?

Log in

No account? Create an account

Вчера | Сегодня



Всем добрый мур!

Эта статья является продолжением мини-серии материалов по мотивам основного чек-листа рубрики “Авторская арифметика”. Сегодня мы говорим о ресурсах.

Что такое ресурс?

Представьте себе, что у вас есть машина. Вы проверили уровень жидкостей и состояние покрышек, все идеально. Но без топлива машина не поедет. Вы заполняете бак и отправляетесь в дальнюю поездку. На определенном этапе вам нужно будет подзаправиться, потому что без топлива машина встанет. Также вам нужно “подзаправить” себя: перекусить, выпить кофе, возможно, поспать. Топливо для машины, еда, кофе и сон для вас - это ресурс. Ресурс необходим нам для того, чтобы достигать результатов. Писательский ресурс - это знания и навыки, которые нужны нам для достижения наших творческих целей.


Какими бывают писательские ресурсы?

Условно их можно разделить на следующие группы.

1. Готовые вещи - книги, рассказы, стихи, миниатюры.

Готовые вещи - это маленькие (и не очень!) доказательства того, что вы МОЖЕТЕ. Это ваши результаты. Писатель - это тот, кто пишет. Чем чаще вы финалите вещи, тем больше сумма на вашем счету личного доверия. Этот термин использовал доктор Стивен Кови, и мне нравится эта метафора. Каждая завершенная вещь добавляет несколько монет в копилку вашей уверенности в себе. Растет ваш уровень, растет ваше мастерство.

Начинающие писатели пишут первые романы несколько лет именно потому, что не осознают, как важно делать накопления на этом счете. Писатели, первый роман которых позади, недооценивают важность другого ресурса - личной силы. Когда мы хотим, чтобы каждое наше произведение было идеальным и переписываем его по сто двадцать пять раз, мы рубим сук, на котором сидим. Мы хотим сделать лучше вещь определенного уровня, находясь на том же уровне. Но это невозможно, потому что улучшения приходят только на более высоких ступенях мастерства. Мы попадаем в ловушку: убеждаем себя в том, что сможем сделать лучше. И еще лучше. И еще лучше.

В итоге мы переписываем произведение тысячу раз, но результат нас все равно не удовлетворяет. Давайте скажем прямо: как авторы мы стоим на месте. И не суть важно, какие оправдания мы себе придумываем. Когда мы переписываем одну вещь тысячу раз, наша личная сила уходит в минус. И из него все сложнее выбираться.

Важная мысль. Работа над увеличением личной силы возможна только в том случае, если мы регулярно завершаем вещи.

2. Аудитория.

Можно долго плеваться ядом и говорить, что вы пишете для себя. Или говорить, что вы уже давно не пишете для кого-то, и что вас не интересует читательское мнение. Но мы пишем для читателя. Иначе мы писали бы в стол.

Наша аудитория - это наша мотивация, наше вдохновение, наш самый строгий критик и наш самый преданный поклонник. Нужно каждый день задаваться вопросом: что я делаю для своей аудитории? Что я могу дать своему читателю? Что я могу улучить в подаче материалов? Есть ли у меня контакт с аудиторией? Как я могу укрепить эту связь? К слову. Возможно, вы не продаете свои книги на данный момент, но если планируете… да. Ваша аудитория - это ваши потенциальные покупатели. Может, это даст вам дополнительную мотивацию работать с ней.

Важная мысль. Вопрос “что я делаю для своего читателя” нужно задавать себе каждый день. И предпринимать конкретные шаги.

3. Навыки.

В современном мире из писательских навыков сделали культ. Именно из этого термина - “писательские навыки”. Все бегают вокруг и орут: “Прокачивайте писательские навыки!”. Когда одного из таких умников осторожненько остановишь и зашепчешь ему на ушко: “А о каких навыках речь, бро?”, он шарахнется от вас и как от чумы и побежит дальше: “Мне некогда! Я вдохновляю других на то, чтобы они прокачивали писательские навыки! И ты прокачивай! Давай-давай, я проверю!”.

Писательские навыки можно разделить на три основные группы.

Первая - умение строить сюжет. Основные знания композиции произведений мы получили в школе, так что “я не знаю, как строить сюжет” - это плохое оправдание. Сюда же - умение закрутить интригу, умение раскрутить интригу, умение расставлять “крючки” и поддерживать напряжение.

Вторая - работа с персонажем. И это не совсем писательский навык. Потому что для создания по-настоящему ярких героев недостаточно быть “просто писателем”. Желательно иметь обширные знания в области наук, связанных психологией. Ну и, конечно, уметь оформлять всю эту радость так, чтобы читателю нравилась картинка.

Третья - стилистика. Стилистика - это ваша способность рисовать выразительные и эмоциональные картины с помощью языка, на котором вы пишете. Я люблю простые определения и не вижу смысла в том, чтобы поклоняться неведомой и непостижимой стилистике.

