?

Log in

No account? Create an account

Вчера | Сегодня


Здравствуйте!

Все мы — писатели и сценаристы — любим своих героев, главных действующих лиц своих историй. Нам хочется, чтобы они были сильными, красивыми, умными и выходили победителями из любой передряги. Вот я, например, детстве придумал супергероя по имени Футболист. Он был настолько сильным и неуязвимым, что играючи побеждал любого противника. Я был горд своей придумкой, и не мог понять, почему истории про Футболиста выходили такими скучными. Теперь же мне хорошо понятно, в чем была ошибка. Об этом я и расскажу.
Что делает историю интересной?

Вспомните какую-нибудь захватывающую книгу. Акунина, Дэна Брауна, Роберта М. Вегнера или еще кого-нибудь. А может быть это будет фильм или сериал. Вспомните с каким интересом и замиранием сердца вы следили за действиями героев. Что именно вызывало в вас такой жгучий интерес?

Вот персонаж повис над пропастью, вот на него летит огнедышащий дракон, вот он тянет руку отравленному вину, а злодей-отравитель смотрит издалека с ехидной улыбкой. У вас замирает сердце. Вы не знаете, что будет дальше.

И вот герой чувствует под ногами незамеченный ранее уступ, вот он дотягивается до сумки с магическими амулетами и становится невидимым, а вот герой хочет рассказать анекдот, поворачивается, случайно задевает рукой официанта и разливает на пол отравленный напиток, чем вызывает комичную злобную мину на лице негодяя.

Проще говоря, интерес строится на том, что мы наблюдаем, как персонаж попадает в сложную ситуацию и как он из нее выпутывается.

Что делает ситуацию сложной?

Давайте сравним две ситуации.

  1. Бэтмен, в погоне за Джокером, вбегает в темный переулок и слышит за спиной голос: «Стой, клоун! У меня нож!». Бэтмен, не оборачиваясь, бьет ногой назад и не услышав, как падает тело, устремляется дальше.

  2. Бэтмен, в погоне за Джокером, вбегает в темный переулок и слышит за спиной голос: «А вот и мышь! Ха-ха-ха-ха!!!». На Бэтмена тут же падает клетка с толстыми стальными прутьями и из тени выходит Джокер с огнеметом.


Какая из ситуаций более сложная для Бэтмена? Думаю, ответ очевиден.

Сложность возникает тогда, когда задачу нельзя решить быстро и без усилий. Герой может попасть под обвал, свалиться в реку, забыть ключи от дома, где лежат важные документы и так далее. Главное, чтобы это была действительно проблема. Но еще важнее, чтобы от решения этой проблемы зависела судьба героя или даже его жизнь. Только когда мы чувствуем реальную угрозу нашему герою, мы начинаем переживать.

Но есть одна деталь, которая делает ситуацию во много раз интереснее. Сравните: «Гуляя в горах, Шерлок Холмс попал под обвал» или «Гуляя в горах, Шерлок Холмс попал под обвал, устроенный профессором Мориарти». Какая ситуация интереснее?

Именно поэтому нам нужен антагонист.

Каким должен быть антагонист?

Если вы хоть раз смотрели спортивные соревнования, то знаете, насколько скучно смотреть игры, где она команда заведомо слабее другой. Сразу становится понятно, кто победит. Отсюда может показаться, что антагонист должен быть равным нашему герою по силам. Чтобы до самого финала было неясно, кто кого одолеет.

Но давайте вспомним несколько блокбастеров.

  • «Терминатор»: простой человек против робота-убийцы из будущего.

  • «Челюсти»: простой человек против огромной акулы.

  • «Матрица»: простой человек против компьютера, контролирующего виртуальный мир.

  • «Парк юрского периода»: простой человек против огромных хищных динозавров.


Продолжать?

Во всех случаях герой очевидно слабее антагониста. И именно поэтому нам так интересно! Потому что мы любим героя, понимаем, что злодей его может легко убить, переживаем за него и всеми силами желаем ему победы. И как же мы радуемся, когда герой все-таки побеждает!

Злодей должен быть страшным, сильным, могучим, а лучше вообще всемогущим, и тогда наш герой, который вынужден противостоять такому противнику, становится действительно героем.

Делайте своих злодеев сильными, яркими, умными, но помните, что у них должна быть своя правда. Антагонист обязательно должен логично объяснять свои действия, но об этом мы поговорим в другой раз.


Владимир Максимушкин, сценарист
Buy for 10 tokens
***
...

Комментарии

( 7 слов — Сказать )
streletc_art
6 авг, 2018 00:10 (UTC)
А у меня вот нет антагониста. Но у меня нет и приключений. У меня просто жизнь.
kilamov
6 авг, 2018 06:12 (UTC)
А разве в "просто жизни" люди не сталкиваются с препятствиями? Так вот, гораздо интереснее, если эти препятствия будут вызваны действиями других людей.
streletc_art
6 авг, 2018 08:48 (UTC)
Люди сталкиваются со многим, да. Но мне интересны больше отношения и чувства, чем события и козни. Козней в жизни встречается мало. А проблемы взаимоотношений на каждом шагу. И это всё надо как-то решать, и это интересно. Но антагониста при этом нет. Есть просто конфликты разного рода.
kilamov
6 авг, 2018 08:53 (UTC)
Если есть конфликт, значит, есть и антагонист :)

>> Козней в жизни встречается мало.
Конечно. Именно по этому проза интереснее жизни, потому что там есть козни :)
streletc_art
6 авг, 2018 09:08 (UTC)
Но антагонист - это личность, а конфликт может быть и с собой, и с окружающим миром, и с любимым человеком.

Хм... проза интереснее, если она хорошо написана. А уж про что она написана, и кто там дерётся - дело всё-таки десятое...
kilamov
6 авг, 2018 09:17 (UTC)
>> Хм... проза интереснее, если она хорошо написана. А уж про что она написана, и кто там дерётся - дело всё-таки десятое...

То есть для Вас стиль и язык важнее содержания?
Для меня наоборот. Если интересный сюжет, я готов простить автору стилистические огрехи.
streletc_art
6 авг, 2018 09:20 (UTC)
Так литература - это прежде всего язык. Бель летр, красивое письмо. Если вещь плохо написана, она же дискредитирует автора.
( 7 слов — Сказать )
- Сегодня ты писал?

- Да.

- Значит, сегодня ты - писатель.

(с) Джулия Кэмерон, "Право писать"

Метки

На странице

Разработано LiveJournal.com