?

Log in

No account? Create an account

Вчера | Сегодня



Всем добрый мур!

Эта статья является продолжением мини-серии материалов по мотивам основного чек-листа рубрики “Авторская арифметика”. Сегодня мы говорим о ресурсах.

Что такое ресурс?

Представьте себе, что у вас есть машина. Вы проверили уровень жидкостей и состояние покрышек, все идеально. Но без топлива машина не поедет. Вы заполняете бак и отправляетесь в дальнюю поездку. На определенном этапе вам нужно будет подзаправиться, потому что без топлива машина встанет. Также вам нужно “подзаправить” себя: перекусить, выпить кофе, возможно, поспать. Топливо для машины, еда, кофе и сон для вас - это ресурс. Ресурс необходим нам для того, чтобы достигать результатов. Писательский ресурс - это знания и навыки, которые нужны нам для достижения наших творческих целей.


Какими бывают писательские ресурсы?

Условно их можно разделить на следующие группы.

1. Готовые вещи - книги, рассказы, стихи, миниатюры.

Готовые вещи - это маленькие (и не очень!) доказательства того, что вы МОЖЕТЕ. Это ваши результаты. Писатель - это тот, кто пишет. Чем чаще вы финалите вещи, тем больше сумма на вашем счету личного доверия. Этот термин использовал доктор Стивен Кови, и мне нравится эта метафора. Каждая завершенная вещь добавляет несколько монет в копилку вашей уверенности в себе. Растет ваш уровень, растет ваше мастерство.

Начинающие писатели пишут первые романы несколько лет именно потому, что не осознают, как важно делать накопления на этом счете. Писатели, первый роман которых позади, недооценивают важность другого ресурса - личной силы. Когда мы хотим, чтобы каждое наше произведение было идеальным и переписываем его по сто двадцать пять раз, мы рубим сук, на котором сидим. Мы хотим сделать лучше вещь определенного уровня, находясь на том же уровне. Но это невозможно, потому что улучшения приходят только на более высоких ступенях мастерства. Мы попадаем в ловушку: убеждаем себя в том, что сможем сделать лучше. И еще лучше. И еще лучше.

В итоге мы переписываем произведение тысячу раз, но результат нас все равно не удовлетворяет. Давайте скажем прямо: как авторы мы стоим на месте. И не суть важно, какие оправдания мы себе придумываем. Когда мы переписываем одну вещь тысячу раз, наша личная сила уходит в минус. И из него все сложнее выбираться.

Важная мысль. Работа над увеличением личной силы возможна только в том случае, если мы регулярно завершаем вещи.

2. Аудитория.

Можно долго плеваться ядом и говорить, что вы пишете для себя. Или говорить, что вы уже давно не пишете для кого-то, и что вас не интересует читательское мнение. Но мы пишем для читателя. Иначе мы писали бы в стол.

Наша аудитория - это наша мотивация, наше вдохновение, наш самый строгий критик и наш самый преданный поклонник. Нужно каждый день задаваться вопросом: что я делаю для своей аудитории? Что я могу дать своему читателю? Что я могу улучить в подаче материалов? Есть ли у меня контакт с аудиторией? Как я могу укрепить эту связь? К слову. Возможно, вы не продаете свои книги на данный момент, но если планируете… да. Ваша аудитория - это ваши потенциальные покупатели. Может, это даст вам дополнительную мотивацию работать с ней.

Важная мысль. Вопрос “что я делаю для своего читателя” нужно задавать себе каждый день. И предпринимать конкретные шаги.

3. Навыки.

В современном мире из писательских навыков сделали культ. Именно из этого термина - “писательские навыки”. Все бегают вокруг и орут: “Прокачивайте писательские навыки!”. Когда одного из таких умников осторожненько остановишь и зашепчешь ему на ушко: “А о каких навыках речь, бро?”, он шарахнется от вас и как от чумы и побежит дальше: “Мне некогда! Я вдохновляю других на то, чтобы они прокачивали писательские навыки! И ты прокачивай! Давай-давай, я проверю!”.

Писательские навыки можно разделить на три основные группы.

Первая - умение строить сюжет. Основные знания композиции произведений мы получили в школе, так что “я не знаю, как строить сюжет” - это плохое оправдание. Сюда же - умение закрутить интригу, умение раскрутить интригу, умение расставлять “крючки” и поддерживать напряжение.

Вторая - работа с персонажем. И это не совсем писательский навык. Потому что для создания по-настоящему ярких героев недостаточно быть “просто писателем”. Желательно иметь обширные знания в области наук, связанных психологией. Ну и, конечно, уметь оформлять всю эту радость так, чтобы читателю нравилась картинка.

Третья - стилистика. Стилистика - это ваша способность рисовать выразительные и эмоциональные картины с помощью языка, на котором вы пишете. Я люблю простые определения и не вижу смысла в том, чтобы поклоняться неведомой и непостижимой стилистике.

Важная мысль. Писательские навыки - это не запретное знание, а четко определенные сферы. И прокачивать их нужно ДЕЙСТВИЕМ.


Как наращивать писательский ресурс

С первыми двумя пунктами все понятно. Финалить вещи, работать с аудиторией. Главные большие вопросы начинаются тогда, когда мы обращаемся к третьему пункту. Как же прокачивать эти пресловутые писательские навыки?

1. У вас должна быть цель.