Важная мысль. Писательские навыки - это не запретное знание, а четко определенные сферы. И прокачивать их нужно ДЕЙСТВИЕМ.


Как наращивать писательский ресурс

С первыми двумя пунктами все понятно. Финалить вещи, работать с аудиторией. Главные большие вопросы начинаются тогда, когда мы обращаемся к третьему пункту. Как же прокачивать эти пресловутые писательские навыки?

1. У вас должна быть цель.

Ибо ресурсы всегда подбираются под цель. Предположим, вы хотите написать фэнтезийный роман с детективной и любовной линиями. В идеале вам нужно уметь работать с фэнтезийными мирами, строить детективную интригу и не забывать про эмоциональное напряжение.

Важная мысль. До того, как прокачивать тот или иной писательский навык, поставьте цель.

2. У вас должна быть потребность в том, чтобы прокачать тот или иной писательский навык.

Часто я слышу: “У меня проблема с сюжетом”. Я начинаю задавать вопросы, и выясняется, что у человека с сюжетом нет никаких проблем. И вообще у него нет проблем, помимо тех, которые он сам себе придумал. Проблема - это когда либо работа реально стоит (страдает планирование - как вариант), либо вы недовольны УЖЕ ГОТОВЫМ материалом (пусть и черновиком, который пишется).

Важная мысль. Прокачивать навык нужно тогда, когда вам это нужно, прошу прощения за некрасивый каламбур. “Просто чтобы было” - это пустая трата ресурса.

3. Вы должны знать свои сильные и слабые стороны.

Смиритесь с тем, что вы никогда не будете писать идеально. Скажу больше - вам это не нужно. К примеру, я не умею описывать сцены драк и боев - и мне на данный момент это не нужно. Когда понадобится, я буду рад этим работать, но сейчас это не имеет значения. Также я не сильна в многословных описаниях, изобилующих красивостями и оригинальными словами. И никогда не буду в этом сильна, потому что считаю, что в моих произведениях многословные описания будут лишними.

Мои сильные стороны - это умение писать ярких персонажей и умение выстроить захватывающий детективный сюжет. В подавляющем большинстве случаев я беру персонажами. А если это еще и детектив, то тогда я веселюсь на полную катушку.

Важная мысль. Узнайте свои сильные стороны. С их помощью можно легко компенсировать слабые. Не стремитесь к тому, чтобы писать идеально! Поверьте, это вам не нужно.

4. Определитесь!

Я понимаю, соблазн прокачать все и сразу велик. Ведь вы почувствуете себя очень крутым писателем, который растет над собой. Но это ощущение быстро сменится отчаянием, потому что вы потеряете фокус внимания. Сфокусировавшись на одном навыке, вы добьетесь большего успеха. И за более короткий срок.

Важная мысль. Определите один навык и сконцентрируйтесь на нем.

5. Моделируйте.

Не знаю, откуда у писателей взялась эта страсть к теории - еще теории, еще и еще. Не устану повторять: мы недооцениваем наш уровень. Писатели много читают. Мы неосознанно подмечаем интересные приемы и “фотографируем” понравившиеся фишки. Сколько бы теории мы ни учили, мы в любом случае должны начать ее практиковать, иначе у нас не будет навыков. Невозможно написать книгу, сидя за компьютером, глядя на чистый документ и повторяя “я знаю много теории, я знаю много теории, я знаю много теории”. Намного проще и быстрее освоить какой-либо навык можно с помощью моделирования. То есть, с помощью повторения понравившихся нам приемов.

У вас страдает сюжет? Ищите авторов, которые, на ваш взгляд, сильны в сюжете, подмечайте и моделируйте.

У вас сложности со стилистикой? Ищите авторов, которые, на ваш взгляд, хорошо владеют словом, подмечайте и моделируйте.

У вас проблема с персонажами? Вы поняли, что нужно делать.

Важная мысль. Вместо того, чтобы пичкать себя теорией, переходите сразу к практике и моделируйте. Благо у нас много отличных учителей.

Пополняйте ваши ресурсы, но делайте это с умом.

Слушайте свое сердце,

С любовью, Настя
Buy for 10 tokens
***
...

