствие влезть в их шкурку и попробовать пережить их эмоции. Меня это захватывает, поэтому личная вовлечённость обязательно есть. Сейчас я овладела техникой достаточно, чтобы не "рожать стихотворение в муках", пишу очень легко, вдохновение тоже возникает словно по щелчку. Но я стихи пишу с детства, а профессионально стала заниматься этим с 2004 года, поэтому могу сказать с уверенностью: никакой мистики, только годы упорных тренировок и огромное желание совершенствоваться. Ещё есть масса чисто технических фишек.

Edited at 2018-06-29 15:45 (UTC)
era_elto
29 июн, 2018 16:13 (UTC)
>> И ещё такой момент. Красивые, эмоционально насыщенные стихи можно писать не только о себе, о любви и о своих реальных чувствах. Я пишу много фандомных стихов от лица разных персонажей. Мне доставляет огромное удовольствие влезть в их шкурку и попробовать пережить их эмоции. Меня это захватывает, поэтому личная вовлечённость обязательно есть.

Плюсую отчаянно и всеми лапами!!!! У меня стихи "от других персонажей" получаются даже более насыщенными с эмоциональной точки зрения. По поводу красоты не скажу, потому что не думаю, что это применимо к моим стихам ) Но по поводу вовлеченности в процесс - да-да.
garetty
29 июн, 2018 16:26 (UTC)
Твои стихи я ощущаю яркими и чувственными. Они живые, в них есть огонь. Это главное! Ты ведь и форму будешь совершенствовать дальше?;) Всегда слежу за новинками вконтакте, надо бы ещё приучить себя сразу ставить лайки, выходить из режима человека-невидимки))
era_elto
29 июн, 2018 16:32 (UTC)
>> Твои стихи я ощущаю яркими и чувственными. Они живые, в них есть огонь.

Мурмур ) Комплимент от тебя - вдвойне комплимент, спасибо )

>> Ты ведь и форму будешь совершенствовать дальше?;)

Стыдно признаться, но я вообще никогда не задумывалась о форме. Когда стихи начинают есть мозг, то я просто сажусь и записываю так, как слышу их. Бывает, слышу несколько стихов подряд с похожей мелодией. Потом что-то переключается. В общем, сложно все. С другой стороны... после того нашего разговора, где было про этажи, я задумываюсь об этом все чаще. Что-то у меня в голове меняется, и это здорово )
garetty
29 июн, 2018 17:07 (UTC)
Если что-то меняется, то непременно созреет, не надо торопить))

Я сама сознательно задумалась о том, как важна форма (подача), лишь несколько лет назад, анализируя, чем меня так привлекают стихи некоторых любимых авторов современников (с кем-то знакома лично). Когда беседовал с человеком, слышал его живое чтение, видел подачу, тем более задаёшь себе вопрос - как? Как они этого добиваются? В общем, пришла к тому, что ритм, размер, способ рифмовки и прочие технические детали должны делать акцент на настроении. На сюжете стиха - косвенно, но главное, на том чувстве, которое должно возникнуть у читателя. Чтобы он ярче услышал нашу внутреннюю музыку.

Конечно, думать об этом мозгами - последнее дело, потому что не мозгами стихи пишутся. Но надо же ведь расти, расширять свой подпольный арсенальчик: ибо захват мира и всё такое))) А использовать один и тот же набор инструментов - гарантированно топтаться на месте. В общем, я теперь пытаюсь экспериментировать, не могу сказать, насколько удачно. Но судя по откликам, что-то начало получаться.

Это я сейчас больше сама с собой разговариваю, чтобы уложить в голове. А тебе спасибо, что натолкнула на подумать!

Edited at 2018-06-29 17:09 (UTC)
era_elto
30 июн, 2018 10:33 (UTC)
>> В общем, пришла к тому, что ритм, размер, способ рифмовки и прочие технические детали должны делать акцент на настроении. На сюжете стиха - косвенно, но главное, на том чувстве, которое должно возникнуть у читателя. Чтобы он ярче услышал нашу внутреннюю музыку.

Да, в этом определенно что-то есть )

>> Конечно, думать об этом мозгами - последнее дело, потому что не мозгами стихи пишутся.

Ну так же как в прозе, по большому счету. Там тоже не стоит слишком циклиться на стиле. В итоге стиль будет выверенный, а остальное пострадает. Плавали, знаем ) Видели такое не раз.

>> Это я сейчас больше сама с собой разговариваю, чтобы уложить в голове. А тебе спасибо, что натолкнула на подумать!

Мурмур, хорошо, что разговариваешь сама с собой вслух. Это очень важно для меня. Теперь и я думаю о стихах. Кто бы мог подумать, что задумаюсь ))) Но тем не менее. Спасибо за то, что делишься!
miradella
7 июл, 2018 19:43 (UTC)
>> Многие начинают писать, находясь в состоянии эмоционального надрыва. Такие стихи, написанные "кровью сердца" (и особенно от новичков), редко бывают тем, что мы привыкли считать поэзией

Я пару лет писала только так. И некоторые очень сильно людям нравились, что странно. Да и я читаю их и замечаю, что в них что-то такое и, правда, есть.

garetty
7 июл, 2018 20:34 (UTC)
В них есть искренность и живой огонь, и читатели это очень тонко чувствуют, потому и нравится. И за яркие настоящие чувства многие готовы простить нашим стихам все недостатки формы. Я тоже сто раз убеждалась, что на любое стихотворение находится своя аудитория, поэтому выкладываю всё: даже если мне оно не очень, кому-то обязательно придётся по душе))

Но засада в том, что когда постоянно работаешь на таком надрыве, сам очень быстро выгораешь. И критику воспринимаешь более остро, потому что оно же кровью написано, кажется, что не стихи критикуют, а тебя лично.
( 28 слов — Сказать )
- Сегодня ты писал?

- Да.

- Значит, сегодня ты - писатель.

(с) Джулия Кэмерон, "Право писать"

Метки

Разработано LiveJournal.com