?

Log in

No account? Create an account

Вчера | Сегодня


В предыдущих сериях:

1. Наводим порядок оффлайн.

2. Где хранить? Облачные хранилища и не только.

3. Вы ж мои папки: создаем основу системы.

Всем добрый мур!

Это последняя статья нашего цикла. И последняя далеко не по важности. Потому что выбрать облачное хранилище (или несколько хранилищ) и создать четкую систему папок – это еще полдела. У многих авторов она есть, но они «исправно» теряют файлы и рвут на себе волосы…

Идеальное решение

Если оно покажется вам актуальным, то читать дальше смысла не имеет – вы уже спасены. Идеальное решение носит имя идеальной (и не только на мой взгляд) программы для писателей. Scrivener.







Как можно видеть на скриншотах, вы вольны вертеть все так, как пожелаете. Хотите «как классический план»? Пожалуйста. Хотите карточки? Пожалуйста. Слева – список папок, внутри которых могут быть главы, наброски, character research (я бы назвала это «работой с досье персонажа», но иногда получаются отдельные небольшие вещи, так что сохраняю исходный термин) и прочая-прочая. Вам не нужно искать написанное по всему компьютеру. Ну, а если вы еще и метки освоите, то вы нереально круты.

Как я уже говорила, минус у Scrivener только один. Сложность. Сегодня он кажется мне интуитивно понятным, и я не знаю, что бы без него делала, но для новичка программа выглядит как «много кнопок, много разного, пожалуй, вернусь в Word». Я считаю, что стоит потратить энное количество времени на изучение Scrivener, потому что эта инвестиция окупится с лихвой, равно как и сама покупка софта.

Золотое правило

Свою первую вещь я писала в одном файле, потому что была убеждена: нужно работать строго по порядку. Шаг влево, шаг вправо – расстрел. В смысле, «дыра» в сюжете. Или еще что-нибудь похуже (хотя для начинающего писателя любая мелочь – это «что-нибудь похуже»). Ко второму роману я стала умнее и поняла, что можно писать не по порядку, особенно если у вас в голове внезапно появляется идея для какой-то более поздней сцены. Или вовсе для финала. В итоге у меня был файл с рукописью, а к нему прилагались другие файлы. Я чертовски гордилась тем, что дошла до такого гениального решения (писать не по порядку) собственными силами.

Файлы с набросками носили следующие названия: «Константин и Нурит – первый разговор», «Константин и Марика – ссора». Здесь еще все понятно (по крайней мере, автору). Но потом началась запутанная история: «Константин и Лия – цветы», «Нурит и Ицхак – завещание». А потом – и вовсе: «Йосеф – вместо вырезанного». В какой-то момент, как вы понимаете, я совершенно потерялась в файлах. Хотя – на минуточку – все они лежали В ОДНОЙ (!!!) папке. И вот я, автор романа, гадаю: о каком завещании речь? Я вообще не упоминаю о завещании нигде! И что там вырезано? Я точно помню, что сцены с Йосефом не вырезала! И какие, мать вашу, цветы?! Да там в сценах с Константином и Лией цветов полно, можно магазин открывать и организовывать поставки по всему миру!

Восславим бардак! Потому что благодаря ему я вывела золотое правило.

Как можно меньше файлов!

Иногда я вижу, как писатели множат файлы с заметками и главами. Порой в этих документах находятся тексты размером максимум в пару страниц. Часто они не несут ровным счетом никакой смысловой нагрузки: к примеру, пришло вам в голову крутое описание рабочего кабинета героя, а вы его зафигачили в отдельный файл. И назвали: «Кабинет». А через пару месяцев смотрите и думаете: что? Какой кабинет?

Еще хуже – обрывки сцен или диалоги в отдельных файлах. Зло, зло, зло. Особенно если вы выбираете такие же названия, как в моем примере (а часто именно их мы и выбираем). Не надо тешить себя мыслью «ну я же автор, я знаю свой роман, я все смогу найти». Я могу похвастаться великолепной памятью во всем, что касается моих произведений, но иногда попадаю в ситуации «черт, Настя, а откуда этот сюжетный поворот взялся в «Людях без лиц»?» или даже «черт, Настя, ты же убила его в прошлом романе, откуда он тут появился?». Не полагайтесь на память, она не так совершенна, как мы думаем.

Что делать и куда бежать?

1. Для начала – еще разок. Золотое правило – меньше файлов. Как. Можно. Меньше. Файлов.

2. Я всегда стою за то, чтобы использовалось как можно меньше носителей. Если файл есть, то лучше искать его в трех папках на Dropbox, чем в трех тысячах папок на всей машине. Для тех, кто хочет в этот момент написать комментарий «а как же опция «Поиск»?»: отличная идея, ковбой. Но только в том случае, если помнишь, как его назвал. Если файл назван «Главный герой – завещание», а ты убежден, что в романе завещания нет, то тебе и в голову не придет использовать такой поисковой запрос.

