?

Log in

No account? Create an account

Вчера | Сегодня



Здравствуйте!

Идея этой статьи мне пришла в процессе работы. Сейчас я пишу сценарий визуальной новеллы, и возникла следующая ситуация: сценарий уже написан, он разбит по отдельным главам-файлам, и в нем все хорошо. Но в процессе обсуждения истории с геймдизайнером у нас возникла мысль показать характер героя еще с одной стороны. Только в какое место истории вставить новые сцены? Сценарий-то уже немаленький — страниц под 60. И тут я вспомнил отличный инструмент, с которым меня познакомила наша хозяйка era_elto.

Мыслью обнимает он бесконечность

При работе над сюжетом очень важно видеть его целиком. Но сделать это тем сложнее, чем больше сам сюжет, и сложность эта возрастает с каждой дополнительной сюжетной линией. Потому нередко мы с вами встречаем логические нестыковки в больших романах или длинных сериалах. Просто автору очень сложно все это держать в голове.

Наша память устроена таким образом, что в ней на поверхности находятся лишь та информация, с которой мы постоянно работаем. Стоит нам отвлечься, заняться чем-то другим, как сведения начинают медленно погружаться в пучину забвения и могут уйти туда навсегда, если вовремя их не освежить. Но как держать в голове весь огромный сюжет? Не перечитывать же каждый раз весь роман для того, чтобы сделать небольшую правку.

Очевидно, что нужно иметь что-то вроде краткого содержания, а лучше — схематичное изложение сюжета. Это можно сделать сплошным текстом, можно выделить в нем списком основные моменты или составить таблицу. Вариантов масса. Но я уверен, что мой вариант эффективнее, хотя, возможно, он более трудоемок.

Нарисуем сюжет

Хватит уже оттягивать момент разоблачения.

Я говорю об интеллект-картах, с которыми в этом клубе мы уже практиковались дважды. Один раз, когда учились строить сюжет, второй — когда разрабатывали персонажей. Эти знания я и решил применить для решения своей задачи.

Только у меня получилась, скорее не интеллект-карта, а некая блок-схема всего сюжета. Надо сказать, что для сценариста компьютерных игр этот инструмент будет вдвойне полезным. Потому что в этом случае вам придется иметь дело с большой вариативностью, которую наиболее наглядно можно отобразить именно на схеме.

Схематические полезности

Помимо того, что схема поможет вам держать в голове весь сюжет, каким бы хитросплетенным он ни был, она даст вам еще несколько преимуществ.

  • Если вы будете обозначать ключевые изменения цветом, то сможете сбалансировать сюжет. Просто уменьшите размер схемы и сразу поймете где у вас слишком много изменений, а где персонажи перемещаются по сюжету чересчур спокойно.

  • При составлении схемы вы наверняка найдете упущения в сюжете. Так, я сразу обнаружил момент, где герой помогает персонажу, но благодарности от него не получает, хотя это было бы логичным.

Наверняка каждый из вас сможет найти для себя и другие преимущества этого метода. К недостаткам его можно отнести лишь сравнительно большую трудоемкость и рутинность. Скажу сразу, составлять такую схему — занятие не такое уж и увлекательное. Но уверяю вас — овчинка еще как стоит выделки.

p.s. Кстати, у киносценаристов тоже есть подобный инструмент — доска. Они делают по одной карточке на каждую сцену фильма и раскладывают их на доске. Таким образом наглядно видны недочёты сюжета.
Владимир Максимушкин, сценарист
Buy for 10 tokens
***
...

Комментарии

( 13 слов — Сказать )
streletc_art
16 сент, 2018 22:04 (UTC)
Интересно... но непонятно, как делать...
kilamov
17 сент, 2018 07:24 (UTC)
Я использовал программу XMind (https://www.xmind.net). Просто открыл сценарий и начал методично составлять схему: сцена за сценой. Например:
1) герой сидит дома и говорит по телефону с мамой, она сообщает ему, что с отцом плохо;
2) герой едет на работу полный печальных мыслей;
3) герой на работе приходит на приём к начальнику, в коридоре сталкивается с озабоченного вида главным бухгалтером.