Комментарии

( 22 слов — Сказать )
streletc_art
19 июл, 2018 01:38 (UTC)
У меня проблема с сюжетом :))
Позадавайте мне вопросы )
era_elto
19 июл, 2018 07:07 (UTC)
Какие вопросы? )
streletc_art
19 июл, 2018 08:49 (UTC)
*Часто я слышу: “У меня проблема с сюжетом”. Я начинаю задавать вопросы, и выясняется, что у человека с сюжетом нет никаких проблем.
- Вдруг у меня тоже нет проблем, было бы здорово. А то я уже прямо уже совсем уже задолбалась уже с этим сюжетом :)
Я уж жаловалась тут, что пишу первый в жизни роман, и это ад адский )
era_elto
19 июл, 2018 15:57 (UTC)
Твоя проблема мне известна, Лара, ты ее много раз описывала. Ты думаешь, что не сможешь стать "сюжетным" автором ("не сможешь" - это ключевой момент). Боюсь, тут я тебе помочь не смогу )
streletc_art
19 июл, 2018 19:24 (UTC)
Не, я не думаю, что не смогу. Я обычно как раз всегда про всё считаю, что смогу.
Я не знаю - как? ))
Во-первых, где его брать, этот сюжет. Во-вторых, как его придерживаться без мучений.
Но как-то люди умудряются...
era_elto
19 июл, 2018 15:58 (UTC)
А если по сабжу, то в других ситуациях я обычно спрашиваю, как люди решили, что у них проблема с сюжетом. Доказательства "преступления", так сказать )
streletc_art
19 июл, 2018 19:37 (UTC)
Ты знаешь, если бы у меня так спросили, я бы ответила так:
Сюжет - это план. Это тема планирования. А я не могу писать худлит по плану.
Сочинения, статью - пожалуйста. А вот художественный текст - нет. Я не умещаюсь, расплываюсь, выбиваюсь куда-то - и в итоге этот мой с муками придуманный сюжет весь разваливается. И я потом надолго торможу, потому что не знаю, что с чем сцепить.

И ещё одна вещь.
Сюжет - это события. А я не очень люблю события. Мне лучше, когда ничего особенного не происходит. То есть, я сама острый сюжет придумывать не буду. У меня обычно не бывает внешней драматургии. Она всегда внутренняя: то есть, при минимуме событий буря всяких чувств.
А чувства - это не сюжет ))

По всему по этому я считаю, что у меня именно с сюжетом как раз проблемы.
А вот где, в чём истоки этих проблем - я не представляю )
era_elto
20 июл, 2018 10:49 (UTC)
Из того, что ты написала, можно понять, что тебе вообще не нравится писать с сюжетом. Так зачем себя мучить? Пиши без него - и проблема решена )
streletc_art
20 июл, 2018 12:39 (UTC)
Без сюжета нельзя написать роман. Вот и мучаюсь... ))
era_elto
21 июл, 2018 04:42 (UTC)
Ну так пиши не роман, а то, что тебе хочется писать. Если ты думаешь, что без сюжета нельзя )
streletc_art
21 июл, 2018 14:50 (UTC)
Так я и начала писать не роман! Я бы сроду на него не замахнулась... я ж не враг себе :)
Просто стала писать продолжение, потому что читатели начали размышлять, что дальше, и как будет, если вдруг вернётся первая женщина. Короче, они уже там половину придумали )
Ну, и мне тоже интересно стало. Я думаю, щас я напишу быстренько продолжение, я ж повесть написала за два месяца, ну к НГ будет вторая.
А оно вон что вышло... уже два НГ прошли ))
era_elto
21 июл, 2018 15:19 (UTC)
Ну... так когда же начнется сага о сюжете? Пока что не вижу ее )
streletc_art
21 июл, 2018 17:37 (UTC)
А так у меня ничего особенного и не происходит ))
440 тыс знаков, 11 авторских листов - и это всего пять дней жизни героя: с 15 по 19 декабря.
era_elto
22 июл, 2018 09:22 (UTC)
Я до сих пор не вижу проблемы )
streletc_art
22 июл, 2018 09:48 (UTC)
Вот смотри. Нормальные люди сначала набрасывают сюжет. Сюжет - это план. Последовательность событий. И потом, согласно этому плану прописывают эпизоды.
Это нормально, и работа быстро идёт.
А я не могу писать по созданному сюжету. Я могу писать только куда кривая вывезет ))
То есть, у меня чрезвычайно высокий уровень спонтанности. Для писателя это, на самом деле, очень важный компонент, потому что всё получается очень живое, поскольку пишется на одном дыхании, вдохновенно. Но структуры там никакой. Куда волна поволокла - там и сюжет. В итоге получающееся произведение не имеет берегов, в нём нет жёсткой композиции, оно всё время норовит расплыться.
И расплывается. В итоге получается на 200 вордовских страницах всего пять дней.
era_elto
22 июл, 2018 13:41 (UTC)
У тебя просто нет навыка. Я все свои книги так писала. И мы с Аней продолжаем так писать. План в самом начале делается, но потом сюжет меняется в любом случае, это абсолютно нормально. Еще пять романов - и все пойдет на лад ) Этот же у тебя первый. С первым (и любимым) часто случаются такие истории.
streletc_art
22 июл, 2018 15:04 (UTC)
Нету, ага. Первый роман - шальной и незапланированный. Два я благополучно бросила, один так и не начала. А этот, вишь, прикинулся повестью, а теперь бросать жалко ))

Но мне ещё по ходу интересно выяснить, почему я так тяжко придерживаюсь плана.
Я ж его разделила на части. Помнишь, ты говорила: пиши, как мелкое.
Вот я писала его частями. А части по главам. И так кое-как жила )
Думала - всё, решена проблема.