3. Как сократить количество файлов? Для этого можно использовать один документ Word + заголовки. Просто выкладываем очередной набросок и делаем соответствующий заголовок. При нажатии сочетания клавиш CTRL + F программа открывает меню в левом окне, где можно перейти к содержанию и все увидеть. Собственно, маленький Scrivener в Word. Я выступаю за то, чтобы все заметки и наброски хранились в одном файле. Отдельные файлы позволительны только для основного документа с рукописью, а также для цельных глав.

4. Итак, у нас есть основной документ с рукописью и цельные главы. Они лежат в папке «2018_Мой гениальный роман». Основной файл с рукописью лучше называть в соответствии с именем папки, то есть, «2018_Мой гениальный роман». В этой папке у нас есть отдельные папки, такие, как «Вставленное» и «Служебное». В служебном мы храним наброски и заметки, а также интеллект-карты, связанные с романом, образы персонажей, разный исторический материал и прочая. Кстати. Как вы назвали файл с набросками и заметками? «2018_Мой гениальный роман_Наброски»? Отлично, я в вас не сомневалась.

5. Возникает следующий закономерный вопрос: зачем папка «Вставленное»? Там лежат файлы с уже написанными и вставленными в рукопись главами. С некоторых пор (и после неприятного случая) я храню их, но вы можете не хранить, это не критично. По крайней мере, до тех пор, пока у вас тоже не случится что-нибудь неприятное, и вы не извлечете свой личный урок.

6. Следует ли давать четкие названия главам, которые вы пишете в отдельных файлах? Да. Во-первых, потому, что иногда в работе несколько глав, и вам нужно их различать, когда они лежат в основной папке. Во-вторых, потому, что вам может понадобиться конкретная глава именно в отдельном файле уже после того, как документы будут переложены в папку «Вставленное». Я учитываю название рукописи, номер части, номер главы и персонажа, который является рассказчиком. «2018_Лавандовый шлейф III_Часть 5_Глава 4_Алиса». Это, помимо всего прочего, обеспечивает хронологический порядок глав в папке «Вставленное».

Бонус: скажите сложным названиям «нет»

«Сцена о том, как она пришла к нему после того, как написала ему письмо и призналась в любви, а он ей отказал». Вы серьезно? Я серьезно, названия файлов порой бывают и такими. А вот насколько серьезен автор, я не знаю. И уж точно не знаю, о чем он думал, когда давал такое название. Почему бы не сократить до «сцена после получения письма»? Или, на худой конец, «трагическая сцена отказа после получения письма»? Но нет, нет. Мы пишем жуткую конструкцию, состоящую из тысячи слов. Выбирайте короткие говорящие названия, если уж вы не можете обойтись без сцен в отдельных файлах.

Вместо послесловия

Мне много раз доводилось давать советы по созданию систем. Когда человек приходит ко мне с такой просьбой, это значит, что теперешняя система не работает. То есть, необходимы изменения. А изменения никогда не бывают комфортными.

«Ой нет, это же новая программа, я не хочу, она сложная».

«Это что же, мне все переделывать? Да я буду целую вечность привыкать, ой нет».


Получается ситуация с девушкой, которая сидит на огромном муравейнике. Ее кусают, и ей больно. Но если она встанет с муравейника и уйдет, то будет еще больший «дискомфорт», который она себе придумала: ведь ей придется привыкать к новым условиям и меняться. И девушка остается сидеть. Но ведь ей больно? Да, но она уже привыкла.

Любые изменения и рост – это боль и жертва. Мы жертвуем своим временем, составляя систему. Первое время мы жертвуем и нервами, потому что работа по-новому дается с трудом. Но если мы не сдадимся, то в итоге получим удобную рабочую среду. Мне было неудобно осваивать Scrivener. Было неудобно осваивать метод интеллект-карт в контексте творчества. Но я понимала, что это поможет мне работать лучше. Правда в том, что есть только два варианта. Либо вы довольствуетесь болью, к которой привыкли, либо вы что-то меняете и первое время испытываете боль, но в итоге получаете что-то очень хорошее и крутое. НЕТ вариантов посредине. Их не существует. Забудьте об этом.

Делайте. Пробуйте. Меняйте. Делайте, пробуйте и меняйте еще раз. Система – это не что-то, что вы создаете раз и навсегда. Это живой организм, и он будет меняться в соответствии с тем, над чем вы работаете. Помните, что главное – это заложить основу. На этом фундаменте будет намного легче строить и трансформировать остальное. Желаю удачи!

Слушайте свое сердце,

С любовью, Настя



Buy for 10 tokens
***
...
- Сегодня ты писал?

- Да.

- Значит, сегодня ты - писатель.

(с) Джулия Кэмерон, "Право писать"

Метки

Разработано LiveJournal.com