?

Log in

No account? Create an account

Вчера | Сегодня



Здравствуйте!

Недавно в рубрике «Три мысли перед сном» Настя предложила порассуждать о том, какие финалы нам больше нравятся. Вот этот пост, если кто пропустил: https://writing365.livejournal.com/605270.html. Я же задумался, отличаются ли финалы полнометражных фильмов и сериалов? И вот к какому выводу я пришёл.
Какие вообще бывают финалы

На всякий случай освежим в памяти эту информацию. Итак, финалы бывают:

  • открытые — автор оставляет героя на перепутье и не дает однозначного ответа, что же с ним случилось;

  • закрытые — автор развязывает все узлы, отвечает на все вопросы.


Иначе можно сгруппировать финалы по эмоциональному настрою:

  • хэппи энд — проще говоря, все счастливы, зло повержено, добро торжествует;

  • трагический финал — герой терпит поражение, а лучше всего — героически погибает, но при этом злу все равно достается по первое число;

  • неожиданный поворот — когда автор финалом переворачивает смысл всего произведения;

  • петлевой финал — когда произведение заканчивается так, что как был должно начаться снова (например, финал «Тёмной башни» Стивена Кинга).

Когда с финалами мы разобрались, займемся отличиями полнометражного кино и сериалов.

Главное отличие фильма от сериала

Конечно же — это размер. Сериал — он на то и сериал, что идет серия за серией в течение длительного времени. И даже когда заканчивается один сезон, ему на смену приходит второй. Может показаться, что для сериала финал не нужен вообще. Ведь история должна продолжаться! Но нет.

Есть два вида сериалов:

  • вертикальные, когда каждая серия представляет собой некую законченную историю, а между собой серии связаны только общими персонажами;

  • горизонтальные, когда серии представляют собой одну большую историю, развивающуюся на протяжении всего сезона, а то и нескольких.

И у каждого из них есть особенности в построении финала.

Сериальные финалы

Для вертикальных сериалов правила финалов будут такими же, как для полнометражного кино. Серия может закончиться трагично или комично, может оставить героев перед выбором или развязать все узлы. Мы всё равно понимаем, что в следующей серии увидим этих же персонажей, попавших в очередную передрягу. То есть убивать героев вам не позволят :)

Сейчас вертикальные сериалы постепенно сходят со сцены. Они были популярны по одной простой причине: их показывали по ТВ и если зритель пропускал одну серию, то ничего не понимал в следующих и бросал смотреть. Потом люди научились записывать серии и риск потерять сюжетную нить сошел на нет. Потом появились стримминговые сервисы, типа Netflix, которые вообще выкладывают весь сериал целиком и смотреть его можно в любое удобное время.

Вот в горизонтальных сериалах с финалами есть хитрость. Каждая серия должна заканчиваться так называемым крючком или, если кому нравятся кальки с английского, клиффхенгером. Это не совсем финал, скорее обрыв повествования «на самом интересном месте». А вот в конце сезона перед сценаристом будет стоять очень интересная задача.

Конец сезона — это конец той большой истории, которую вы рассказывали на протяжении 8, 10, 12 серий. Это вроде бы самый настоящий финал, но каждый создатель сериала надеется, что его продлят на следующий сезон. А как начнешь делать второй сезон, если в финале первого убил главного героя? Можно, конечно, воскресить, но чтобы сделать это органично придется поломать голову.

Значит, финал сезона должен быть «и нашим, и вашим»: с одной стороны завершать историю, расставлять все точки над i, но в то же время оставлять намек на возможное продолжение. Как назвать такой финал, я не придумал. Может быть у вас будут предложения?

Владимир Максимушкин, сценарист
Buy for 10 tokens
***
...

Комментарии

( 5 слов — Сказать )
streletc_art
27 авг, 2018 19:28 (UTC)
Вот у меня как раз такой финал в "Эликсире". Я вообще могу похвастаться выстроенным там финалом, он мне очень нравится по конструкции, я люблю многоэтажные такие финалы, ступенчатые. Когда вроде бы конец - а оно ещё не кончается, а даже ещё бонусом что-то происходит острое.

Ну и вот. Финал вроде бы закрыт: всё ясно. Все разобрались после всяких страданий, и каждый пошёл на своё место с хорошей перспективой.
Но. Всем тем не менее было интересно, что будет дальше.
И я села писать, потому что и мне стало интересно. И вот и пишу до сих пор, впряглась, как дура ))

В то же время, эту повесть вполне можно считать завершённой, и завершённой качественно.
Как назвать финал, не знаю. Диагнональный какой-то :))))
kilamov
28 авг, 2018 05:12 (UTC)
Думаю, это случай, когда читателю так полюбились герои, что они не хотят с ними прощаться. Вроде бы всё уже про них узнали, но хочется ещё. Значит, отличные персонажи получились!
streletc_art
28 авг, 2018 10:52 (UTC)
Персонажи симпатишные, да, но там в самом конце выяснилось, что девушка перепутала адреса и теперь между влюблёнными нет связи. Т
То есть, у читателя сильно подогрет интерес, как они теперь выпутаются - найдут друг друга или нет.
А самый первый вариант сюжета, когда это было рассказом, кончался однозначно: герои расстаются. Всё тоже самое, но финал практически закрытый: ясно, что это был просто такой эпизод без продолжения.
А тут всё обогатила и сделала этот выверт. И сразу другая реакция получилась: если раньше мне друзья говорили мечтательно: хороший рассказ, то теперь читатели хотели узнать, что дальше ))

В общем, я соглашусь: финал - приём достаточно мощный, чтобы изменить отношение. И надо учиться этим приёмом управлять.
streletc_art
28 авг, 2018 10:54 (UTC)
В общем, материал очень нужный и важный, спасибо! ))
kilamov
31 авг, 2018 18:04 (UTC)
Спасибо!
Буду стараться и дальше писать про актуальное.
( 5 слов — Сказать )

Профиль

writing365
Ни дня без строчки
- Сегодня ты писал?

- Да.

- Значит, сегодня ты - писатель.

(с) Джулия Кэмерон, "Право писать"

Метки

Разработано LiveJournal.com