И вдруг третья часть разъезжается на отдельное произведение! А у меня уже названия придуманы, и композицию нельзя менять: всё повязано... О, госсподи...
Если я переживу этот роман, я напишу пособие: как не надо писать романы :).
era_elto
22 июл, 2018 15:52 (UTC)
Я думаю, тебе просто не хочется дописывать этот роман и расставаться с героями. Или с сюжетом. Или и с тем, и с тем. Иначе бы ты уже давно написала. Я не хочу сказать, что это в тебе что-то не так, вовсе нет. Почти все начинающие писатели в таких отношениях со своим первым романом. Я его пять лет писала (хотя по факту больше). И ужжжжасно не хотела расставаться с героями... мне казалось, что если я расстанусь с ними и поставлю точку, то больше не будет никаких идей, и я не буду писать.

Сейчас, когда у меня в творчестве все горит, и идей так много, что я удивляюсь, каким образом умудряюсь работать, есть и спать, все это кажется очень смешным. Но тогда было очень актуальным и болезненным. Причем я осознала этот комплекс только после того, как взяла себя в руки и сказала себе: "Так, все. Я заканчиваю этот роман. Хватит уже. Мне нужно расти и двигаться дальше".

Словом, причина в твоем случае не в сюжете, это точно. Она чисто психологическая. Ты не не можешь закончить. Ты НЕ ХОЧЕШЬ заканчивать. Подумай об этом ;) От себя могу добавить, что такие случаи мне встречались, и их немало.
streletc_art
22 июл, 2018 16:48 (UTC)
*мне казалось, что если я расстанусь с ними и поставлю точку, то больше не будет никаких идей, и я не буду писать.
- Ахах, есть такое, да, но немного в другом ракурсе: чтоб я ещё когда-нибудь что-то длинное затеяла! :) Ну таки и да, кажется, что этот сюжет тебя так выжал, что больше уже - ни-ни.

Плюс я спринтер: втемяшилось, всё бросила, села и за два часа написала - и потом сама и забыла ))
А тут всё длинно, надо помнить, следить... Я то имена перепутаю, то отчества, то дни, потом начинаешь перечитыветь и за голову берёшься. Это как в сериалах: один кадр в жёлтой кофте, а следующий уже - в синей ))

Конечно, психологическое, я очень бессистемный человек. Но закончить я, конечно, хочу. Хотя бы чтобы отдохнуть.

*у меня в творчестве все горит, и идей так много
- ты можешь писать параллельные вещи?
era_elto
23 июл, 2018 10:04 (UTC)
>> ты можешь писать параллельные вещи?

Это не вопрос умения, это вопрос желания и навыка. Да, пишу параллельные вещи. В 99 процентах случаев у меня есть своя вещь + соавторская )
streletc_art
23 июл, 2018 13:03 (UTC)
Ну, тебе ничего это перескакивание?
У меня интересная вещь сейчас: я всегда не то что умела, а даже любила скакать. Две-три книжки одновременно. Две вещи писалось легко. Туда-сюда, туда-сюда...

И я тут зимой сгоряча кинулась писать второй роман. И - не вышло. Так и бросила интересный детектив.
Попыталась параллельно работать с нонфикшн. И тоже со скрипом. Хотя ещё год назад вполне вела эти две линии.
Вот тебе и опыт. Роман всё пожрал ))
era_elto
23 июл, 2018 13:42 (UTC)
>> Ну, тебе ничего это перескакивание?

Мне бывает сложно перестроиться, когда долго писала в одной эпохе, а потом нужно в другую. К примеру, когда я писала "Обмани смерть", мы с Аней одновременно дописывали "Право выбора". Так вот "Обмани смерть" - это современность, детектив, сюжет сложный и стрелой все летит. "Право выбора" - историческая сага, там древние времена, все очень степенно. Вот меня и штырило иногда по-нехорошему ) Минут пятнадцать могла сидеть над главой пытаясь понять, в каком я времени )))) Но сейчас таких проблем не возникает. Сейчас я пишу вещь о Средневековье, а параллельно мы работаем над вещью о современности.

Секрет тут очень прост: нужно одинаково гореть обеими идеями. Та, которой ты не горишь, быстро отпадет. Это проверено.
( 22 слов — Сказать )
- Сегодня ты писал?

- Да.

- Значит, сегодня ты - писатель.

(с) Джулия Кэмерон, "Право писать"

Метки

На странице

Разработано LiveJournal.com