Ибо ресурсы всегда подбираются под цель. Предположим, вы хотите написать фэнтезийный роман с детективной и любовной линиями. В идеале вам нужно уметь работать с фэнтезийными мирами, строить детективную интригу и не забывать про эмоциональное напряжение.

Важная мысль. До того, как прокачивать тот или иной писательский навык, поставьте цель.

2. У вас должна быть потребность в том, чтобы прокачать тот или иной писательский навык.

Часто я слышу: “У меня проблема с сюжетом”. Я начинаю задавать вопросы, и выясняется, что у человека с сюжетом нет никаких проблем. И вообще у него нет проблем, помимо тех, которые он сам себе придумал. Проблема - это когда либо работа реально стоит (страдает планирование - как вариант), либо вы недовольны УЖЕ ГОТОВЫМ материалом (пусть и черновиком, который пишется).

Важная мысль. Прокачивать навык нужно тогда, когда вам это нужно, прошу прощения за некрасивый каламбур. “Просто чтобы было” - это пустая трата ресурса.

3. Вы должны знать свои сильные и слабые стороны.

Смиритесь с тем, что вы никогда не будете писать идеально. Скажу больше - вам это не нужно. К примеру, я не умею описывать сцены драк и боев - и мне на данный момент это не нужно. Когда понадобится, я буду рад этим работать, но сейчас это не имеет значения. Также я не сильна в многословных описаниях, изобилующих красивостями и оригинальными словами. И никогда не буду в этом сильна, потому что считаю, что в моих произведениях многословные описания будут лишними.

Мои сильные стороны - это умение писать ярких персонажей и умение выстроить захватывающий детективный сюжет. В подавляющем большинстве случаев я беру персонажами. А если это еще и детектив, то тогда я веселюсь на полную катушку.

Важная мысль. Узнайте свои сильные стороны. С их помощью можно легко компенсировать слабые. Не стремитесь к тому, чтобы писать идеально! Поверьте, это вам не нужно.

4. Определитесь!

Я понимаю, соблазн прокачать все и сразу велик. Ведь вы почувствуете себя очень крутым писателем, который растет над собой. Но это ощущение быстро сменится отчаянием, потому что вы потеряете фокус внимания. Сфокусировавшись на одном навыке, вы добьетесь большего успеха. И за более короткий срок.

Важная мысль. Определите один навык и сконцентрируйтесь на нем.

5. Моделируйте.

Не знаю, откуда у писателей взялась эта страсть к теории - еще теории, еще и еще. Не устану повторять: мы недооцениваем наш уровень. Писатели много читают. Мы неосознанно подмечаем интересные приемы и “фотографируем” понравившиеся фишки. Сколько бы теории мы ни учили, мы в любом случае должны начать ее практиковать, иначе у нас не будет навыков. Невозможно написать книгу, сидя за компьютером, глядя на чистый документ и повторяя “я знаю много теории, я знаю много теории, я знаю много теории”. Намного проще и быстрее освоить какой-либо навык можно с помощью моделирования. То есть, с помощью повторения понравившихся нам приемов.

У вас страдает сюжет? Ищите авторов, которые, на ваш взгляд, сильны в сюжете, подмечайте и моделируйте.

У вас сложности со стилистикой? Ищите авторов, которые, на ваш взгляд, хорошо владеют словом, подмечайте и моделируйте.

У вас проблема с персонажами? Вы поняли, что нужно делать.

Важная мысль. Вместо того, чтобы пичкать себя теорией, переходите сразу к практике и моделируйте. Благо у нас много отличных учителей.

Пополняйте ваши ресурсы, но делайте это с умом.

Слушайте свое сердце,

С любовью, Настя
Buy for 10 tokens
***
...

Комментарии

streletc_art
23 июл, 2018 13:03 (UTC)
Ну, тебе ничего это перескакивание?
У меня интересная вещь сейчас: я всегда не то что умела, а даже любила скакать. Две-три книжки одновременно. Две вещи писалось легко. Туда-сюда, туда-сюда...

И я тут зимой сгоряча кинулась писать второй роман. И - не вышло. Так и бросила интересный детектив.
Попыталась параллельно работать с нонфикшн. И тоже со скрипом. Хотя ещё год назад вполне вела эти две линии.
Вот тебе и опыт. Роман всё пожрал ))
era_elto
23 июл, 2018 13:42 (UTC)
>> Ну, тебе ничего это перескакивание?

Мне бывает сложно перестроиться, когда долго писала в одной эпохе, а потом нужно в другую. К примеру, когда я писала "Обмани смерть", мы с Аней одновременно дописывали "Право выбора". Так вот "Обмани смерть" - это современность, детектив, сюжет сложный и стрелой все летит. "Право выбора" - историческая сага, там древние времена, все очень степенно. Вот меня и штырило иногда по-нехорошему ) Минут пятнадцать могла сидеть над главой пытаясь понять, в каком я времени )))) Но сейчас таких проблем не возникает. Сейчас я пишу вещь о Средневековье, а параллельно мы работаем над вещью о современности.

Секрет тут очень прост: нужно одинаково гореть обеими идеями. Та, которой ты не горишь, быстро отпадет. Это проверено.
- Сегодня ты писал?

- Да.

- Значит, сегодня ты - писатель.

(с) Джулия Кэмерон, "Право писать"

Метки

На странице

Разработано LiveJournal.com