?

Log in

No account? Create an account

Вчера | Сегодня


Здравствуйте!

Сегодняшняя статья будет больше для киносценаристов, чем для какого-либо другого. А в особенности для тех, кто решил, как я, попробовать переквалифицироваться из комиксов в кино. Суть в том, что описания сцен имеют свои меленькие отличия, которые сперва мало кем осознаются.

Сценарий — это не проза

О том, что сценарий сильно отличается от прозы, я уже говорил, и не раз, потому сейчас лишь напомню основные моменты. Сценарий — это больше технический документ, чем литературное произведение. В нём исключены цветистые описания интерьеров, яркие метафоры, ироничные сравнения и прочие элементы, за которые мы так любим многих писателей.

Просто основная цель сценария не в том, чтобы его было интересно читать (это уже, скорее, бонус), а в том, что бы он был понятен остальным участникам производства. Нужно, чтобы актёру была понятна роль, было ясно, как должен себя чувствовать персонаж в той или иной сцене. Режиссеру должна быть понятна драматургия сцены, видны отношения между персонажами. Оператору должно быть понятно освещение, настроение и продолжительность сцены.

И все это можно передать текстом.

Такие разные описания

Я, как вы знаете, начинал с комиксов. Там в сценарии описывается статичное изображение, даже если сам текст нужно писать в настоящем времени. Отчасти по этому, отчасти по своему убеждению в необходимости сухого описания, я описывал сцены сухими отрывистыми предложениями. Например, так:

Кошка ест сухой корм. Заканчивает есть, проходит мимо стола, за которым сидят отец и дочь. Кошка выходит из кухни в гостиную, подходит к дивану, накрытому прозрачной полиэтиленовой плёнкой.

Для комикса тут всё хорошо, а вот для кино — не очень. Это описание выглядит чередой отдельных микросцен.

  • Кошка ест корм (сколько времени она это делает в кадре: одну секунду или 10 минут, как у Тарковского?).

  • Кошка закончила есть (что именно происходит в этот момент? Она просто отошла от стола или ещё и лапкой «зарыла» корм?).

  • Кошка идёт мимо стола за которым сидят отец и дочь (а они в этот момент чем занимаются?).

  • Кошка выходит из кухни (быстро или медленно выходит? А может вообще стремительно выбегает?).

  • Кошка входит в гостиную (как она входит?).

  • Кошка подошла к дивану (и что дальше? просто остановилась или нюхает плёнку?).

Эту же сцену можно было записать немного иначе, чтобы бы вопросы исчезли.

Доев сухой корм, кошка поднимает голову. Неторопливо пройдя мимо стола, за которым ужинают отец и дочь, кошка выходит из кухни в гостиную, где виден диван, накрытый полиэтиленовой плёнкой.

В таком описании сразу видны сами действия и их длительность. «Доев» говорит нам о том, что в кадре мы видим лишь последний момент доедания, а дальше уже кошка отходит от миски. «Неторопливо пройдя мимо стола» уже говорит о том, что этот момент длиннее, но всё же короткий, потому что написано «пройдя», а не «проходит». Главным действием в этом описании становится «кошка выходит из кухни в гостиную, где виден диван, накрытый полиэтиленовой плёнкой». Этот момент нам нужен для того, чтобы показать, что герои недавно переехали и даже ещё не успели расчехлить мебель, а всё остальное — лишь подводка к этому действию.

А теперь упражнения!

Давайте потренируемся в описании сцен. Для этого сделайте, пожалуйста, три разных описания сцены с кошкой. В первом варианте главным в сцене должен быть ужин отца и дочери, во втором — игривый характер кошки, в третьем — интерьер кухни.

Владимир Максимушкин, сценарист
Buy for 10 tokens
***
...
- Сегодня ты писал?

- Да.

- Значит, сегодня ты - писатель.

(с) Джулия Кэмерон, "Право писать"

Метки

Разработано LiveJournal.com