И так далее, до победного.
streletc_art
17 сент, 2018 09:01 (UTC)
Но ведь можно и без программы. Написать на бумажках - я обычно пишу начальные и конечные фразы.
Я просто не поняла, как увидеть в этих коротких записях, где там напряжение, где нет. То, что увидишь целиком - это да, увидишь. Но мелочи-то всё равно внутри, и надо всё равно перечитывать...
kilamov
17 сент, 2018 09:05 (UTC)
Чтобы увидеть напряжение, нужно его на этих карточках указать. И, думаю, лучше не писать начальные и конечные фразы, а описывать то, что происходит. Тогда проще сделать комментарий: тут у героев конфликт, тут любовь, тут печать.
streletc_art
17 сент, 2018 14:57 (UTC)
Да, но тогда как раз и придётся весь роман перечитывать же...
Или это надо делать в процессе? Написал главу - и перечисляешь события?
kilamov
17 сент, 2018 15:01 (UTC)
Да, придётся перечитать весь роман, но сделать это всего один раз. Если этого не сделать, то придётся перечитывать много раз :)
streletc_art
17 сент, 2018 15:05 (UTC)
Ясно. Хорошая идея. Спасибо за ))
Я в первый раз пишу крупномер - это такая жуть, уже вся обматерилась эвфемизмами )))
kilamov
17 сент, 2018 15:10 (UTC)
Я всё не решаюсь.
Успеха!
streletc_art
17 сент, 2018 15:20 (UTC)
А я думаете, решалась? )) Я думала - напишу ещё одну повестушку ))
И вот второй год её пишу, улезла в параллельный план - в 1942 год - и даже не знаю, когда вылезу. Там пошёл раскручиваться свой острый сюжет, с любовью и мистикой, я только глазами хлопаю ))
Не мы романы пишем, они пишутся нами ))
streletc_art
17 сент, 2018 15:04 (UTC)
Я пишу начало и конец, чтобы, когда я буду что-то перетасовывать, было видно, что между собой стыкуется, что нет.
Но в принципе, краткое содержание, конечно, надо.
Я такое сделала недавно - по части романа - и обалдела: оказывается, я пять дней жизни героя описывала год )) А без карточек я бы не сообразила ))
Ещё и с карточками-то нужно было возиться считать, где там он уснул, и когда было утро ))

Было очень интересно, кстати.
Но вот я не понимаю, что цветами выделять? Разные сюжетные линии?
kilamov
17 сент, 2018 15:09 (UTC)
У меня же визуальная новелла, причём с элементами обучения. Я цветами выделял: 1) сцены с обучением, 2) сцены с возможным концом игры, 3) когда выбор игрок даёт положительный эффект, а когда отрицательный.

В сюжете романа можно, например, одним цветом выделять сцены с главным героем, а другим — без него. Тогда станет ясно, где его много, а где он пропадает из поля зрения.
streletc_art
17 сент, 2018 15:38 (UTC)
Да, да, именно. Идея, непременно попробую ))

Спасибо! Чего-нибудь ещё приносите, я ваши материалы всегда читаю )
Всё-таки, без сценического, кинематографического мышления сложно сюжет вести. Хорошо хоть у меня немножко есть, очень помогает. Я вижу сцену - и описываю её. Смотрю дальше - чёто затянуто, нужна новая, начинаю новую )
kilamov
17 сент, 2018 15:43 (UTC)
Рад, что мои статьи приносят пользу.
Обязательно буду продолжать!
( 13 слов — Сказать )

Профиль

writing365
Ни дня без строчки
- Сегодня ты писал?

- Да.

- Значит, сегодня ты - писатель.

(с) Джулия Кэмерон, "Право писать"

Метки

На странице

Разработано LiveJournal.com