Эра Эльто (era_elto) wrote in writing365,
Эра Эльто
era_elto
writing365

30 творческих уроков. День 5. Любое мнение субъективно



Приветствую, друзья.

Это - пятый из тридцати творческих уроков, которым будет посвящен сентябрь, и сегодня мы поговорим о критике.

Система убеждений, которой я поделюсь с вами, ни в коем случае не является единственно истинной. Более того, я считаю, что такие системы каждый из нас вырабатывает самостоятельно, потому что каждый случай уникален. Если мои мысли придутся вам по душе, используйте их как фундамент!

1. Любое мнение субъективно.

Я была судьей и рецензентом на крупных писательских конкурсах, но и там мнения были субъективными. Что бы мы ни оценивали, мы осознанно или неосознанно обращаемся к нашему опыту, потому что мы - люди, и это наша природа. Хвалят ли вас, критикуют ли, все это субъективно.

2. Является ли критикующий авторитетом лично для меня?

В писательских кругах принято объединяться против гуру, многие из которых ничего особенного-то и не сделали. К примеру, двадцать лет пишут один роман, но всем постоянно советуют, причем в ультимативной форме. Я называю это "уважать потому, что другие уважают - и ты тоже должен, иначе тебя предадут анафеме". Каждый раз, когда в ваш адрес высказывают какое-либо критическое замечание, спрашивайте себя: лично для меня этот человек является авторитетом? Хочу ли я быть на него похожим, если да, в чем? Если этот человек не является для вас авторитетом, отметайте критику и идите дальше.

3. Мы сделали половину работы. Осталось совсем чуть-чуть. Сейчас мы пропустим критическое замечание через три важных фильтра.

Первый - правда. Критика направлена против того, что действительно существует? Или человек высосал свое замечание из пальца, а потом подогнал стройные теоретические доводы? Если второе, смело отметайте эту критику.

Второй - доброе намерение. Чего человек хочет добиться, высказывая свое критическое замечание? Он желает вам добра - или пытается возвыситься за ваш счет? Лично я критикую только в том случае, если меня об этом просят прямо. И никогда не открываю рот до тех пор, пока не уверена, что моя критика будет максимально доброжелательной. Моя цель - помочь человеку. В противном случае я промолчу. Итак, желает ли критик вам добра? Если нет - вы знаете, что делать с его замечанием.

Третий - практическая польза. Можете ли вы извлечь практическую пользу из замечания, которое высказал критик? Можете ли вы что-то улучшить? Или ваш оппонент просто сотрясает воздух, демонстрируя свои знания (и вашу неопытность)? Не будем углубляться в рефлексию и философские речи "в каждом замечании есть практическая польза", потому что это неправда. Не все нужно улучшать и не на всех этапах. Если на данный момент вы не видите смысла в критике - в сад, в сад, в сад. Можно улыбнуться и поблагодарить, но и только.

Завтра мы продолжим разговор об обучении. Не переключайтесь, вы на правильном канале. До встречи!

Слушайте свое сердце,

С любовью, Настя


Tags: 30 творческих уроков, Клуб на YouTube, Психология творчества
Subscribe
Buy for 10 tokens
***
...
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments